СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по курсу ОДНКНР Тема урока: «История религий в России.» в 9« Б» классе

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по курсу ОДНК НР на тему:" История религий в России"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по курсу ОДНКНР Тема урока: «История религий в России.» в 9« Б» классе»








План-конспект урока по курсу ОДНКНР

Тема урока: «История религий в России.»

в 9« Б» классе








Выполнила: Чернова Ольга Васильевна

учитель: истории, обществознания, ОДНК НР

МБОУ Егорлыкская СОШ №1













ст.Егорлыкская

2023 год

Тема урока: «История религий в России.»

Цель урока: создать условия, при которых учащиеся смогут познакомится с историей возникновения основных религий в России, с основами вероучений.

Задачи:

-Формирование представлений об исторической роли традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России.

- Продолжить работу по созданию образных представлений о наиболее распространённых вероучениях, делая акцент на равноценности вклада каждой религии в культуру единого человечества.

- Способствовать формированию уважительного отношения к верующим различных конфессий, терпимость к людям иного мировоззрения.

- Способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения. 5. Развивать речь, мышление и ассоциативное мышление обучающихся





Ход урока

  1. Орг. Момент

  2. Сообщение темы урока, цели

На предыдущих уроках мы с вами говорили о том, что наша страна многонациональна.

-Что это означает? (люди разных национальностей и имеют разные вероисповедания). Узнали, что главное богатство нашей великой Родины – это духовные традиции народов. А важнейшей частью большинства духовных традиций является религия.

- Что такое религия? Какие функции выполняет религия?

- На какие группы можно разделить существующие религии?

- Назовите мировые религии.

-Вспомните что характеризует каждую из мировых религий.

Наша страна не только многонациональная, но многоконфессиональная страна. Что это значит?

-В нашей стране с незапамятных времён существуют разные религии. Больше всего у нас православных христиан. Значительное число россиян исповедуют другие мировые религии - ислам и буддизм.

Тема нашего урока сегодня ««История религий в России.»».

Скажите, чтобы вы хотели получить от урока? Для чего нам нужно знать мировые религии?

Просмотр видеоролика «Традиционные религии России».

Л. Н. Толстой называл религиозный вопрос главным вопросом для каждого человека, ибо « религия есть не что иное, как ответ на вопрос о смысле жизни».

На заре истории нашей страны в городе Киеве, который тогда был столицей государства Русь, правил князь Владимир. В древней летописи Св. Нестора «Повести временных лет» есть рассказ о выборе новой веры.

«… И стал … княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме за двором теремным: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Си-маргла, и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвами своими… Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы, как богу».

- Вспомните из курса истории России о каком князе идет речь?

-Чем прославился князь Владимир?

- Какие верования существовали у наших предков до принятия христианства?

- Из-за того, что у каждого племени был свой бог – люди воевали и враждовали друг с другом.

-Владимир долго думал, как объединить всех людей в государстве и решил выбрать веру в единого Бога, которая сблизила бы всех людей. И пришло время веру русскому государству выбирать в 10 веке.

Князь отправил своих послов в разные страны По возвращении те поделились своими впечатлениями об увиденных религиозных обычаях и обрядах.

-Давайте вспомним как происходил выбор религии:

К Владимиру приходили послы от других народов и рассказывали ему о своей вере.

-Пришли мусульмане из страны Булгария, затем Киев посетили иудеи из Хазарии, после предстали христиане и, наконец, прибыл греческий философ, служитель Православной церкви в Византии. Они рассказывали ему о своей вере и призывали его народ присоединиться к их традиции. Князь Владимир долго думал, к какой вере присоединиться. И выбрал христианство.

- Верно. Князь Владимир выбрал ПРАВОСЛАВНОЕ христианство.

Работа с иллюстративным материалом.

- Рассмотрите репродукцию художника В. М. Васнецова.

- Какой момент изображен на ней?(Крещение князя Владимира.)

-Какие события последовали за этим? Посмотрите на картинку на странице 41 в учебнике. (После этого приняли христианство все жители Киева.)

-Вспомните, в каком году это произошло?(Крещение Руси произошло в 988 году.)

Вскоре после Крещения Руси были построены первые прекрасные храмы (например, собор Святой Софии в Киеве – слайд 17 - Фрески Софии Киевской “Орнамент” – В. Г. Кикта).

- С самого начала церковь пользовалась поддержкой русских князей, особенно Владимира и его сына Ярослава Мудрого. Церковь способствовала развитию школ.

С приходом христианства появлялись не только церкви, но и школы. В них учили чтению и письму по церковным книгам. Эти книги были написаны на церковно-славянском языке.

- Скажите ребята, а кто изображен на этом слайде (Святые Кирилл и Мефодий).

- Правильно, а что создали эти два святых?(азбуку, алфавит).

