СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по истории»

План-конспект урока по истории

11 класс

ТЕМА УРОКА: «КОРЕННОЙ ПЕРЕЛОМ В ХОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» (2часа)

Цель урока: способствовать формированию гражданской позиции учащихся, осознание величайшего значения коренного перелома в истории Второй мировой войны

Задачи:

Образовательные: формировать понимание учащихся об основных этапов ВОВ,уяснить значение коренного перелома во время, знать хронологию Сталинградской, Курской битв, Ленинградской битвы, битв за Днепр и Кавказ.

Развивающие: формирование навыков критического мышления, способствовать формированию оценочных суждений, развивать умение обобщать и логически мыслить, оперировать историческими фактами, самостоятельно излагать свою точку зрения, формирование коммуникативных навыков.

Воспитательные: понимание неоднозначности оценки исторических деятелей и событий, развитие интереса к предмету, способствовать формированию патриотической позиции учащихся.

Тип урокаобъяснение новых знаний.

По характеру материала – практическое занятие.

По характеру деятельности – проблемный урок.

Методы – проблемный, частично-поисковый, репродуктивно-словесный, наглядный,.

Приемы беседа, составление таблицы, рассуждение, доказательство, анализ.

Формы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Структура урока.

ХОД УРОКА:
I. Организационный момент — 5 мин.
II. Постановка проблемы— 5 мин.

Трехфазовая структура урока - вызов, осмысление, рефлексия.

Эпиграф: “Сам Сталинград стал символом мужества, стойкости русского народа и вместе с тем символом величайшего человеческого страдания…”

У. Черчилль.

В 1942 году произошло событие, которое военные историки называют переломным, потому что оно оказало большое влияние на весь дальнейший ход Второй мировой войны. Западные исследователи считают таким событием Битву у Эль-Аламейна (Северная Африка). Отечественные историки утверждают, что таким событием была Сталинградская битва.

-Если мы с вами возьмём в качестве гипотезы вторую точку зрения и попытаемся её доказать или опровергнуть, как будет звучать тема нашего урока?

Как вы можете объяснить значение термина “коренной перелом”?

Коренной перелом – перехват стратегической инициативы, переход от обороны к наступлению.


III. Изучение нового материала —55 мин.

  1. Работа в группах — 25 мин.

А) Подготовить рассказ об одной из битв ( Сталинградская, Курская, битва за Днепр, битва за Кавказ, блокада Ленинграда), используя учебник, дополнительные источники и воспоминания участников.

Б)Показать свою битву по карте, используя задания для «дикторов» попробуйте на основе документальных источников и тематической карты «Великая Отечественная война Советского Союза» составить сводки Информбюро о положении на фронтах во второй половине 1942-1943г. В разные месяцы они начинались словами:

«В течение дня… наши войска вели ожесточённые бои с противником в районе….»

«В течение … наши войска…. продолжают успешно развивать наступление….»

В) Региональный компонент. Каждая группа получила задание: подготовить сообщение с презентацией о земляке, который участвовал в Великой Отечественной войне.

2.Защита своей работы от каждой группы.-30 мин. Каждая группа задает вопросы другой группе. Все учащиеся продолжают заполнять таблицу, которую начали на предыдущих уроках «Основные события на фронтах во Второй мировой войне», которую продолжим заполнять на следующих уроках:

год

СССР

Западные страны

1939



1940



1941



1942



1943



1944



1945





Вернемся к нашему вопросу, который был задан в начале урока.Сравним

Состав сил в важнейших наступательных операциях на советско-германском фронте



Состав сил в наиболее крупных операциях в Северной Африке и Италии



Операция

Личный состав (тыс.чел.)

Орудия и миномёты (тыс.шт.)

Танки и САУ (тыс.шт.)

Боевые самолёты (тыс.шт.)

Англо-амер. войска

Фаш. войска

Англо-амер. войска

Фаш. войска

Англо-амер. войска

Фаш. войска

Англо-амер. войска

Фаш. войска

Сражение под Эль-Аламейном (1942)

Сицилийская операция (1943)


230


478


80


255


2,31


1,8


1,22


-


1,44


0,6


0,54


Около 0,2


1,50


Свыше 4,0


0,35


Около 0,6


А что же происходило у Эль - Аламейна? 23 октября - 3 ноября 1942 г. 8-я английская армия Монтгомери начала наступление против немецко-итальянских войск на территории Египта. После упорных боёв англичане вынудили противника начать отступление из Египта. Военные действия в Африке вели 17 итальянских и немецких дивизий, а на советско-германском фронте – 260 дивизий…

Так, какой вывод можно сделать на основе изученного на уроке материала? Какая битва являлась началом коренного перелома в ходе Второй мировой войны?


III. Закрепление – 25 мин.

Тестовые задания из ЕГЭ повышенной сложности ( В12, С4, С5, задания по картам)по теме урока, решают в группах, затем проверяем .


IV. Итоги урока; д/з — 5 мин.

Рефлексия:

Сегодня на уроке

Узнал новое:

Думал иначе:

Не понял:

Моя работа в группе:

Особенно запомнилось:


Составить синквейн по теме урока.

Спасибо за урок.












Тесты 1. За­пол­ни­те пу­стые ячей­ки таб­ли­цы, ис­поль­зуя пред­став­лен­ные в при­ведённом ниже спис­ке дан­ные. Для каж­дой ячей­ки, обо­зна­чен­ной бук­ва­ми, вы­бе­ри­те номер нуж­но­го эле­мен­та.

 

Со­бы­тие

Дата

Участ­ник(-и)

На­сту­па­тель­ная опе­ра­ция «Баг­ра­ти­он»

_________ (А)

И. Х. Баг­ра­мян, И. Д. Чер­ня­хов-

ский

Ста­лин­град­ская битва

_________ (Б)

___________ (В)

______________ (Г)

Ав­густ–де­кабрь 1943 г.

Г. К. Жуков, К. К. Ро­кос­сов­ский, И. С. Конев

Битва за Моск­ву

__________ (Д)

____________ (Е)

1) М. А. Его­ров, М. В. Кан­та­рия

2) сен­тябрь 1941 г. – ап­рель 1942 г.

3) Я. Ф. Пав­лов

4) битва на Кур­ской дуге

5) битва за Днепр

6) июнь–ав­густ 1944 г.

7) июль 1942 г. – фев­раль 1943 г.

8) И. В. Пан­фи­лов

9) май 1942 г.

  

Со­бы­тие

Дата

Участ­ник(-и)

Ста­лин­град­ская битва

__________(А)

В. И. Чуй­ков

Те­ге­ран­ская кон­фе­рен­ция

__________(Б)

__________(В)

__________(Г)

ян­варь—фев­раль 1945 г.

Г. К. Жуков

штурм Бер­ли­на

__________(Д)

__________(Е)

  1) но­ябрь—де­кабрь 1943 г.

2) Висло-Одер­ская опе­ра­ция

3) июль 1942 г.—2 фев­ра­ля 1943 г.

4) ап­рель;—май 1945 г.

5) И. В. Ста­лин, Ф. Д. Ру­звельт, У. Чер­чилль

6) июнь—ав­густ 1944 г.

7) 9 ав­гу­ста—2 сен­тяб­ря 1945 г.

8) И. С. Конев

9) Ясско-Кишинёвская опе­ра­ция

 

Со­бы­тие

На­зва­ние населённогопунк­та (тер­ри­то­рии)

Год

__________(А)

д. Про­хо­ров­ка

__________(Б)

__________(В)

г. Ста­лин­град

1942 г.

Пер­вый воз­душ­ный ноч­ной таран в пе­ри­од

Ве­ли­кий Оте­че­ствен­ный войны

__________(Г)

__________(Д)

Пер­вая встре­ча со­вет­ских и аме­ри­кан­ских войск

в пе­ри­од Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны

__________(Е)

1945 г.

  1) г. Тор­гау

2) 1943 г.

3) г. Москва и Мос­ков­ская об­ласть

4) г. Бу­да­пешт

5) окру­же­ние 6-й гер­ман­ской армии под ко­ман­до­ва­ни­ем Ф. Па­у­лю­са

6) пер­вая встре­ча ли­де­ров стран «Боль­шой трой­ки»

7) 1941г.

8) круп­ней­шее тан­ко­вое сра­же­ние в пе­ри­од Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны

9) 1944 г.

C 5 . В ис­то­ри­че­ской науке су­ще­ству­ют дис­кус­си­он­ные про­бле­мы, по ко­то­рым вы­ска­зы­ва­ют­ся раз­лич­ные, часто про­ти­во­ре­чи­вые, точки зре­ния. Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

 

"Под­пи­са­ние пакта о не­на­па­де­нии с фа­шист­кой Гер­ма­ни­ей и сек­рет­но­го про­то­ко­ла к нему было ди­пло­ма­ти­че­ской уда­чей СССР."

 

Ис­поль­зуя ис­то­ри­че­ские зна­ния, при­ве­ди­те два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно под­твер­дить дан­ную точку зре­ния, и два ар­гу­мен­та, ко­то­ры­ми можно опро­верг­нуть её.

