План-конспект урока
по предмету ОП. 05 История дизайна
Для специальности:
54.02.01 «Дизайн (по отраслям)»
Тема программы № 2 (29 ч.) Интернациональный стиль модерн
Тема урока № 6: Концепция австрийского Сецессиона. Густав Климт и Коломан Мозер
Цель урока
Обучающая: формирование представлений о концепции австрийского Сецессиона. Выявление особенностей творчества Густава Климта и Коломана Мозера
Развивающая: развитие чувства прекрасного, творческого мышления
Воспитательная: воспитание коммуникативности у обучающихся
Тип урока: урок усвоения нового материала
Методы: пояснительно-иллюстративный, частично-поисковый, активный метод (деловая игра «Детектор лжи»)
Дидактическое обеспечение: презентация, наглядный материал (слайды), литература
Материально-техническое обеспечение: ТСО, авторучка, карточки
Межпредметные связи: История искусств, Рисунок, Живопись
Список основной и дополнительной литературы:
1. Кузвесова Н. Л. История дизайна: от викторианского стиля до ар-деко: учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Л. Кузвесова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 139 с.
2. Сокольникова Н. М. История дизайна: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Н. М. Сокольникова, Е. В. Сокольникова. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2020. – 240 с., [32] с. цв. вкл.: ил.
Структура использования учебного времени на уроке
1. Организационная часть – 1-2 мин.
2. Актуализация опорных знаний – 3-4 мин.
3. Формирование новых знаний – 15 мин.
4. Закрепление нового материала – 20 мин.
5. Подведение итогов – 5 мин.
Ход урока
Организационная часть
Перед началом занятия преподаватель готовит кабинет. Обучающиеся заходят в кабинет, готовят рабочее место, рассаживаются. Педагог приветствует обучающихся, проверяет присутствующих и их готовность к уроку, в соответствии с требованиями ТБ и санитарно-гигиенических норм.
Актуализация опорных знаний
Сообщение темы и цели урока. Тема сегодняшнего занятия – «Концепция австрийского Сецессиона. Густав Климт и Коломан Мозер». Целью нашего урока является изучение творчества Густава Климта и Коломана Мозера.
На предыдущих уроках мы уже рассматривали творчество таких мастеров стиля модерн как Обри Бердслея, Альфонса Мухи, Анри де Тулуз-Лотрека. Давайте кратко охарактеризуем стилистические особенности произведений каждого из этих художников.
Формирование новых знаний
Далее следует рассказ преподавателя по теме урока, сопровождающийся демонстрацией презентации (см. Приложение А). В процессе объяснения педагога, обучающиеся ведут опорный конспект.
Гу́став Климт (14.07.1862 г. - 6.02.1918 г.) – австрийский живописец и декоратор, Основатель и руководитель объединения художников «Венский Сецессион».
В 1876 г. 14-летний Густав Климт поступил на учителя рисования в венское художественно-ремесленное училище, основанное в 1867 году при Австрийском музее искусства и промышленности. Обучался до 1883 года. В 1879 г. организовали ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТОВАРИЩЕСТВО, в 1883 г. открыли в Вене СОБСТВЕННУЮ МАСТЕРСКУЮ и до 1894 года успешно работали вместе над заказами по декорированию в коронных землях Габсбургской монархии, а с 1897 года – и в столице. Оформление гигантской лестницы и межколонных пространств в Музее истории искусств. Цикл аллегорических картин, вписанных в аркады на высоте более 12 м в фойе музея. «Древняя Греция», Девушка из Танагры. Музей истории искусств 1891 год. Оформление актового зала Венского университета – «Факультетские картины».
Объединение Венский сецессион появился в 1897 г. как объединение 50 учредителей, архитектор Йозеф Хоффман, художник-декоратор Коломан Мозер, предприниматель Фриц Верндорфер, которые в 1903 г. организуют Венские мастерские. Архитектор Йозеф Мария Ольбрих, спроектировавший Дом сецессиона. Густав Климт – первый председатель Венского сецессиона. Творческое объединение Сецессион (от лат. отход, обособление). Сецессионисты провозглашают полный отказ от академических традиций в искусстве и начинают бороться за утверждение новых форм. Они регулярно организуют выставки, где пропагандируют свои принципы (хотя поначалу находятся под сильным влиянием витиеватого французского и бельгийского югендштиля). Объединение имело свой павильон с выставочным залом, издавало журнал «Ver Sacrum» ( от лат. «Священная весна»), участвовало в создании Венских мастерских.
Коломан Мозер (30.03 1868 г. - 18.10.1918 г.) – австрийский живописец и график, художник венского модерна, один из основателей Венского сецессиона. Известен также как декоратор интерьера, проектировщик изделий декоративно-прикладного искусства, мебели, витражей, изделий из керамики и стекла, рисовальщик почтовых марок. Венскую Академию изящных искусств Мозер поступил тайно от родителей и проучился там с 1886 по 1893 годы. После смерти отца в 1888 году ему пришлось самому финансировать свою учебу. По окончании Академии, с 1893 по 1895, Мозер учится в венской Школе художественных ремесел, а с 1899 становится ее преподавателем. В 1897 году вместе с архитектором Йозефом Хоффманом и художником Густавом Климтом, Мозер создает творческое объединение Сецессион. До 1903 года в журнале Сецессиона Ver Sacrum было опубликовано около 140 иллюстраций, выполненных Мозером. Фасад открывшегося в 1898 году здания Сецессиона украшали стилизованные совы, деревья, девушки с венками. Их автором, как и витражного окна в холле, был Коломан Мозер. На рубеже веков Мозер много работает как дизайнер для различных австрийских фирм: разрабатывает ткани для компании Backhausen.
«Венские мастерские» (нем. Wiener Werkstätte) – объединение архитекторов, художников, ремесленников и коммерсантов, основанное в 1903 году в Вене дизайнерами группы Сецессион. Создатели Венских мастерских объявили себя реаниматорами эстетической составляющей в дизайне. Главным принципом, выдвинутым основателями программы Венских мастерских, было сближение понятий искусства и ремесла. Цель – развитие и координация взаимодействия между художниками, промышленниками и торговцами. В основе образного решения изделий «Венских мастерских» лежали принципы стиля модерн, геометрические элементы формообразования и декор.
Закрепление нового материала
По завершению объяснения нового материала, педагог предлагает обучающимся сыграть в деловую игру «Детектор лжи» (Приложение Б).
Перед началом игры, преподаватель раздает каждому обучающемуся 2 карточки красного и зеленого цвета. Красная – означает «Ложь», а зеленая – «Правду». Далее группа делится на две подгруппы. Когда первая подгруппа определяет «правдивость», предлагаемых на экране, совпадений изображения и его автора, вторая подгруппа оценивает работу сокурсников по 5-ти балльной шкале (1 верный ответ – 1 балл). Затем подгруппы меняются ролями.
Подведение итогов
Анализ деятельности обучающихся в процессе всего урока. Сообщение оценки работы обучающихся и ее объективное обоснование.
Анализ причин ошибок, сделанных обучающимися на уроке, и способов их устранения.
Домашнее задание: подготовка к семинару.
Приложение А
Презентация к уроку
Приложение Б
Деловая игра «Детектор лжи»