СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по обществознанию: «Право в системе социальных норм»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по обществознанию: «Право в системе социальных норм».

Цель урока: охарактеризовать право как систему социальных норм, устанавливающих меру свободы в общественных отношениях

 

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по обществознанию: «Право в системе социальных норм»»

Урок обществознания в 10 классе. 

Тема: «Право в системе социальных норм»

Цель урока: охарактеризовать право как систему социальных норм, устанавливающих меру свободы в общественных отношениях



Задачи урока:

  • образовательная: углубить представления о сути, значении права, рассмотреть институт права в системе социальных норм;

- развивающая: развивать навыки работы с учебной литературой, решения Ш задач практического характера; продолжить развивать навыки коллективной

работы.

  • воспитательная: способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения, воспитывать чувство справедливости в отношениях между людьми, патриотизма, гражданственности.

Основные используемые понятия: право, признаки права, мораль, система права, норма права, отрасль права, институт права



Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник по обществознанию 10 класс под ред.Боголюбова, раздаточный материал.



Ход урока.



Жизнь человека есть движенье, Но жизнь без правил - хаос, суета. Как светофор руководит движеньем, Так право регулирует дела. И если хочешь стать достойным гражданином, Обществознание ты в школе изучай. Своей страны ты будь достойным сыном И нормы права строго соблюдай!



Учитель: 

Почему люди не могут обойтись без права? Откуда право берет силу? Почему право называют минимумом морали? Как устроено право?



На эти вопросы мы и постараемся ответить на наших уроках.

Как вам известно, любая тема начинает изучаться с определения или сущности понятия. В данном случае у нас сущность такого понятия как «право».

Слово «право» многозначно. Обычно оно используется в следующих значениях:

  • ПРАВО, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством;

  • В широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.

  • В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право);

  • Регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особая роль принадлежит международному праву.



Задание 1. Откройте учебник на стр.273 (Боголюбов) прочитайте пункт № 1, выявите основные подходы к понятию права.



Ответ: '

7. (нормативно-правовой (нормативисткий) - право определяется как исходящая от государстве система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений иохраняется силой государства

  1. естественно-правовой - высоко ценится роль позитивного права, естественное право возникло объективно, из самой природы человека, общества, естественное право служит источником идей гуманизма, Свободы и справедливости.

  2. интегративный - выражается в стремлении синтезировать разные подходы к праву и его определению. Однако выработка такого понятия по мнению ученых это дело будущего.

Чем различаются подходы к определению права, охарактеризованные в тексте параграфа?

Ответ: в одном случае право трактуется как продукт деятельности государства, а в другом - как явление объективное, стоящее выше государства.



Определите, что сближает разные подходы?

Ответ: и в том, и в другом случае речь идет о нормах поведения, нормах права.

Что касается позитивного права, в его определении прямо говорится о системе общеобязательных норм. В определении естественного права прямого указания на какие-либо нормы нет. Между тем «естественные права и свободы», о которых говорится во втором определении, могут быть выражены только через конкретные нормы. К ним, как известно, в первую очередь относится право на жизнь. Нет необходимости доказывать, что такое право исходит не от государства. Это естественная, объективная норма бытия, установленная самой природой (в иной интерпретации - Создателем). Также и с другими естественными нормами, закрепляющими право человека на все то,

что необходимо для сохранения и продолжения жизни: на свободу и личную неприкосновенность, право иметь собственность, право на свободу мысли, совести, слова, передвижения, выбора национальности, языка общения и т.д. Государство же (если это действительно демократическое государство) обязано признать, принять и защищать их.

Задание 2: Обратимся к документу на стр. 282. Автор документа - Борис Николаевич Чичерин.

Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните свое мнение.

Ответ: мысли автора о естественной свободе человека говорят в пользу естественно-правового подхода. Вместе с тем ученый указывает на необходимость её ограничения под «общим законом». Такой поворот мысли можно трактовать в пользу необходимости сочетания естественно-правового и позитивного подходов.

Вывод: сегодня нельзя составить достаточно полного и верного знания о праве, если не учитывать различные подходы к его определению. В попытке дать определение столь сложному явлению, как право, разные подходы не исключают, а скорее дополняют друг друга. Нам необходимо выработать особый подход к рассмотрению данного вопроса. Поскольку понятие «право» в современной науке является ключевым, мы будем использовать системный подход. При этом мы будем рассматривать право в целом и его отдельные стороны как совокупность взаимосвязанных элементов. Итак, мы рассматриваем право как целостную систему.

Система означает «целое», «составное из частей», «совокупность».

Сложной и открытой системой является право. Наша задача проанализировать его с точки зрения системного подхода.







РАБОТА В ГРУППАХ.

Учитель: разделимся на 2 творческие группы. Каждая из групп будет выполнять свое задание, а затем, представит результат своей работы.



Группа I работает с темой «Основные признаки права».

Вопросы и задания для группы 1

  1. Назовите важнейшие признаки права

  2. Дайте характеристики признакам права.



Группа 2 работает с темой «Право и мораль». 

Вопросы и задания для группы 2

Составьте таблицу, в одной колонке которой изложите черты, сближающие мораль и право, в другой разделяющие их.



Ответы:

Группа 1. Право это система норм:- Установленных государством

  • Общеобязательных

* - Охраняемых государством

  • Закрепляющих общественный и

государственный строй



Группа 2.

Поступки:

а) распивать алкогольные напитки; 1 б) угрожать расправой;

в) завидовать; /7 г) не платить налоги;

е) лгать;

ж) оставить в опасности тонущего подростка;

з) не оплатить проезд в общественном транспорте;



и) портить школьное имущество;

к) отказать в помощи пожилому человеку.



Сегодня на уроке мы постарались разобраться с понятие право, узнали, что существует несколько подходов к пониманию права. Определили основные признаки права и сравнили право с моралью, найдя сходные и различные черты.

На следующем уроке мы поговорим о системе права, а также об отраслях права, институте права.

Записываем домашнее задание. 

Параграф

отвечать на „вопросы 1-4, задание 2. Оценки за урок:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!