- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
- читать пословицы, скороговорки, стихотворения, понимать и объяснять их фактическое содержание;
- находить в произведении ответ на заданный вопрос, работать с разными источниками информации;
- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;
- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;
- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.
ЭТАП УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ | -Говорим всегда красиво, Смело и неторопливо, Ясно, четко, говорим, Потому что не спешим. Паузы мы соблюдаем, Звук ударный выделяем, Хорошо мы говорим, Потому что не спешим Я у вас проведу литературу. Присаживайтесь. | Приветствуют учителя и выполняют его указания |
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | -Начнем урок с проверки домашнего задания. Вам было задано подготовиться к выразительному чтению стихотворение Ивана Бунина “Матери”. Откройте учебник на стр 84 и подготовьтесь к выразительному чтению. Если вы готовы сядьте прямо и поднимите руку. -Читать мы будем по столбику. -Давайте начнем (Вызываю 3х) -О ком стихотворение? -О чем рассказывает автор? -Вам знакомо слово “Лампада”? Что это? -Давайте еще раз прочитаем это стихотворение по столбику. (Вызываю 3х) -Какие слова мамы цитируются в стихотворении? Найдите в стихотворении слова мамы -Какие чувства выразил поэт в стихотворении? -Как вы понимаете последнее предложение? -Хорошо, спасибо | О маме Что мама устала и спит Это сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами “Ангел-хранитель над тобой!” Тоски Он сравнивает ее с ангелом |
ПОДВЕДЕНИЕ К ТЕМЕ УРОКА | -Я предлагаю угадать вам тему сегодняшнего урока. Для этого вы должны внимательно послушать загадку и отгадать ее -В мире нет ее роднее, Справедливей и добрее. Я скажу, друзья вам прямо - Лучше всех на свете... -Молодцы, правильно. -Итак, о ком сегодня мы поговорим? -Да, сегодня мы познакомимся с еще одним произведением посвященным маме, а вот, чтобы узнать кто автор произведения вам нужно взглянуть на слайд и прочитать слоги через один. (СЛ 1) -Какая фамилия получилась? -Она вам знакома? -Хорошо, спасибо. | (мама) О маме Благинина Ответы детей |
СЛОВО ОБ АВТОРЕ | -Сегодня мы познакомимся с произведением Елены Благининой, но перед тем как перейдем к произведению познакомимся с биографией писательницы. (СЛ 2) -У Елены Благининой было 8 братьев и сестер, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи А.С. Пушкина. С 8 лет Елена Благинина начала сочинять стихи и сказки. Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны. В детскую литературу Елена Александровна пришла в возрасте 30 лет. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя – Е. Благинина. (ВЫСТАВКА ЕЕ КНИГ) (СЛ 3) - И все эти стихотворения Елена Александровна писала для малышей и для тех ребят, которые только что пришли в школу. Закончив институт, она переводила на русский язык стихи украинских поэтов. Главные герои её произведений – девочки. Елена Александровна посвятила много стихотворений маме. Ведь мама – главное слово в жизни любого человека Девочка никогда не думала, что будет поэтессой, она всегда собиралась быть учителем. - Посмотрите на экран, там представлены некоторые книги поэтессы. (СЛ 4) -Вот мы и познакомились с биографией и писателем с чьим произведением мы будем работать. | |
ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ. ПОДГОТОВКА К ПЕРВИЧНОМУ ВОСПРИЯТИЮ | -Откройте учебник на стр 85 и давайте прочитаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. (Вызываю учащегося и он читает название в слух) -Как вы думаете о чем будет произведение? -Что такое тишина? -Что значит “сидеть в тишине”? | Посидим в тишине Ответы детей Полное отсутствие звуков Сидеть не издавая звука |
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ АНАЛИЗ | -Сейчас вы послушаете аудиозапись стихотворения, внимательно слушайте как читается стихотворение, следите по тексту и выделите слова, которые вам непонятны. (Включаю аудиозапись) (СЛ 5) -О чем стихотворение? -От чьего имени написано стихотворение? -Чем хотела заниматься девочка? Найдите ответы в стихотворении -Почему девочка отказалась от своих желаний? -Что происходит вокруг? -Что делает девочка? -Подходит ли название к стихотворению? -Почему? | Слушают учителя О маме Девочки Двигаться; вслух читать; песенку пропеть; похохотать Потому что мама спит, а ее она уважает и любит Ничего, тишина Сидит Да Потому что в стихотворении описывается то, как девочка сидит в тишине |
