Дата:09.04.2018
Класс: 6 б
Тема: Ледники. Подземные воды. Человек и гидросфера.
Цель урока: Формирование представления о подземных водах и ледниках, как о части системы – гидросферы.
Задачи урока:
Образовательная:
узнать, как образуются подземные воды, ледники;
познакомиться с их видами и условиями залегания;
узнать каково значение подземных вод и ледников в природе и для человека;
учиться бережному отношению к природе.
Развивающая задача:
Развитие умения анализировать и на основе анализа строить гипотезы, выводы, доказательства.
Воспитательная:
Воспитание патриотизма, уважительного отношения к истории своей малой Родины.
Показать необходимость охраны внутренних вод;
Поддерживать осознание причастности каждого школьника в результат совместной учебной деятельности.
Умение работать самостоятельно, в парах, группах.
Тип урока: изучение нового материала
Средства обучения, в том числе ЭОР
Коллекция горных пород, химические стаканы, мультимедийный проектор, компьютер, лист самоконтроля и творческими заданиями.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Личностные:
Понимание важность подземных вод и ледников, как одной из составляющих частей гидросферы (часть системы).
Понимание, что подземные воды и ледники подвержены влиянию человека.
Воспитание патриотизма, чувства ответственности, чувства товарищества.
Метапредметные:
Развитие умения определять понятия.
Выявлять причинно-следственные связи.
Развитие умения работать индивидуально и в группе.
Развитие творческих способностей через выполнение самостоятельной работы.
Предметные:
Умение объяснять условия залегания и свойства подземных вод.
Определять подземные воды как часть системы. Находить черты сходства, связи с другими частями гидросферы и оболочками Земли.
Умение объяснять характер взаимного влияния подземных вод и человека друг на друга.
Ход урока:
Организационный момент:
- Доброе утро ребята. Я очень рада видеть вас. Давайте посмотрим друг на друга и отметим отсутствующих на уроке. Теперь посмотрим в сторону окна и посмотрим друг на друга. Улыбнемся и начнем наш урок. Сегодня тема нашего урока «Подземные воды. Ледники. Человек и гидросфера»
2. Проверка знаний: Фронтальный опрос.
- Найдите в теме урока понятие, с которым вы уже хорошо знакомы.
-Гидросфера.
- Что такое гидросфера?
- Водная оболочка Земли.
- Что входит в состав гидросферы?
- вода в атмосфере, воды Мирового океана и воды суши.
3. Постановка целей и задач: - -Вы сказали, что подземные воды являются частью вод суши и частью гидросферы, значит они являются частью водной системы?
- Части системы имеют строение, обладают свойствами, связаны между собой, влияют друг на друга и выполняют общую функцию.
-В чем особенность понятия система? Когда мы говорим: «это - система!»
-Значит, сегодня какая будут цель нашей работы?
- Определить подземные воды и ледники, как часть системы, выяснить особенности строения, свойства, связь с другими частями гидросферы и функцию.
4. Изучение нового материала.
-Сформулируйте определение понятия «подземные воды».
-Подземные воды – воды суши, находящиеся под землей. - в земной коре
- Воды, находящиеся в земной коре, называют подземными водами.
- А, как она туда проникла ?
- Просочилась
- Какие условия необходимы для образования подземных вод?
- Атмосферные осадки в достаточном количестве. Способность горных пород пропускать воду.
- Перед нами три стакана, три воронки, три разные горные породы. В воронке № 1 – глина, 2 - песок, № 3 – гравий
- Как вы думаете, какой опыт я хочу провести? Сделайте предположение, что я могу увидеть?
Наливаем одновременно во все воронки воду.
- Что мы наблюдаем?
- Какой вывод мы можем сделать?
- От чего зависит скорость прохождения воды сквозь горные породы?
-С одинаковой ли скоростью проникает вода через горные породы.
- Как назвать горные породы, через которые вода проницает?
- А горные породы, которые не пропускают воду
- Глина воду не пропускает
-Есть горные породы, которые пропускают воду, а есть, которые её задерживают.
- Составьте определение понятия «водопроницаемые породы» и «водонепроницаемые или водоупорные»
- выполним задание №1 проверим результат работы. Прочитайте, как вы составили определение понятия «водопроницаемые породы» и «водонепроницаемые или водоупорные».
- Проверим, верно ли вы составили определения понятий. Те пары, чьи ответы совпали с ответами на слайде, пожмите друг другу руки. Остальные не расстраиваемся, работаем дальше.
-Есть горные породы, которые растворяются водой, их называют- легкорастворимые породы. И тогда в земной коре образуются коридоры, пещеры, а в некоторых из них есть даже озера и реки. В таких пещера с потолка свисают сосульки из гипса, их называют сталактиты. А с пола пещеры вверх растет сталагмит. Такое явление встречается в Уральских горах.
- Как мы уже знаем, на поверхности земли есть осадочные породы различной водопроницаемости. Очень часто водопроницаемы и водоупорные слои чередуются.
-Что получится в результате такого чередования?
- выполните задание №2 на листе самоконтроля
- проверка задания№2 - Подземные воды отличаются по своим характеристикам. Посовещайтесь, назовите признаки, характеризующие подземные воды.
- Проверка ответов по слайду.
- Подумайте и скажите, где и как человек может использовать свойства подземные воды?
- Что такое ледники?
- Как образуются ледники?
- Какие бывают ледники?
- Как используются ледники человеком.
5. Закрепление:
- И так, давайте обратимся к листу самоконтроля. ШПАРГАЛКА
Ответьте на вопросы шпаргалки.
-Можем ли мы утверждать, что подземные воды являются важной частью гидросферы?
- Назовите признаки, по которым мы можем сказать, что подземные воды – часть системы.
- С какими оболочками Земли связаны подземные воды?
-А раз уж подземные воды так важны, значит, мы должны к ним относиться по –особенному?
6. Подведение итогов: - напишите на листе самоконтроля свою фамилию и имя.
- Оцените участие вашего соседа в работе на уроке. Поставьте смайлик своему соседу в первой рамке.
- Оцените свою работу на уроке и поставьте оценку-смайлик себе сами во второй рамке.
- Оцените и мою работу смайликом. Если тема была вам понятна, было интересно работать и вы узнали новое на уроке – поставьте Если вы ничего не узнали нового и вам было на уроке не комфортно поставьте
А если вам все равно – поставьте
7 Домашнее задание: П. 22, 25 стр.83-86. рис.56 , 57 зарисовать в тетрадь. Объясните понятия, выделенные в тексте жирным шрифтом. Творческое задание (по желанию)