- Правильно, они создали церковно - славянский алфавит. Азбука стала называться кириллицей в честь своего создателя. Святые братья создали не разговорный язык, не язык повседневный, обыденный, а священный бого-служебный язык. Язык, на котором обращаются к Богу в храме Божьем – церкви. Он так и называется - церковно - славянский язык. Теперь вы знаете, что церковно - славянский язык – язык богообщения.

Они же перевели многие из книг с греческого на славянский язык. Так начиналась славянская письменность и зарождалась литература трех восточнославянских народов – русского, украинского и белорусского.

Раньше книги писали от руки, это делали монахи-летописцы. Перед тем, как начать писать буквы, монахи молились, писали их аккуратно, особенно старательно вырисовывали заглавные буквы каждой главы. Их писали красной краской и золотом, украшали узорами. Эти буквы получаются очень необычными и сразу бросаются в глаза, потому что некоторые из них изображают зверей, птиц и людей.

ФИЗМИНУТКА.

-Вы, наверное, устали?

-Я предлагаю Вам немного отдохнуть.

- Сядьте удобно, закройте глаза и представьте себе точку, напишите ею свое имя. Точка увеличивается и превратилась в птицу. Птица взмахнула крыльями и улетела.

-А мы продолжим нашу работу.

Словарная работа. Знакомство с новыми понятиями: Митрополит, Патриарх, Синод. Работа со словарем.

-Церковь играла важнейшую роль в жизни нашей страны. Давайте проследим это на исторических примерах.

-С самого начала церковь пользовалась поддержкой русских князей, особенно Владимира и его сына Ярослава Мудрого. При их покровительстве на Руси утвердилась церковная иерархия. Во главе церкви стоял митрополит, живший в Киеве. Ему подчинялись епархии во главе с епископами.

Митрополит – высшее почетное (духовный сан) звание.

Митрополиты, епископы и священники пользовались высоким авторитетом в обществе. Они часто мирили русских князей, которые ссорились и воевали друг с другом. Русские митрополиты часто были советниками русских князей.

В 1589 году в России было учреждено патриаршество. Во главе Русской церкви встал Патриарх. Русская Православная церковь получила автокефалию, т.е. обрела с центром в Москве самостоятельности и независимости от Константинопольского патриархата с правом самостоятельного избрания предстоятеля Русской Церкви собором епископов.

Патриарх – в христианской церкви: глава церковной иерархии.

Синод – в старой России : высшее учреждение, управляющее православной церковью; в настоящее время – совещательный орган при патриархе Московском и Всея Руси.

Православие охватывает всю территорию России, ислам и буддизм распространены в ареалах проживания отдельных народов.

- Ребята, наша Ростовская область является частью России, поэтому национальный состав нашей области такой же пестрый, разнообразный. Представители каких национальностей живут в Ростовской области (Ответы уч-ся). В национальном составе населения РО преобладают –

Русские – 89% Украинцы – 2% (слайд 14)

Армяне – 3%, остальные 6% населения составляют белорусы, татары, греки, корейцы, чеченцы, турки, молдаване и другие национальности. Как мы видим, национальный состав очень пестрый, но все народы живут в дружбе, уважая традиции и культуру друг друга.

И в заключении хочется сказать, что религия сыграла огромную роль в формировании Российского государства. Россия- это светское государство (не религиозное), но при этом самая крупная в мире православная страна поэтому на ней лежит особая ответственность за судьбу православия во всем мире. В то же время Россия - страна многих религий, уважительное отношение к людям, исповедующим другую религию, -необходимое условие для нормального развития страны. Согласно 28 статьи Конституция РФ сказано, что каждый человек вправе свободно и гласно исповедовать свою веру, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества.

Никто не должен подвергаться принуждению в выборе религии или при изменении вероисповедания.

- На современном этапе произошло возвращение людей к Вере, возрождение той, которую мы потеряли и обрели. Я надеюсь, что вы сегодня посмотрели на религию совсем другими глазами. Глазами Веры, Надежды и Любви.

Рефлексия (2 мин)

-Сегодня мы рассматривали очень важные вопросы.

Скажите, мы доказали, что Россия – многонациональная страна, народы которой исповедуют разные религии?

- Что нового для себя вы узнали?

- Какие качества необходимо воспитывать в себе, чтобы не допустить межнациональной напряженности?

- С каким настроением вы заканчиваете наш урок? Почему?

- Что на уроке ты узнал нового?

- Нужны ли тебе те знания, которые ты получил на уроке? Зачем?

-И закончить наш урок я хочу стихотворением В. Степанова:


Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень, Другим милей весна.

А Родина Россия. У нас у всех одна.

V. Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание. Написать мини –сочинение или создать презентацию «Какие религиозные праздники и традиции отмечаются в вашей семье».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!