СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока физической культуры «Взаимосвязь дыхательной и мышечной системы человека»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока физической культуры  «Взаимосвязь дыхательной и мышечной системы человека»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока физической культуры «Взаимосвязь дыхательной и мышечной системы человека»»






план-конспект урока физической культуры

«Взаимосвязь дыхательной и мышечной

системы человека»




Класс/возрастная группа 9 класс обучающихся по программе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)


Предмет, тема урока/занятия/мероприятия физическая культура, раздел «Гимнастика», тема «Взаимосвязь дыхательной и мышечной системы человека»


Образовательная область физическая культура


Этап обучения по данной теме завершающий


Цели и задачи урока/занятия/мероприятия

Цель: исследование влияния физических упражнений на дыхательную и мышечную системы у учащихся

Задачи урока:

Коррекционно-оздоровительные: укреплять здоровье и физическое развитие детей, совершенствовать двигательные умения и навыки

Коррекционно-образовательные: совершенствовать умение выполнять прыжки с места в длину, сохранять равновесие; выявить взаимосвязь между дыхательными упражнениями и физической активностью человека

Коррекционно-воспитательные: формировать адекватную самооценку и умение выявить ошибки у товарища, объяснить их и помочь исправить

Коррекционно-развивающие: исправлять нарушения в движениях, развивать ловкость, быстроту, дифференцировку усилий, времени и пространства.


Тип урока/занятия/мероприятия: урок систематизации и обобщения


Используемые приемы, методы, технологии обучения: эксперимент с элементами исследования и межпредметными связями, метод дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой


Используемые формы познавательной деятельности детей: фронтальная, индивидуальная


Оборудование (демонстрационные, раздаточные материалы), основные источники информации: таблица «Система органов дыхания, предметы для экспериментальной работы (трубочка, стакан с водой, секундомер, воздушный шарик), ноутбук.


Прогнозируемый результат (формируемые компетентности): учебно-познавательные (целеполагание, анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности), коммуникативные компетенции (умение вести диалог, объяснить ошибки у товарища, помочь ему), личностного самосовершенствования (укрепление здоровья, адекватная самооценка).


Список используемой литературы:

1. М.Щетинин. Дыхательная гимнастика А.М. Стрельниковой, сайт http://naturalworld.ru/

2. «Физическое воспитание». Мозговой В.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. (под ред. В.В.Воронковой) – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011год

3. Рабочая программа по биологии для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 9 класс. Мехед О.Н. 2015 год

п/п

Этапы урока

Частная задача

Базовые учебные действия


Вводно-подготовительная часть. 10 мин.



Деятельность учителя

Деятельность учащегося







Мотивировать учащихся на предстоящий урок

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Личностные

1.


Организационный момент

Умение выдвигать гипотезы.

Умение объективно оценивать свои действия.

Умение вести конструктивный диалог.

Уважение к чужой точке зрения; умение благодарить за выполненную работу.






1.Построение в одну шеренгу. Приветствие.


2.Создание проблемной ситуации для выведения темы урока: отгадать кроссворд (смотрите Приложение №1)






Участие в диалоге с учителем.





2

Психофизиологическая подготовка учащихся к освоению содержания урока


1.Сообщение учащимся задачи этапа средств и методики оценивания. 2.Самоконтроль за пульсом.

Пульсометрия за 10 секунд

Контролируем свое дыхание

3

Разминка


Цель: обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Задачи:

  1. Всесторонняя подготовка организма учащихся.

  2. 2. Обеспечение решения специфических задач основной части урока:

  • совершенствование комплекса упражнений типа "зарядки";

  • развивать физические качества: прыгучесть;

  • формирование установки учащихся на активную познавательную деятельность.

Средства:

  • строевые упражнения (построения, перестроения, повороты).

  • различного рода передвижения: на носках, пятках, на внутренней стороне стопы, на внутренней стороне стопы;

  • Специальные беговые и прыжковые упражнения.



Основная часть. 26 мин.

4

I этап. Актуализация опорных знаний учащихся.


1. Учитель знакомит с дыхательной системой человека.

2.Выявляет актуальность темы.

Приложение № 2

Вспоминая материал по биологии, дети рассказывают о системе дыхания. Что такое дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции.


Выявить знания учащихся по данному вопросу.

Умение анализировать и классифицировать.

Умение объективно оценивать свои действия.

Умение вести конструктивный диалог.


5

II этап. Проведение эксперимента.


1. Учитель показывает на эксперименте умение человека задержать дыхание, определяя объем легких по секундомеру. Самое короткое и самое продолжительное время задержки дыхания.



2.Учитель предлагает ответить на вопрос: Почему у учащихся разное время задержки дыхания?

3.Учитель организует экспериментальную работу учащихся:

- определить по секундомеру самое короткое и самое продолжительное время выдоха.

- определить у кого самый маленький и у кого самый большой шарик (объем легких).


Выдвижение гипотезы.

4. Учитель предлагает ответить на вопросы: Где в жизни нам могут потребоваться упражнения с задержкой дыхания? Как влияют физические упражнения на развитие легочной системы?


Дети выполняют задание: задерживают дыхание насколько это возможно.

Диалог учитель - ученик.


1.Дети производят однократный вдох, выдох через трубочку в стакан с водой.


2. дети производят однократный вдох и выдох воздуха из легких в воздушный шарик;

Диалог учитель - ученик.

Дети анализируют свои действия.

Находят взаимосвязь между дыхательными упражнениями и физической активностью человека.



