Тема: Клеточное дыхание. Брожение
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут уметь характеризовать процессы, протекающие в клетке при клеточном дыхании и брожении, объяснять их суть и значение.
Задачи:
создать условия для формирования знаний о процессах, протекающих в клетке при клеточном дыхании и брожении;
формирование умения объяснять суть и значение процессов, протекающих в клетке при клеточном дыхании и брожении, анализировать, сравнивать, делать выводы;
формирование бережного отношения к здоровью.
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: эвристический, репродуктивный, ИКТ
Форма обучения: фронтальная, индивидуальная
ХОД УРОКА
Организационный этап
Приветствует учащихся. Отмечает отсутствующих. Создает дружественную обстановку на уроке.
Целеполагание и актуализация знаний
Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.
- Из каких двух процессов состоит обмен веществ?
- Что такое анаболизм?
- Что такое катаболизм?
- Когда процессы анаболизма преобладают в организме человека?
- Когда процессы катаболизма преобладают в организме человека?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Рассказ учителя о роли энергии в живом организме и универсальном источнике энергии – молекуле АТФ, способах получения энергии.
Формулирование цели урока через проблемный вопрос.
После тяжелой физической нагрузки на следующий день болят мышцы. Почему это происходит?
Учащиеся предлагают варианты ответа.
Операционно-познавательный этап
Прием «Активное слушание». Рассказ учителя об аэробном клеточном дыхании. Учащиеся слушают рассказ учителя и заполняют таблицу «Характеристика этапов клеточного дыхания»
Название этапа | Место протекания | Исходные вещества | Конечные продукты | Количество энергии |
Подготовительный | Пищеварительная система, вторичные лизосомы | Полимеры (белки, жиры, полисахариды) | Мономеры (аминокислоты, жирные кислоты и глицерин, моносахариды) | Рассеивается в виде тепла. |
Бескислородный (гликолиз) | Гиалоплазма клетки | Глюкоза | Пировиноградная кислота (2ПВК) | 2АТФ |
Кислородный | Митохондрии | ПВК | Углекислый газ и вода | 36 АТФ |
Проверка результатов заполнения таблицы.
Учащиеся выполняют задание. За каждый правильный вариант ответа ставим 2 балла (сумма баллов 12).
Отметьте верным (знаком «+» ) или неверным (знаком «-») являются утверждения:
А) Подготовительный этап клеточного дыхания протекает в пищеварительной системе животных. +
Б) В результате бескислородного этапа клеточного дыхания образуется углекислый газ и вода. –
В) В результате кислородного этапа клеточного дыхания выделяется 36 молекул АТФ. +
Г) В результате подготовительного этапа клеточного дыхания выделяется 2 молекулы АТФ. +
Д) Кислородный этап клеточного дыхания протекает в митохондриях. +
Е) Гликолиз – бескислородное расщепление глюкозы до аминокислот. -
Взаимопроверка.
Решение задач
Учащиеся решают задачу у доски и на местах. За правильное решение задачи 4 балла.
Задача 1. Определите химическое количество глюкозы, которое необходимо для образования 6 молей АТФ при гликолизе. Сколько моль пировиноградной кислоты при этом образовалось.
Задача 2. Рассчитайте, какой объем углекислого газа выделится организмом при полном окислении его клетками 124 г глюкозы.
Физкультминутка. Учащиеся выполняют упражнения для глаз.
Прием «Активное слушание». Рассказ учителя о брожении и его видах. Учащиеся слушают рассказ учителя, составляют схему «Виды брожения».
Используя информацию об энергетическом обмене, отвечают на вопрос поставленный в начале урока.
Контрольно-коррекционный этап
Решение задачи. За правильное решение задачи ставим 5 баллов.
Задача 3. При окислении 1 моль глюкозы в живых клетках организма образуется 38 молей АТФ, что соответствует 1520 кДж энергии. При ходьбе человек затрачивает около 15 кДж в минуту. Рассчитайте, сколько граммов глюкозы должно окислиться в организме человека, если он ходил 1 ч 40 мин. Какой объем углекислого газа при этом выделился?
Задача 4. В процессе энергетического обмена произошло расщепление 7 молей глюкозы, из которых полному окислению подверглось только 3. Определите, какое химическое количество молочной кислоты и СО2 при этом образовалось, сколько АТФ синтезировано.
Рефлексивный этап
Учащиеся оценивают свое состояние на уроке.
На уроке мне было комфортно и все понятно | |
У меня не все получилось, но я старался | |
На уроке мне было трудно, я ничего не понял | |
Домашнее задание: §21
Задания по теме «Клеточное дыхание»
Заполните таблицу «Характеристика этапов клеточного дыхания»
Название этапа | Место протекания | Исходные вещества | Конечные продукты | Количество энергии |
Подготовительный | | | | |
Бескислородный (гликолиз) | | | | |
Кислородный | | | | |
2. Отметьте верным (знаком «+» ) или неверным (знаком «-») являются утверждения:
А) Подготовительный этап клеточного дыхания протекает в пищеварительной системе.
Г) В результате подготовительного животных.
Б) В результате бескислородного этапа клеточного дыхания образуется углекислый газ и вода.
В) В результате кислородного этапа клеточного дыхания выделяется 36 молекул АТФ.
этапа клеточного дыхания выделяется 2 молекулы АТФ.
Д) Кислородный этап клеточного дыхания протекает в митохондриях.
Е) Гликолиз – бескислородное расщепление глюкозы до аминокислот.
3.Решите задачу
Задача 1. Определите химическое количество глюкозы, которое необходимо для образования 6 молей АТФ при гликолизе. Сколько моль пировиноградной кислоты при этом образовалось.
Задача 2. Рассчитайте, какой объем углекислого газа выделится организмом при полном окислении его клетками 124 г глюкозы.
Задача 3. При окислении 1 моль глюкозы в живых клетках организма образуется 38 молей АТФ, что соответствует 1520 кДж энергии. При ходьбе человек затрачивает около 15 кДж в минуту. Рассчитайте, сколько граммов глюкозы должно окислиться в организме человека, если он ходил 1 ч 40 мин. Какой объем углекислого газа при этом выделился?
Задача 4. В процессе энергетического обмена произошло расщепление 7 молей глюкозы, из которых полному окислению подверглось только 3. Определите, какое химическое количество молочной кислоты и СО2 при этом образовалось, сколько АТФ синтезировано.