Дата:_____
Тема урока: §10. Арабский халифат и его распад
Цели урока:
Образовательные: Подвести учащихся к пониманию причин распада Арабского халифата; показать характер взаимоотношений между победителями арабами и завоеванными народами.
Воспитательные: Содействовать воспитанию уважения к другим традициям, верованиям, религии, духовному обогащению.
Развивающие: Развивать у учащихся умения работать с исторической картой, текстом учебника.
Тип урока: комбинированный.
Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (халиф, халифат, имам, сунниты и шииты, Багдад, Кордовский эмират), домашнее задание.
Ход урока:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
1. Индивидуальные задания:
Задание 1.
Соотнести:
1.Кааба 2.мечеть 3.оазис 4. сура | А.изречение в Коране Б. в пустыне участок земли с растительностью и источником воды В. дом для молитв Г. главная святыня мусульман Д. священная книга мусульман |
Задание 2. Вычеркните лишнее: Коран, намаз, бедуин, имам, Кааба.
Задание 3. Соотнести понятия:
Религия Право Брак Война | А. Калым Б. Джихад В. Намаз Г. Кади |
2. Фронтальный опрос
а) Где жили арабские племена?
б) Опишите климат Аравийского полуострова и занятия населения.
в) Что толкало арабские племена к объединению?
г) Что вы узнали об основателе ислама Мухаммеде?
д) Как называется священная книга мусульман?
е) Что означает в переводе «коран»?
3. Взаимопроверка индивидуальных заданий учащимися.
Изучение новой темы.
План.
Завоевательные походы арабов
Управления в исламе: шииты и сунниты.
Восстание покоренных народов.
Постановка целей и темы урока: Итак, объединившись с помощью новой религии ислама, арабы перешли к завоеваниям и создали огромное государство. После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы и оно называлось халифатом (посмотрите на доску).
/Учитель объясняет значения слов «халиф» и «халифат», учащиеся записывают в тетради/.
Но это огромное государство арабов оказалось непрочным и к XI веку распалось. Как происходило складывание Арабского халифата и каковы причины его распада? Это мы попытаемся выяснить на этом уроке.
Объединившись, арабы перешли к завоеваниям. Обратите внимание на карту в учебнике на стр. 75.
– Какими цветами обозначена территория государства арабов к 630 г. и к 750 году?
- Как изменилась территория государства?
- Какие страны и города присоединены?
/учащиеся отвечают/
Верно. В результате завоеваний в Арабский халифат были включены самые разные территории: Сирия, Палестина, Египет, Иран, Испания, Северный Кавказ и Северо-западная Индия. С VII века в арабском обществе происходит раскол на суннитов и шиитов, начавшийся борьбы за трон халифа и усилившийся религиозными разногласиями внутри ислама.
Запишем в тетради значение слов:
Шииты (от «шиа» - партия, группа) – сторонники возвращения трона халифа зятю Мухаммеда – Али, как истинному наследнику. На этой почве стали обожествлять личность халифа и его власть. Шииты были сильны в восточных провинциях халифата – Ираке и Иране.
Сунниты - это сторонники захвативших трон халифов из рода Омейядов (Абу-Бакра, Омара, Османа). Они почитали предания о Мухаммеде (сунну), возникшие при этих халифах. Сунниты считали, что главой мусульманской церкви должен быть халиф, а не имамы как у шиитов.
Таким образом, как вы думаете, могли бы разногласия в исламе по поводу трона послужить причиной распада халифа? /учащиеся делают вывод/.
Да, конечно, это было причиной распада, но были и другие причины. Найдите другие причины самостоятельно в п.п. 5 и 6 учебника и выпишите их в тетрадь. /Учащиеся читают и выписывают причины восстаний против арабов и распада халифата/
Учащиеся зачитывают, выписанные причины и анализируют.
Давайте, еще раз подведем итог: По каким же причинам распался Арабский халифат?
1. Различия между народами, входившими в Арабский халифат.
2. Раскол на шиитов и суннитов.
3. Восстание покоренных народов.
Закрепление:
1. Что проповедовали шииты?
2. Кого поддерживали сунниты?
3. Как назывались наместники халифа?
Задание на дом: § 14 (учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М.. История средних веков)
Рефлексия.