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

 

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …

 

C 5 . Ниже при­ве­де­на одна из спор­ных точек зре­ния, су­ще­ству­ю­щих в ис­то­ри­че­ской науке:

 

Ин­ду­стри­а­ли­за­ция 30-х гг. XX века − глав­ная при­чи­на по­бе­ды СССР во Ве­ли­кой оте­че­ствен­ной войне

 

Ответ за­пи­ши­те в сле­ду­ю­щем виде.

Ар­гу­мен­ты в под­твер­жде­ние:

1) …

2) …

 

Ар­гу­мен­ты в опро­вер­же­ние:

1) …

2) …

 

C 4 В вос­по­ми­на­ни­ях мно­гих со­вре­мен­ни­ков о Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войне осо­бое место за­ни­ма­ет Мос­ков­ская битва. Так, когда мар­ша­ла Г.К. Жу­ко­ва спра­ши­ва­ли, какое со­бы­тие про­шед­шей войны ему боль­ше всего за­пом­ни­лось, он все­гда от­ве­чал: «Битва за Моск­ву». Пред­по­ло­жи­те, чем объ­яс­ня­ет­ся осо­бое зна­че­ние Мос­ков­ской битвы в ис­то­рии Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны (при­ве­ди­те не менее трёх пред­по­ло­же­ний).


C 4 В сен­тяб­ре 1941 г. И.В.Ста­лин в бе­се­де с аме­ри­кан­ским го­су­дар­ствен­ным де­я­те­лем У.А. Гар­ри­ма­ном ска­зал: «Мы знаем, народ не хочет сра­жать­ся за ми­ро­вую ре­во­лю­цию... Может быть, будет сра­жать­ся за Рос­сию». Не­ожи­дан­ное при­зна­ние И.В. Ста­ли­на было при­зна­ком су­ще­ствен­но­го пе­ре­смот­ра идей­ных основ пар­тий­но-по­ли­ти­че­ской ра­бо­ты в армии и стра­не. По­че­му в по­ли­ти­ке ру­ко­вод­ства стра­ны про­изо­шел по­во­рот, ко­то­рый по­лу­чил на­зва­ние «идео­ло­ги­че­ско­го нэпа»? При­ве­ди­те не менее двух фак­ти­че­ских под­твер­жде­ний про­изо­шед­ше­го по­во­ро­та.


C 4 . В конце 1930-х гг. со­вет­ское ру­ко­вод­ство ак­тив­но на­ча­ло го­то­вить­ся к войне. Со­вет­ско­му об­ще­ству вну­ша­лась мысль, что про­тив­ник будет легко раз­гром­лен Крас­ной Ар­ми­ей. Но летом 1941 г. после на­па­де­ния фа­шист­ской Гер­ма­нии Крас­ная Армия ока­за­лась на грани пол­но­го раз­гро­ма. Дайте не менее трёх объ­яс­не­ний про­изо­шед­ше­му.


Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­пи­ши­те на­зва­ние во­ен­но­го плана, изоб­ражённого на карте. Барбаросса


На­пи­ши­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «4».Сталинград


 На­пи­ши­те цифру, ко­то­рой обо­зна­чен город, для за­хва­та ко­то­ро­го была раз­ра­бо­та­на опе­ра­ция «Тай­фун».3


Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на карте, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных.


 1) Карта от­но­сит­ся к на­чаль­но­му этапу войны.

2) Гер­ма­ния пла­ни­ро­ва­ла за­вер­шить войну к концу лета 1942 г.

3) Для от­ра­же­ния агрес­сии, обо­зна­чен­ной на карте, был со­здан Совет труда и обо­ро­ны.

4) Ру­ко­во­ди­те­лем стра­ны в это время был И.В. Ста­лин.

5) Сра­же­ние под Смо­лен­ском стало важ­ным эта­пом в срыве фа­шист­ской стра­те­гии «блиц­кри­га».

6) На­ступ­ле­ние не­мец­ких войск было оста­нов­ле­но по всей линии фрон­та зимой 1941 г.




 






Рас­смот­ри­те схему со­бы­тий од­но­го из пе­ри­о­дов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и вы­пол­ни­те за­да­ние

 

 

Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».Сталинград


Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «2», в рай­о­не ко­то­ро­го про­изо­шло со­еди­не­ние войск двух фрон­тов Крас­ной армии.Калач-на -Дону


Ука­жи­те на­зва­ние пе­ри­о­да в ходе войны, на­ча­ло ко­то­ро­му по­ло­жи­ли со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме. Коренной перелом


Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на карте, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


 1) На схеме обо­зна­че­ны бо­е­вые дей­ствия до конца 1943 г.

2) Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме, яви­лись пер­вым на­ступ­ле­ни­ем Крас­ной армии в ходе Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

3) На схеме обо­зна­че­ны бо­е­вые дей­ствия Крас­ной армии в ходе опе­ра­ции «Уран».

4) Участ­ни­ком со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, яв­лял­ся К. К. Ро­кос­сов­ский.

5) В коль­це окру­же­ния, обо­зна­чен­ном на схеме, ока­за­лось более 2 млн не­мец­ких сол­дат.

6) Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми, на­ча­лись в но­яб­ре 1942 г.















Рас­смот­ри­те схему со­бы­тий од­но­го из пе­ри­о­дов Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны и вы­пол­ни­те за­да­ние

Про­дол­жи­те фразу: «Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме стрел­ка­ми, на­ча­лись в ты­ся­ча де­вять­сот ______44________ году».


Ука­жи­те на­зва­ние го­ро­да, обо­зна­чен­но­го на схеме циф­рой «1».Минск


Ука­жи­те на­зва­ние сто­ли­цы го­су­дар­ства, обо­зна­чен­ной на схеме циф­рой «2»Варшава


Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на карте, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме, яв­ля­ют­ся ча­стью ко­рен­но­го пе­ре­ло­ма в ходе Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной войны.

2) Со­бы­тия, обо­зна­чен­ные на схеме, про­изо­шли после от­кры­тия со­юз­ни­ка­ми Вто­ро­го фрон­та в Ев­ро­пе 6июня-23 июня 1944г

3) На схеме обо­зна­че­ны дей­ствия Крас­ной армии в ходе про­ве­де­ния опе­ра­ции «Уран».

4) Город Ке­нигсберг был взят Крас­ной ар­ми­ей в ходе со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на дан­ной схеме.

5) На схеме обо­зна­че­ны дей­ствия Крас­ной армии в ходе про­ве­де­ния опе­ра­ции «Баг­ра­ти­он».

6) В ходе со­бы­тий, обо­зна­чен­ных на схеме, тер­ри­то­рия Бе­ло­рус­ской ССР была пол­но­стью осво­бож­де­на от не­мец­ко-фа­шист­ских за­хват­чи­ков.









Рас­смот­ри­те схему и вы­пол­ни­те за­да­ние

На­зо­ви­те стра­ну, про­тив ко­то­рой были на­прав­ле­ны ука­зан­ные на схеме во­ен­ные дей­ствия СССР. Финляндия

На­пи­ши­те фа­ми­лию ру­ко­вод­ителя СССР в пе­ри­од со­бы­тий, ука­зан­ных на схеме. Сталин


Ука­жи­те на­зва­ние ука­зан­ной под циф­рой 3 во­ен­но-мор­ской базы, по­лу­чен­ной в арен­ду СССР по ито­гам дан­ной войны. Ханко


Какие суж­де­ния, от­но­ся­щи­е­ся к со­бы­ти­ям, обо­зна­чен­ным на карте, яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Вы­бе­ри­те три суж­де­ния из шести пред­ло­жен­ных. За­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) на­ча­ло войны от­но­сит­ся к 1939 г.

2) со­юз­ни­ка­ми СССР в этой войне были США и Ве­ли­ко­бри­та­ния

3) ре­зуль­та­том войны стало при­со­еди­не­ние к СССР тер­ри­то­рии с го­ро­дом Вы­бор­гом

4) ос­нов­ные во­ен­ные дей­ствия в этой войне при­шлись на зим­ний пе­ри­од

5) СССР не по­лу­чил в ре­зуль­та­те войны тер­ри­то­ри­аль­ных при­об­ре­те­ний

6) в ходе войны про­тив­ник не ока­зал со­вет­ским вой­скам се­рьез­но­го со­про­тив­ле­ния




.











Операция

Личный состав (тыс.чел.)

Орудия и миномёты (тыс.шт.)

Танки и САУ (тыс.шт.)

Боевые самолёты (тыс.шт.)

СССР

Фаш.

блок

СССР

Фаш.

блок

СССР

Фаш.

блок

СССР

Фаш.

блок

Контрнаступление под Москвой

(1941-1942)

Наступление под Сталинградом (1942-1943)

Контрнаступление под Курском (1943)



1100





1106





2266



1708





1011





900



7,65





15,5





33,0



13,5





10,29





10,0



0,77





1,46





4,8



1,17





0,67





1,8



1,0





1,35





4,3



0,61





1,21





2,1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!