СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по технологии 5 класс (мальчики). Тема урока: Выпиливание лобзиком модель самолёта

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учащиеся были заинтересованы, при изготовления модель самолёта

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по технологии 5 класс (мальчики). Тема урока: Выпиливание лобзиком модель самолёта»

План-конспект урока по технологии учитель Бикмуллин М. М Дата 26.11.2015 год


Тема урока: Выпиливание лобзиком. Выпиливание лобзиком модель самолёта

Цели урока: 

  1. Обучающие: Повторить технологию раскройки фанеры. Закрепить навыки работы ручным лобзиком.

  2. Воспитательные: Привить чувство технической красоты и эстетики на основе демонстрации различных типов лобзиков.

  3. Развивающая: Развить чувство бережного отношения к инструменту.

Инструменты и оборудование: ручной лобзик, плоскогубцы.

Тип урока: 1. Комбинированный урок.

2. Урок закрепления и освоения практических навыков.

Ход урока: 

Урок первый.

1.Организационный момент.

2.Повторение устройства ручного лобзика. Фронтальный опрос.

3. Объяснение нового материала.

А). Достоинства и недостатки ручного лобзика.

Основным достоинством ручного лобзика является возможность выпиливания  как небольших так и очень маленьких отверстий сложной формы а также возможность поворота пилки на месте под любым углом. Кроме этого в ручной лобзик можно вставлять сверх тонкие пилки и даже специальные нити для получения сверхтонкого шва менее 0.1мм.

К недостаткам можно отнести ограничение доступа к месту распила установленное длиной рамки. Неудобство работы с материалами толще 7мм.

Б). Достоинства и недостатки ручного электролобзика.

 Главным достоинством этого инструмента является высокая скорость пиления а также возможность работы с материалом большой толщины до 50мм. Кроме того этим инструментом можно резать не только дерево, оргалит, доски но даже металлы.

 Недостатком является большая ширина (3-7мм) и толщина (1мм)пилки что делает поворот её на месте практически невозможным. Кроме того этим инструментом нельзя распилить маленькие детали.

В).Знакомство с модельным электролобзиком.

Модельный электролобзик представляет собой уменьшенную копию обычного электролобзика. Лишённой направляющего ролика.В отличии от обычного электролобзика он снабжён достаточно тонкой и узкой пилкой делающей тонкий шов. Таким инструментом можно делать сложные отверстия даже в изогнутых поверхностях (например в уже собранном рыцарском щите второго уровня).Но к сожалению у этого инструмента довольно низкий ресурс эксплуатации и высокая стоимость как самого инструмента так и пилок.

Г). Знакомство со стационарным электролобзиком.

Стационарный электролобзик представляет из себя уже не ручной электроинструмент а целый малогабаритный станок который снабжён узкой и тонкой пилкой,такой же как и у модельного электролобзика. Им быстро и достаточно точно можно выпилить очень небольшую деталь криволинейной формы, только вот отверстия вырезать им неудобно , ведь для этого пилку понадобится снять .Вдеть в отверстие. И снова поставить обратно. Кроме того этот станок снабжён штангой, чем-то напоминающей рамку простого лобзика, что сильно ограничивает возможность работы с большими деталями.

Д).Виды пилок.

1.Обычная пилка для ручного лобзика.

2.Круглая пилка для ручного лобзика.

3.Сверх-тонкая пилка для ручного лобзика.

4.Пилка с крупным зубом для фанеры и досок.

5.Пилка с мелким зубом для металлов.

6.Специальные пилки.

4.Проверка тетрадей.

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ПРИ ВЫПИЛИВАНИИ ЛОБЗИКОМ.

1.Надежно прикреплять выпиловочный столик к крышке верстака.

2.Правильно и надежно закреплять пилку в лобзике.

3.Во время работы не наклоняться низко над изделием.

4.Во время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.

5.При выпиливании не делать рывков лобзиком и не допускать изгибов пилки.

5. Практическая работа  (выпиливание по кривой линии, выпиливание кругов, внутренних отверстий).

Форма работы – индивидуальная.

6.Показ видеоролика о работе столярной мастерской (5 мин.) (по возможности).

7.Подведение итогов урока.

Урок второй.

1. Технологический этап

2. Выпиливание лобзиком модель самолёта.





Технологический этап.

1. Разработка конструкции и технологии изготовления изделия

Технологический этап начинается с разработки технической документации (чертежей деталей и изделия в целом)

Практически:

Анализ рисунка показал , что данная модель будет состоять из следующих деталей – фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, шасси и колеса.


2.Продолжение работы над проектом: доделка, покраска, установка деталей и т.д.

Уборка учащимися рабочих мест

Подведение итогов урока.

Выставление оценок в журнал и в дневники.

Домашнее задание: Прочитать параграф №16 ответить на вопросы.

                                             




класс

Ученики

26

26

1

Баранов Кирилл Евгеньевич


5

2

Мухаметшин Руслан Рустамович


5

3

Семёнов Александр Викторович


5

4

Хайруллин Айзат Рамисович

н

н

5

Хаялиев Рамазан Радисович


5

6

Шигапов Адель Рафаэлевич


5

7

Абдулхаев Ильмир Алмазович


5

8

Абзалов Нурсултан Ильшатович


5

9

Адиятуллин Адель Фанилевич

н

н

10

Гарифуллин Ильназ Ирекович


4

11

Гарифуллин Ильнур Ирекович


5

12

Гибадуллин Руслан Альбертович


5

13

Гисматуллин Алмаз Фаритович


5

14

Мифтахутдинов Ильгиз Фаритович


5

15

Мовсесян Руслан Анатольевич


5

16

Мухтаров Рамиль Фаритович


4

17

Садиков Салават Илдусович


5

18

Хуснутдинов Адель Алмазович


5

19

Шайхнуров Булат Алмазович

н

н




















































План урока по технологии 5 класс

Модуль: Технология обработки древесины .Элементы машиноведения.

Тема урока: Выпиливание лобзиком .Изготовление декоративной лопаточки по шаблону.

Задачи урока : 1.Познакомиться с одним из видов декоративно-прикладного творчества- техникой выпиливания лобзиком . 2. Научиться выполнять несложные работы в данной технике .

Цели урока:

* Ознакомить учащихся с первоначальными навыками работы с лобзиком.

* Дать возможность учащимся самостоятельно определить, в какой последовательности выпиливается заготовка по внутренним контурам.


* Способствовать развитию двигательной сферы ( овладение моторикой мелких мышц при разметке и выпиливании,)

* Развивать двигательную сноровку, соразмерность движений при работе.

* Развивать у школьников любознательность и умение анализировать.

* Применять полученные знания на практике.

* Совершенствовать экологическое воспитание учащихся.

* Прививать активную жизненную позицию.

* Воспитывать инициативу и самостоятельность.

* Воспитывать аккуратность, бережное отношение к инструменту и экономному расходованию материала.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: Словесный, наглядный, практический.

Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:



для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Выпиливание лобзиком», образцы выпиленных изделий, план-конспект урока.

для учеников: лобзик, пилки, заготовка из фанеры, выпиловочный столик, тетрадь, учебник, наждачная бумага, напильники разного сечения.

