СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по литературе "О маме. Благинина" Методист: Матвеева И.Б

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературе "О маме. Благинина" Методист: Матвеева И.Б»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально – педагогический колледж»


Специальность :44.02.02 Преподавание в начальных классах


Пробный урок по литературе


Класс: 2 «Д»

«СОШ№ 1 г.Астрахань»


Выполнила: студентка 3 « ГК» группы

Казиева Х.К

Допуск к проведению урока:




Методист: Матвеева И.Б____________

Учитель: Руш С.С_________________

Студент Казиева Х.К_____________


Оценка за урок:_______________

Методист:____________________



Астрахань 2021г

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель: пробудить у учащихся добрые и нежные чувства к близким на основе анализа стихотворения Е.Благининой «Посидим в тишине»

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с автобиографией поэтессы Е. А. Благининой, с её стихотворением «Посидим в тишине»

Личностные: формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения

Формирование универсальных учебных действий:

  1. Регулятивные УУД:

Ученики учились:

- определять цели урока;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

2. Познавательные УУД:

Ученики учились:

- читать пословицы, скороговорки, стихотворения, понимать и объяснять их фактическое содержание;

- обобщать и классифицировать учебный материал;

- формулировать несложные выводы, обосновывать свои суждения;

- находить в произведении ответ на заданный вопрос, работать с разными источниками информации;

- на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты

  1. Коммуникативные УУД:

Ученики учились:

-уметь слушать собеседника, правильно доносить свою мысль до слушателей,

- вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками,

- оказывать взаимопомощь, проявлять доброжелательное отношение

  1. Личностные УУД:

- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;

- содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать;

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Оборудование: учебник УМК «Школа России» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., 2 класс, 2 часть, презентация

























ЭТАП УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

-Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко, говорим,

Потому что не спешим.

Паузы мы соблюдаем,

Звук ударный выделяем,

Хорошо мы говорим,

Потому что не спешим

Я у вас проведу литературу. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя и выполняют его указания

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

-Начнем урок с проверки домашнего задания. Вам было задано подготовиться к выразительному чтению стихотворение Ивана Бунина “Матери”. Откройте учебник на стр 84 и подготовьтесь к выразительному чтению. Если вы готовы сядьте прямо и поднимите руку.

-Читать мы будем по столбику.

-Давайте начнем

(Вызываю 3х)

-О ком стихотворение?

-О чем рассказывает автор?

-Вам знакомо слово “Лампада”? Что это?




-Давайте еще раз прочитаем это стихотворение по столбику.

(Вызываю 3х)

-Какие слова мамы цитируются в стихотворении? Найдите в стихотворении слова мамы

-Какие чувства выразил поэт в стихотворении?

-Как вы понимаете последнее предложение?

-Хорошо, спасибо










О маме

Что мама устала и спит

Это сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконами





“Ангел-хранитель над тобой!”


Тоски

Он сравнивает ее с ангелом

ПОДВЕДЕНИЕ К ТЕМЕ УРОКА

-Я предлагаю угадать вам тему сегодняшнего урока. Для этого вы должны внимательно послушать загадку и отгадать ее

-В мире нет ее роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо -

Лучше всех на свете...


-Молодцы, правильно.

-Итак, о ком сегодня мы поговорим?

-Да, сегодня мы познакомимся с еще одним произведением посвященным маме, а вот, чтобы узнать кто автор произведения вам нужно взглянуть на слайд и прочитать слоги через один. (СЛ 1)

-Какая фамилия получилась?

-Она вам знакома?

-Хорошо, спасибо.






(мама)




О маме





Благинина

Ответы детей


СЛОВО ОБ АВТОРЕ

-Сегодня мы познакомимся с произведением Елены Благининой, но перед тем как перейдем к произведению познакомимся с биографией писательницы. (СЛ 2)

-У Елены Благининой было 8 братьев и сестер, жили они с родителями и бабушкой, которая рассказывала очень много сказок, читала наизусть стихи А.С. Пушкина. С 8 лет Елена Благинина начала сочинять стихи и сказки.

Дочь багажного кассира на станции Курск-I, внучка священника собиралась стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на верёвочной подошве (время было трудное: двадцатые годы) шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же в альманахе курских поэтов появились первые лирические стихи Елены Александровны.

В детскую литературу Елена Александровна пришла в возрасте 30 лет. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя – Е. Благинина.

(ВЫСТАВКА ЕЕ КНИГ) (СЛ 3)

- И все эти стихотворения

Елена Александровна писала для малышей и для тех ребят, которые только что пришли в школу. Закончив институт, она переводила на русский язык стихи украинских поэтов. Главные герои её произведений – девочки.

Елена Александровна посвятила много стихотворений маме. Ведь мама – главное слово в жизни любого человека

Девочка никогда не думала, что будет поэтессой, она всегда собиралась быть учителем.

- Посмотрите на экран, там представлены некоторые книги поэтессы. (СЛ 4)

-Вот мы и познакомились с биографией и писателем с чьим произведением мы будем работать.




ПЕРВИЧНЫЙ СИНТЕЗ. ПОДГОТОВКА К ПЕРВИЧНОМУ ВОСПРИЯТИЮ

-Откройте учебник на стр 85 и давайте прочитаем название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

(Вызываю учащегося и он читает название в слух)

-Как вы думаете о чем будет произведение?

-Что такое тишина?

