План-конспект урока по истории
11 класс
ТЕМА УРОКА: «КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» (2часа)
Цель урока: способствовать формированию гражданской позиции учащихся, осознание величайшего значения коренного перелома в истории Второй мировой войны
Задачи:
Образовательные: формировать понимание учащихся об основных этапов ВОВ,уяснить значение коренного перелома во время, знать хронологию Сталинградской, Курской битв, Ленинградской битвы, битв за Днепр и Кавказ.
Развивающие: формирование навыков критического мышления, способствовать формированию оценочных суждений, развивать умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно излагать свою точку зрения, формирование коммуникативных навыков.
Воспитательные: понимание неоднозначности оценки исторических деятелей и событий, развитие интереса к предмету, способствовать формированию патриотической позиции учащихся.
Тип урока – объяснение новых знаний.
По характеру материала – практическое занятие.
По характеру деятельности – проблемный урок.
Методы – проблемный, частично-поисковый, репродуктивно-словесный, наглядный,.
Приемы –беседа, составление таблицы, рассуждение, доказательство, анализ.
Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Структура урока.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент — 5 мин.
II. Постановка проблемы— 5 мин.
Трехфазовая структура урока - вызов, осмысление, рефлексия.
Эпиграф: “Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…”
У. Черчилль.
В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва.
-Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока?
Как вы можете объяснить значение термина “коренной перелом”?
Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.
III. Изучение нового материала —55 мин.
Работа в группах — 25 мин.
А) Подготовить рассказ об одной из битв ( Сталинградская, Курская, битва за Днепр, битва за Кавказ, блокада Ленинграда), используя учебник, дополнительные источники и воспоминания участников.
Б)Показать свою битву по карте, используя задания для «дикторов» попробуйте на основе документальных источников и тематической карты «Великая Отечественная война Советского Союза» составить сводки Информбюро о положении на фронтах во второй половине 1942-1943г. В разные месяцы они начинались словами:
«В течение дня… наши войска вели ожесточённые бои с противником в районе….»
«В течение … наши войска…. продолжают успешно развивать наступление….»
В) Региональный компонент. Каждая группа получила задание: подготовить сообщение с презентацией о земляке, который участвовал в Великой Отечественной войне.
2.Защита своей работы от каждой группы.-30 мин. Каждая группа задает вопросы другой группе. Все учащиеся продолжают заполнять таблицу, которую начали на предыдущих уроках «Основные события на фронтах во Второй мировой войне», которую продолжим заполнять на следующих уроках:
год | СССР | Западные страны |
1939 | | |
1940 | | |
1941 | | |
1942 | | |
1943 | | |
1944 | | |
1945 | | |
Вернемся к нашему вопросу, который был задан в начале урока.Сравним
Состав сил в важнейших наступательных операциях на советско-германском фронте
Состав сил в наиболее крупных операциях в Северной Африке и Италии
Операция | Личный состав (тыс.чел.) | Орудия и миномёты (тыс.шт.) | Танки и САУ (тыс.шт.) | Боевые самолёты (тыс.шт.) |
Англо-амер. войска | Фаш. войска | Англо-амер. войска | Фаш. войска | Англо-амер. войска | Фаш. войска | Англо-амер. войска | Фаш. войска |
Сражение под Эль-Аламейном (1942) Сицилийская операция (1943) | 230 478 | 80 255 | 2,31 1,8 | 1,22 - | 1,44 0,6 | 0,54 Около 0,2 | 1,50 Свыше 4,0 | 0,35 Около 0,6 |
А что же происходило у Эль - Аламейна? 23 октября - 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте – 260 дивизий…
Так, какой вывод можно сделать на основе изученного на уроке материала? Какая битва являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?
III. Закрепление – 25 мин.
Тестовые задания из ЕГЭ повышенной сложности ( В12, С4, С5, задания по картам)по теме урока, решают в группах, затем проверяем .
IV. Итоги урока; д/з — 5 мин.
Рефлексия:
Сегодня на уроке
Узнал новое:
Думал иначе:
Не понял:
Моя работа в группе:
Особенно запомнилось:
Составить синквейн по теме урока.
Спасибо за урок.
Тесты 1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.
Событие | Дата | Участник(-и) |
Наступательная операция «Багратион» | _________ (А) | И. Х. Баграмян, И. Д. Черняхов- ский |
Сталинградская битва | _________ (Б) | ___________ (В) |
______________ (Г) | Август–декабрь 1943 г. | Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев |
Битва за Москву | __________ (Д) | ____________ (Е) |
1) М. А. Егоров, М. В. Кантария
2) сентябрь 1941 г. – апрель 1942 г.
3) Я. Ф. Павлов
4) битва на Курской дуге
5) битва за Днепр
6) июнь–август 1944 г.
7) июль 1942 г. – февраль 1943 г.
8) И. В. Панфилов
9) май 1942 г.
Событие | Дата | Участник(-и) |
Сталинградская битва | __________(А) | В. И. Чуйков |
Тегеранская конференция | __________(Б) | __________(В) |
__________(Г) | январь—февраль 1945 г. | Г. К. Жуков |
штурм Берлина | __________(Д) | __________(Е) |
1) ноябрь—декабрь 1943 г.
2) Висло-Одерская операция
3) июль 1942 г.—2 февраля 1943 г.
4) апрель;—май 1945 г.
5) И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль
6) июнь—август 1944 г.
7) 9 августа—2 сентября 1945 г.