Дидактическое обеспечение:

- Фильм « Выпиливание лобзиком»

- Слайды « Работа с лобзиком», «Заготовки для поделок» «Инструменты». «Материалы для выпиливания.» « Правила техники безопасности» . « Посадка ученика.»




ПЛАН УРОКА

1.Организационный момент 1 мин.

2.Мотивация 4-5 мин.

3.Изучение нового материала 10-12 мин.

4.Обобщение и закрепление материала 8- 10 мин.

5.Рефлексия 40-45 мин.

6.Итог урока 2-3 мин.

7.Домашнее задание 1-2 мин.

8 Уборка рабочего места 2 мин.

ХОД УРОКА



1. Организационный момент .

приветствие, название темы.



2. Мотивация



Настройка учащихся к учебной деятельности и на получение новых знаний.

Создать условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебный процесс.

Проверка выполнения домашнего задания: установление правильности и осознанности выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях; выяснение степени усвоения заданного на дом материала; использование различных форм контроля.

Актуализация знаний учащихся.

Ребята! В качестве домашнего задания, вам были заданы параграфы по темам: «Древесина – природный ,конструкционный материал» , « Виды пиломатериалов» , «Разметка заготовок из древесины».

Вспомним, какие породы древесины вы знаете, какими свойствами они обладают?

1. Какие из перечисленных пород древесины относятся к мягким, а какие к твердым породам:

– клён;

– осина;

– сосна;

– дуб;

– ель;

– берёза;

– липа;

– лиственница;

– ольха.
















Какие древесные материалы вы знаете? Предполагаемый ответ :ДСП -древесностружечные плиты, ДВП - древесноволокнистые плиты ,шпон, фанера.

Что такое фанера и область ее применения? Преимущества и недостатки.Предполагаемый ответ: Фанера- древесный материал, полученный путем склеивания трех и более тонких листов шпона. Для получения фанеры используют древесину березы, ольхи, бука, сосны. Фанеру широко применяют при производстве мебели, а также в судостроении и авиастроении. Фанера прочнее древесины, почти не рассыхается и не растрескивается , хорошо гнется и обрабатывается .Недостатком фанеры является то, что она боится сырости. Под действием воды и влаги фанера расслаивается.

Давайте вспомним ,что такое разметка и разметочный материал?

Ответы на вопросы по форме «Да», «Нет» написать на доске, ответы вписывать по ходу опроса.

Вопрос

Ответ Да/Нет

1

Разметкой называют нанесение линий контура будущего изделия на бумаге.



2

Контурные линии показывают границы обработки заготовки



3

Рейсмус имеет выдвижные ножки без острия.



4

Шаблон - образец повторяющий форму детали.



5

С помощью малки можно проводить линии под любым углом.



6

Припуск- избыточный слой заготовки ,подлежащий удалению при последующей обработке режущим инструментом.



Молодцы, хорошо справились с заданием. Теперь перейдем к новой теме «Выпиливание лобзиком»

3. Изучение нового материала

Учитель: Что заставляет людей, большую часть времени отдающих основной работе, заниматься выпиливанием? Заниматься творчеством человека побуждает желание самовыразиться, желание запечатлеть в своих творениях отношение к окружающему миру. Несмотря на кажущуюся простоту выпиливания, сделать самую простую вещь непросто. Но в любом случае человек делает вещь, украшающую быт, а главное, делает это с удовольствием и желанием. Многие посетители антикварных магазинов, музеев с интересом и удовольствием рассматривают предметы убранства, старинную мебель. Людям нравятся изделия, удобные для повседневной жизни и радующие своим внешним видом. Все чаще в отделке современной мебели встречаются элементы ручной работы. Очень многие желают иметь мебель, предметы домашнего обихода, существующие в единственном экземпляре.

Презентация «Выпиливание лобзиком»

4.-Обобщение и закрепление материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомились с одним из видов декоративно -прикладного творчества- выпиливанием лобзиком.

Как вы уже поняли ,выпиливание лобзиком- од ин из распространенных видов художественно- прикладной обработки древесины. Он заключается в том., что изделиям из тонкой древесины или фанеры с помощью ручного лобзика придают необходимые криволинейные формы ( выпиливают).

Прежде чем приступить к выполнению практической части, хочу напомнить вам, о правилах безопасности на уроках. Только внимательное отношение и соблюдение безопасных условий труда дают положительные результаты (Показ слайдов).

Из просмотренного видеоматериала давайте вспомним следующее:

1.Из каких частей состоит лобзика 2.В чём сходство лобзика и ножовки? 3.Как проверить правильность установки пилки в рамку?



.

5. Рефлексия (самоконтроль) 40 - 45 мин.

Объяснение практической работы.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами будим выполнять практическую работу «Изготовление декоративной лопаточки».

- Учитель показывает образец.

На столе у вас лежат технологические карты, по которым вы будете работать и шаблоны.

Технологическая карта.

№ п\ п

Последовательность операций

Инструменты и приспособления

1



2



3



4



5..

Перенесите на заготовку из фанеры контур заготовки «Лопаточка»

Рассмотрите разметку ,определите места поворота пилки

Подготовьте выпиловочный столик и закрепите пилку в рамке лобзика

Выпилите контур изделия.



Зачистите изделие надфилями и шлифовальной шкуркой.

Шаблон ,простой карандаш

Заготовка фанеры с нанесенным на нее контуром

Лобзик ,пилки ,плоскогубцы ,выпиловочный столик



Лобзик ,пилки ,плоскогубцы ,выпиловочный столик

Надфили, напильники, шлифовальная шкурка.



Изучив технологическую карту и выполнив нанесение контура будущего изделия на заготовку вам необходимо приступить к выполнению практической части задания.

Практическая работа.

Целевые обходы учителем рабочих мест с целью проверки: -Организации рабочих мест учащихся.

-Соответствия рабочей позы учащихся требованиям охраны труда.

-Соблюдение темпа работы.



6. Подведение итогов урока.

- Какая тема урока у нас сегодня была?

- Какую цель мы ставили на урок? Достигли мы с вами этой цели?

- Давайте вместе подведем итог урока.

- Какие ошибки были допущены?

- Выбираем лучшие и худшие работы, обсуждаем и выставляем оценки.

7.- Домашнее задание: &17 Выжигание по дереву. Повторить породы древесины. Принести приборы для выжигания.

8. -Уборка учащимися рабочих мест.






































Приложение 2.



БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА

До начала работы

1.Надеть спецодежду, проверить, чтобы у нее не было свисающих концов.

Рукава надо застегнуть или закатать выше локтя.

2. Проверить столярный верстак, который должен быть прочным и устойчивым. Тиски должны быть исправны, прочно закреплены на верстаке, ходовой винт должен вращаться в гайке легко.



3. Подготовить рабочее место, освободить нужную для работы площадь,

удалив все посторонние предметы. Обеспечить достаточную освещенность.

Заготовить и разложить в соответствующем порядке требуемые для работы инструменты, приспособления и материалы.



4.Проверить исправность инструмента, правильность заправки.

Во время работы

1.Прочно зажать в тисках выпиловочный столик. Во время установки или снятия соблюдать осторожность, так как при падении деталь может нанести травму.



2. Опилки с верстака или обрабатываемой поверхности детали удалять только щеткой.



3. Соблюдать принятый темп работы и ритм в работе, чередовать работу с отдыхом, так как переутомление приводит к ошибкам.



