СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект подгруппового занятия "Время глаголов"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью подгруппового логопедического занятия для учащихся 3 класса с ТНР является закрепление и обобщение знаний о глаголе как о части речи и знакомство с грамматической категорией "время глагола".

Просмотр содержимого документа
«План-конспект подгруппового занятия "Время глаголов"»


ОГБОУ «МОСОЛОВСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ»













ОТКРЫТОЕ ПОДГРУППОВОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

В 3-ЕМ КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«ВРЕМЯ ГЛАГОЛОВ».

















План-конспект занятия

составлен

учителем-логопедом

Карасевой Н. Н.








2023 – 2024 уч. год

Тема: «Время глаголов».


Цель: закрепление и обобщение знаний учащихся о глаголе как о части речи, знакомство с грамматической категорией «время глагола». 

Задачи:

образовательные:

- закрепление знаний о глаголе, как о части речи;

- знакомство с понятием «время глагола», практическая работа в определении времени глагола по вопросам;

- обучение использованию в речи временных форм глагола для более точной передачи информации;

коррекционно-развивающие:

- обучение правильной постановке вопроса к глаголу для определения категории времени;

- развитие «грамматической зоркости» на основе наблюдения за изменением формы глагола по временам;

- активизация словарного запаса в процессе беседы, с опорой на наглядный материал: таблицы, графические схемы, алгоритм.

коррекционно-воспитательные:

- формирование навыков доброжелательного общения, правильного поведения;

- воспитание коммуникативных навыков: умения правильно задать вопрос, попросить помощи при затруднениях, культуры общения с педагогом и одноклассниками;

- воспитание бережного отношения к родному языку.

Планируемые результаты.

предметные: знать  грамматические признаки глагола; уметь определять временные формы глагола и правильно употреблять их в речи;

метапредметные: уметь работать с информацией: сравнивать текстовую и иллюстративную информацию, определять её тему и главную мысль; понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения;

личностные: уметь слушать и слышать собеседника; уметь формулировать свою позицию; следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


Оборудование: карточки, записи на доске, схемы, таблицы, тетради, ручки, карандаши, сюжетные картинки «Подсолнух».




















Ход занятия.



Ι. Организационный момент.

1. Логопед:

- Я рада вас видеть. Начнём занятие с речёвок.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Интересное узнать.

Учащиеся отвечают:

- Будем думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Говорить и рассуждать,

Связно мысли излагать.

Логопед:

- Сделаем с вами небольшую зарядку, которая поможет нам быть внимательными и активными на занятии.

Учащиеся выполняют движения в соответствии со словами физминутки.

Логопед:

- Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше потянулись,

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо-влево повернитесь,

Руками коленей коснитесь,

Сели-встали, сели-встали

И на месте побежали.

А теперь на месте встали,

И спокойно подышали…

Логопед:

- Молодцы. Внимательно меня слушали и правильно выполняли все движения. Теперь я вижу, что вы готовы к занятию.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний.

Логопед:

- На прошлом занятии мы говорили с вами о части речи, которая называется… Впрочем, я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и ответьте, о какой части речи

рассказывается  в стихотворении?

-Интересная часть речи

В русском языке живет.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поет.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Варит, жарит, моет, чистит –

Все расскажет нам ....  («Глагол», к доске прикрепляется табличка).

- Для начала вспомним, что мы знаем о глаголе.

1. Игра «Светофор».

Логопед:

-Возьмите в руки «цветной светофор».  

Я буду читать утверждения, а вы будете показывать соответствующий цвет:

Знаю - если вы со мной согласны, поднимите зелёный цвет,

Ошибка - если в утверждении ошибка – красный,

Не знаю -  если не знаете – жёлтый.

а) Глагол – это часть речи. (Зелёный)

б) Глагол обозначает признак предмета. (Красный)

в) Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? (Зелёный)

г) В предложении глагол чаще всего бывает второстепенным членом предложения. (Красный)

д) Глаголы изменяются по числам: в единственном числе глагол обозначает действие одного предмета, во множественном числе глагол обозначает действие двух или нескольких предметов. (Зелёный)

е) Глаголы изменяются по временам и выделяют три времени, которые отличаются вопросами. (Жёлтый).

- В последнем утверждении у вас я увидела светофор жёлтого цвета? Именно на это утверждение нам предстоит на занятии найти ответ.

- Подведём итог, что же мы знаем о части речи - глагол. Расскажите о глаголе по плану.

Глагол – это….

1. Самостоятельная часть речи.

2. Обозначает   действие.

3. Вопросы:   «что делать?», «что сделать?».

4. В предложении является   сказуемым.

5. Изменяется    по числам, по временам ...

ΙΙΙ. Сообщение темы занятия.

Логопед:

- Я вам сейчас загадаю загадку, а вы подумайте, о каком явлении эта загадка.

- Оно бежит, оно летит.

Оно и быстротечно, оно и бесконечно. (Время).

- Что такое время? Время – это когда идут дни за днями, недели за неделями, месяцы за месяцами, года за годами. В течение суток мы наблюдаем, как наступает утро, затем день, день сменяется вечером, а вечер – ночью. Так движется время. Одни события уходят в прошлое, другие происходят сейчас, в данный момент, а третьи мы можем представить или спланировать только на завтра или на будущее.

Глагол изменяется по трем временам: прошедшее время, настоящее время, будущее время.

