КОУ ОО «Болховская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Урок письма и развития речи в 5 классе.
Тема урока: Дательный падеж имён существительных 1-го склонения.
Учитель: Викол В.Н.
Болхов 2019
Тема урока: Дательный падеж имён существительных 1-го склонения.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
1.Образовательная:
-способствовать формированию навыков грамотного письма;
- развивать устную речь детей;
- закреплять навыки, знания, полученные на уроке;
-формировать умения выделять окончания существительных 1- го склонения в Д.п. и правильно писать окончания.
2.Коррекционно-развивающие:
-продолжить формирование активного и пассивного словаря учащихся существительными 1-го склонения в Д.п.
3.Воспитательная:
- создавать условия для воспитания аккуратности и трудолюбия на уроках.
Оборудование: корточки с заданиями, поделка снеговика, компьютер для учителя; проектор; экран; учебник; тетрадь.
Ход урока:
I.Орг. момент.
Прозвенел для вас звонок
Все настроились на урок.
Ну-ка улыбнитесь,
Здравствуйте, садитесь.
К нам на урок пришел снеговик. Он приготовил для вас различные задания.
Дыхательная гимнастика.
II. Задание на внимание.
-У какого зверя лишнее слово?
БЕЛКА ЁЖ ЗАЯЦ
1 скл. 2 скл. 3 скл.
Ворона ведро мебель
дедушка море ночь
Ваня сторож метель
сказка урок февраль
III.Проверка д/з.
-На какие вопросы отвечают имена существительные 1 скл. В Р.п.? (кого?, чего?)
-Какие вопросы окончания имеют существительные 1 скл..Р.п.?
(Ы, И)
IV. Постановка учебных задач.
-Что такое склонение имён существительных? (изменение по падежам)
- Сколько падежей в русском языке?
СЛАЙД 1.
-Посмотрите на слайд.
-Что вы видите? Найдите ошибку.
-Все ли падежи расположены по порядку?
(Нет Д.п. и падежи расположены не по порядку)
СЛАЙД 2
-Посмотрите, а теперь правильно расположены падежи?
-Назовите вопросы Д.п. (кому? чему?)
-Сегодня у нас в гостях Д.п. Мы узнаем, какое окончание имеют
существительные 1 скл. в Д.п. Но сначала вспомним, какие существительные
относятся к 1 скл.? (ж.р.и м.р с окончаниями А и Я)
V. Пальцевая гимнастика.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
СЛАЙД 3
-Открываем тетради и записываем число, классная работа, тема.
VI. Объяснение нового материала.
СЛАЙД 4
-Поставьте вопросы к существительным и запишите. Выделите окончания в существительных.
VII.Проверка выполненного.
-Какие вопросы поставили к существительным? (кому? чему?)
-Это вопросы какого падежа? (Д.п.)
-Какое окончание имеют существительные 1 скл. в Д.п. (Е)
-Прочитайте правило в учебнике стр.168
СЛАЙД 5
-повторите правило, опираясь на краткую запись.
VIII. Гимнастика для глаз
СЛАЙД 6
IX.Упражнения на закрепление.
-Снеговик предлагает закрепить знания. Сейчас мы потренируемся правильно писать окончания существительных 1 скл. в Д.п. (каждому ученику по карточке. Ученики по очереди выходят к доске и записывают свои словосочетания с правильным окончанием. Устно вопросы к существительному)
Карточки
1.Гулять по деревн…
2.Скачет по дорожк…
3.Промчались по алле…
4.Плывёт по вод…
5.Пришла к подруг…
6.Письмо сестр…
7.Бежал по тропинк…
ИТОГ: -Чему учились? (правильно писать окончания существительных в Д.п.)
-Обратите внимание, какие предлоги у существительных Д.п.? ( К.ПО)
X.Физкультминутка
Слайд 7
XI.Продолжение работы по теме урока.
Слайд 8
1.По знакомой лестнице.
2.Окраина деревни.
3.Воротился к старухе.
4.Застрял на дереве.
5.Подошёл к калитке.
6.Пробежал на лужайке.
7.Научиться у бабушки.
Задание: Выпишите в тетрадь словосочетания с существительными в Д.п.
XII.Проверка выполненного.
Слайд 9
1.По знакомой лестнице.
2.Воротился к старухе.
3.Подошёл к калитке.
4.Пробежал по лужайке.
-Сравните свои записи с записью на слайде. В каком падеже стоят существительные 1 скл.
-Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы!
Итог: Чему учились? (находить существительные Д.п. 1 скл., определять падеж)
-На какие вопросы отвечают существительные 1 скл.Д.п.? (кому? чему?)
-Какое имеют окончание? (Е)
XIII.Задание для самоконтроля
Стр.169, №268
-Прочитайте задание.
-Спишите
-Проверить
XIV.Домашнее задание
№269, стр.168
XV.Итог урока. Рефлексия.
-Какой падеж был у нас в гостях сегодня? (Д.п.)
-Что вы о нём узнали? (отвечает на вопросы кому? чему?, имеет окончания Е)
-Какое задание понравилось?
-Какое задание было трудным?
-С каким настроением уходим с урока?
Выставление оценок
Слайд 10
МОЛОДЦЫ!
Источники информации:
pandia.ru/text/80/044/58862.php
kopilkaurokov.ru/russkiyyazik/uroki/konspiekt-urok...ha-chu-shchu-zhi-shi
globuss24.ru/doc/konspekt-uroka-russkogo-yazika-ne...stvitelynimi-6-klass