СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературы в 6 классе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы в 6 классе.»

МБОУ «-»





Конспект урока по литературе в 6 классе

«Образ преподобного Сергия Радонежского в литературе»-

урок изучения и первичного закрепления новых знаний.




подготовила

учитель русского языка и литературы

Степина Лилия Юрьевна










г. Майкоп


Цель: рассмотреть особенности изображения образа Сергия Радонежского в литературе.

Задачи:

  • показать особенности изображения образа Сергия Радонежского в «Житии» Епифания Премудрого;

  • Познакомить учащихся с памятником древне-русской литературы.

  • Научить различать авторские и фольклорные произведения.

  • Научить гордиться историей и культурой своего народа.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые технологии: элементы проблемного, дифференцированного обучения, проектно-исследовательская технология.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в группах, исследовательская работа.









Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологическая установка.

  2. Ориентировочно-мотивационный этап.

  3. Операционно-исполнительский этап.

  4. Рефлексивно-оценочный этап.

  5. Итог урока. Слово учителя.





I.Реализация домашнего задания

Дома учащиеся должны были восстановить по тексту путь превращения Варфоломея в святого Сергия Радонежского и составить цитатный план.

Примерный план:

1. «Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте».

2. «Добросовестнейше исполнял всякое дело - этою чертой отмечена вся его жизнь».

3. «Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Описания».

4. «Варфоломей и Степан выбрали место в десяти верстах от Хотькова»

5. «Варфоломей же в полном одиночестве продолжал полуночный свой подвиг»

6. «Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он «боголюбив»... Он одолевает...»

7. «Жили тихо и сурово. Сергий подавал во всем пример»

8. «Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом»

9. «...Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным и в игумене»

10. Постепенно слова о Сергиевом монастыре распространялась по стране.

11. «Мамай решил вообще покончить с непокорным Дмитрием...»

12. «После трапезы Преподобный благословил князя и всю свиту, окропил святой водой»

13. «Началась общая битва, на гигантском по тем временам фронте в десять верст»

14. «Преподобный же в эти часы молился с братией у себя в церкви»

15. «Сергий пришел на свою Маковицу скромным безвестным юношей Варфоломеем, а ушел православным старцем»

«Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере»



II.Поэтическая пятиминутка

Слово учителя. Литература ставит в центр Мира понятия добра и зла, совести, благородства, гордыни и смирения, греха и покаяния, то есть те понятия, которые, собственно, и делают человека человеком. Другими словами, ценности определяют наше поведение. Об этом пойдёт сегодня речь на нашем уроке.

Учитель читает стихотворение Б.Окуджавы, учащиеся выписывают в тетрадь ключевые слова:

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрёшь как человек.

(Совесть, благородство, достоинство, святое воинство, лик его, свой век, человек)

Все эти слова свойственны внутреннему состоянию человека, пытающегося понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души. Интересно, каков мир души у Преподобного Сергия Радонежского? Сергий именно своей святой жизнью дал почувствовать народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть в нем тлевшие искры того же огня, которым горел сам он. И он по праву считается всенародным учителем.

Мы сегодня проведём исследовательскую работу по теме «Житийная литература — общенародный идеал и авторская позиция».



Слово учителя. Мы с вами прочитали «Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым. Давайте проведём небольшую разминку, чтобы вспомнить изученный материал.

1. Когда и в связи с чем возникла древнерусская литература?

Она возникла в X веке в связи с принятием Христианства, её источником была Библия.

2. В чём отличие древнерусской литературы от литературы нового времени?

Рукописная форма. Повествование строилось по строгим канонам. Тесная связь с религией и деловой письменностью.

3. В чем отличие древнерусской литературы от фольклорных произведений?

В древне русской литературе присутствует автрская позиция, а в фольклорных произведениях утверждаются только общенародные ценности.

4. Что такое житие?

Слово «житие» буквально соответствует греческому «жизнь», латинскому «vita». И в литературе византийской, и в средние века на Западе, и у нас на Руси этот термин стал обозначать определённый литературный жанр: биографии, жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов, но только тех, которых церковь считала святыми. Следовательно, жития – биографии святых.

5. Какое имя носил Сергий от рождения?

Варфоломей

6. Какое отношение имеет Сергий Радонежский к Куликовской битве?

Благословил войско на битву и предсказал победу.

7. Когда было составлено житие Сергия?

Житие Сергия было составлено вскоре после его смерти, в 1392 году, монахом Епифанием, лично знавшим святого.

8. Закончи предложение: «Я читал «Житие Сергия Радонежского и думал …».

