СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока окружающего мира 4 класс Дата__________ Учитель: Якубова З. Л. . Тема. Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока окружающего мира 4 класс                         

Учитель: Якубова З. Л.

Тема. Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России

Цели: дать представление о том, насколько велика наша страна познакомить ученика с народами, населяющими Россию; формировать представление об основном законе-Конституции; развивать речь, умение работать с книгой; воспитывать чувство любви и уважения к родной стране, сформировать представления о символах государства

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока окружающего мира 4 класс Дата__________ Учитель: Якубова З. Л. . Тема. Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России»

План-конспект урока окружающего мира 4 класс Дата__________

Тема. Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России

Цели: дать представление о том, насколько велика наша страна познакомить ученика с народами, населяющими Россию; формировать представление об основном законе-Конституции; развивать речь, умение работать с книгой; воспитывать чувство любви и уважения к родной стране, сформировать представления о символах государства

Задачи.

1. Познакомить с гербом, флагом и гимном России, их историей и значением.

2. Развивать умения работать с разными источниками информации, навыки говорения, чтения и слушания, межличностного общения учащихся.

3. Воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию России, воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока:

1.Орг. момент

2. Актуализация знаний

3. Сообщение темы. Постановка целей урока

Знаешь ли ты, какие народы проживают в России? Кто руководит Россией?

По каким законам живет Россия? Какие права имеют люди, которые живут в России?

Давай назовем цели нашего урока ……

4. Работа по теме урока

Вступительная беседа

Наша страна очень большая. Чтобы преодолеть расстояние от Калининграда до Владивостока нужно ехать целую неделю.

Назови столицу России

Москва-столица России. Там живет президент страны. Он является главой государства и избирается гражданами страны.

Работа с учебником (чтение текста по учебнику)

Россия (другое название страны - Российская Федерация)

Слово федерация обозначает союз, объединение. Российская федерация объединяет в своем составе республики, края, области, автономные округа.

Россия –многонациональная страна. На ее территории проживает более 100 народов. Русский язык- государственный язык РФ на всей ее территории.

В нашей стране проживают разные народы: русские, татары, якуты, буряты и др.

А сейчас послушай легенду:

Знакомство с легендой

«Давным – давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать - убивай, хочешь оскорблять- оскорбляй. Можно всё. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя не платить налоги, грубить. Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государства Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось! В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению -объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установили порядок, а все жители стали счастливы и довольны.»

-Как ты думаешь, почему страна стала процветающей, счастливы стали все ее жители, почему они чувствовали себя в безопасности? (жители стали жить по законам)

-Основным законом нашей страны является Конституция России.

-Что такое конституция?

(Конституция- основной закон по которому живет государство. Права и обязанности граждан страны записаны в нашей конституции)

-А как ты понимаешь «Права» (права- это то, что ты можешь делать, а можешь не делать)

Работа с конституцией

Давай ознакомимся с важнейшими правами гражданина России.

-Право на жизнь

-Право на свободу

-Право на личную неприкосновенность

-Право на труд

-Право на отдых

-Право на свободу слова

-Право на свободу совести

-Право на образование

-Право на медицинское обслуживании

Как ты думаешь, что для тебя является самым дорогим, самым ценным? (жизнь)

Человек имеет право на жизнь. Об этом в конституции в разделе права статья 20. (учитель зачитывает статью) Никто не может отнять у человека жизнь. Попытка убить другого человека карается законом.

Чтобы у человека была хорошая счастливая жизнь, что еще является не менее ценным? (здоровье)

Каждый имеет право на охрану здоровья и мед. обслуживание статья 41

Без кого человек не может быть по-настоящему счастлив? (без семьи, без детей) статья38

Следующее право - право на свободу и личную неприкосновенность человека. Никто не может схватить человека, держать его взаперти. Право на свободу обозначает право на личную переписку: чужие письма никто не имеет права вскрывать и читать. Нельзя подслушивать наши телефонные разговоры. Право человека на свободу и неприкосновенность может быть ограничено, если он нарушит права других людей и его вина будет наказана в суде. Его посадят в тюрьму.