4. Постоянно поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

По окончании работы

1. Очистить инструмент от стружки.

2. Очистить от стружки тиски и столешницу верстака.

3. Убрать с верстака неиспользованные материалы и заготовки, а также обработанные изделия.



4.Сдать рабочее место дежурному по учебной мастерской.










ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ ПРИ ВЫПИЛИВАНИИ ЛОБЗИКОМ.

  1. Надежно прикреплять выпиловочный столик к крышке верстака.

  2. Правильно и надежно закреплять пилку в лобзике.

  3. Во время работы не наклоняться низко над изделием.

  4. Во время выпиливания нельзя держать левую руку близко к полотну пилки.

  5. При выпиливании не делать рывков лобзиком и не допускать изгибов пилки.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА.

Рабочим местом называется определенный участок производственной площади, участка мастерской закрепленным за каждым учащимся, предназначенный для выполнения определенной работы и оснащенный в соответствии с характером этой работы оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами.

Организация рабочего места является важнейшим звеном организации труда. Правильный выбор и размещение оборудования, инструмента и материалов на рабочем месте создают наиболее благоприятные условия.

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ТРУДА.

Одним из важных вопросов организации труда является обеспечение санитарно-гигиенических условий труда :воздушная среда ,освещение, личная гигиена. Воздушная среда: воздух, его температура и влажность имеют важное значение для создания здоровых условий труда. Для помещений с незначительным избытком теплоты рекомендуются следующие температуры воздуха :при выполнении легких работ- + 18 + 20 С, средне тяжести- + 16 + 18С, тяжелых- + 14 + 16 С.

Освещение -рабочее место должно иметь достаточную освещенность, быть постоянным в течение рабочего времени равномерно распределенным по яркости, не оказывать слепящего действия.

Личная гигиена - меры сохранения здоровья человека, предупреждение и устранение условий, вредно влияют на здоровье.

Критерии оценок выполненных упражнений.

Тема: «Выпиливание лобзиком».

№ п/п

Правильность приёмов и способов работы

Организация труда и рабочего места, безопасные условия труда

«5»

Безошибочное, уверенное и вполне самостоятельное выполнение всех приемов: нанесения контура, выпиливании и обработка

Правильная и качественная организация труда и рабочего места .Соблюдение правил БУТ.

«4»

Правильное, самостоятельное выполнение основных

приемов выпиливания и обработки краев и незначительные ошибки в нанесении контура заготовки.

Соблюдение правил организации труда и рабочего места. Соблюдение правил БУТ при наличии единичных нарушений: нерациональное расположение инструмента.

«3»

Выполнение приемов нанесения контура заготовки и выпиливания с единичными нарушениями разметка произведена без припуска на обработку

Недочеты в организации рабочего места: нарушения в организации и безопасности труда, исправляемые после указания учителя, небрежная уборка рабочего места.

«2»

Грубые ошибки в приемах выпиливания и обработки или неумение выполнять упражнения.

Существенные недочеты в организации труда и рабочего места, беспорядок на рабочем месте, нарушение правил БУТ.




Текущий инструктаж.







  • Учитель знакомит детей с правилами безопасности труда.

  • Работать лобзиком с надежно закрепленными и исправными ручками.

  • Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку.

  • Надежно закреплять пилку в рамке лобзика.

  • Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.

  • Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.

Последовательность выполнения работы.







































МКОУ «Кармановская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок

по технологии

на тему: «Выпиливание лобзиком»

5 класс

Дата проведения: 27.11.2012 г.

Разработал: учитель технологии

МКОУ «Кармановская СОШ»

                                                Дробязко Олег Николаевич

Тема: Выпиливание лобзиком

Цели:

Образовательная:

  • научить выпиливать лобзиком изделия из фанеры.

Воспитательная:

  • воспитание культуры поведения и бесконфликтного обучения;

  • воспитывать аккуратность, точность при выполнении работы;

  • продолжать формирование таких качеств как коллективизм, ответственность.

Развивающая:

  • развивать умение соотносить новую информацию с ранее усвоенной;

  • развивать творческое мышление и воображение;

  • развитие у учащихся самоконтроля.

Инструменты и оборудование: верстак, лобзик, выпиловочный столик; заготовка из фанеры, копировальная бумага, шаблоны, шило, карандаш, шлифовальная шкурка; надфиль; изделия, выпиленные лобзиком; ноутбук, альбом по выпиливанию.

Оформление доски: тема урока; новые слова (выпиловочный столик, надфиль); домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания (тесты)

Вариант № 1

Из предложенных вариантов ответов правильный ответ обведите кружком.

Пример: пятиклассник это обучающийся какого класса?

7 класса

 5 класса

6 класса

Задания – на вопросы разрешено выбирать только один ответ.

1. Сучковатость и червоточина это хорошее качество древесины?

Да

Нет

2. При работе с электровыжигателем нельзя сильно нажимать на перо?

Да

Нет

3. Древесина это рыхлый материал состоящий из листьев и коры?

Да

Нет        

4. Чертёж - это рисунок, выполненный от руки «на глаз»?

Да

Нет

5. Шпон – это толстый слой древесины спиленный пилой?

Да

Нет

6. Верстак – это рабочее место механика?

Да

Нет

7. Для обработки изделий из древесины ручным способом применяют:

Пила

Гвоздь

Мел

8. К инструментам для разметки относятся:

Отвертка

Линейка

Молоток

Вариант № 2

Из предложенных вариантов ответов правильный ответ обведите кружком.

Пример: пятиклассник это обучающийся какого класса?

7 класса

 5 класса

6 класса

Задания – на вопросы разрешено выбирать только один ответ.

1. К пиломатериалам относятся: доски, бруски?

Да

Нет

2. При соединении деталей гвоздями тонкую деталь прибивают к толстой?

Да

Нет

3. Все древесные породы подразделяются на хвойные и лиственные породы.

Да

Нет

4. Фанера – это природный материал?

Да

Нет

5. Опилки и шлифовальную пыль с поверхности изделия надо сдувать?

Да

Нет

6. Ножовка состоит из полотна и рукоятки?

Да

Нет

7. Для обработки изделий из древесины ручным способом применяют:

Шуруп

Топор

Верёвка

8. К инструментам для разметки относятся:

Рубанок

Напильник

Столярный угольник

  1. Переход к изучению новой темы.    

Итак, мы уже изучили пиление столярной ножовкой, пилили фанеру, самостоятельно найдя способ сделать это правильно. Основная особенность пиления ножовкой состоит в том, что пропил получается прямолинейным и невозможно  выпилить заготовку по криволинейной разметке. Но существует специальный инструмент, который позволяет выполнить этот вид операции. Этот инструмент – лобзик.

План:

  1. Устройство лобзика и подготовка его к работе.

  2. Приспособления для  выпиливания.

  3. Выпиливание лобзиком.

  4. Правила безопасной работы при выпиливании.

IV. Изучение новой темы.

   1. Демонстрация изделий, выпиленных лобзиком.

     2. Рассказ учителя об устройстве лобзика и

         правильной установки пилки.

  • Лобзик состоит из рамки, ручки, верхнего зажима, нижнего зажима, пилки.

  • Обратите внимание на наклон зубьев пилки (в сторону ручки).

  • Установки пилки (устанавливать пилку можно с помощью эксцентрикового зажима и вручную).

