СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по МХК в 11 классе на тему "Художественная культура России пореформенной эпохи. Живопись передвижников".

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это третий урок в тематическом блоке "Художественная культура России пореформенной эпохи".Цель урока - проанализировать творчество художников-передвижников и их роль в общественной жизни России пореформенного периода.Задача учителя оказать глубокое эмоциональное воздействие на школьников посредством содержания урока.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по МХК в 11 классе на тему "Художественная культура России пореформенной эпохи. Живопись передвижников".»















План-конспект урока

по Мировой художественной культуре

в 11 классе ГБОУ СОШ №57 с реализацией дополнительных программ в области искусств

на тему «Художественная культура России пореформенной эпохи. Живопись передвижников»











Разработал: Щуцкая Н.Ю.

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»

Проверил: Курапова Е.И.



Севастополь

2018

Тема урока. Художественная культура России пореформенной эпохи. Живопись передвижников

Дата проведения.18.01.2018

Тип урока: комбинированный

Цель урока: проанализировать творчество художников-передвижников и их роль в общественной жизни России пореформенного периода

Задачи - развитие критического мышления, умения работать с разными источниками информации, способности аргументировать свою точку зрения;

- развитие способности использовать основные интеллектуальные операции: анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей;

- получение опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений;

- воспитание чувства патриотизма, индивидуального художественного вкуса, становление духовной культуры, формирование устойчивой потребности в общении с искусством;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к искусству в целом и к культуре своего народа в частности;

- формирование исследовательских умений, развитие творческих способностей обучающихся.



Планируемые образовательные результаты.

Формируемые в ходе урока УУД:

личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии его видов и жанров, принимать и осваивать мультикультурную картину современного мира;

метапредметные: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, в умении применять искусство как один из основных методов познания окружающей деятельности;

предметные: описывать явления культуры, используя для этого специального терминологию; формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности.



Основные термины, понятия. Жанры, темы и идеи полотен; городской пейзаж, социальный портрет, жанровая, батальная живопись

Оборудование репродукции картин, учебники, мультимедийная доска, презентации Power Point

План урока

I. Мотивация к учебной деятельности- 3 мин.

II.  Актуализация знаний учащихся –7 мин.

III. Изучение новой темы – 25 мин.

IV. Закрепление (вывод) -7 мин.

V. Домашнее задание - 3 мин.

Ход урока.

I. Мотивация к учебной деятельности

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень надеюсь, что наша совместная деятельность на уроке будет плодотворной, и мы достигнем желаемой цели.

Тема нашего урока «Художественная культура России пореформенной эпохи. Живопись передвижников». На предыдущем уроке мы уже начали изучение этой темы, а именно литературу, поэтому вы без проблем  должны ответить мне на вопросы.

II.  Актуализация знаний учащихся

Вопросы: 

-Что стало точкой отсчета пореформенной эпохи?

-Какое слово стало ключевым в творчестве русских мастеров?

-Кто был главным действующим лицом в русской культуре пореформенной эпохи?

-Каким предстает образ народа в творчестве Некрасова?



  1. Проверка домашнего задания: подготовка презентаций на тему «Искусство передвижников».

  2. Задание творческой группе из 4-х учащихся-экспертов. Учитель дает задание: комплект репродукций картин передвижников из собрания Русского музея Санкт-Петербурга разобрать, выделяя основные темы и жанры, волновавшие художников-передвижников.

III. Изучение новой темы

Презентация:

1 слайд. Историческая справка.

1863 г. Бунт 14.

1870 г. Образование Товарищества передвижных выставок. Основатель Крамской И.Н. Цель: отражение всех многообразий реальной жизни, сделать искусство ближе и понятнее народу.

2 слайд. Артель художников (И.Н. Крамской).

Выступление учащихся - экспертов:

  1. Портретный жанр – художники пишут портреты простых людей и персон, значимых для общества.

  2. Пейзаж – обретает социальное значение

  3. Историческая (батальная) живопись – появляются сельские пейзажи, герои картин – простой люд.

3 - 21 слайд Художники-передвижники и их картины.

Задание: ученики записывают названия, определяют жанры и идеи картин.

В.Г. Перов (1833/34 – 1882)

«Сельский крестный ход на Пасхе»1861. Автор передает «мертвую» веру современного духовенства и народа. Официальные представители духовенства не ищут благословения Господа, а нацелены на личную выгоду, которую получают за счет авторитета среди народа. Их ризы становятся своеобразным прикрытием от грехов паления нравственности.

«Проводы покойника» 1865.Художник изобразил угрюмый пейзаж на втором плане, передал подавленное настроение и грустную атмосферу всех членов семьи, изобразив их с опущенными головами и обессилившим телом. «Тройка» 1866 Символы: дорога, стена.

«Последний кабак у заставы» 1868 Символы: рассвет, дорога, застава. Тупик, ведущий к кабаку, коричнево-кровавая цветовая гамма.

«Портрет Ф.М. Достоевского» 1872. Писатель-мыслитель. Лоб – светлое пятно.

