Математика: геометрия, 7класс
Тема урока: Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Цель урока: 1)ввести понятие перпендикуляра к прямой и доказать теорему о перпендикуляре ; 2) ввести понятие медианы, биссектрисы и высоты треугольника; 3)выработать умение строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Общеобразовательные ввести понятие перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника; сформировать умение строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника.
Развивающие: формирование мировоззрения обучащихся, развитие мышления, пространственного воображения, навыков саморегуляции, развитие устойчивого познавательного интереса к изучению геометрии.
Воспитательные: воспитание активности, ответственности, культуры общения; воспитание эстетической культуры, воспитание графической культуры обучающихся.
Ход урока:
Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку. Сформулировать тему и цели урока.
Проверка домашнего задания.
Изучение нового материала
Практическая работа:
-Начертите прямую а и отметьте точку А, не лежащую на этой прямой.
- Через точку А проведите прямую, перпендикулярную прямой а. Точку пересечения прямых обозначьте Н.
-Как называются прямые АН и а? Запишите взаимное расположение прямых с помощью математических символов.
-Подумайте, как может называться отрезок АН?
-Сколько отрезков, удовлетворяющих нашему условию, можно провести к прямой а из точки А?
Теорема о перпендикуляре:
Из точки, не лежащей на прямой, можно провести перпендикуляр к этой прямой, и притом только один.
(доказательство теоремы). Решаем задачу №105 (по готовому чертежу).
- Постройте треугольник АВС. На стороне ВС поставьте точку М так, чтобы она являлась серединой отрезка. Соедините точки А и М. Отрезок АМ является медианой треугольника АВС.
- Дайте определение медианы треугольника. Сверим Ваше определение с определением записанным в учебнике на стр. 33.
Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны, называется медианой треугольника
Шуточное определение:
Медиана-обезьяна,
У которой зоркий глаз,
Прыгнет точно в середину
СторонЫ против вершины,
Где находится сейчас?
- Сколько медиан можно провести в треугольнике?
- Постройте треугольник АВС. В треугольнике угол ВАС поделите лучом АА1 пополам. Отрезок АА1 является биссектрисой треугольника АВС.
- Дайте определение биссектрисы треугольника. Сверим Ваше определение с определением записанным в учебнике на стр. 33.
Луч, исходящий из вершины угла и делящий его на два равных угла, называется биссектрисой угла.
Шуточное определение:
Биссектриса – это крыса,
Которая бегает по углам
И делит угол пополам.
- Сколько биссектрис можно провести в треугольнике?
- Постройте треугольник АВС. Из вершины А на сторону ВС опустите перпендикуляр АН. Отрезок АН является высотой треугольника АВС.
- Дайте определение высоты треугольника. Сверим Ваше определение с определением записанным в учебнике на стр. 34.
Высотой треугольника называется перпендикуляр, проведённый из вершины треугольника к прямой, содержащей противолежащую сторону.
Шуточное определение:
Высота похожа на кота,
Который, выгнув спину,
И под прямым углом
Соединит вершину
И сторону хвостом.
- Сколько высот можно провести в треугольнике?
5. Физкультминутка
6. Практическая работа
Работа проводится в парах по рядам на раздаточном материале.
Задание:
I ряд в треугольнике с помощью масштабной линейки проводит медианы треугольника.
II ряд в треугольнике с помощью транспортира и линейки проводит биссектрисы треугольника.
III ряд в треугольнике с помощью чертежного треугольника проводит высоты треугольника.
При этом учащиеся, сидящие за первыми партами работают с остроугольным треугольником, за вторыми партами – с прямоугольным треугольником, за третьими партами – с тупоугольным треугольником.
Примечание: при построении высот в тупоугольном треугольнике можно получить консультацию у учителя.
Выводы:
1.Учащиеся ряда прикрепляют на доске получившиеся построения медиан в треугольниках.
-Какой вывод можно сделать? Медианы в треугольнике пересекаются в одной точке
Точку пересечения медиан (в физике) принято называть центром тяжести.
2.Учащиеся ряда прикрепляют на доске получившиеся построения биссектрис в треугольниках.
-Какой вывод можно сделать? Биссектрисы в треугольнике пересекаются в одной точке.
Точка пересечения биссектрис треугольника есть центр вписанной в треугольник окружности.
3.Учащиеся ряда прикрепляют на доске получившиеся построения высот треугольника.
-Какие трудности возникли при построении высот в треугольнике? Возникла проблема: как построить высоты из острых углов тупоугольного треугольника.
-Какой вывод можно сделать? Высоты в треугольнике или их продолжения пересекаются в одной точке.
Точку пересечения высот называют ортоцентром.
4.Общий вывод.
- Каким замечательным свойством обладают медианы, биссектрисы и высоты треугольника?
7.Подведение итогов урока:
Повторить основные понятия, изученные на уроке.
Задание: с помощью чертежных инструментов найдите на рисунке:
а) медиану; б) биссектрису; в) высоту треугольника MKT.
Рефлексия
Продолжи фразу: я сегодня на уроке … .
Домашнее задание: