Этап | Деятельность учителя | Формы работы учащихся | Примечания |
Организационный | - Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем работать. Откроем рабочие тетради, запишем на полях число, а место для темы пока оставим. | Включение в учебный процесс | 1 мин. |
Мотивирование на учебную деятельность | - Сегодняшний урок хотела бы начать со слов знаменитого педагога и писателя К.Д. Ушинского: «Наконец-то мы имеем посреди нас человека, на которого с гордостью можно указать нашим детям и внукам, и по безукоризненной дороге которого можем вести смело наши молодые поколения…Народ, из среды которого выходят такие личности, какова личность Н.И. Пирогова, может с уверенностью глядеть на свою будущность» - О каком понятии идёт речь в данном высказывании? (о воспитании) Можно ли считать, что речь идёт о наставничестве? - Кто, по мнению Ушинского, является примером для молодого поколения? (Пирогов) | Беседа | 2 мин. |
Актуализация знаний | - Знаем ли мы кто такой Пирогов? (врач из рассказа «Чудесный доктор» / возможный вариант – известный русский хирург) - Первый Пирогов – историческая личность, второй – прообраз известного доктора в художественном произведении. - Какое определение даёт А.И. Куприн своему доктору? (чудесный) | Беседа | 1 мин. |
Фиксирование индивидуального затруднения | - Как Вы думаете, о ком пойдёт речь на уроке? (О чудесном докторе Пирогове) - Сформулируем вместе тему. Ученики формулируют тему: «Чудесный доктор Пирогов», записываем тему в тетрадь. - Работая с частью текста, мы будем вместе добывать знания, которые помогут нам ответить на проблемный вопрос: «Почему феномен чудесного А.И. Куприн вкладывает в образ Пирогова?» | Формулирование темы урока | 1 мин. |
Выявление места и причины затруднения | - Феномен – это термин из философии. Означает явление, данное в чувственном созерцании. То есть речь пойдёт о необъяснимом, на первый взгляд, явлении, но если рассмотреть его отдельные составляющие всё станет понятным. - Как вы думаете, в чём будет заключаться данный феномен? (предположения учеников) | Предположения по проблемному вопросу | 2 мин. |
Постановка целей. Построение проекта выхода из затруднения | - Какие цели поставим для себя на этот урок? Ученики формулируют цели: определить, в чём заключается чудо; почему доктор назван чудесным; почему автор даёт такую фамилию доктору; в чём смысл названия рассказа. | Поиск решения проблемы; постановка задач | 2 мин. |
Решение проблемы. Реализация построенного проекта. Фиксация в обобщенном виде известного знания. Применение нового способа для решения задачи. Фиксация в обобщенном виде известного знания. | Блок 1. Повторение. - Давайте вспомним, к какому жанру Куприн относит своё произведение? - Что такое святочный рассказ? - Вспомните, как появляется доктор? - В чём здесь проявляется чудо? Вывод 1: Все действие происходило в канун рождества. Появление доктора чудесное – неожиданное и волшебное. Запись первого вывода в тетрадь. | Беседа; запись тезисов | 3 мин. |
Блок 2. Анализ поведения героев во фрагменте. - Обратимся к тексту и выполним задание 1. Объясните, чем отличаются действия семьи Мерцаловых в первом абзаце и во втором? Найдите антонимы. Подчеркните их в тексте. Выразительное чтение абзацев. - Почему происходят перемены в семье Мерцаловых? Как называется литературный приём, находящийся в основе данных абзацев? С чем можно сравнить появление доктора? - В чём здесь проявляется чудо? Вывод 2: Семья Мерцаловых «оживает» с появлением доктора. Он помогает больной девочке, в доме появляются дрова, еда. Чудесный – дающий надежду. Запись второго вывода в тетрадь. | Индивидуальная работа с текстом по поиску необходимой информации; выразительное чтение; устные рассуждения; запись тезисов | 5 мин. |
Физминутка | - А теперь закройте глаза и послушайте известные музыкальные композиции. - Скажите, как данные композиции могут описать состояние семьи Мерцаловых? | Прослушивание аудиозаписи; эмоциональная разгрузка | 2 мин |