Право на неприкосновенность жилища. (никто не может проникнуть в наше жилище против нашей воли)

Право на защиту чести и достоинства. (оно защищает нас от клеветы, напрасных обвинений, оскорблений. За клевету тоже существует правовая ответственность)

- В Конституции записаны не только права и обязанности граждан Российской Федерации, но и устройство страны: указаны республики и области, которые входят в состав Российской Федерации, территория страны, государственный язык, денежная единица, столица России, символы страны.

- Давай сначала выясним, что такое символ? (Условный знак, обозначение)

- Какие символы России ты знаешь? (герб, флаг, гимн)

На доске: Символы государства

Герб флаг гимн

- Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны. И поэтому мы все должны хорошо знать историю государственных символов России, представлять, как выглядят герб, флаг и гимн родной страны, понимать их символику. Об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Главный символ любого государства – его герб.

1.В толковом словаре:

герб – это эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

На гербе в условной форме показаны исторические традиции государства или города.

2.История появления герба.

В 11 – 12 веках появились в Европе рыцари (всадники). Они были одеты в железные доспехи: на голове шлем с забралом, закрывающим лицо, тело всадника защищали латы – доспехи из железных пластин. Рыцари устраивали турниры – военные состязания. Для того чтобы отличить одного воина от другого, рисовали на щитах разные отличительные знаки – гербы. На них изображали людей, птиц, зверей. Иногда рисовали существа, которых нет в природе, например, дракона, двуглавого орла.

Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Они сохранили форму щита. Гербы были у знатных семей и передавались из рода в род. Имели гербы и государства.

3. История Российского герба.

В Древней Руси не было гербов, но существовали свои знаки и эмблемы. Древнейшими из них были – знаки русских князей, которые передавались по наследству, хотя и с некоторыми изменениями. В конце 15 века первый государь Руси Иван III создал общегосударственную печать. Символика российского герба ведет начало от этой печати. На ней были изображены всадник, поражающий копьем дракона и двуглавый орел с коронами на головах. В 16 веке двуглавый орел – главная эмблема Российского государственного герба. За время своей долгой жизни русский герб неоднократно изменялся.

В декабре 2000 года Государственная Дума приняла закон о государственной символике Российской Федерации. В настоящее время герб нашей страны выглядит так: государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольник, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и поверженного конем дракона. (Показ символов)

4.Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее независимость, единение народов европейской и азиатской частей современной России.

5. Изображение государственного герба мы можем увидеть на фасадах тех зданий, где работают руководители нашего государства, на официальных документах (на паспорте гражданина России). Его помещают на пограничных столбах, обозначая государственную границу нашей Родины.

Боевые знамена воинских частей также украшает Российский герб. Он присутствует и на печатях государственных учреждений и организаций.

Современный государственный герб свидетельствует о том, что наша страна – независимое государство, а мы все – граждане новой, демократической России.

- Давай, повторим, что такое герб? (Это символ государства)

- Где можно увидеть герб? (На флагах, монетах, печатях, официальных документах)

Физминутка

- Следующий символ государства – флаг.

1. Значение слова флаг. Флаг – это прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой. Синонимы слова флаг – знамя, стяг.

2. История появления флага.

Флаги существовали еще с древних времен. У вождей каждого из племен были свои флаги для того, чтобы они чем – то выделялись среди других, что особенно было важно во время военных походов: воины издалека могли определить, где находится их вождь, и обычно группировались вокруг своего предводителя с флагом. В битве воины стремились прорваться к неприятельскому флагу, чтобы его захватить. Захват вражеского флага в бою считался особым отличием, а утеря – позор и поражение.

3. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех одинаковых по размеру горизонтальных полос: верхняя – белого, средняя – синего и нижняя – красного цвета. (Флаг России)

4. Значение цветов российского флага.

Издревле каждый цвет имел свое особое значение. На Руси белый цвет означал мир, чистоту, правду; синий – небо, верность, веру; красный – смелость, доброту, честность, огонь и кровь.

Красный, белый и синий цвета были широко распространены в народной одежде. Несколько веков назад свадебный наряд девушки был не белым, а красным. Слово «красный» означало красивый, прекрасный, превосходный, лучший.

5. История Российского флага.

Трехцветный флаг появился в России еще в 17 веке. В начале 18 века, при Петре I трехцветный флаг стал флагом российского торгового флота. В конце 19 века бело – сине- красный флаг становится государственным флагом России. Октябрьская революция отменила царскую символику. На смену трехцветному пришел красный флаг. (Иллюстрация красного флага)

С Красным Знаменем Советская армия прошла до Берлина во время Великой Отечественной войны. Знамя Победы, водруженное над Рейхстагом, было красного цвета.

1. Гимн – в переводе с греческого - торжественная песня.

2. Из истории гимна. Возникло это слово в Древней Греции. Древние греки распевали похвальные песни в честь богов или героев.

3. Слова написал Сергей Владимирович Михалков.

4. Музыку – Александр Васильевич Александров

5. Когда и где можно слышать гимн? Каждый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна. Его исполняют по радио и по телевидению перед началом и после окончания передач. Звучит гимн в новогоднюю ночь после того, как часы на Спасской башне Московского Кремля пробьют двенадцать раз, а также, когда российские спортсмены завоёвывают золотые медали и во время встреч глав государств.

6. Как нужно слушать гимн? На торжественных церемониях при исполнении Государственного гимна все встают, мужчины снимают головные уборы, военные отдают честь.

Класс стоя слушает гимн России.

5. Закрепление изученного материала

Послушай стихотворение и подумай, какое право оно демонстрирует.

Стол, за котором ты сидишь,

Кровать, в которой ты уснешь,

Тетрадь, ботинки, пара лыж,

Тарелка, вилка, нож

И каждый гвоздь, и каждый дом,

И каждый ломтик хлеба

Все это сделано трудом,

А не свалилось с неба.

За все , что создано для нас

Мы благодарны людям

Придет пора, настанет час

И мы трудиться будем. (С. Михалков) - право на труд и отдых

Сейчас ты пока - школьник, главный твой труд это учеба, хорошие крепкие знания.

Как ты думаешь, есть ли право, связанное как-то с вашей учебой? (право на образование)

Молодец, ты назвал все основные права человека в обществе.

Давай еще раз прочитаем основные права человека

-Право на жизнь

-Право на свободу

-Право на личную неприкосновенность

-Право на труд

-Право на отдых

Право на свободу слова

-Право на свободу совести

-Право на образование

-Право на медицинское обслуживание

- Итак, наш урок подходит к концу. Какие символы государства ты знаешь?

- Давай проверим ваши знания.

Блиц – опрос.

1. Эмблема государства, города, рода, изображаемая на флагах, печатях. (Герб)

2. Его можно увидеть над правительственными зданиями, на автомобилях послов. (Флаг)

3. Торжественная песня. (Гимн)

4. Он изображен на одной из сторон монеты. (Герб)

5. Звучит при встрече президентов. (Гимн)

6. Итог урока. Оценивание работы

-Давай вспомним тему урока. Какие цели мы ставили?

Вывод

Россия- это великая держава, самое большое государство в мире по занимаемой территории! Страна с великим духовным и культурным наследием. Основным законом России является –конституция.

Жители разных стран гордятся своими государственными символами, важно не только знать, как они выглядят, но и понимать символику, знать их историю. Отношение к гербу, флагу и гимну – это и отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов сродни оскорблению и государства, и его народа, его истории и культуры

7.Домашнее задание






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!