(групповая работа)



Сформулируем основной проблемный вопрос урока:

В чем особенность житийной литературы?


Сформулируем основную задачу исследования:

Чем аторское произведение отличается от фольклорного?


III. Операционно-исполнительский этап.


1. Чтение эпиграфа: «Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но Имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа…». Н.К. Рерих


2. Слово учителя. Сергий Радонежский жил в трудное время татарского ига. «Начинающаяся русская культура была растоптана ордынским нашествием, тьма одичания, умственного и духовного, налегла на нашу родину, и вся наша, хотя и зачаточная, образованность испытала паралич (…). Люди потеряли веру в добро и угрюмо объединялись в своём горе, в своём озлоблении: человек человеку волк» [1].

Русские князья постепенно объединялись вокруг Москвы, но время от времени между ними возникали конфликты. По поручению митрополита Сергий ходил к мятежным князьям в Нижний Новгород, Рязань, Тверь, Ростов, убеждая сохранить единство. А когда на Русь вторглось войско Мамая, он благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву и послал в помощь ему двух монахов, бывших воинов – Пересвета и Ослабю.


Исследование.

Класс делится на рабочие группы состава. Каждой группе был дан вопрос, на который они должны были найти ответ, опираясь на тексты произведений.


I группа. Вопрос:

«Какое влияние фольклорных произведений вы встретили в «Житии..»?»

2 группа. Вопрос:

«Какие особенности «Жития..» отличают его от других литературных и фольклорных жанров?»

3 группа. Вопрос:

«Как выражается авторская позиция в «Житии...»?

4 группа состоит из сильных учащихся. Они выступают в роли аналитиков, в течение урока, слушая выступления учащихся из других групп, готовили ответ на основную задачу исследования.



История Сергия Радонежского – это воплощение идеала праведной, чистой и подвижнической жизни. Вместе с тем это человек, сыгравший большую роль в духовном становлении и сплочении русского народа. Сергия Радонежского можно считать воплощением общенародного идеала своего времени.

(записать в тетрадь)

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

1.Знали ли вы о Сергии Радонежском что-то раньше, до сегодняшнего урока?

  1. Стоит ли следовать принципам, которым следовал Сергий Радонежский нам, в нашем техногенном мире?

  2. Бывали ли вы в Троице-Сергиевой Лавре, если нет, то хотите ли побывать?

  3. О чем заставляет вас задуматься жизнь Сергия Радонежского?

V. Итог урока. Слово учителя

Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана Преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении столетий Троице-Сергиева Лавра является одной из самых почитаемых общерусских святынь, крупнейшим центром духовного просвещения и культуры. Тысячи паломников стекаются в Троице-Сергиеву Лавру со всех концов России, из стран ближнего и дальнего зарубежья. Древнейшая постройка на территории Лавры – Троицкий собор (1422-1425 гг.), в котором почивают святые мощи Игумена земли Русской Преподобного Сергия Радонежского.

Мы познакомились с жизнеописанием великого святого Сергия Радонежского.

В.О. Ключевский так говорит о значении Преподобного Сергия для русского народа и государства: «Еще при жизни Преподобного, как рассказывает его жизнеописатель-современник, многое множество приходило к нему из различных стран и городов, и в числе приходивших были и иноки, и князья, и вельможи, и простые люди, «на селе живущие». И в наши мои современники приходят к гробу Преподобного со своими думами, мольбами и упованиями [4].

Примером своей жизни, высотой своего духа добром и любовью, смирением и терпением, мужеством и стойкостью Преподобный Сергий дорог людям и в XXI веке. Не случайно мы начали урок со стихотворения Б. Окуджавы, ключевыми словами которого являются понятия, которые и делают человека человеком. Каждый, кто попытается понять самого себя, свой внутренний мир, мир своей души, будет жить честно, на благо других людей. Надеюсь, что сегодняшний урок никого не оставил равнодушным.






















Список литературы.


1. Булгаков С. Благодатные заветы Преподобного Сергия Радонежского русскому богословствованию/ С. Булгаков. – Сб. – М., 1991. С. 346, 355

2. Вагнер Г.К. В поисках Истины/ Г.К. Вагнер. – М.: Издательство «Искусство», 1993

3. Зайцев Б.К. Люди Божии/ Б.К.Зайцев. – М.: «Советская Россия», 1991

4. Ключевский В.О. Собр. соч.: В 9 т. – М., 1988. т. II. С. 234

5. Хрестоматия по истории России. Кн. 1. С древнейших времен до XVII века. – М.: Международные отношения, 1994




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!