Н.А. Ярошенко 1846 - 1898(Полтава).

Первый «парадный» портрет простого рабочего. «Кочегар» 1861

«Всюду жизнь». Необычный усечённый формат – зарешеченное окно каторжного вагона. Мать в образе Мадонны. Мотивы «гражданской скорби»

И.Н. Крамской (1837 – 1887) Художник-портретист

«Полесовщик», «Крестьянин с уздечкой» - портреты простых людей; «Портрет П.М. Третьякова», «Портрет И.И. Шишкина», «Портрет И.Е. Репина», «Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина» - социально значимые люди, «Портрет неизвестной»- таинственная героиня смотрит на зрителя величественным и загадочным взором. 

«Христос в пустыне» 1872 (вопрос: жертвовать или смириться?).

Н.Н. Ге (1831 – 1894)

«Тайная вечеря» 1863. Вопреки сюжету знаменитой фрески, другая композиция – центральные образы Петра и Иуды – преданность и предательство.

«Что есть истина» 1890. Образы Христа и Понтия Пилата. Христос далёк от смирения и верит в свою истину. Но его истина для Пилата расположена во тьме, где он её не видит. Прокуратор поднял руку в вопрошающем жесте, который словно разделяет пространство между двумя героями.

IV. Закрепление (вывод)

Задание ученикам по рефлексии их деятельности.

22 слайд

-Функция живописи изменилась, если раньше она служила для украшения жизни и была призвана радовать глаз, то какова ее функция стала сейчас?

-Какие жанры живописи преобладали в это время?

- Назовите основные идеи полотен.

Итог урока – приём «синквейн». «Передвижничество – просвещение, духовный подъем, подвиг, самоотверженность»

V. Домашнее задание 

Тема № 7. Подобрать односюжетные произведения в музыке, живописи и литературе, записать в тетрадь.



Список использованной литературы:

1.Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. 11 класс: учебник/Л.А.Рапацкая. – М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 319 с. : ил

2.. Медкова Е.С. Искусствоведческие методики в преподавании МХК. М.: педагогический университет «Первое сентября», 2006.

3. Интернет-ресурсы

http://www.alleng.ru/d/cult/cult109.htm

http://www.bibliotekar.ru/istoria-iskusstva-russia/index.htm

http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie

http://opisanie-kartin.com/



Самоанализ урока

Урок проведён в 11-Б классе. В классе 22 учащихся.  Присутствовали 19 учащихся. Успеваемость по предмету 100%, качество обучения 87%.

     Изучение материала идёт в соответствии с программой. Это третий урок в тематическом блоке «Художественная культура России пореформенной эпохи».

     Урок имел своей целью проанализировать творчество художников-передвижников и их роль в общественной жизни России пореформенного периода. Урок начался с постановки цели организовать учащихся на предстоящую работу. Цели урока были сформулированы четко, конкретно, доступно, реально и понятно учащимся.

     Определён тип урока – комбинированный. Структура урока соответствует его целям и типу. Распределение времени по этапам урока было целесообразным. Все этапы взаимосвязаны, логически, последовательны. Оптимален темп ведения урока.

     Формы работы: групповая, коллективная, фронтальная. Эффективно использовались  методы обучения: иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, метод эмоциональной драматургии ( в уроке была эмоциональная и смысловая кульминация); метод размышления, метод синквейн.

     В беседе с опорой на пройденный материал, рассказывая о том, как менялись отношения художника и общества на протяжении истории. Какие нравственные, духовные ценности и идеалы становились приоритетными в данную историческую эпоху. Основной учебный материал привлекателен для учащихся тем, что знакомый, изученный раннее на уроках истории и литературы, звучит по-новому, на художественно-изобразительном языке. Решение задачи художественного восприятия школьников начинается с реализации метода наведения – целенаправленного отбора мною художественных  произведений. Другая сторона метода наведения связана с отбором и применением совокупности приемов, обеспечивающих целостность восприятия учащихся. Постоянно выдвигались задачи для активного творческого и душевного труда. Старалась вопросы сформулировать  так, чтобы они заставляли учащихся думать, а не искать ответ в вопросе.

     Содержание урока оказало на учащихся, по-моему, глубокое эмоциональное воздействие. Урок имел и большое воспитательное значение: как сохранить душевное равновесие в мире перемен и конфликтов? Рецепт - положительно настраиваться на следующий день, ценность жизни как высшего дара.

     Считаю, что цель и задачи, поставленные мной в начале урока, выполнены полностью. Цель урока достигнута. Учащиеся на примерах шедевров изобразительного искусства русских художников, определили основные жанры, темы и идеи полотен и основную цель передвижничества: просвещение, духовный подъем, подвиг, самоотверженность. Активность учащихся достаточная, проявлялся интерес ребят к теме урока. Имели место познавательная активность, самостоятельность суждений. Дети давали правильные ответы на поставленные вопросы, говорили о чувствах, выраженных живописью. Потери времени не было. Отхода от плана урока не было. Урок удался.

 














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!