СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока»


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

В 5 КЛАССЕ

05.04.2021г.
«Звуки скрипки так дивно звучали…»

(Тема урока)



Григорьева Ирина Николаевна. МБОУ СОШ №8 х.Чернышев


Цель урока:

- познакомить с историей возникновения скрипки и родственных инструментов;

Формирование образовательных компетенций учащихся 5 класса в предметной области «Музыка» по теме Музыка И Изобразительное искусство « Звуки скрипки так дивно звучали…», через знакомство с творчеством Николо Паганини.

Задачи:

личностные:

- формировать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать музыкальные произведения композиторов разных эпох посредством слуховых представлений детей о тембровой окраске струнно-смычковых инструментов;

- формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание струнных смычковых инструментов в процессе урока;

- формировать навыки самостоятельной работы при выполнении разных учебных задач.

Метапредметные:

- развивать умение работать с источниками информации, развивать критическое мышление через аргументирование своей точки зрения;

- развивать умение организовывать свою деятельность в процессе урока

Предметные:

- развивать тембровый слух;

- расширить ранее полученные представления о музыкальном инструменте скрипка, инструментальной музыке, основанной на слушании музыкальных произведений композиторов разных эпох, стилей и направлений в музыке;

- познакомить с современной интерпретацией (обработкой) классической музыки.

  1. Тип урока: урок открытия нового знания

  2. Формы работы учащихся:

- слушание музыки;

- чтение и анализ текста;

- составление кластеров;

- составление паспорта скрипки;

- заочная экскурсия.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

- Учитель: «Здравствуйте, ребята!»

- Сейчас прозвучит музыкальный отрывок, по тембру узнайте музыкальный инструмент.

Звучит фрагмент Н.А.Римского-Корсакова из сюиты «Шехеразада»

Вопросы учителя:

Вы узнали, какой инструмент исполнял мелодию?

Кто назовёт композитора и произведение?

Вы хотите узнать об истории этого инструмента?

Посмотрите на слайд. Как вы думаете, какая строка четверостишья А. Толстого может стать темой урока?

Слайд 1.

Звуки пели, дрожали так дивно

Замирали и пели сначала…

Звуки скрипки так дивно звучали,

Разливаясь в безмолвии ночи.

А.Толстой.

Задача:

-определить тему урока.

Слайд 2. Озвучьте тему урока

- обучающиеся отвечают: «Здравствуйте»



- слушание музыкального фрагмента

Ответы обучающихся

- скрипка


- Н.А. Римский-Корсаков

- да


- обучающиеся читают и предлагают свою версию.

Более всего подходит строка: «Звуки скрипки так дивно звучали…»

- обучающиеся зачитывают строчку из стихотворения

3 мин

2

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Слайд 3. Что вы уже знаете об этом инструменте?

Учитель предлагает составить кластер.


- Зачем нам, современным людям знать о скрипке, слушать её звучание. Не проще ли в компьютере набрать программу и она сама всё сделает?


-обучающиеся составляют кластер. Применяется приём критического мышления.

Выслушать мнение каждого ученика и вывести на ответ:

- «живая» музыка всегда больше волнует и радует слушателя.

2 мин

3

Выявление места и причины

Начнём с истории. Вы получите текст и при чтении отмечайте значками:

Слайд 4.

Что нового: +

Знал ранее: v

Думал иначе: -

Не понял: ?

Прочтение текста учителем.



Во время прочтения текста, показ слайдов, звучание инструментов.

Учащиеся отмечают текст значками на полях.

Задачи:

- узнать историю скрипки;

-выделить для себя (каждому учащемуся) что узнал нового, что знал заранее, думал иначе и что не понял.

16 мин



История происхождения скрипки.

Скрипка окружена множеством легенд и загадок. Тайной осталось история её возникновения. Существуют различные версии того, какие именно инструменты были первыми предками скрипки. Смычковые инструменты были известны очень давно, но всё же они значительно моложе струнных инструментов, на которых играли без смычка. Их называли щипковыми. Время и место появления смычка точно не определены.

Исследователи предполагают, что родиной смычковых инструментов была Индия. Из Индии смычковые попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда в восьмом веке инструменты пришли в Европу.

Было несколько разновидностей смычковых инструментов: и простых, и более сложных.

У скрипки много родственников. Самая близкая – виола. Во время игры её держали у плеча, если она была маленькая. Были виолы и больших размеров, они издавали низкие звуки, и тогда музыкант ставил инструмент на пол. Звук у виолы был нежный, мягкий, но слабый, хотя струн было от пяти до семи. Звучала виола в небольших помещениях, для узкого круга зрителей.

Слайд 5. Виола.

В славянских странах Европы скрипка известна с девятого века. Тембр её голоса напоминал звуки, издаваемые петухом или ослом, поэтому её называли инструментом простолюдинов. Действительно, звучала эта простушка на деревенских праздниках, свадьбах, в кабаках, на рыночных площадях. Признаком дурного тона считалось останавливаться в карете на площади, желая послушать «пение» скрипки.

