Урок литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов “Крестьянские дети”.
На доске: Николай Алексеевич Некрасов “Крестьянские дети”.
Эпиграф
Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой.
Учитель: Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети
См эпиграф— А что такое эпиграф?
(Эпиграф - изречение, краткая цитата, которая характеризует основную мысль произведения).
— Назовите ключевые слова эпиграфа?
(Дитя и сердце волнуется).
— А что значит “сердце волнуется”? (Переживает, беспокоится).
Учитель: Дети и чувства - вот основные понятия, вокруг которых пойдут наши рассуждения при анализе стихотворения Н.А. Некрасова “Крестьянские дети”: на прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать стихотворение “Крестьянские дети”, прочли ее первую часть.
— Давайте вспомним, каким предстает перед нами рассказчик? Кто он? Каково его настроение?
(Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает “грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей).
О чём же волноваться сердцу??????
.
Прочитаем следующий отрывок:
-Довольно, Ванюша! Гулял ты немало...
- Каким сначала представляется Ванюше крестьянский труд?
(Труд перед Ванюшей предстает “нарядной своей стороной”).
- В каких строчках звучит поэзия крестьянского труда?
(Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно...).
Объясните значение следующих слов: жатва, серп, снопы, рига, цеп.
Жатва - уборка хлебных злаков путем срезания под корень.
Серп - ручное орудие в виде прогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня.
Сноп — связка сжатых стеблей с колосьями.
Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.
Цеп - ручное орудие для молотьбы.
- Употребляются ли эти слова в современном русском языке?
(Нет, они вышли из активной лексики).
- А как называются слова, которые вышли из активного употребления?
(Устаревшими или архаизмами).
Учитель: эти слова не случайно прозвучали в этом отрывке, потому что они созвучны поэзии крестьянского труда.
— Прочитаем следующий отрывок стихотворения.
— Сравните этот фрагмент с предыдущим, где рассказчик восхищается радостью труда.
— Чем они отличаются?
Учитель: Это стихотворение написано в 1861 году.
—Какое событие произошло в это время в России? (В 1861 году было отменено крепостное право).
Учитель: 1861 год - год отмены крепостного права, год обретения долгожданной “воли”, год надежд на лучшее будущее.
— Давайте обратимся к тексту, и следующий отрывок НАИЗУСТЬ?
— Какие чувства возникли у вас?
( чувство печали, как тяжело крестьянским детям достается хлеб).
—Почему мальчик назван “мужичком”?
(Мальчик одет не по своему росту, в больших сапогах, эти вещи еще больше уменьшают его в росте, и не случайно рассказчик называет его “мужичком с ноготок”).
Учитель: Посмотрите на иллюстрацию на стр. 286.
—Что вы видите на ней? Опишите словесно.
(На первом плане изображен мальчик, который ведет под уздцы лошадь. Походка у мальчика уверенная. Этой походкой художник подчеркивает гордость мальчика за порученный ему ответственный труд. Лошадь согнулась под тяжестью груза, поэтому мальчик ведет ее под уздцы, беря на себя часть тяжести.)
Учитель: Замечательно каждое слово, которым Некрасов изображает этого шестилетнего труженика. Другой бы сказал о мальчике, что тот шагает, или идет, или бредет.
— А как говорит Некрасов? (шествует).
— Найдите это слово в толковом словаре (шествовать - идти, двигаться важно).
— О ком говорят, когда произносят слово “шествует” (о царе, о важном человеке).
— Почему именно это слово использует рассказчик, говоря о походке “мужичка”?
(Мальчик не просто идет, а идет уверенно, важно. Это и видно на иллюстрации. Этой походкой рассказчик подчеркивает, как уважает “мужичок” себя за то, что ему поручили важное дело).
- Сравните отрывок о Ванюше и “мужичке ВЛАСЕ”. Есть ли разница в оценках настроении. (В отрывке о мужичке показывается не радость труда, не его “нарядная сторона”, где ребенку дается посильная интересная работа и он может чувствовать себя “царем”, а тяжелый мужской труд - ребенок один в лесу, ведет лошадь по снегу).
Дети, заглядывающие в щели - “плуты”.
(Тяжелый труд делает его взрослым, поэтому по характеру он важный, и на вид строгий, горд тем, что работает наравне с взрослыми).
Какие строчки подтверждают обретение долгожданной воли надежду на лучшее будущее? (Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано).
- Как называется художественно-изобразительное средство, используемое в словосочетании “красное детство”.
(эпитет)
- Объясните значение выражения “красное детство”
(На Руси под словом “красное” понималось как красивое, прекрасное, счастливое, поэтому “красное детство” понимается как прекрасное, счастливое детство после отмены крепостного права).
Учитель: Таким образом, воля - это не только долгожданное освобождение от крепостного права, но это еще и крестьянское детство, поэтому эти строки являются поэтическим образом вольного “красного детства” - прекрасной поры человеческой жизни. Дочитаем стихотворение до конца.
- Какие чувства вызывают заключительные строки стихотворения?
(Чувство радости и печали, грусти; это связано с тем, что поэту пришлось расстаться с детьми из-за грозы).
Учитель: - О чем свидетельствует гроза?
. Гроза - символический, многозначимый образ, и в литературе встречается нередко.. Ожидание перемен к лучшему - этим настроением пронизано все стихотворение Некрасова “Крестьянские дети
Д.з. ч 2 Толстой с 6-11 пересказ