    3. Демонстрация подготовки рабочего места к работе и приемов выпиливания.

  • Выполнить разметку рисунка с помощью шаблона или копировальной бумаги.

  • Установка выпиловочного столика, заготовка должна находиться на уровне груди.

  • Придерживать заготовку левой рукой, а выпиливать правой.

  • В первую очередь выпиливать внутренний контур.

  • При необходимости выпиливать внутренний контур, отверстие для введения пилки сверлят или прокалывают шилом.

  • Лобзик перемещать вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее.

  • В местах поворота заготовку плавно поворачивают, не прекращая движения лобзиком. На крутых поворотах возможно выполнить отверстие шилом или сверлом небольшого диаметра.

  • Зачистку выпиленного изделия производить с помощью шлифовальной шкурки и надфиля.

  1. Работа с обучающимися по «Правилами безопасности при  выпиливании».

- Каждому обучающемуся раздается с карточка с правилами. Обучающиеся читают данные правила. Затем учитель комментирует каждый пункт правил, параллельно беседуя и задавая вопросы учащимся и затем ученики записывают их в тетрадь.

V. Практическая работа.

             1. Вводный инструктаж.

  • Выбор изделия для выпиливания.

  • Выбор подходящей заготовки из фанеры.

  • Перенос рисунка с помощью копировальной бумаги (шаблона) на заготовку.

  • В местах выпиливания внутреннего контура выполнить отверстия шилом и просверлить.

  • Подготовка рабочего места и закрепление пилки.

  • Выпиливание изделия лобзиком.

  • Зачистка изделия наждачной бумаги  и надфилем.

  1. Текущий инструктаж.

  • Следить, чтобы учащиеся только исправными приборами.

  • Подсказывать и корректировать положение рук при выпиливании.

  • Контролировать ход практической работы.

  1. Заключительный инструктаж.

   Характеристика успехов и ошибок в работе.

VI.    Закрепление изученного материала на уроке.

  • Для чего используется лобзик? (применяется для тонких и ажурных работ.

  • Из каких частей состоит лобзик (рамка, верхний зажимной винт, нижний зажимной винт, ручка, пилка).

  • Как закрепляется пилка в зажимах лобзика? (При использовании приспособлений пилка устанавливается уже в сжатую рамку лобзика. Если приспособления нет, вставляя пилку, лобзик, повернутый дужкой вниз, помещают между собой и краем стола перпендикулярно к передней кромке последнего. Зажимают пилку сначала в нижнем зажиме, т. е у ручки. Затем грудью нажимают на ручку лобзика и закрепляют верхний конец пилки во втором зажиме).

  • Чем зачищают выпиленный рисунок (шлифовальной  шкуркой и надфилем).

VII . Подведение итогов урока.

Подведение итогов урока. Выставление оценок в журнал и в дневники.

VIII. Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 15 с.66-69 (Симоненко);

                                             2.  Разукрасить выпиленные  изделия.













































5 класс                                                                                                                                      

Урок №23-24.

Тема урока: Выпиливание лобзиком.

Цели урока: 

  1. Обучающие: Повторить технологию раскройки фанеры. Закрепить навыки работы ручным лобзиком.

  2. Воспитательные: Привить чувство технической красоты и эстетики на основе демонстрации различных типов лобзиков.

  3. Развивающая: Развить чувство бережного отношения к инструменту.

Инструменты и оборудование: ручной лобзик, плоскогубцы.

Тип урока: 1. Комбинированный урок.

2. Урок закрепления и освоения практических навыков.

Ход урока: 

Урок первый.

1.Организационный момент.

2.Повторение устройства ручного лобзика. Фронтальный опрос.

3. Объяснение нового материала.

А).Достоинства и недостатки ручного лобзика.

Основным достоинством ручного лобзика является возможность выпиливания  как небольших так и очень маленьких отверстий сложной формы а также возможность поворота пилки на месте под любым углом.Кроме этого в ручной лобзик можно вставлять сверх тонкие пилки и даже специальные нити для получения сверхтонкого шва менее 0.1мм.

   К недостаткам можно отнести ограничение доступа к месту распила установленное длиной рамки.Неудобство работы с материалами толще 7мм.

Б).Достоинства и недостатки ручного электролобзика.

  Главным достоинством этого инструмента является высокая скорость пиления а также возможность работы с материалом большой толщины до 50мм.Кроме того этим инструментом можно резать не только дерево,оргалит,доски но даже металлы.

 Недостатком является большая ширина (3-7мм) и толщина (1мм)пилки что делает поворот её на месте практически невозможным.Кроме того этим инструментом нельзя распилить маленькие детали.

В).Знакомство с модельным электролобзиком.

 Модельный электролобзик представляет собой уменьшенную копию обычного электролобзика. Лишённой направляющего ролика.В отличии от обычного электролобзика он снабжён достаточно тонкой и узкой пилкой делающей тонкий шов.Таким инструментом можно делать сложные отверстия даже в изогнутых поверхностях (например в уже собранном рыцарском щите второго уровня).Но к сожалению у этого инструмента довольно низкий ресурс уксплуатации и высокая стоимость как самого инструмента так и пилок.

Г).Знакомство со стационарным электролобзиком.

  Стационарный электролобзик представляет из себя уже не ручной электроинструмент а целый малогабаритный станок который снабжён узкой и тонкой пилкой,такой же как и у модельного электролобзика. Им быстро и достаточно точно можно выпилить очень небольшую деталь криволинейной формы, только вот отверстия вырезать им неудобно , ведь для этого пилку понадобится снять .Вдеть в отверстие. И снова поставить обратно.Кроме того этот станок снабжён штангой,чем-то напоминающей рамку простого лобзика,что сильно ограничивает возможность работы с большими деталями.

Д).Виды пилок.

    1.Обычная пилка для ручного лобзика.

    2.Круглая пилка для ручного лобзика.

    3.Сверх-тонкая пилка для ручного лобзика.

…4.Пилка с крупным зубом для фанеры и досок.

    5.Пилка с мелким зубом для металлов.

    6.Специальные пилки.

4. Проверка тетрадей.

5. Практическая работа  (выпиливание по кривой линии, выпиливание кругов, внутренних отверстий).

Форма работы – индивидуальная.

6.Показ видеоролика о работе столярной мастерской (5 мин.)(по возможности).

7.Подведение итогов урока.

Урок второй.

1.Выводы по предыдущему занятию (выполнение проекта «Рыцарские щиты»).

2.Продолжение работы над проектом: доделка «сухарей», покраска, установка ремней и т.д.

График работы  – индивидуальный.























План-конспект урока по технологии учителя МОУ «Гимназия №6» г.Новочебоксарск Друговской Е.В.

Тема: «Выпиливание лобзиком»

Возраст: 5 класс

Время: 45 минут

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

  1. Ознакомить с приемами пиления лобзиком;

  2. Продолжить изучение приемов художественной обработки древесины;

  3. научить выпиливать лобзиком;

  4. воспитывать бережное отношение к материалу.

Инструменты и оборудование:

  1. для учителя: проектор, ноутбук, мультимедийная презентация «Выпиливание лобзиком», образцы выпиленных изделий, план-конспект урока, альбомы по выпиливанию;

  2. для учеников: лобзик, пилки, заготовка из фанеры с нанесенным и выжженным рисунком, выпиловочный столик, тетрадь учебник, наждачная бумага, напильники разного сечения.

