Урок геометрии 9 класс
Тема: «Формулы для вычисления координат точки»
Цели:
Образовательные: вывести формулы для вычисления координат точки; развивать логическое мышление учащихся при решении задач.
Ход урока
I. Математический диктант (10–12 мин).
Вариант I
1. Стороны прямоугольного треугольника равны 3 см, 4 см и 5 см. Найти синус, косинус и тангенс меньшего острого угла этого треугольника.
2. Катет прямоугольного треугольника равен 6 дм, а противолежащий угол равен 30°. Найдите гипотенузу этого треугольника.
3. Вычисляя синус острого угла, ученик получил число 1,05. Верны ли его вычисления?
4. Найти косинус острого угла, если его синус равен .
5. Найти тангенс острого угла, если его синус равен .
6. Синус острого угла прямоугольного треугольника равен . чему равен косинус второго острого угла этого треугольника?
Вариант II
1. Стороны прямоугольного треугольника равны 10 дм, 8 дм и 6 дм. Найти синус, косинус и тангенс большего острого угла этого треугольника.
2. Катет прямоугольного треугольника равен 8 см, а противолежащий угол равен 45°. Найти гипотенузу этого треугольника.
3. Вычисляя косинус острого угла прямоугольного треугольника, ученик получил число 1,05. Верны ли его вычисления?
4. Найти синус острого угла, если его косинус равен .
5. Найти тангенс острого угла, если его косинус равен .
6. Косинус острого угла прямоугольного треугольника равен . чему равен синус второго острого угла этого треугольника?
II. Изучение нового материала.
1. Обсудить с учащимися задачу № 1011.
2. Решить задачу:
Используя единичную полуокружность, постройте угол: а) косинус которого равен ; ; 0; –1; б) синус которого равен ; ; 1.
Для решения этой задачи полезно заготовить на доске несколько полуокружностей.
3. Предложить учащимся доказать, что синусы смежных углов равны, а косинусы смежных углов выражаются взаимно противоположными числами.
4. Записать формулы приведения:
sin (180° – α ) = sin α ; cos (180° – α ) = – cos α при 0° ≤ α ≤ 180°;
sin (90° – α) = cos α ; cos (90° – α ) = sin α при 0° ≤ α ≤ 90°.
5. Объяснить учащимся содержание пункта 95 «Формулы для вычисления координат точки».
III. Закрепление изученного материала (решение задач).
1. Решить задачу № 1016 на доске и в тетрадях.
2. Решить задачу № 1018 (в).
3. Решить задачу № 1019 (в).
IV. Итоги урока.
Задание на дом: изучить материал пунктов 93–95; повторить материал пунктов 52, 66 и 67; решить задачи №№ 1017 (в), 1018 (б), 1019 (г).