Диалог учитель - ученик.


Найти взаимосвязь между дыхательными упражнениями и физической активностью человек

Умение выявлять отличия в способах дыхания

Умение объективно оценивать свои действия.

Находят взаимосвязь между дыхательными упражнениями и физической активностью человека.


Умение вести конструктивный диалог; умение активно оценивать действия другого.



Уважение к чужой точке зрения

6

III этап. Учебно-познавательная деятельность





























































Задание №1

Учитель предлагает выполнить комплекс дыхательных упражнений по системе Стрельниковой и дыхательные упражнения с проговариванием звуков на выдохе.

Приложение №3









Учитель предлагает повторить эксперимент на дыхание с трубочкой и воздушным шариком.











Задание №2

1.Учитель предлагает перейти ко второй части эксперимента,

выполнить прыжковые упражнения в движении и на месте, создает условия для того, чтобы дети научились подбирать физические упражнения.


2.Учитель выясняет у учащихся: возможно ли подобрать игру с элементами прыжков

(игра «Рыболов»), учитывая свойства прыжков.

Приложение №4











Дети выполняю комплекс упражнений по системе Стрельниковой:

Упражнение «Ладошки»; Упражнение «Погончики»; Упражнение «Насос». Дыхательные упражнения с проговаривание звуков:«Паровозик»«Рубим топором»; «Полет». пчелы»

Дети отвечают на вопросы: увеличился ли объем легких после выполнения упражнений? Как влияют физические упражнения на развитие легочной системы?








Дети отвечают на вопрос:

Какие виды прыжков они знают?

Выполняют прыжки с места в шеренге по одному.

Самостоятельно подбирают разные виды прыжков с места и сравнивают разные способы прыжков в длину с места. Определяют наиболее эффективный прыжок.

Дети участвуют в игре.

Научить правильно и глубоко дышать при помощи дыхательных упражнений.












Определить, у кого самый маленький и у кого самый большой шарик (объем легких)

В ходе эксперимента учащиеся должны продумать: Существует ли взаимосвязь между дыхательной и мышечной системами человека?









Подобрать игровой момент в игре «Рыболов», учитывая свойства прыжков.















































Умение выявлять отличия в способах прыжков в длину с места.













































Умение контролировать и оценивать технику прыжка в длину с места.

Умение подбирать упражнения в соответствии с поставленной задачей.


























Умение

активно оценивать действия другого.
































Умение благодарить за выполненную работу.


Заключительная часть. 4 мин.

7

IV этап. Итоги урока. Рефлексия.


Учитель выясняет, нужны ли нам дыхательные упражнения и для чего. Существует ли взаимосвязь между дыхательной и мышечной системами? Предлагает оценить свою работу и работу в группе. Предложить ребятам, рисуя смайлики, показать понравился ли им урок. Ребята организованно уходят из зала.

Домашнее задание:

  1. Дома еще раз попробовать: задержать дыхание, подышать в трубочку, надуть шарик.

  2. Попросить то же проделать своих родителей.

  3. Сравнить результаты свои и родителей.

  4. Попытаться ответить на вопрос: в чем разница?




Приложение №1

Кроссворд.



В

З

А

И

М

О

С

В

Я

З

Ь













Обмен газов между клетками и окружающей средой?

И












Органы тела животных и человека, состоящие из упругой мышечной ткани, предназначены для выполнения различных действий?



С

И

С

Т

Е

М

Ы


Приложение №2































Приложение №3

Комплекс дыхательных упражнений по системе Стрельниковой.

  1. Упражнение «Ладошки».

Его можно делать стоя, сидя, лёжа. Стоите прямо, руки согнуты в локтях, ладошки развернуты от себя. Делаете резкие громкие вдохи и сжимаете одновременно ладошки в кулаки. После каждых восьми повторений – отдых до 5 секунд. И так двенадцать повторений.

  1. Упражнение «Погончики».

Его также можно делать стоя, сидя, лежа. Стоите, руки, сжатые в кулаки, прижаты к животу на уровне пояса. Делаете резкие громкие вдохи и одновременно руки резко опускаете вниз. При выдохе руки поднимаются до уровня пояса.

  1. Упражнение «Насос».

Делается сидя или стоя. Стоите прямо, ноги ставите немного шире плеч, руки вдоль туловища. Опускаете голову вниз и делаете округлую спину. На резком громком вдохе тянетесь руками до пола. На выдохе поднимаетесь, но спину полностью не выпрямляете, она остается округлой, голова опущенной вниз


Дыхательные упражнения с проговариванием звуков.


  1. «Паровозик»

И.п. – ноги врозь, руки согнуты в локтях. Делаем глубокий вдох, на выдохе длительно произносим слова ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ-ЧУХ и двигаем руками, изображая движение паровоза.


  1. «Рубим топором»

И.п. – ноги врозь, руки перед собой в «замке». Руки вверх – вдох, наклоняемся вниз. Руки вниз – выдох.


3. «Полет пчелы»

И.п. – о.с. Делаем глубокий вдох, руки в стороны, на выдохе длительно проговариваем звук з-з-з-з, изображая полет пчелы.





Приложение №4


Игра «Рыболов»

Правила игры: водящий – «рыболов» стоит в центре круга с удочкой (скакалкой) в руках. Игроки – «рыбки» стоят вокруг него. «Рыбак» забрасывает удочку (крутит по кругу скакалку), «рыбки» уплывают (подпрыгивают). «Рыбка», которую поймал «рыбак», выбывают из игры.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!