Оформление классной доски: тема урока, новые слова, домашнее задание.

План урока:

  1. организационный момент 1-2 минуты;

  2. сообщение целей и задач урока учащимся 2-3 минуты;

  3. повторение пройденного материала при просмотре мультимедийной презентации 4-5 минут;

  4. сообщение нового материала при просмотре мультимедийной презентации 7-10 мин;

  5. вводный инструктаж по ТБ и определение задания 3-4 мин;

  6. самостоятельная работа учащихся , текущий инструктаж 20 мин;

  7. подведение итогов, заключительный инструктаж 4-5 мин.

Ход урока:

  1. Здравствуйте, садитесь!

Проверка присутствующих на уроке.

  1. Сегодня на уроке мы рассмотрим еще одну тему по художественной обработке древесины и познакомимся с устройством инструмента для выпиливания – лобзика ( акцент внимания на тему урока и новые слова на доске) , рассмотрим приемы работы и установки пилки ,а также продолжим выполнение нашей творческой работы – рамочки для фотографии с элементами выжигания. ( начинается показ презентации 1 и 2 слайды) на столе у меня стоит законченный один из вариантов ( рамочка с динозавриком).

  2. Прежде чем приступим к рассмотрению нового материала, давайте вспомним тему прошлого занятия:

Вопрос: ( в презентации 3-4 слайды)

  1. Назовите 2-ое название прибора для выжигания? ( пирограф)

  2. Перечислите составные части пирографа. (Перо, корпус, ручка, регулятор нагрева пера, электрический шнур)

  3. Как работают пером? ( по аналогии с карандашом пером рисуют, но без нажима. Если требуется провести тонкую линию перо ведут быстро еле касаясь древесины, а толстую яркую линию получают при медленной работе. Работать можно линией, штрихом, точкой.)

  4. Назовите длительность работы электровыжигателем? ( 10 минут и перерыв на остывание ручки)

  5. Назовите порядок подготовки поверхности для выжигания. Перечислите инструменты и приспособления. ( выбор узора или картинки для выжигания , подготовка поверхности: шлифование шкуркой крупным (если требуется) и мелким зерном, перевод шаблона или рисунка на основу ( от руки или с помощью копировальной бумаги) )

  6. Назовите правила безопасной работы прибором. (включать прибор в сеть только с разрешения учителя, работать исправным инструментом, при работе проветривать помещение, не наклоняться близко к месту выжигания, не оставлять прибор включенным в сеть, оберегать руки и одежду от прикосновений раскаленного пера.)

  1. Теперь приступим к рассмотрению инструмента, с помощью которого мы будем выпиливать внешний и внутренний контуры рамки и подставки под нее ( Демонстрирую образец. Разбираю и показываю отдельные части).

Лобзик состоит из ручки, рамки, верхнего и нижнего зажимов и пилки ( 5 кадр презентации). Обратите внимание, что глубина рамки может быть различной, а это значит, что и глубина пропила рисунка на фанере тоже будет разной, но у вас работы небольшого размера, так что это не играет никакой роли.

Обратите внимание на наклон зубьев пилки. Они должны быть наклонены в сторону ручки, так как при выпиливании лобзик держат вертикально, а значит резание происходит при движении лобзика вниз.

Теперь, пожалуй, самый сложный момент для вас: установка пилки. Ее можно натягивать вручную или с помощью эксцентрикового зажима. Мы будем устанавливать вручную. Для этого требуется ослабить зажим у ручки лобзика, вставить пилку с наклоном зубьев вниз и закрутить гайку зажима. После этого нужно вставить пилку в верхний зажим , но прежде чем затянуть его лобзик нужно сжать. Пилочка должна быть установлена с натяжением, иначе она не будет пилить по намеченной линии, а будет гнуться и сломается. Посмотрите, как натягивается пилка( показываю приемы натяжения пилки).

Давайте попробуем установить пилу. (Практическая работа учащихся по установке пилки). Прохожу по рядам и контролирую правильность установки и натяжения пилки.

При выпиливании лобзиком используют специальное приспособление для опоры фанеры – выпиловочный столик ( фотография в презентации) . Он закрепляется в зажим. ( демонстрирую)

Теперь посмотрим, какая правильная поза должна быть при выпиливании. ( фотографии презентации) сесть нужно так, чтобы правое плечо было напротив выпиловочного столика, а заготовка находилась на уровне груди.

Вопрос:

Посмотрите на две фотографии : как вы думаете, на какой фотографии правой или левой правильная посадка? ( слайд из презентации)

Теперь рассмотрим приемы выпиливания:

  1. Приступают к выпиливанию с внутреннего контура, предварительно просверлив отверстие в фанере или проткнув его шилом;

  2. Выпиливание ведут без перекосов лобзика . Пилка работает вертикально по всей своей длине с легким нажимом на нее , чтобы не поломать ее . Правая рука с лобзиком работает как бы на одном месте, а левая рука, придерживая заготовку подает ее на пилку;

  3. Для выполнения поворота рука с лобзиком совершает более частые и мелкие движения , а левая рука плавно поворачивает заготовку;

  4. При выпиливании острого угла поступают следующим образом: не доходя до угла совершают плавный поворот, затем отдельно с двух сторон выпиливают угол;

  5. Зачистку выпиленных кромок производят с помощью шлифовальной бумаги и надфилей разного сечения;

Показываю отрывок фильма о правилах выпиливания в презентации.

После выпиливания и зачистки кромок производят подгонку шипов рамки в отверстия основания , а дальше приступают к заключительной отделке, о которой мы поговорим на других занятиях.

Взгляните, сколько интересных изделий можно выполнить в технике выпиливания ( заключительный кадр из презентации). В нашем кабинете есть журналы и книги по этому виду творчества , где есть немало интересных и полезных для дома вещей. ( показываю книги и альбомы)

  1. Откройте учебник на странице 50 познакомимся с техникой безопасности при выпиливании :

  1. Работать лобзиком и шилом с надежно закрепленными и исправными ручками;

  2. Надежно крепить выпиловочный столик к верстаку;

  3. Надежно закреплять пилку в рамке лобзика;

  4. Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклоняться низко над заготовкой.



Вводный инструктаж:

  1. Приготовим рабочее место: с верстака уберем все лишнее, закрепим в зажим выпиловочный столик;

  2. Заготовка с нанесенным контуром рамки подготовлена у нас на предыдущих занятиях. Внутренний рисунок рамки мы выжгли пирографом. Сегодня мы начнем выпиливание рамки. Выпиливание начинается с внутреннего контура . Отверстие под пилочку у нас приготовлено. Вначале вы ослабите верхний зажим лобзика и вставите пилочку в отверстие заготовки, затем сожмете лобзик и закрутите зажим, натягивая пилку.

  3. Теперь далее можете начинать выпиливание. Т.к. вы новички в этом деле, то я просверлила вам отверстия не вплотную к контуру, а на некотором расстояния, чтобы вы смогли освоиться с инструментом . Подойдя вплотную к контуру выпиливание старайтесь вести строго по линии, не удаляясь от нее;

  4. Приступайте к работе.



  1. Текущий инструктаж:

Подсказываю и корректирую положение рук при работе, помогаю натянуть пилки в лобзике, контролирую ход практической работы.