8) И. С. Конев
9) Ясско-Кишинёвская операция
Событие | Название населённогопункта (территории) | Год |
__________(А) | д. Прохоровка | __________(Б) |
__________(В) | г. Сталинград | 1942 г. |
Первый воздушный ночной таран в период Великий Отечественный войны | __________(Г) | __________(Д) |
Первая встреча советских и американских войск в период Великой Отечественной войны | __________(Е) | 1945 г. |
1) г. Торгау
2) 1943 г.
3) г. Москва и Московская область
4) г. Будапешт
5) окружение 6-й германской армии под командованием Ф. Паулюса
6) первая встреча лидеров стран «Большой тройки»
7) 1941г.
8) крупнейшее танковое сражение в период Великой Отечественной войны
9) 1944 г.
C 5 . В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
"Подписание пакта о ненападении с фашисткой Германией и секретного протокола к нему было дипломатической удачей СССР."
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
C 5 . Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:
Индустриализация 30-х гг. XX века − главная причина победы СССР во Великой отечественной войне
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение:
1) …
2) …
Аргументы в опровержение:
1) …
2) …
C 4 В воспоминаниях многих современников о Великой Отечественной войне особое место занимает Московская битва. Так, когда маршала Г.К. Жукова спрашивали, какое событие прошедшей войны ему больше всего запомнилось, он всегда отвечал: «Битва за Москву». Предположите, чем объясняется особое значение Московской битвы в истории Великой Отечественной войны (приведите не менее трёх предположений).
C 4 В сентябре 1941 г. И.В.Сталин в беседе с американским государственным деятелем У.А. Гарриманом сказал: «Мы знаем, народ не хочет сражаться за мировую революцию... Может быть, будет сражаться за Россию». Неожиданное признание И.В. Сталина было признаком существенного пересмотра идейных основ партийно-политической работы в армии и стране. Почему в политике руководства страны произошел поворот, который получил название «идеологического нэпа»? Приведите не менее двух фактических подтверждений произошедшего поворота.
C 4 . В конце 1930-х гг. советское руководство активно начало готовиться к войне. Советскому обществу внушалась мысль, что противник будет легко разгромлен Красной Армией. Но летом 1941 г. после нападения фашистской Германии Красная Армия оказалась на грани полного разгрома. Дайте не менее трёх объяснений произошедшему.
Рассмотрите схему и выполните задание
Напишите название военного плана, изображённого на карте. Барбаросса
Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «4».Сталинград
Напишите цифру, которой обозначен город, для захвата которого была разработана операция «Тайфун».3
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Карта относится к начальному этапу войны.
2) Германия планировала завершить войну к концу лета 1942 г.
3) Для отражения агрессии, обозначенной на карте, был создан Совет труда и обороны.
4) Руководителем страны в это время был И.В. Сталин.
5) Сражение под Смоленском стало важным этапом в срыве фашистской стратегии «блицкрига».
6) Наступление немецких войск было остановлено по всей линии фронта зимой 1941 г.
Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».Сталинград
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «2», в районе которого произошло соединение войск двух фронтов Красной армии.Калач-на -Дону
Укажите название периода в ходе войны, начало которому положили события, обозначенные на схеме. Коренной перелом
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) На схеме обозначены боевые действия до конца 1943 г.
2) События, обозначенные на схеме, явились первым наступлением Красной армии в ходе Великой Отечественной войны.
3) На схеме обозначены боевые действия Красной армии в ходе операции «Уран».
4) Участником событий, обозначенных на схеме, являлся К. К. Рокоссовский.
5) В кольце окружения, обозначенном на схеме, оказалось более 2 млн немецких солдат.
6) События, обозначенные на схеме стрелками, начались в ноябре 1942 г.
Рассмотрите схему событий одного из периодов Великой Отечественной войны и выполните задание
Продолжите фразу: «События, обозначенные на схеме стрелками, начались в тысяча девятьсот ______44________ году».
Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».Минск
Укажите название столицы государства, обозначенной на схеме цифрой «2»Варшава
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
2) События, обозначенные на схеме, произошли после открытия союзниками Второго фронта в Европе 6июня-23 июня 1944г
3) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Уран».
4) Город Кенигсберг был взят Красной армией в ходе событий, обозначенных на данной схеме.
5) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».
6) В ходе событий, обозначенных на схеме, территория Белорусской ССР была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
Рассмотрите схему и выполните задание
Назовите страну, против которой были направлены указанные на схеме военные действия СССР. Финляндия
Напишите фамилию руководителя СССР в период событий, указанных на схеме. Сталин
Укажите название указанной под цифрой 3 военно-морской базы, полученной в аренду СССР по итогам данной войны. Ханко
Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на карте, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) начало войны относится к 1939 г.
2) союзниками СССР в этой войне были США и Великобритания
3) результатом войны стало присоединение к СССР территории с городом Выборгом
4) основные военные действия в этой войне пришлись на зимний период
5) СССР не получил в результате войны территориальных приобретений
6) в ходе войны противник не оказал советским войскам серьезного сопротивления
.
Операция | Личный состав (тыс.чел.) | Орудия и миномёты (тыс.шт.) | Танки и САУ (тыс.шт.) | Боевые самолёты (тыс.шт.) |
СССР | Фаш. блок | СССР | Фаш. блок | СССР | Фаш. блок | СССР | Фаш. блок |
Контрнаступление под Москвой (1941-1942) Наступление под Сталинградом (1942-1943) Контрнаступление под Курском (1943) |
1100
1106
2266 |
1708
1011
900 |
7,65
15,5
33,0 |
13,5
10,29
10,0 |
0,77
1,46
4,8 |
1,17
0,67
1,8 |
1,0
1,35
4,3 |
0,61
1,21
2,1 |