СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературы на тему: «Чудесный доктор Пирогов»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературы на тему: «Чудесный доктор Пирогов»»


План-конспект урока литературы на тему: «Чудесный доктор Пирогов»


Класс: 6

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: определить смысл названия рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор»; раскрыть феномен «чудесного» в произведении и образе доктора Пирогова; расширить представление учащихся о внутренней красоте человека.

Задачи:

Образовательные: расширить знания обучающихся по отдельным вопросам, связанным с анализом художественного текста; способствовать формированию исследовательских, логических, аналитических способностей учащихся; формировать умение анализировать текст, понимать авторский замысел; развивать умение находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя;

Развивающие: формировать читательскую грамотность путём анализа текста, его интерпретации, развития речи посредством объяснения лексического значения слов, выявления ключевых признаков; развивать умение осознанно строить речевое высказывание, устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитательные: воспитывать стремление к нравственно-духовному совершенствованию, способствовать формированию таких нравственных качеств как доброта, любовь, сострадание, милосердие; способствовать формированию умения сочувствовать и сопереживать, откликаться на чужую боль и совершать добрые поступки.

Формируемые УУД:

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; уметь планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: развивать умения общаться между собой, высказывать свое мнение и уважать суждения других; помочь осознать ценность совместной деятельности; учиться корректировать свои действия в соответствии с планируемым результатом.

Личностные: способствовать развитию творческой активности, наблюдательности через различные формы и виды работы; учиться аргументировать свою позицию;

Познавательные: овладение приемами отбора информации, умение делать выводы на основе анализа.

Методы: исследовательский, частично поисковый, постановка проблемного вопроса, синквейн, творческое чтение, технология развития критического мышления.

Оборудование: фрагмент текста изучаемого рассказа, слайдовое сопровождение урока, интерактивный комплекс.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Формы работы учащихся

Примечания

Организационный

- Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем работать. Откроем рабочие тетради, запишем на полях число, а место для темы пока оставим.

Включение в учебный процесс

1 мин.

Мотивирование на учебную деятельность

- Сегодняшний урок хотела бы начать со слов знаменитого педагога и писателя К.Д. Ушинского: «Наконец-то мы имеем посреди нас человека, на которого с гордостью можно указать нашим детям и внукам, и по безукоризненной дороге которого можем вести смело наши молодые поколения…Народ, из среды которого выходят такие личности, какова личность Н.И. Пирогова, может с уверенностью глядеть на свою будущность»

- О каком понятии идёт речь в данном высказывании? (о воспитании) Можно ли считать, что речь идёт о наставничестве?

- Кто, по мнению Ушинского, является примером для молодого поколения? (Пирогов)

Беседа

2 мин.

Актуализация знаний


- Знаем ли мы кто такой Пирогов? (врач из рассказа «Чудесный доктор» / возможный вариант – известный русский хирург)

- Первый Пирогов – историческая личность, второй – прообраз известного доктора в художественном произведении.

- Какое определение даёт А.И. Куприн своему доктору? (чудесный)

Беседа

1 мин.

Фиксирование индивидуального затруднения



- Как Вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке? (О чудесном докторе Пирогове)

- Сформулируем вместе тему.

Ученики формулируют тему: «Чудесный доктор Пирогов», записываем тему в тетрадь.

- Работая с частью текста, мы будем вместе добывать знания, которые помогут нам ответить на проблемный вопрос: «Почему феномен чудесного А.И. Куприн вкладывает в образ Пирогова?»

Формулирование темы урока

1 мин.

Выявление места и причины затруднения


- Феномен – это термин из философии. Означает явление, данное в чувственном созерцании. То есть речь пойдёт о необъяснимом, на первый взгляд, явлении, но если рассмотреть его отдельные составляющие всё станет понятным.

- Как вы думаете, в чём будет заключаться данный феномен? (предположения учеников)

Предположения по проблемному вопросу

2 мин.

Постановка целей. Построение проекта выхода из затруднения

- Какие цели поставим для себя на этот урок?

Ученики формулируют цели: определить, в чём заключается чудо; почему доктор назван чудесным; почему автор даёт такую фамилию доктору; в чём смысл названия рассказа.

Поиск решения проблемы; постановка задач

2 мин.

Решение проблемы. Реализация построенного проекта. Фиксация в обобщенном виде известного знания.


Применение нового способа для решения задачи. Фиксация в обобщенном виде известного знания.




Блок 1. Повторение.

- Давайте вспомним, к какому жанру Куприн относит своё произведение?

- Что такое святочный рассказ?

- Вспомните, как появляется доктор?

- В чём здесь проявляется чудо?

Вывод 1: Все действие происходило в канун рождества. Появление доктора чудесное – неожиданное и волшебное. Запись первого вывода в тетрадь.

Беседа; запись тезисов






3 мин.







Блок 2. Анализ поведения героев во фрагменте.

- Обратимся к тексту и выполним задание 1. Объясните, чем отличаются действия семьи Мерцаловых в первом абзаце и во втором? Найдите антонимы. Подчеркните их в тексте. Выразительное чтение абзацев.

- Почему происходят перемены в семье Мерцаловых? Как называется литературный приём, находящийся в основе данных абзацев? С чем можно сравнить появление доктора?

- В чём здесь проявляется чудо?

Вывод 2: Семья Мерцаловых «оживает» с появлением доктора. Он помогает больной девочке, в доме появляются дрова, еда. Чудесный – дающий надежду. Запись второго вывода в тетрадь.

Индивидуальная работа с текстом по поиску необходимой информации; выразительное чтение; устные рассуждения; запись тезисов

5 мин.






Физминутка

- А теперь закройте глаза и послушайте известные музыкальные композиции.

- Скажите, как данные композиции могут описать состояние семьи Мерцаловых?

Прослушивание аудиозаписи; эмоциональная разгрузка

2 мин

Применение нового способа для решения задачи. Фиксация в обобщенном виде известного знания.






Применение нового способа для решения задачи. Фиксация в обобщенном виде известного знания.



Блок 3. Практический (привлечение собственного опыта).

- Рассмотрим задание 2. Определите, о чём идёт речь «это документ, в котором указываются наименование, доза лекарства, иногда – способ его приготовления»? Как называется подобный документ? Найдите в тексте подобное. Скажите, как характеризуют доктора Пирогова данные слова?

- Скажите, доктор Пирогов в своём рецепте прописывает лишь лекарства или рекомендует что-то ещё?

- В чём здесь чудесность доктора?

- Можно ли назвать доктора Пирогова наставником?

Вывод 3: Исцеляет не только болезни, но и нравственные изъяны общества, вернув людям веру в добро. Чудесный - хороший специалист и человек. Запись третьего вывода в тетрадь.

Устное рассуждение на основе текста с привлечением личного опыта; запись тезисов





4 мин.








Блок 4. Исторический.

- Знаете ли Вы известных врачей? (Гиппократ, Айболит…)

- Зачем Куприн даёт такую фамилию главному герою?

- Выполним задание 3. Прочитаем статью о Н.И. Пирогове – известном русском хирурге, естествоиспытателе. Во время чтения Ваша задача маркировать в тексте информацию, которая станет ответом на вопрос: «Мог ли к семье Мерцаловых прийти именно он?»

- Почему же автор даёт такую фамилию доктору?

- О каких качествах говорится в данной статье?

Вывод 4: Чудо – сделать другого счастливым. Не имеет значение, кто совершит такой поступок

- знаменитый Пирогов или мы сами. Запись четвертого вывода в тетрадь.

Выразительное чтение научной статьи; маркировка необходимой информации; установление причинно-следственных связей; запись тезисов

5 мин.

Этап включения в систему знаний и повторения

Самостоятельная работа с самопроверкой

- А.И. Куприн показывает нам сочетание чудесного в одном прекрасном докторе.

- Вернёмся к проблемному вопросу. Почему феномен чудесного А.И. Куприн вкладывает в образ Пирогова?

- Почему свой рассказ А.И. Куприн называет именно так? Какая идея в данном рассказе?

- Предлагаю составить рецепт «Чудесного человека» (задание 4). Поработаем в группах. Объединитесь в группы, повернитесь к соседней парте и послушайте задание.

  • Первый ряд – философы. Составить список качеств чудесного человека (4-5 качеств). Например: чудесный человек милосерден, добр…

  • Второй ряд – психологи. Составьте ряд действий чудесного человека (2-3 действия). Например: чудесный человек всегда придёт на помощь.

  • Третий ряд – художники. Изобразите чудесного человека. Например: мудрый волшебник.

На партах лежат карточки, ученики пишут, рисуют и вклеивают в общий рецепт (работа в парах).

- На работу 4 минуты. Затем один человек от каждой группы выходит к доске и вклеивает в общий рецепт составляющие.

- Получился рецепт действительно прекрасного человека! Будем ему следовать!

Фронтальный опрос по проблемному вопросу; групповая работа над творческим заданием; выступление перед классом

8 мин.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке


- Подведём итог сегодняшнего урока. Посмотрим насколько хорошо Вы поняли идею данного художественного произведения. Составим синквейн.

1 строчка. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ = идея рассказа.

2 строчка. 2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (к 1 строчке).

3 строчка. 3 ГЛАГОЛА (к 1 строчке).

4 строчка. ФРАЗА ИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (к 1 строчке).

5 строчка. СИНОНИМ (к 1 строчке).

- Домашнее задание к следующему уроку будет по вариантам:

1) Проиллюстрировать один из эпизодов рассказа, подготовить его пересказ.

2) Составить мини-сочинение на тему: «Чудесный человек в моей жизни» (напишите рассуждение, в основе которого будет литературный приём антитеза).

Отметки за урок.

Оценивание себя в рамках урока; подведение итогов; составление синквейна; ориентация на будущую деятельность.

4 мин.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!