СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по истории Средних веков 6 класс "Мир Ислама"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по истории Средних веков в 6 классе

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по истории Средних веков 6 класс "Мир Ислама"»

Дата:_____

Тема урока: §10. Арабский халифат и его распад

Цели урока:

Образовательные: Подвести учащихся к пониманию причин распада Арабского халифата; показать характер взаимоотношений между победителями арабами и завоеванными народами.

Воспитательные: Содействовать воспитанию уважения к другим традициям, верованиям, религии, духовному обогащению.

Развивающие: Развивать у учащихся умения работать с исторической картой, текстом учебника.

Тип урока: комбинированный.

Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (халиф, халифат, имам, сунниты и шииты, Багдад, Кордовский эмират), домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

1. Индивидуальные задания:

Задание 1.

Соотнести:

1.Кааба

2.мечеть

3.оазис

4. сура


А.изречение в Коране

Б. в пустыне участок земли с растительностью и источником воды

В. дом для молитв

Г. главная святыня мусульман

Д. священная книга мусульман


Задание 2. Вычеркните лишнее: Коран, намаз, бедуин, имам, Кааба.

Задание 3. Соотнести понятия:

  1. Религия

  2. Право

  3. Брак

  4. Война

А. Калым

Б. Джихад

В. Намаз

Г. Кади


2. Фронтальный опрос

а) Где жили арабские племена?

б) Опишите климат Аравийского полуострова и занятия населения.

в) Что толкало арабские племена к объединению?

г) Что вы узнали об основателе ислама Мухаммеде?

д) Как называется священная книга мусульман?

е) Что означает в переводе «коран»?

3. Взаимопроверка индивидуальных заданий учащимися.

  1. Изучение новой темы.

План.

  1. Завоевательные походы арабов

  2. Управления в исламе: шииты и сунниты.

  3. Восстание покоренных народов.

  1. Постановка целей и темы урока: Итак, объединившись с помощью новой религии ислама, арабы перешли к завоеваниям и создали огромное государство. После смерти Мухаммеда Арабским государством управляли халифы и оно называлось халифатом (посмотрите на доску).

/Учитель объясняет значения слов «халиф» и «халифат», учащиеся записывают в тетради/.

Но это огромное государство арабов оказалось непрочным и к XI веку распалось. Как происходило складывание Арабского халифата и каковы причины его распада? Это мы попытаемся выяснить на этом уроке.

  1. Объединившись, арабы перешли к завоеваниям. Обратите внимание на карту в учебнике на стр. 75.

– Какими цветами обозначена территория государства арабов к 630 г. и к 750 году?

- Как изменилась территория государства?

- Какие страны и города присоединены?

/учащиеся отвечают/

Верно. В результате завоеваний в Арабский халифат были включены самые разные территории: Сирия, Палестина, Египет, Иран, Испания, Северный Кавказ и Северо-западная Индия. С VII века в арабском обществе происходит раскол на суннитов и шиитов, начавшийся борьбы за трон халифа и усилившийся религиозными разногласиями внутри ислама.

Запишем в тетради значение слов:

Шииты (от «шиа» - партия, группа) – сторонники возвращения трона халифа зятю Мухаммеда – Али, как истинному наследнику. На этой почве стали обожествлять личность халифа и его власть. Шииты были сильны в восточных провинциях халифата – Ираке и Иране.

Сунниты - это сторонники захвативших трон халифов из рода Омейядов (Абу-Бакра, Омара, Османа). Они почитали предания о Мухаммеде (сунну), возникшие при этих халифах. Сунниты считали, что главой мусульманской церкви должен быть халиф, а не имамы как у шиитов.

Таким образом, как вы думаете, могли бы разногласия в исламе по поводу трона послужить причиной распада халифа? /учащиеся делают вывод/.

  1. Да, конечно, это было причиной распада, но были и другие причины. Найдите другие причины самостоятельно в п.п. 5 и 6 учебника и выпишите их в тетрадь. /Учащиеся читают и выписывают причины восстаний против арабов и распада халифата/

  2. Учащиеся зачитывают, выписанные причины и анализируют.

  3. Давайте, еще раз подведем итог: По каким же причинам распался Арабский халифат?

1. Различия между народами, входившими в Арабский халифат.

2. Раскол на шиитов и суннитов.

3. Восстание покоренных народов.

  1. Закрепление:

1. Что проповедовали шииты?

2. Кого поддерживали сунниты?

3. Как назывались наместники халифа?

  1. Задание на дом: § 14 (учебник Агибалова Е.В., Донской Г.М.. История средних веков)

  2. Рефлексия.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!