  1. Заключительный инструктаж:

Характеристика успехов и ошибок в работе. Мы начали выпиливать изделие и отверстие под фотографию у всех готово. Работа по внешнему контуру еще не закончена и к подставке мы еще не приступили. Это задание следующего урока. На дом задание повторить пройденный материал, на следующем уроке будет тестирование по пройденным темам: выжигание, выпиливание и зачистка кромок.

Сейчас , в оставшиеся 5 минут до конца урока выполните убору рабочих мест:

  1. Сдайте инструменты и приспособления, предварительно вынув пилку;

  2. Сдайте изделия;

  3. Приберите рабочее место щеткой-сметкой и совком;

  4. Повесьте спецодежду;

Урок окончен. До свидания.























































«Модель игрушечного самолета» (план-конспект урока) 5 класс

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Гимназия №42»

г. Кемерово





план конспект урока 5 класса на тему «Разработка и этапы выполнения творческого проекта».





Подготовил учитель технологии Ситник Константин Иванович





г. Кемерово 2014 г.

Цели: ознакомить с последовательностью выполнения творческого проекта; развивать интерес и активизировать познавательную деятельность; научить разрабатывать идеи при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека.

Инструменты и оборудование: творческий проект «Модель самолета».



ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент.

  2. Переход к изучению новой темы. Ознакомление с новой темой проводят на практическом примере – проект «Модель игрушечного самолета»

Составные части творческого проекта.

Подготовительный этап.

  1. Выбор темы проекта. Обоснование необходимости изготовления изделия.

  2. Формулирование требований к проектируемому изделию.

  3. Разработка нескольких вариантов изделия и выбор наилучшего.

Практически:

  • тема проекта выбрана по одной важной причине – создание сложных моделей, для начинающих моделистов, возможна только тогда, когда идешь от простого к сложному, кроме этого полученная модель может стать сувениром для друзей.

  • критерии выбора лучшего варианта должны быть следующими – малый расход материалов, простота конструкции, простота технологических операций, красивый внешний вид.

  • для выбора возможных вариантов был использован интернет, был выбран вариант представленный на фотографии.




Технологический этап.

1. Разработка конструкции и технологии изготовления изделия

Технологический этап начинается с разработки технической документации (чертежей деталей и изделия в целом)

Практически:

Анализ рисунка показал , что данная модель будет состоять из следующих деталей – фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, шасси и колеса.

Составление чертежа требует точных размеров и пропорций отдельных деталей, а для этого необходимо делать прототип изделия из легко обрабатываемых материалов (бумага или картон)

Следующий шаг – разработка технологической документации, а именно технологической карты изготовление и сборки изделия.

п/п

Содержание

операции

Оборудование , инструменты, приспособления





1.

Выбрать заготовку 200 * 300 мм

линейка

2.

Разметить заготовку по чертежу

Верстак, копирка

3

Вырезать детали по контуру

Верстак, лобзик, ручная дрель, сверло

4

Зачистить острые кромки деталей

Верстак, напильник, шлифовальная шкурка

5

Соединить на клею детали в цельное изделие

Клей столярный



2. Подбор материалов и инструментов

Выбор материалов должен производиться исходя из его доступности и простоты обработки. Подбор инструментов проводят после выбора материала.

Практически:

Исходя из доступности и простоты обработки выбран следующий материал – фанера толщиной 10 мм.

Инструменты - копирка, лобзик, ручная дрель, сверло, напильник, шлифовальная бумага и клей столярный.

3. Изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы.



Заключительный этап включает в себя контроль и испытание готового изделия, окончательный подсчет затрат на его изготовление. Но самое главное проводится анализ - что получилось, а что нет. Завершать творческий проект необходимо составлением презентации.



  1. Подведение итогов урока.



Использованная литература: «Поурочные разработки по технологии» К.Л. Дерендяев, г. Москва издательство «Вако», 2009 г.



ПЛАН – КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ


ИЗГОТОВЛЕНИЕ

АВИАМОДЕЛИ САМОЛЕТА И-16

ИЗ ПЕНОПЛАСТА

















Регель Александр Георгиевич

Педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «СЮТ»

Авиамодельное объединение

1-й год обучения

г. Мытищи

2014

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

  • ознакомление с конструкцией модели самолета,

  • усвоение воспитанниками различных видов технологических операций,

  • ознакомление с технологией изготовления авиамоделей из пенопласта.

Развивающие:

  • развитие навыков и умений работы с инструментами для обработки металла.

Воспитательные:

  • воспитывать прилежание, аккуратность в работе,

  • целеустремлённость,

  • способствовать развитию умения самостоятельной работы в мастерской.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: депрон, шаблоны, нож, шкуровка и клей.


ПЛАН УРОКА:

План урока составлен с использованием технологии дифференцирован­ного обучения: часть первая (организационный момент, мотивация и целеполагание, актуализация знаний, вводный инструктаж) - обучение всех, часть вторая (самостоятельная работа учащихся, заключительный этап, уборка рабочих мест) – два параллельных процесса: самостоятельная работа воспитанников и индивидуальная работа педагога с отдельными воспитанниками.

Структура занятия, подбор учебного материала, способствует созданию благоприятного эмоционального настроя на занятии и осуществляется с учетом требований САНПИНа, гигиенических требований. Педагогом проводится контроль за учебной нагрузкой соответствующей данной возрастной категории. (Использование элементов здоровьесберегающей технологии)


Этап урока

Цель

Время

Методы и приемы

Организационный момент

Приветствие,

проверка явки учащихся, проверка готовности к занятиям

1 мин

Рассказ

Мотивация и целепологание

Формулировка целей и задачей урока

2 мин

Рассказ

Актуализация знаний

Проверка исходного уровня знаний по теме

5 мин

Фронтальная беседа

Вводный инструктаж

Инструктаж по технике безопасности. Объяснение хода работы.

2 мин

Рассказ

Самостоятельная работа учащихся

Применение теоретических знаний на практике

29 мин.

Изготовление изделий по шаблону

Заключительный этап

Анализ выполненной работы

3 мин

Беседа

Уборка рабочих мест


3 мин


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Я рад приветствовать вас на занятии по авиамоделированию.

Дежурный сообщает педагогу, кто отсутствует. Педагог осматривает детей и делает оценку готовности группы к занятию.

  1. Мотивация и целепологание.

Сегодня мы займемся изготовлением модели самолета И-16. Модель состоит из трех основных частей – фюзеляж, крыло и стабилизатор. Все эти части мы с вами будем изготавливать из пенопласта по шаблонам.

Педагог показывает модель самолета, на которой показывает его части и общий вид.

  1. Актуализация знаний.

Из каких основных частей состоит самолет? (Фюзеляж с килем, крыло, стабилизатор)

Какие функции возложены на каждую часть самолета? (Фюзеляж служит для соединения всех частей самолета, а также в нем располагается основная часть полезной нагрузки; крыло - создает подъемную силу, а элероны, которые установлены на крыле, позволяют управлять самолетом по крену; стабилизатор служит для балансировки самолета и управления им по тангажу)

Где находится двигатель? (В носовой части фюзеляжа, но бывает что двигатели устанавливают на крыле самолета)

Педагог оценивает уровень знаний учащихся, в связи с этим планирует дальнейшую деятельность группы (использование элементов технологии дифференцированного обучения).