СЛОВАРНАЯ РАБОТА | -Давайте теперь каждый прочитает стихотворение про себя и выделит в тексте слова, которые ему непонятны (Даю 5минут на самостоятельное чтение стихотворения и на нахождение слов) -Какие слова вам непонятны? (Обьясняю) (СЛ 6) -Что такое волчок? -Что такое луч? -Что делал луч? Найдите в стихотворении. -Как понять “луч крадется”? -А “луч метнулся”? -А “скользнул “? | Ответы детей юла, детская игрушка, которая вращается и не падает. Это часть солнечного света Крался; метнулся; скользнул перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным резким движением броситься куда-нибудь быстро и незаметно пройти, промелькнуть |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА | -Давайте проведем физкультминутку. «Раз» - поднять руки вверх, «Два» - нагнуться до земли, Не сгибайте, дети, ноги, Когда касаетесь вы пола. «Три-четыре» - прямо стать, Будем снова начинать. «Раз» - поднять руки вверх, «Два» - нагнуться до земли, Не сгибайте, дети, ноги, Когда касаетесь вы пола. «Три-четыре» - прямо стать, Будем снова начинать. | Выполняют физкудьтминутку |
ПРОДОЛЖЕНИЕ АНАЛИЗА | -Понравилось ли вам стихотворение? -Что больше всего понравилось? -Почему девочка не играет в игрушки? -Прочитайте стихотворение теперь вы. (Дети читают.) – Что девочка сказала лучу? - Трудно ли ей сидеть в тишине? - Почему девочка всё –таки не играет? - Как автор стихотворения передаёт тишину? – Как будем теперь читать стихотворение, каким голосом? - Представьте, что вы композиторы и должны придумать мелодию к этому стихотворению. Какая она будет? – Похожая на колыбельную. - Чему учит стихотворение? - Давайте еще раз перечитаем стихотворение, передадим голосом любовь, внимательное и заботливое отношение девочки к маме. (Читают несколько учащихся) - Что она заметила в комнате? - Найдите в тексте, что сказала девочка лучу. - Зачем она это сказала лучу? -Как отреагировал луч на слова девочки? Кто нашёл в тексте, поднимите руку. -Подходит ли рисунок на стр 85 к стихотворению? | Ответы детей Ответы детей Ее мама спит «Я тоже двигаться хочу» Трудно. Она любит свою маму и хочет дать ей отдохнуть Описывает Тихим, спокойным Плавная, медленная К маме нужно относиться с любовью и заботой Луч Чтобы показать, что и он должен не беспокоить сон мамы Он метнулся и сказал “ничего, посидим и в тишине” Да |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ | - Представьте, что вы – художники. Что бы вы нарисовали к предложениям? - Кто нарисовал бы по-другому? - Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к предложению «Я играю спокойно». - Назовите игры, в которые можно играть спокойно - А теперь представьте, что вы – композиторы. - Какую музыку вы бы написали к этому произведению? - Какая она по настроению? | Пустую комнату, лежит мама – она спит, никто не мешает. лото, кубики, шашки, можно рисовать, лепить, раскрашивать… тихую, плавную спокойная |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ | Ребята, наш урок подходит к концу! Давайте подведем итоги. О чьем творчестве мы сегодня говорили на уроке? О чем стихотворение с которым мы сегодня познакомились? (СЛ 7) -На слайде смайлики ваша задача выбрать смайлик, который отражает ваше мнение по поводу урока и своей деятельности на уроке. Красный – 1.На уроке я работал плохо 2.Своей работой на уроке я не доволен 3.Урок для меня показался скучным 4.За урок я ничему не научился 5.Мое настроение стало хуже 6.Материал урока мне был не понятен Желтый- 1.На уроке я работал хорошо 2.Своей работой на уроке я доволен 3.Урок для меня показался интересным 4.За урок я узнал много нового 5.Мое настроение стало лучше 6.Материал урока мне был немного непонятен Зеленый- На уроке я работал активно 2.Своей работой на уроке я доволен 3.Урок для меня показался познавательным 4.За урок я узнал много нового 5.Мое настроение стало лучше 6.Материал урока мне был понятен -Поднимите руки, кто выбрал красный; желтый; зеленый Спасибо за урок, до свидания! | Елены Благининой О маме |