В Новгороде археологи во время раскопок нашли подлинные экземпляры скоморошьего инструмента, который называется гудок.

Слайд 6. Гудок.

Это тоже родственник скрипки. Корпус гудка грушевидной формы. Народные музыканты ставили гудок на калено и водили смычком по трём струнам. В зависимости от размера гудок называли по-разному: гудочек, гудок, гудило, гудище.

В течение нескольких столетий инструменты совершенствовались. В 16 веке произошло «второе рождение» скрипки. По- настоящему научили скрипку петь и плакать итальянские мастера 16-17 веков, жившие в городе Креморе. Благодаря им, скрипка из простушки стала любимицей большой сцены.

- обучающиеся следят по тексту и обозначают текст значками на полях




Слайд 7. Портрет Страдивари. История сохранила имена великих итальянских мастеров изготовления скрипичных инструментов. Среди них Антонио Страдивари (1644-1737). В своей мастерской от изготавливал не только скрипки, но и альты, и виолончели. Антонио Страдивари приблизил звук скрипки к тембру голоса человека. Виола на фоне скрипки звучала не выразительно, слабо. Так скрипка вытеснила виолу и стала «царицей» музыки. Ближайшие родственники скрипки были и остаются альт, виолончель и контрабас.

Слайд 8. Альт, виолончель, контрабас.




4





Построение проекта выхода из затруднения


Сравнительный анализ.

- что роднит эти музыкальные инструменты

- чем они отличаются

Всё это семейство струнных смычковых инструментов входит в состав симфонического оркестра и является его основой.

Обучающиеся делают сравнительный анализ и делятся своими впечатлениями.




5 мин

5

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Что было в тексте непонятно? Задайте друг другу вопросы.


Обучающиеся задают вопросы и закрепляют материал

2 мин

6


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Сейчас вы будете составлять паспорт для скрипки по плану, который находится перед вами. Текстом можно пользоваться.

Паспорт.

Имя - скрипка.

Родина – Индия, северная Африка, страны Европы.

«Второе рождение» - 16 век.

Семейство – струнно-смычковые.

Близкие родственники – виола, альт, виолончель, контрабас.

Родня в России – гудок.

Мастера-изготовители – Антонио Страдивари.

Место работы - соло, ансамбли, симфонический оркестр.

Проверяем друг у друга.

Скрипка получила свой паспорт, теперь можно отправиться на экскурсию.

Слайд 9. Мастерская музыкальных инструментов. (Гравюра)


Обучающиеся с помощью текста составляют паспорт для скрипки.
















5 мин

7

Включение в систему знаний повторение.

Про скрипку написаны стихи, песни, рассказы, художники писали картины, изображая музыкантов скрипачей.

– Давайте познакомимся с рассказом К. Паустовского Струна».

- О чем этот рассказ? Какое время истории России описывает Паустовский? Что удивило и поразило вас в этом рассказе? Что помогло музыканту довести до конца свое выступление на единственной оставшейся струне скрипки? Как вы считаете, то, что произошло в рассказе, могло ли случиться в реальной жизни?

- Давайте , вновь обратимся к рассказу.С каким известным скрипачом сравнили музыканта Егорова?

Слайд 10 - 11. Эта история действительна, Паганини выступал на концерте и одна за другой порвались струны. Это сделали злые соперники в надежде на то, что концерт провалится и Паганини опозорится перед публикой. Но Никколо Паганини сыграл концерт до конца. Послушайте произведение Никколо Паганини.

Слушание. Н. Паганини Каприс № 24 для скрипки соло в исполнении Дмитрия Когана

Как прозвучал каприс?

Каприс от какого слова?

Какая форма музыки?

Запомнили музыку? Наши современные музыканты тоже знают и любят музыку Паганини. Для вас играет супермузыкант, гитарист Виктор Зинчук. Что знакомого?

Слайд 12.

Фото В.Зинчука.

Что вы можете сказать о прослушанной музыке?

Произведение, созданное на основе классической музыки или народной, может называться – обработкой.

Как вы думаете, а гитара может являться родственником скрипки? Почему?


Домашнее задание:

1. Найти интересные факты биографии Н.Паганини.

3. Послушать музыку Н.Паганини и записать своё мнение в тетрадь.




Работа с текстом, Чтение рассказа.


Обучающиеся отвечают на вопросы учителя о прочитанном произведении.















Слушают музыку.


Слушают фрагмент концерта В. Зинчука в Кремле.



Высказывают свое мнение о прослушанной музыке.


Дети отвечают, что может, потому что она похожа внешне, имеет струны. Только на скрипке играют смычком, а на гитаре пальцами.



Записать домашнее задание в тетрадь

10 мин

8

Рефлексия УД на уроке

Слайд 13. Подведём итог:

Дополните предложение:

Мне понравилось на уроке…

Я сегодня узнал…

Я хочу ещё послушать…

Я бы хотел научиться играть на…

Спасибо всем за работу на уроке.

Обучающиеся озвучивают дополненные своими впечатлениями предложения.




2 мин















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!