Урок обществознания в 10 классе.
Тема: «Право в системе социальных норм»
Цель урока: охарактеризовать право как систему социальных норм, устанавливающих меру свободы в общественных отношениях
Задачи урока:
- развивающая: развивать навыки работы с учебной литературой, решения Ш задач практического характера; продолжить развивать навыки коллективной
работы.
воспитательная: способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения, воспитывать чувство справедливости в отношениях между людьми, патриотизма, гражданственности.
Основные используемые понятия: право, признаки права, мораль, система права, норма права, отрасль права, институт права
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник по обществознанию 10 класс под ред.Боголюбова, раздаточный материал.
Ход урока.
Жизнь человека есть движенье, Но жизнь без правил - хаос, суета. Как светофор руководит движеньем, Так право регулирует дела. И если хочешь стать достойным гражданином, Обществознание ты в школе изучай. Своей страны ты будь достойным сыном И нормы права строго соблюдай!
Учитель:
Почему люди не могут обойтись без права? Откуда право берет силу? Почему право называют минимумом морали? Как устроено право?
На эти вопросы мы и постараемся ответить на наших уроках.
Как вам известно, любая тема начинает изучаться с определения или сущности понятия. В данном случае у нас сущность такого понятия как «право».
Слово «право» многозначно. Обычно оно используется в следующих значениях:
ПРАВО, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством;
В широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.
В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право);
Регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право). Особая роль принадлежит международному праву.
Задание 1. Откройте учебник на стр.273 (Боголюбов) прочитайте пункт № 1, выявите основные подходы к понятию права.
Ответ: '
7. (нормативно-правовой (нормативисткий) - право определяется как исходящая от государстве система общеобязательных норм, которая обеспечивает юридическое регулирование общественных отношений иохраняется силой государства
естественно-правовой - высоко ценится роль позитивного права, естественное право возникло объективно, из самой природы человека, общества, естественное право служит источником идей гуманизма, Свободы и справедливости.
интегративный - выражается в стремлении синтезировать разные подходы к праву и его определению. Однако выработка такого понятия по мнению ученых это дело будущего.
Чем различаются подходы к определению права, охарактеризованные в тексте параграфа?
Ответ: в одном случае право трактуется как продукт деятельности государства, а в другом - как явление объективное, стоящее выше государства.
Определите, что сближает разные подходы?
Ответ: и в том, и в другом случае речь идет о нормах поведения, нормах права.
Что касается позитивного права, в его определении прямо говорится о системе общеобязательных норм. В определении естественного права прямого указания на какие-либо нормы нет. Между тем «естественные права и свободы», о которых говорится во втором определении, могут быть выражены только через конкретные нормы. К ним, как известно, в первую очередь относится право на жизнь. Нет необходимости доказывать, что такое право исходит не от государства. Это естественная, объективная норма бытия, установленная самой природой (в иной интерпретации - Создателем). Также и с другими естественными нормами, закрепляющими право человека на все то,
что необходимо для сохранения и продолжения жизни: на свободу и личную неприкосновенность, право иметь собственность, право на свободу мысли, совести, слова, передвижения, выбора национальности, языка общения и т.д. Государство же (если это действительно демократическое государство) обязано признать, принять и защищать их.
Задание 2: Обратимся к документу на стр. 282. Автор документа - Борис Николаевич Чичерин.
Как вы думаете, какой из подходов ближе к предложенному философом? Объясните свое мнение.
Ответ: мысли автора о естественной свободе человека говорят в пользу естественно-правового подхода. Вместе с тем ученый указывает на необходимость её ограничения под «общим законом». Такой поворот мысли можно трактовать в пользу необходимости сочетания естественно-правового и позитивного подходов.
Вывод: сегодня нельзя составить достаточно полного и верного знания о праве, если не учитывать различные подходы к его определению. В попытке дать определение столь сложному явлению, как право, разные подходы не исключают, а скорее дополняют друг друга. Нам необходимо выработать особый подход к рассмотрению данного вопроса. Поскольку понятие «право» в современной науке является ключевым, мы будем использовать системный подход. При этом мы будем рассматривать право в целом и его отдельные стороны как совокупность взаимосвязанных элементов. Итак, мы рассматриваем право как целостную систему.
Система означает «целое», «составное из частей», «совокупность».
Сложной и открытой системой является право. Наша задача проанализировать его с точки зрения системного подхода.
РАБОТА В ГРУППАХ.
Учитель: разделимся на 2 творческие группы. Каждая из групп будет выполнять свое задание, а затем, представит результат своей работы.
Группа I работает с темой «Основные признаки права».
Вопросы и задания для группы 1
Назовите важнейшие признаки права
Дайте характеристики признакам права.
Группа 2 работает с темой «Право и мораль».
Вопросы и задания для группы 2
Составьте таблицу, в одной колонке которой изложите черты, сближающие мораль и право, в другой разделяющие их.
Ответы:
Группа 1. Право это система норм:- Установленных государством
* - Охраняемых государством
государственный строй
Группа 2.
Поступки:
а) распивать алкогольные напитки; 1 б) угрожать расправой;
в) завидовать; /7 г) не платить налоги;
е) лгать;
ж) оставить в опасности тонущего подростка;
з) не оплатить проезд в общественном транспорте;
и) портить школьное имущество;
к) отказать в помощи пожилому человеку.
Сегодня на уроке мы постарались разобраться с понятие право, узнали, что существует несколько подходов к пониманию права. Определили основные признаки права и сравнили право с моралью, найдя сходные и различные черты.
На следующем уроке мы поговорим о системе права, а также об отраслях права, институте права.
Записываем домашнее задание.
Параграф
отвечать на „вопросы 1-4, задание 2. Оценки за урок: