СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока литературного чтения во 2-ом классе "И. А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературного чтения во 2-ом классе "И. А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока литературного чтения во 2-ом классе "И. А. Крылов "Лебедь, Рак и Щука"»

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

УМК: «Школа России»

(Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.

Литературное чтение: учебник для 2 класса, ч. 1, стр. 102-105)

Тема урока: И. А. Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Цель: создание благоприятных условий для воспитания согласия и взаимопонимания через содержание басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

Задачи:


Образовательные: способствовать продуктивному осуществлению познавательной деятельности через знакомство обучающихся с содержанием басни И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»; формированию первоначальных представлений о жизни и творчестве И. А. Крылова.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся посредством работы над содержанием басни; умению выделять жанровые особенности басни; совершенствованию навыка чтения, отработки выразительности чтения, развитию мышления, самостоятельности, наблюдательности, познавательной активности обучающихся, посредством работы с содержанием басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»; развитию связной речи детей; обогащению словарного запаса; умению анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, мыслить логически; развитию интереса к чтению басен, к детской литературе; развитию читательской самостоятельности, умения работать в группах; развитию фантазии, детского словотворчества.


Воспитательные: способствовать воспитанию согласия, взаимопонимания, любознательности; средствами учебного занятия воспитывать бережное отношение к родному слову; воспитанию читательского интереса к басням И. А. Крылова; воспитанию вдумчивого чтеца.


Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), проведение физминутки, применение на уроке ИКТ.




Планируемые результаты:

Личностные: формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; воспитание согласия, взаимопонимания; формирование положительного отношения к процессу познания, к чтению, к оцениванию поступков героев произведения с позиции моральных ценностей; умение проявлять себя и самостоятельно оценивать свои достижения, проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей и поэтов; воспитание вдумчивого чтеца; формирование умения проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения; умения планировать и организовывать работу в группах.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, учить осознавать смысл незнакомых слов и выражений в процессе чтения и обсуждения, анализировать, сравнивать, обобщать, делать вывод; развития умения применять имеющиеся знания; определять жанровые особенности басни «Лебедь, Рак и Щука».

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение ставить задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации, осуществлять самоанализ, анализ, взаимоконтроль, взаимооценку учебной деятельности, вносить коррективы с учетом характера сделанных ошибок, искать и выделять необходимую информацию.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вести диалог с учителем и сверстниками, грамотно и аргументированно отстаивать свою позицию.

Предметные: развитие навыка чтения, правильной литературной речи, дикции, образного и логического мышления; умения анализировать текст; умения работать с текстом басни, выделять жанровые особенности басни; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и составлять вопросы по содержанию прочитанного, находить части прочитанного, доказывающие высказанное суждение; соотносить поступки героев с нравственными нормами; участвовать в обсуждении прочитанного произведения.


Тип урока: комбинированный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Основные образовательные ресурсы урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник.

Ход урока

I. Организация начала урока.

1) Приветствие

У: - Здравствуйте, дети! Сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Садитесь.

2) Проверка готовности к уроку

У: - Посмотрите, все ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, пенал.

3) Мотивация к учебной деятельности

У: - Ребята, начинаем урок литературного чтения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

У: - Кто готов работать на уроке активно? Поднимите руки.

У: - Кто готов помогать друг другу?

У: - Кто готов рассуждать и доказывать свое мнение?

У: - Это нам необходимо, чтобы у нас всё получилось. Теперь приступаем к работе.


II. Актуализация умений и знаний.

1) Проверка домашнего задания.

У: - с каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?
О: - А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
У: - Сейчас я проверю, как вы усвоили содержание сказки.

Тест по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

1. Сколько лет рыбачил старик?

  1. 23 года

  2. 33 года

  3. 43 года

2. Где жил старик со своею старухой?

  1. В землянке

  2. В избушке

  3. В лачужке

3. Что было разбитым у старика со старухой?

  1. Тарелки

  2. Зеркальце

  3. Корыто

4. Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик?

  1. Удочкой

  2. Бреднем

  3. Неводом

5. Какое водоплавающее существо исполняло капризы жены рыбака?

  1. Щука

  2. Золотая рыбка

  3. Русалочка

6. Сколько раз старик закидывал невод?

  1. 2 раза

  2. 3 раза

  3. 5 раз

7. Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка?

  1. Три

  2. Четыре

  3. Пять

8. Кем желала стать старуха в самой своей заветной мечте?

  1. Княгиней тьмы

  2. Владычицей морской

  3. Царицей полей

9. С чем осталась старуха в конце сказки?

  1. С разбитым корытом

  2. С новой лоханкой

  3. С расписным теремом

10. За что была наказана старуха?

  1. За лень

  2. За ложь

  3. За жадность


III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У: - Для того чтобы определить, произведение какого жанра мы с вами сегодня будем читать и анализировать, я предлагаю вам разгадать кроссворд по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»:











Р

Ы

Б

К

А








С

Т

А

Р

У

Х

А








С

Т

А

Р

И

К







Н

Е

В

О

Д


З

О

Л

О

Т

А

Я








1) Кто исполнял желания?

2) Кто загадывал желания?

3) Кто ловил рыбу?

4) Чем старик ловил рыбу?

5) Какая старику попалась рыбка?


У: - Какое слово у вас получилось?

О: - Басня.

У: - Прочитайте, что написано на слайде, только справа налево.

АКУЩ И КАР, ЬДЕБЕЛ

О: - Лебедь, рак и щука.

У: - У вас получилось название басни. Возможно, что кто-то уже знаком с ней и сможет назвать её автора. Кто автор басни «Лебедь, Рак и Щука»?

О: - И.А. Крылов.

У: - Молодцы! Прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.

IV. Открытие новых умений, знаний.

1) Подготовительная работа

а) Вступительная беседа

У: - Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, жадность, глупость, лень и другие. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей и их пороки. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни. На какой жанр литературы похожа басня?

О: - На сказку.

У: - Почему?

О: - Потому что животные разговаривают и действуют, как люди.

У: - Чем басня отличается от сказки?

О: - В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

У: - Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория (иносказание) какой-либо черты характера. Например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осёл ― глупости; кот, лиса ― хитрости.


б) Краткие биографические сведения об авторе

У: - Что вы знаете об И. А. Крылове?

Иван Андреевич Крылов родился в Москве в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте его выучил отец.

Жизнь не баловала его: когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни ценностей, только сундучок с книгами. Забота о матери и брате легла на плечи Ивана Андреевича Крылова.

Иван Андреевич много читал и этим восполнял недостаток образования, самостоятельно выучил французский, итальянский и греческий языки. Его усиленные самостоятельные занятие дали необыкновенный результат: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных людей России.

Иван Андреевич Крылов прожил долгую, наполненную великими событиями жизнь, и умер в возрасте семидесяти пяти лет.

Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни – маленькие произведения, которые учили жить по справедливости.

Крылов написал более двухсот басен. Основа языка басен Крылова — это народный разговорный язык с обильным включением просторечий, фразеологизмов, пословиц и поговорок.  Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения.

Крылов в своих баснях учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться. И.А. Крылов учил мудрости жизни. Чтение его басен обогащается нас знанием жизни. Поэтому познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

в) Словарная работа (слова или выражения записаны на доске с ударением, сначала читают про себя, потом вслух, далее пытаются самостоятельно дать определение, в заключении учитель говорит правильное определение)

У: - В тексте басни встретятся непонятные слова. Объясните их значения.

Лад – согласие, мир, порядок.

Мука – сильное физическое или нравственное страдание.

Поклажа – груз, багаж.

Воз – повозка с поклажей.

Ныне – теперь, в настоящее время.


2) Речевая разминка

У: - Чтение начнем с речевой разминки.

Носит Сеня сено в сени.

Спать на сене будет Сеня.

У: - Сначала произносим медленно, немного быстрее, ещё быстрее.


3) Чтение  басни  учителем.

У: - Какое чувство вызывают у вас герои этой басни?
О: - Сожаление, что друзья должны были договориться, как вместе свезти воз.

V. Физминутка

Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.


VI. Открытие новых умений, знаний (продолжение). Вторичное чтение басни и анализ содержания.

У: - Прочитайте басню про себя.

1) Анализ содержания басни.
У: - Что од­на­ж­ды за­ду­ма­ли сде­лать Ле­бедь, Щука и Рак?

О: - «Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись…»

У: - Какими словами описано усердие персонажей? 

О: - «Из кожи лезут вон»

У: Есть ли в басне слово, которое подсказывает, что воз они могли бы сдвинуть с места и свезти?
О: - Товарищи.
У: - Чего же им не хватило?
О: - Согласия.
У: - Назовите героев басни.
О: - Лебедь, Рак, Щука.
У: - Прочитайте слово, которое помогает увидеть образ лебедя в басне.
О: - Лебедь рвётся в облака.
У: - Каким вы представляете лебедя?
О: - Стре­ми­тель­ный, упря­мый, быст­рый.
У: - Каким словом описывает образ рака в басне?
О: - Рак пятится назад.
У: - Каким он предстаёт перед нами?
О: - Он непо­во­рот­ли­вый, нерас­то­роп­ный.
У: - Какое слово помогает увидеть образ щуки в басне?
О: - Щука тянет в воду.
У: - Какой вы представляете щуку?
О: - Юркая, на­стой­чи­во вы­пол­ня­ет свое дело.
У: - Почему Крылов выбрал именно этих героев?
О: - У всех героев разные среды обитания.
У: - Если бы герои басни договорились и действовали слаженно, смогли бы они сдвинуть воз?
О: - Да.
У: - В чём заключается аллегорический смысл в басне?
О: - Разлад в коллективе.
У: - В каких словах заключена мораль басни «Лебедь, Рак и Щука»?
О: - «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.»

2) Работа в группах.

У: - Кому хотелось бы стать поэтом? Прежде, чем написать стихотворение нужно научиться подбирать рифмы. Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Доскажи словечко».

 Каждый тут у нас талант
– И певец, и... (музыкант).
Хватит кукситься, скучать,
начинаем... (танцевать). 
Если танцы надоели, 
покачайтесь на... (качелях).
И качаться надоело? 
Принимаемся за... (дело).
Лучше уж за стол присесть
и мороженое... (съесть).
Все наелись, детвора?
Поиграть тогда... (пора)!

У: - Раз вы придумали рифмы, то сможете самостоятельно написать и небольшое стихотворение. Предлагаю вам поиграть в игру «Буриме». Правила этой игры очень просты. Я задаю вам рифму, а вы придумываете небольшое стихотворение. Например, «год-народ». Вот, что у меня получилось:

Скоро праздник – Новый Год!
Веселится весь народ!

Предлагаю вам такие варианты рифмы: «школьный - волейбольный», «в лесу – принесу», «роса – небеса», «раскраски – сказки», «мотылёк – ветерок», «у реки – глубоки», «ворчуны – шалуны», «одна – у окна», «пес – принёс», «бегу – помогу».

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

У: - Какую басню мы сегодня читали?

О: - «Лебедь, Рак и Щука».

У: - Кто автор этой басни?

О: - И.А. Крылов.

У: - Назовите героев басни.
О: - Лебедь, Рак и Щука.
У: - В каких словах выражена основная мысль этой басни? Прочитайте.
О: - Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
У: - Чему учит нас басня?
О: - Взаимопониманию, согласию, умению слушать других людей, договариваться, согласовывать свои действия.
У: - Хотели бы вы продолжить знакомство с остальными баснями И.А. Крылова?
О: - Да.
У: - Заполните анкету:

1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно



VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выразительное чтение басни И.А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!