Применение нового способа для решения задачи. Фиксация в обобщенном виде известного знания. Применение нового способа для решения задачи. Фиксация в обобщенном виде известного знания. | Блок 3. Практический (привлечение собственного опыта). - Рассмотрим задание 2. Определите, о чём идёт речь «это документ, в котором указываются наименование, доза лекарства, иногда – способ его приготовления»? Как называется подобный документ? Найдите в тексте подобное. Скажите, как характеризуют доктора Пирогова данные слова? - Скажите, доктор Пирогов в своём рецепте прописывает лишь лекарства или рекомендует что-то ещё? - В чём здесь чудесность доктора? - Можно ли назвать доктора Пирогова наставником? Вывод 3: Исцеляет не только болезни, но и нравственные изъяны общества, вернув людям веру в добро. Чудесный - хороший специалист и человек. Запись третьего вывода в тетрадь. | Устное рассуждение на основе текста с привлечением личного опыта; запись тезисов | 4 мин. |
Блок 4. Исторический. - Знаете ли Вы известных врачей? (Гиппократ, Айболит…) - Зачем Куприн даёт такую фамилию главному герою? - Выполним задание 3. Прочитаем статью о Н.И. Пирогове – известном русском хирурге, естествоиспытателе. Во время чтения Ваша задача маркировать в тексте информацию, которая станет ответом на вопрос: «Мог ли к семье Мерцаловых прийти именно он?» - Почему же автор даёт такую фамилию доктору? - О каких качествах говорится в данной статье? Вывод 4: Чудо – сделать другого счастливым. Не имеет значение, кто совершит такой поступок - знаменитый Пирогов или мы сами. Запись четвертого вывода в тетрадь. | Выразительное чтение научной статьи; маркировка необходимой информации; установление причинно-следственных связей; запись тезисов | 5 мин. |
Этап включения в систему знаний и повторения Самостоятельная работа с самопроверкой | - А.И. Куприн показывает нам сочетание чудесного в одном прекрасном докторе. - Вернёмся к проблемному вопросу. Почему феномен чудесного А.И. Куприн вкладывает в образ Пирогова? - Почему свой рассказ А.И. Куприн называет именно так? Какая идея в данном рассказе? - Предлагаю составить рецепт «Чудесного человека» (задание 4). Поработаем в группах. Объединитесь в группы, повернитесь к соседней парте и послушайте задание. Первый ряд – философы. Составить список качеств чудесного человека (4-5 качеств). Например: чудесный человек милосерден, добр… Второй ряд – психологи. Составьте ряд действий чудесного человека (2-3 действия). Например: чудесный человек всегда придёт на помощь. Третий ряд – художники. Изобразите чудесного человека. Например: мудрый волшебник. На партах лежат карточки, ученики пишут, рисуют и вклеивают в общий рецепт (работа в парах). - На работу 4 минуты. Затем один человек от каждой группы выходит к доске и вклеивает в общий рецепт составляющие. - Получился рецепт действительно прекрасного человека! Будем ему следовать! | Фронтальный опрос по проблемному вопросу; групповая работа над творческим заданием; выступление перед классом | 8 мин. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | - Подведём итог сегодняшнего урока. Посмотрим насколько хорошо Вы поняли идею данного художественного произведения. Составим синквейн. 1 строчка. СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ = идея рассказа. 2 строчка. 2 ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ (к 1 строчке). 3 строчка. 3 ГЛАГОЛА (к 1 строчке). 4 строчка. ФРАЗА ИЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ (к 1 строчке). 5 строчка. СИНОНИМ (к 1 строчке). - Домашнее задание к следующему уроку будет по вариантам: 1) Проиллюстрировать один из эпизодов рассказа, подготовить его пересказ. 2) Составить мини-сочинение на тему: «Чудесный человек в моей жизни» (напишите рассуждение, в основе которого будет литературный приём антитеза). Отметки за урок. | Оценивание себя в рамках урока; подведение итогов; составление синквейна; ориентация на будущую деятельность. | 4 мин. |