СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему «Образ красоты человека (мужской образ)».

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему «Образ красоты человека (мужской образ)».

Учителя изобразительного искусства Лопиной Е.А.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему «Образ красоты человека (мужской образ)».»

План-конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского на тему «Образ красоты человека (мужской образ)».

Учителя изобразительного искусства Лопиной Е.А.


1. Класс: 4

2. Дата: 19.10.2018г

3. Предмет: изобразительное искусство.

4. Тема: «Образ красоты человека. Мужской образ».

5. Место урока в системе Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б. М. Неменского.

6.Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Цель урока: изучить изображения мужских образов в картинах руских художников; провести аналитическую работу по их сравнению; познакомить с идеалами русской красоты; повторить навыки изображения человека в рисунке; провести психологический настрой на занятия.

Задачи: познакомить учащихся с образом русского богатыря в литературе и живописи, развивать образное мышление, совершенствовать навыки работы в цвете, воспитывать гордость за свою принадлежность к русской истории.

Планируемые результаты: школьники проанализируют образы на портретах русских художников: повторят специфику выполнения портрета; преобретут знания об изменении идеалов русской красоты; попрактикуются в написании портрета; психологически настроятся на занятия.

Оборудование: для учителя: методические таблицы, репродукции, слайды; 
для учениковбумага, краски, кисти, палитра, банка для воды.

Зрительный рядкартины художников В. Васнецова, П. Корина. Видео «Культура древней Руси» 

Литературный ряд: отрывки из былин.
 

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. 
У каждого народа веками складывался образ красоты человека. 
На прошлом уроке мы говорили о красоте русской женщины. Сегодня на уроке познакомимся с образом мужской красоты.

2. Беседа по теме урока. 
            
Образ мужчины всегда тесно связан с его трудом. В русской крестьянской культуре это образ пахаря. Одежда у русского крестьянина была довольно простой, не такой нарядной как женский костюм. Рубаха, которую шили из отбеленного льна, да штаны, на ногах – лапти, сапоги были обувью праздничной. 

По вороту, рукавам и низу рубахи наносились вышитые узоры. Подпоясывалась рубаха кушаком. В одежде просматривалась простота, удобство, некоторая строгость и скромность. 

В образе русского крестьянина соединены представления о единстве могучей силы и доброты – Добрый молодец. Он умеет работать на своей земле и умеет ее защищать. Красота мужчины всегда виделась в силе труженика, мужестве и благородстве защитника Родины. Для защиты своих земель Русичи строили оборонительные сооружения – крепости, использовали для защиты от врагов леса, озера, реки, холмы, но не только высокие стены защищали наших предков от врагов. 

В мирные дни русский человек был крестьянином, пахарем, сеятелем, кормильцем. А в дни лихолетья становился воином, защитником. Образ защитника земли русской воспет в былинах, это образ русских богатырей. Былины повествуют о мужественной борьбе русских людей против врагов – кочевников. Наиболее популярен был богатырь Илья Муромец, крестьянский сын из города Мурома. Илья Муромец победил Соловья-разбойника, Идолище, Калина-царя.
            
            Наложил он стрелочку каленую,
            Да спустил тетивочку шелковую,
            Его тую ль стрелочку каленую,-
            Так просвистнула стрелочка каленая,
            А попала в Соловья-разбойника,
            А попала ему да во правый висок;
            Она сбила Соловья да из сырого дуба
            Во сыру землю да и во ковыль-траву.

Другим любимым героем народа был богатырь Добрыня Никитич, победивший Змея на Ручей-реке. 
Еще один богатырь часто встречается в народных былинах – это Алеша Попович. Но не только в былинах был создан образ 
богатыря-защитника. 

Многие русские художники обращались к этой теме. Картина русского живописца В.М. Васнецова «Богатыри» (беседа по картине). Подчеркивается, что художник так же, как и русский народ, наделил своих героев национальными чертами характера, которые уважали в народе – отвагой, спокойствием, великодушием, находчивостью, готовностью принести любую жертву для защиты отечества. Пейзаж в картине подчеркивает ощущение величия и красоты русских воинов. 

Другой художник П. Корин изобразил легендарного защитника земли русской – Александра Невского (беседа по картине).

Рассмотрим, как выглядело снаряжение богатырское. Поверх обычной одежды одевалась кольчуга, состоящая из металлических колец, по бокам у кольчуги были сделаны разрезы для того, что бы удобнее было садиться на лошадь. Кольчуга была дорогой, поэтому простые воины носили кожаные рубахи с нашитыми металлическими бляхами. Важной частью снаряжения был остроконечный шлем по форме напоминавший купол церкви – луковку. Со шлема спадала кольчужная сетка, которая защищала шею. Оружие богатырское: меч, копье, лук со стрелами, щит, топор.
 Прежде чем перейти к выполнению самостоятельной работы надо немного отдохнуть.

3. Физкультминутка.

Мы капусту рубим,

Рубим, рубим, рубим.

Мы капусту трем,

Трем, трем, трем.

Мы капусту солим,

Солим, солим, солим.

Мы капусту жмем,

Жмем, жмем, жмем.

Перемешиваем!

В бочки плотно набиваем.

И в подвалы выставляем.

Ох, и вкусная капуста!           

4. Педагогический рисунок

  • На доске схематично показываю динамику движений фигуры человека.

  • Для подкрепления наглядности можно попросить ученика принять похожую позу.

  • Из частей бумажной куклы легко составить человека в разных позах.

5. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь учителя

Задание: изобразить портрет-образ русского богатыря.

Лист расположить вертикально, при любом варианте изображения: в полный рост, по пояс или по грудь. Наметить пропорции фигуры: руки до середины бедра, локти до талии, плечи широкие, шея мощная, ноги крепкие. Рисуя голову учесть, что у богатыря могли быть усы и борода. Работая над изображением оружия надо помнить, что все сразу рисовать не нужно – богатырь вряд ли мог одновременно держать в руках меч, копье, щит, лук, стрелы, палицу.



6. Итоги урока

  • Анализ работ.

  • Выставка лучших работ

  • Уборка рабочих мест.

7. Домашнее задание: найти  литературу о народных русских  праздниках.

Литература:

  1. Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству.1– 4 кл ./М. А. Абрамова.–  М.: ВЛАДОС, 2004.–  122 с.: ил.–  (Библиотека учителя начальной школы).

  2. Изобразительное искусство. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.А.Неменской (под редакцией Неменского Б. М.).Сост./В. В. Асеева. –  Волгоград: Корифей, 2007.–  128 с.

  3. Кольцов А.В. Песня пахаря. Стихи. Рис. А. Парамонова. М.: Дет. Лит., 1976.–  47 с., ил.–  (Школьная б-ка).

  4. Неменская Л.А. Каждый народ ? художник. 4 класс: Учебник. М: Просвещение, 2016.

Интернет-ресурсы:

  • Самин Д.К. Художник А. Пластов. Биография. http://www.bibliotekar.ru/100hudozh/98.htm

  • Художник Алексей Венецианов. На пашне. Весна. 1822 г. http://www.bibliotekar.ru/Kartiny1/53.htm

  • Художник А. Парамонов. Иллюстрация к стихотворению А. В. Кольцова «Косарь» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/

  • Художник Кустодиев. Биография и картины. http://www.bibliotekar.ru/Kkustodiev/index.htm




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!