СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по литературе Н.А.Некрасов "Крестьянские дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по литературе Н.А.Некрасов "Крестьянские дети"»

Урок литературы в 6 классе. Н.А. Некрасов “Крестьянские дети”.

На доске: Николай Алексеевич Некрасов “Крестьянские дети”.

Эпиграф

Вижу дитя на руках у родимой,
Сердце волнуется думой любимой.

Учитель: Пожалуй, ни у кого из русских поэтов не найдешь столько стихов, посвященных детям, сколько у Некрасова. В числе этих стихотворений особое место занимают “Крестьянские дети

См эпиграф— А что такое эпиграф?

(Эпиграф - изречение, краткая цитата, которая характеризует основную мысль произведения).

— Назовите ключевые слова эпиграфа?
(Дитя и сердце волнуется).

 — А что значит “сердце волнуется”? (Переживает, беспокоится).

Учитель: Дети и чувства - вот основные понятия, вокруг которых пойдут наши рассуждения при анализе стихотворения Н.А. Некрасова “Крестьянские дети”: на прошлом уроке мы познакомились с творчеством Некрасова и начали анализировать стихотворение “Крестьянские дети”, прочли ее первую часть.

Давайте вспомним, каким предстает перед нами рассказчик? Кто он? Каково его настроение?

(Рассказчик - герой, барин, охотник, поэт. Он любуется крестьянскими детьми. Любит милых плутов, с радостью вспоминает “грибные набеги”, ему нравится вольная жизнь крестьянских детей).

О чём же волноваться сердцу??????

.

Прочитаем следующий отрывок:

 -Довольно, Ванюша! Гулял ты немало...

Каким сначала представляется Ванюше крестьянский труд?

(Труд перед Ванюшей предстает “нарядной своей стороной”).

В каких строчках звучит поэзия крестьянского труда?

(Он видит, как поле отец удобряет, как в рыхлую землю бросает зерно, как поле потом зеленеть начинает, как колос растет, наливает зерно...).

  • Объясните значение следующих слов: жатва, серп, снопы, рига, цеп.

Жатва - уборка хлебных злаков путем срезания под корень.

Серп - ручное орудие в виде прогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезания хлебных злаков с корня.

Сноп — связка сжатых стеблей с колосьями.

Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.

Цеп - ручное орудие для молотьбы.

Употребляются ли эти слова в современном русском языке?

(Нет, они вышли из активной лексики).

А как называются слова, которые вышли из активного употребления?

(Устаревшими или архаизмами).

Учитель: эти слова не случайно прозвучали в этом отрывке, потому что они созвучны поэзии крестьянского труда.

Прочитаем следующий отрывок стихотворения.

 — Сравните этот фрагмент с предыдущим, где рассказчик восхищается радостью труда.

 — Чем они отличаются?

Учитель: Это стихотворение написано в 1861 году.

Какое событие произошло в это время в России? (В 1861 году было отменено крепостное право).

Учитель: 1861 год - год отмены крепостного права, год обретения долгожданной “воли”, год надежд на лучшее будущее.

— Давайте обратимся к тексту, и следующий отрывок НАИЗУСТЬ?

— Какие чувства возникли у вас?

( чувство печали, как тяжело крестьянским детям достается хлеб).

 —Почему мальчик назван “мужичком”?

(Мальчик одет не по своему росту, в больших сапогах, эти вещи еще больше уменьшают его в росте, и не случайно рассказчик называет его “мужичком с ноготок”).

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию на стр. 286.

Что вы видите на ней? Опишите словесно.

(На первом плане изображен мальчик, который ведет под уздцы лошадь. Походка у мальчика уверенная. Этой походкой художник подчеркивает гордость мальчика за порученный ему ответственный труд. Лошадь согнулась под тяжестью груза, поэтому мальчик ведет ее под уздцы, беря на себя часть тяжести.)

Учитель: Замечательно каждое слово, которым Некрасов изображает этого шестилетнего труженика. Другой бы сказал о мальчике, что тот шагает, или идет, или бредет.

А как говорит Некрасов? (шествует).

Найдите это слово в толковом словаре (шествовать - идти, двигаться важно).

О ком говорят, когда произносят слово “шествует” (о царе, о важном человеке).

Почему именно это слово использует рассказчик, говоря о походке “мужичка”?

(Мальчик не просто идет, а идет уверенно, важно. Это и видно на иллюстрации. Этой походкой рассказчик подчеркивает, как уважает “мужичок” себя за то, что ему поручили важное дело).

- Сравните отрывок о Ванюше и “мужичке ВЛАСЕ”. Есть ли разница в оценках настроении. (В отрывке о мужичке показывается не радость труда, не его “нарядная сторона”, где ребенку дается посильная интересная работа и он может чувствовать себя “царем”, а тяжелый мужской труд - ребенок один в лесу, ведет лошадь по снегу).

  • Дети, заглядывающие в щели - “плуты”.

  • А какой характер у “мужичка”?

(Тяжелый труд делает его взрослым, поэтому по характеру он важный, и на вид строгий, горд тем, что работает наравне с взрослыми).

  • Какие строчки подтверждают обретение долгожданной воли надежду на лучшее будущее? (Играйте же, дети, растите на воле, на то вам и красное детство дано).

Как называется художественно-изобразительное средство, используемое в словосочетании “красное детство”.

(эпитет)

- Объясните значение выражения “красное детство”

(На Руси под словом “красное” понималось как красивое, прекрасное, счастливое, поэтому “красное детство” понимается как прекрасное, счастливое детство после отмены крепостного права).

Учитель: Таким образом, воля - это не только долгожданное освобождение от крепостного права, но это еще и крестьянское детство, поэтому эти строки являются поэтическим образом вольного “красного детства” - прекрасной поры человеческой жизни. Дочитаем стихотворение до конца.

Какие чувства вызывают заключительные строки стихотворения?

(Чувство радости и печали, грусти; это связано с тем, что поэту пришлось расстаться с детьми из-за грозы).

Учитель:  - О чем свидетельствует гроза?

. Гроза - символический, многозначимый образ, и в литературе встречается нередко.. Ожидание перемен к лучшему - этим настроением пронизано все стихотворение Некрасова “Крестьянские дети



Д.з. ч 2 Толстой с 6-11 пересказ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!