СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока для обучающихся 5 класса на тему "Синонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока для обучающихся 5 класса на тему "Синонимы". Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока для обучающихся 5 класса на тему "Синонимы"»

Русский язык 5 класс

Тема: Синонимы

Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:  

обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Планируемые результаты:

личностные: формировать   интерес к русскому языку;

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные:  расширить понятийную базу о лексике русского языка;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли синонимов с различными оттенками значения.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, коллективная (работа в группах), игра, использование ИКТ.

Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал, кроссворд.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветственное слово учителя:

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.


- Начнём наш урок (проверка готовности учащихся к уроку, определение отсутствующих, организация внимания учащихся).


II. Актуализация знаний

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. (взаимопроверка)

Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики (языкознания), изучающей лексику (лексикология).

Наука, которая занимается вопросами составления словарей и их изучения (лексикография).

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова, которые пишутся одинаково, но различаются ударением и значением (омографы).

Слова, которые пишутся по-разному, но совпадают в своем звучании (омофоны).

Слова, которые совпадают по написанию, но разные по значению (омоформы).

III. Введение в тему

Сегодня мы познакомимся с новым явлением  лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка  «Сказка про храброго зайца…». Упр.346, с.240

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.             


1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись).

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись).     

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения.


IV. Определение темы и целей урока.

 Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? Решение ребуса:

Лес – бантик – окно – лист – мышь

В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: 

Синонимы – это … (примеры)

Синонимический ряд – это … (свои примеры)

Роль синонимов в речи…                                                               

V. Изучение нового материала.

1. Объяснение новой темы.

Что же это за слова «синонимы»?

Постараемся выяснить и дополнить наши знания.


2. Работа с текстом учебника.

Посмотрим теперь, как учебник даёт определение синонимов. Стр. 239

Упр.345 на стр.239 (устно). Прочитайте текст. Найдите в нём синонимы.

Бураны, вьюги, метели:

– Чем отличаются метель, пурга, буран, вьюга как явление природы? (силою ветра)

VI. Закрепление знаний.

Задание: найдите синонимы в первом и во втором столбиках и соедините их стрелками.




Физминутка. Игра в мяч. Учитель бросает мяч одному из ребят, он называет синоним к слову, которое произносит учитель.

Приятель-друг

Противник-враг

Шагать-идти

Солдат-воин, боец        

Родник-ключ

Доктор-врач

Метель-вьюга, пурга, ураган

Холод-мороз, стужа

Мокрый - сырой,  влажный

Вкусный - аппетитный, лакомый.

Дорога - тропинка, путь, шоссе, улица, тротуар

Неправда - ложь, обман.

Свидание - встреча, собрание

Битва - сражение, схватка, побоище.



Игра «Собери яйца в гнездо». Даны слова в беспорядочном состоянии, которые надо собрать и положить в гнездо.

1 команда

2 команда

3 команда

беседа

прекрасный

бесстрашный

диалог

живописный

храбрый

переговоры

прекрасный

безбоязненный

разговор

миленький

смелый

собеседование

хорошенький

героический

Работа в группах. Упражнение: нахождение синонимов в стихотворениях (работа в группах).

1-я кочка (1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

 Как много с ними канители,

 Как много шума, толкотни,

 Как надоели мне они! –

 Так проворчал мороз угрюмый

 И речку в лед сковал без шума.

2-я кочка (2-я группа)

Зябнет осинка,

 Дрожит на ветру,

 Стынет на солнышке,

 Мерзнет в жару.

3-я кочка (3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

 Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

 Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

 Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

(Посоветовавшись, каждая команда отвечает и защищает свой ответ).

– Почему вы решили, что это синонимы? (Обозначает одно и то же, но по-разному, является одной и той же частью речи).

– Какой частью речи являются синонимы в 1-й группе? Во второй? В третьей? (существительные, глаголы, прилагательные).

На доске: Загрустить – затужить, печаль, закручиниться, пригорюниться.

– Какое слово здесь лишнее? (лишнее печаль, т.к. синонимы являются одной и той же частью речи)

– Подберите глагол-синоним с корнем "печаль" (запечалиться)

Итог: Итак, какими частями речи могут быть синонимы?

Знакомство с определением синонимического ряда

-Перепишите синонимы в порядке усиления действия: 

  • Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

  • Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

Группа синонимов - это синонимический ряд.


Определение роли синонимов в речи

  1. Редактирование текста. Детям предлагается  текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами. 

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.                                                                                                                                  Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.                                                                                                                   (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) 

Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы?                                                                                                 Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок                          

Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже.

1) Партизаны отразили все ... противника.

    Вся природа ждала ... весны.

    (атака, наступление)

2) Учитель регулярно проводил ... с родителями.

    Он оплатил на почте ... по телефону.

    (беседа, разговор)

3) Из окна открывался красивый ... на море.

    ... в романах Тургенева играет важную роль.

    (вид, пейзаж).

VII. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Беседа:

  1. Какую тему мы сегодня изучали?

  2. Что нового узнали?

  3. Что же такое синонимы?

  4. Для чего нужны синонимы в речи?


Мини-тест (взаимопроверка)


1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ.


А) состязание Б) сражаться В) борьба


2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ?


А) чистоплотный Б) опрятный В) аккуратно


3. Какая из данных строк является синонимическим рядом?


А) добрый – участливый – человеколюбие

Б) лёгкий – воздушный – невесомый

В) молодость – юность - молодеть



2. Оценивание.

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

Синонимы – это … (примеры ..)

Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями. 

Роль синонимов в речи…                                                               



3. Домашнее задание: составить и показать классу, для решения на уроке, кроссворд на тему «Синонимы».





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!