-Что значит “сидеть в тишине”?


Посидим в тишине




Ответы детей

Полное отсутствие звуков

Сидеть не издавая звука

ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ






АНАЛИЗ

-Сейчас вы послушаете аудиозапись стихотворения, внимательно слушайте как читается стихотворение, следите по тексту и выделите слова, которые вам непонятны.

(Включаю аудиозапись) (СЛ 5)



-О чем стихотворение?

-От чьего имени написано стихотворение?

-Чем хотела заниматься девочка? Найдите ответы в стихотворении


-Почему девочка отказалась от своих желаний?


-Что происходит вокруг?

-Что делает девочка?

-Подходит ли название к стихотворению?

-Почему?

Слушают учителя







О маме

Девочки

Двигаться; вслух читать; песенку пропеть; похохотать


Потому что мама спит, а ее она уважает и любит

Ничего, тишина

Сидит

Да

Потому что в стихотворении описывается то, как девочка сидит в тишине

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

-Давайте теперь каждый прочитает стихотворение про себя и выделит в тексте слова, которые ему непонятны

(Даю 5минут на самостоятельное чтение стихотворения и на нахождение слов)

-Какие слова вам непонятны?

(Обьясняю) (СЛ 6)

-Что такое волчок?



-Что такое луч?


-Что делал луч? Найдите в стихотворении.


-Как понять “луч крадется”?




-А “луч метнулся”?



-А “скользнул “?






Ответы детей


юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.


Это часть солнечного света


Крался; метнулся; скользнул


перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным


резким движением броситься куда-нибудь


быстро и незаметно пройти, промелькнуть

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

-Давайте проведем физкультминутку.

«Раз» - поднять руки вверх,

«Два» - нагнуться до земли,

Не сгибайте, дети, ноги,

Когда касаетесь вы пола.

«Три-четыре» - прямо стать,

Будем снова начинать.

«Раз» - поднять руки вверх,

«Два» - нагнуться до земли,

Не сгибайте, дети, ноги,

Когда касаетесь вы пола.

«Три-четыре» - прямо стать,

Будем снова начинать.

Выполняют физкудьтминутку

ПРОДОЛЖЕНИЕ АНАЛИЗА

-Понравилось ли вам стихотворение?

-Что больше всего понравилось?

-Почему девочка не играет в игрушки?

-Прочитайте стихотворение теперь вы.

(Дети читают.)

– Что девочка сказала лучу?

- Трудно ли ей сидеть в тишине?

- Почему девочка всё –таки не играет?


- Как автор стихотворения передаёт тишину?

– Как будем теперь читать стихотворение, каким голосом?

- Представьте, что вы композиторы и должны придумать мелодию к этому стихотворению. Какая она будет?

– Похожая на колыбельную.

- Чему учит стихотворение?


- Давайте еще раз перечитаем стихотворение, передадим голосом любовь, внимательное и заботливое отношение девочки к маме.

(Читают несколько учащихся)

- Что она заметила в комнате?

- Найдите в тексте, что сказала девочка лучу.

- Зачем она это сказала лучу?


-Как отреагировал луч на слова девочки? Кто нашёл в тексте, поднимите руку.

-Подходит ли рисунок на стр 85 к стихотворению?

Ответы детей

Ответы детей

Ее мама спит



«Я тоже двигаться хочу»

Трудно.

Она любит свою маму и хочет дать ей отдохнуть

Описывает


Тихим, спокойным



Плавная, медленная


К маме нужно относиться с любовью и заботой





Луч


Чтобы показать, что и он должен не беспокоить сон мамы

Он метнулся и сказал “ничего, посидим и в тишине”


Да

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Представьте, что вы – художники. Что бы вы нарисовали к предложениям?


- Кто нарисовал бы по-другому?

- Какую иллюстрацию вы нарисовали бы к предложению «Я играю спокойно».

- Назовите игры, в которые можно играть спокойно


- А теперь представьте, что вы – композиторы.

- Какую музыку вы бы написали к этому произведению?

- Какая она по настроению?

Пустую комнату, лежит мама – она спит, никто не мешает.





лото, кубики, шашки, можно рисовать, лепить, раскрашивать…




тихую, плавную

спокойная

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.






РЕФЛЕКСИЯ

Ребята, наш урок подходит к концу! Давайте подведем итоги.

О чьем творчестве мы сегодня говорили на уроке?

О чем стихотворение с которым мы сегодня познакомились?

(СЛ 7)

-На слайде смайлики ваша задача выбрать смайлик, который отражает ваше мнение по поводу урока и своей деятельности на уроке.

Красный –

1.На уроке я работал плохо

2.Своей работой на уроке я не доволен

3.Урок для меня показался скучным

4.За урок я ничему не научился

5.Мое настроение стало хуже

6.Материал урока мне был не понятен

Желтый-

1.На уроке я работал хорошо

2.Своей работой на уроке я доволен

3.Урок для меня показался интересным

4.За урок я узнал много нового

5.Мое настроение стало лучше

6.Материал урока мне был немного непонятен

Зеленый-

На уроке я работал активно

2.Своей работой на уроке я доволен

3.Урок для меня показался познавательным

4.За урок я узнал много нового

5.Мое настроение стало лучше

6.Материал урока мне был понятен

-Поднимите руки, кто выбрал красный; желтый; зеленый

Спасибо за урок, до свидания!



Елены Благининой


О маме



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!