  1. Вводный инструктаж.

Давайте вспомним, как правильно пользоваться инструментами, которые вам необходимы для выполнения задания. Пользуйтесь исправным, хорошо заточенным инструментом. Передавайте инструмент другим режущей частью к себе.  При использовании станочного оборудования необходимо быть опрятным, стоять на защитной деревянной решетке, не забыть надеть очки. При необходимости просверлить отверстие предупредите педагога. Храните инструмент в специальном футляре или ящике. (На данном этапе занятия нашли отражение здоровьесберегающие технологии. Соблюдение правил использования инструментов позволяет избежать травматизма).

Педагог раздает заготовки и шаблоны деталей модели. Воспитанники начинают выполняют работу соответственно размерам и параметрам изделия.

В процессе объяснения технологии изготовления модели педагог наблюдает за ребятами и мысленно объединяет их в микро-группы для выбора методов и приемов выполнения практического задания, обращая внимание на психологические особенности воспитанников, учитывая их индивидуальные особенности в процессе обучения (использование элементов технологии дифференцированного обучения).

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Воспитанники знакомятся с шаблонами деталей. Далее они должны ознакомиться с формой заготовки. Разметить лист депрона, приложив шаблон и перенеся требуемые размеры детали на заготовку. Воспитанники должны произвести подбор необходимого инструмента. Далее с помощью инструкции произвести обработку заготовки по форме детали.

Наблюдаем за выполнением задания. В процессе наблюдения педагог выявляет уровень усвоения и понимания знаний воспитанниками и вносит коррективы в процесс работы, усложняя или упрощая задания. Это позволяет реализовать индивидуальный подход к содержанию обучения, обеспечивая развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка (использование элементов технологии дифференцированного обучения).

Исправляем ошибки в процессе выполнения самостоятельной работы. Контролируем соблюдение техники безопасности, правильность использования инструмента.

  1. Заключительный этап.

Сборка модели, осмотр изделий, пробные запуски, выявление ошибок.

  1. Уборка рабочих мест.

Учащиеся убирают свои рабочие места.


























Цель урока: 

Обучающая цель.

1. Научить учащихся самостоятельно изготавливать угловое концевое соединение в пол. дерева(шиповое соединение).

2. Научить учащихся правильно расходовать рабочее время.

3. Закрепить с учащимися технику безопасности при работе в столярной мастерской режущимися инструментом.

4. Закрепить у учащихся пройденный материла. 

Воспитательная цель.

1. Воспитать трудолюбие и ответственность у учащихся.

2. Научить учащихся работать как коллективно, так и индивидуально.

Коррекционно - развивающая цель.

1. Работать над укреплением памяти и увеличением ее объема. 

2. Расширять активный словарь учащихся.

3. Развивать глазомер учащихся.

Оборудование урока.

1. Использование компьютерных технологий.

2. Клей ПВА.

3. Резак, наждачная бумага.

4. Ножовка по металлу.

5. Пиломатериал.

6. Столярный угольник.

7. Простой карандаш, скотч.

Ход урока.

- Организационный момент.

1. Проверка учащихся готовности к уроку.

2. Повторение прошедших тем ( Загадки).Повторение техники безопасности.

3. Требования, предъявляемые в моделировании самолётостроения.

4. Аэродиномичность самолёта.

- Индивидуальная работа.

Опрос учащихся по пройденным темам.

- Сообщение темы и цели урока.

1. Словарная работа (Угловое концевое соединение в полдерева - самый простой способ из всех угловых соединений. На конце каждого бруска вырезают древесину наполовину его толщены, и при наложении деталей изделий получается толщиной, равной толщине одного бруска.).



Аэродиномичность - это перемещение потока ветра от центра самолёта к крылу.

2. Кто знает какую-нибудь пословицу или стихотворение про самолёт.

3. Показ этапов изготовления хвостового крыла.

4. Экономное расходование пиломатериала.

5. Разметка углового концевого соединения.

6. Вырезание УКС с помощью ножовки по металлу и резка.

7. Склеивание заготовок между собой клеем ПВА

( соединение всех деталей ).

8. Нахождение середины у заготовки и разметка под серединное соединение.

9. Склеивание серединного соединения ПВА.

10. После высыхания клея обработка заготовок наждачной бумагой.

11. Проверка правильности изготовления крыла (столярный угольник).

12. Создания аэродиномичности крыла с помощью скотча.

13. Соединение крыла к самолёту ( с помощью металлических шкантов и клея).

- Итог урока:

1. Разбор ошибок при изготовление крыла.

2. Подведение итога урока.

























































Оборудование: столярный верстак; лобзик; выпиловочный столик; струбцина; заготовки из дерева; образец изделия; шлифовальная шкурка; карандаш; чертилка.

Оформление доски: тема урока; новые слова (пилка, выпиловочный столик, рамка, верхний зажим, нижний зажим, ручка, надфиль); домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

"Труд избавляет человека от трёх зол – скуки, порока и нужды"
Вольтер

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Проверка домашнего задания.

  1. Для чего производится зачистка?

  2. Какие инструменты используют при зачистке?

  3. Как пользоваться шлифовальной шкуркой?

  4. Как выполняется зачистка деревянных изделий?

  5. Что такое клей?

  6. Перечислите виды клеев.

  7. Какие клеи используют для склеивания древесины?

IV. Новый материал.

1. Учитель: Мы уже изучили пиление древесины столярной ножовкой. Основная особенность пиления ножовкой состоит в том, что пропил получается прямолинейным и невозможно выпилить заготовку по криволинейной разметке.

Как вы думаете, с помощью какого инструмента выполняют криволинейное пиление? Существует специальный инструмент, который позволяет выполнить этот вид операции. Это – лобзик.

2. Устройство лобзика и подготовка его к работе:

Загадка: Зазубренный нос

Ест дерево насквозь.

И фанеру и доску

Держит ровную строку.

       (Лобзик.)

Демонстрация лобзика:

Лобзик состоит из рамки, ручки, верхнего зажима, нижнего зажима, пилки. В рамке лобзика пилка закрепляется между концами дуги двумя зажимными винтами — верхним и нижним. Зубья пилки всегда должны быть обращены на внешнюю сторону рамки и направлены своими углами вниз к ручке.

Пилку необходимо закреплять с некоторым натяжением, так, чтобы при отводе ее в сторону прослушивался звон, в противном случае слабо натянутая пилка затрудняет выпиливание, произвольно уходит при работе от линии пропиливания (особенно при поворотах), оставляет нечеткий и извилистый пропил, что ухудшает внешний вид и качество изготовляемой вещи.

Для выпиливания внутренних контуров рисунка в фанере просверливается или прокалывается шилом отверстие, в которое вставляется освобожденный от верхнего зажима конец пилки. Чтобы ввести свободный конец пилки в подготовленное отверстие, необходимо сжать рамку лобзика в переднем зажиме верстака таким образом, чтобы лобзик занял вертикальное положение (дугой вниз), затем конец пилки пропускают в отверстие детали, продвигая ее до нижнего зажимного винта, и закрепляют пилку зажимом. После этого, придерживая фанеру левой рукой, поворачивают лобзик с деталью и помещают ее в горизонтальной плоскости на выпиловочном столике таким образом, чтобы пилка приняла вертикальное положение к плоскости фанеры.

Зачищают вырезанные участки заготовки шлифовальной шкуркой или надфилями. Надфиль – это небольшие напильники с мелкой насечкой. Они имеют различные профили в поперечном сечении: квадратные, треугольные, круглые и др.

3. Демонстрация подготовки рабочего места к работе и приёмов пиления.

  • Выполнить разметку рисунка с помощью шаблона.

  • Установка выпиловочного столика в заднем зажиме верстака. Заготовка должна находиться на уровне груди.

  • Придерживать заготовку левой рукой, а выпиливать правой.

  • В первую очередь выпилить внутренний контур.

  • Лобзик перемещать вверх и вниз без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать её.

  • В местах поворота заготовку плавно поворачивают, не прекращая движения лобзиком. На крутых поворотах, возможно, выполнить отверстие шилом или сверлом небольшого диаметра.

  • Зачистку выпиленного изделия производить с помощью шлифовальной шкурки и надфиля.

4. Правила безопасной работы при выпиливании. 

  • Работать лобзиком и шилом с надёжно закреплёнными ручками.

  • Надёжно крепить выпиловочный столик к верстаку.

  • Надежно закрепляй пилку в рамке лобзика.

  • Выступающий из верхнего зажима конец пилки следует обломить.

  • Не делать резких движений лобзиком при выпиливании, не наклонятся низко над заготовкой.

  • Запрещается работать инструментом, имеющим повреждения на ручке.

V. Переход к практической работе.

Учитель: Ребята, вы уже поняли, что сегодня на уроке мы будем заниматься выпиливанием лобзиком, а вот, какое изделие мы изготовим, узнаете.

Демонстрация деревянной кухонной лопатки.

VI. Практическая работа.

Работа по изготовлению деревянной кухонной лопатки выполняется индивидуально.

  1. Выбрать подходящую заготовку из фанеры.

  2. Перенести на заготовку из деревас помощью шаблона  контуры рисунка изделия .

  3. Рассмотреть разметку, определить места поворота пилки, на крутых поворотах сделать проколы шилом.

  4. Установить выпиловочный столик в заднем зажиме верстака и закрепить пилку в лобзике.

  5. Выпилить контур кухонной лопатки.

  6. Зачистить изделие надфилями и шлифовальной шкуркой.

Во время выполнения работы учащимися учитель должен:

  1. Следить, чтобы учащиеся работали только исправными инструментами.

  2. Подсказывать и корректировать положение рук при выпиливании.

  3. Контролировать ход практической работы.

VII. Закрепление изученного на уроке.

  • Для чего используется лобзик?

  • Из каких частей состоит лобзик?

  • Как закрепляется пилка в лобзике?

  • Чем зачищают выпиленную деталь?

VIII. Домашние задание.

Прочитать §15 стр.58-61

IX. Подведение итогов урока.

  1. Характеристика успехов и ошибок в работе.

  2. Оценка выполненных работ.

  3. Выставление оценок в журнал и дневники.

X. Уборка мастерской











Уроки   слесарного   дела 

Текущий инструктаж  урока  при  слесарных  работах носит более целенаправленный характер. На каждом этапе работы мастер фиксирует внимание учащихся на недостатках и затруднениях, характерных для данного этапа работы.
В процессе заключительного инструктажа мастер наряду с оценкой работы учащихся, анализом ошибок и затруднений должен подчеркивать значение учебно-производственной карты для выполнения задания и организации деятельности учащихся: указать на ошибки, вызванные невнимательным отношением учащихся к учебно-производственной карте; показать на примере одного или нескольких учащихся, как применение карты обеспечивает быстрое и правильное выполнение задания; опросить, какую помощь оказала карта в их работе. Это важно сделать на первых учебно-производственных занятиях, проводимых по картам для того, чтобы привить учащимся навык пользования ими и другой технологической документацией.
в) Преподаватели специальной  технологии   слесарного   дела 
Преподаватель может использовать материал пособия для разнообразия форм работы с учащимися по самостоятельному изучению к закреплению учебного материала, а именно: 1) предлагать учащимся дома подготавливаться к устным и письменным ответам на вопросы заданий; 2) вычерчивать и дополнять чертежи, схемы, эскизы, а также выполнять другую графическую работу; 3) решать производственные задачи, пользуясь справочными таблицами. Решение таких задач развивает у учащихся логическое мышление, расширяет их технический кругозор, подготавливает к практической деятельности.
Преподавателю специальной  технологии   слесарного   дела  предоставляется широкий выбор соответствующих заданий, исходя из поставленной дидактической цели, а также из уровня подготовки учащихся и степени развития их технических способностей. Так, для активизации познавательной деятельности малоактивных учащихся с низким уровнем знаний при объяснении нового материала надо выбрать задачу попроще, но поинтереснее. Более активным учащимся при объяснении материала этой же темы следует предложить посложнее задания.
Проработку материала можно производить в классной обстановке в виде упражнений, лабораторных, контрольных работ.





















Урок трудового обучения (слесарное дело), тема "Паяние"

 

8 класс

                       19.02.2008

учитель: Нуреев Ренат Раисович

 

  

Тема: ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПАЯНИЯ.

 

 

 

 

 

 

ЦельОзнакомить учащихся с видами инструментов применяемых

             для паяния.

 

 

Задачи:

 

1) Дать учащихся понятия о видах инструментов применяемых для паяния.

 

2)     Воспитание устойчивого интереса к занятиям.

 

3)     Развитие мелкой моторики ч/з спец. упр.: «Построй колодец».

 

 

Ход урока:

 

I.                   Подготовительная часть.

 

1) Оргмомент: Приветствие учащихся. Положительный эмоциональный настрой на урок.

 

2) Спец. упражнение: «Построй колодец».

 

 

 

 

 

3) Повторение пройденного: ф/о; п/о; беседа

- назначение паяния?

- к каким видам соединений относится паяние?

Паяние применяется для получения неразъёмного соединения проводов и металлических деталей.

4) Изучение нового:

 

Довожу до учащихся, какие виды основных инструментов применяются для паяния.

 

Словарная работа: паяльник, электропаяльник, штепсельная вилка (проговариваем слово вместе, по одному, записываем в словарь).

 

5) Физминутка.

 

6) Вводный инструктаж:

- Доведение целей и темы.

- Указания по организации рабочего места.

- Правила техники безопасности при ручной обработке металла.

- Показ приёмов работы.

 

II.                Основная часть

 

Делю учащихся на группы:

1 группа – Петров С., Ахметов М., Акимкин П.

2 группа – Савин В., Пикалов А.

 

Учащиеся приступают к выполнению задания.

 

1 группа: Самостоятельно выполняет разметку и изготовление коробочки простой.

 

2 группа: Под контролем учителя выполняет разметку, вырезание и сгибание стенок коробочки простой. При необходимости оказываю необходимую помощь учащимся.

 

В ходе работы слежу за соблюдением правил техники безопасности.

 

Индивидуальная работа  с Пикаловым А.. по рекомендациям узк. спец.

Задание:

Развитие мелкой моторики: Разрезать карточки на тему паяние.

 

7) Физминутка.

 

III.             Заключительная часть

 

8) Уборка рабочих мест.

 

9) Итог урока













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!