- Ребята, что я делаю сейчас? (говорю, показываю, объясняю)

- Что вы делаете сейчас? (отвечаем, слушаем)

- Что вы делали вначале занятия? (делали зарядку)

- Что вы будете делать после занятия? (пойдём гулять, потом - обедать).

- Начало занятия, когда вы делали зарядку – это прошлое, это прошедшее время. Сейчас вы слушаете объяснение, отвечаете на вопросы – это настоящее время, закончится занятие, и вы пойдёте в класс ждать воспитателя, а затем гулять и обедать – это будущее время, оно ещё не наступило, но вы уже предполагаете, что будете делать после занятия.

Вывод:

Если действие глагола происходит сейчас, в момент речи, то значит, глагол стоит в настоящем времени и отвечает на вопросы: что делает? что делают? сегодня, сейчас – слова - помощники.

Если действие происходило раньше, до момента речи, то глагол стоит в прошедшем времени и отвечает на вопросы: что делал? что сделал? Слова помощники: раньше, вчера.

Если действие будет происходить потом, после момента речи, то глагол стоит в будущем времени и отвечает на вопросы: что будет делать? что сделает? Слова-помощники: будет, завтра.


Логопед:

Прошлое - все то, что было,

Никакая в мире сила

Всё обратно не вернёт,

Время лишь вперёд идёт.

То, что видим мы сейчас, –

Настоящее для нас,

Будущее – то, что будет

И его не знают люди.

ΙΙΙ. Физминутка.

Логопед:

- Пришло время немножко отдохнуть, размяться.

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Поскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

ΙV. Закрепление темы занятия.

1. Работа по серии сюжетных картинок.

Беседа по картинкам. Записи на доске и в тетрадях.

- Рассмотрите картинки. Разложите их по порядку. Что вы видите на первой картинке?

- Девочка посеяла семечко.

- Запишем предложение. Что сделала девочка? (Посеяла семечко). Это прошедшее время. Действие уже совершено.

- Что мы видим на второй картинке? (Появился росток. Девочка его поливает). Составьте предложение. (Девочка поливает росток).

- Что теперь, сейчас делает девочка? (Девочка поливает росток). Это действие происходит сейчас. Это настоящее время.

- Что будет с ростком потом? (Вырастет подсолнух). Летом вырастет подсолнух. Действие ещё не совершилось. Подсолнух появится в конце лета. Если девочка и дальше будет хорошо ухаживать за ростком, то вырастет подсолнух. Мы это предполагаем, представляем. Составьте предложение. (Летом вырастет подсолнух). Запишите.

- Соотнесите слова на табличках «Прошедшее время», «Настоящее время», «Будущее время» с картинками. Прикрепите их под ними.

- Назовите глагол из первого предложения. (Посеяла). Задайте вопрос к глаголу. (Девочка что сделала? Посеяла). К какому времени относится вопрос? (К прошедшему). Значит, глагол «посеяла» соответствует какому времени? (Прошедшему).

- Назовите глагол из второго предложения. (Поливает). Задайте вопрос к глаголу. (Девочка что делает? Поливает). К какому времени относится вопрос «что делает?»? (К настоящему). Значит, глагол «поливает» соответствует какому времени? (Настоящему).

- Назовите глагол из третьего предложения. (Вырастет). Задайте вопрос к глаголу. (Подсолнух что сделают? Вырастет). К какому времени относится вопрос? (К будущему).

Значит, глагол «вырастет» относится к какому времени? (Будущему).

- Молодцы. Вы справились с заданием.

Беседа:

1. К какому же времени относятся слова, отвечающие на вопрос «что делает?», когда это  происходит  – в настоящем, в прошлом? (В настоящем времени).

2. Что делал или сделал? Когда происходили эти события? (В прошедшем времени).

3. А когда  состоятся  события по вопросу «Что будет делать? Что сделает?» (В будущем времени). Верно, через определённое время, т.е. в будущем.

- Итак, как правильно определить время глагола? (Надо задать вопрос к глаголу). Верно, нам помогут в этом вопросы.

2. Игра «Найди глаголы».

Логопед:

- Я буду называть группы слов, а вы назовите мне глаголы. Запишите их в тетрадь в столбик, поставьте к ним вопросы. Запишите вопросы рядом с глаголом. На какой вопрос отвечает первое слово? Действие происходит сейчас или только будет происходить?

(по аналогии разбор остальных слов).

Старый, старушка, стареет.

Варёный, сварила, варенье.

Свет, светлый, засветит.

Поёт, пение, певун.

V. Пальчиковая гимнастика.

СУ – ДЖОК.

Пальчиковая гимнастика с шариками Су-Джок.

Я мячом круги катаю.

- Я мячом круги катаю (круговые вращения шариком по ладони),

Взад - вперед его гоняю (катаем шарик вверх-вниз),

Им поглажу я ладошку (гладим ладошку шариком правой руки),

Будто я сметаю крошку (гладим ладошку шариком левой руки),

И сожму его немножко (сжимаем шарик в правой руке),

Как сжимает лапу кошка (сжимаем шарик в левой руке),

Каждым пальцем мяч прижму (поочередно прижимаем пальчики правой руки к шарику),

И другой рукой начну (поочередно прижимаем пальчики левой руки к шарику).

VΙ. Упражнение «Подбери нужный глагол».

Логопед:

- В первой колонке вы видите предложения с пропущенными словами. Слов какой части речи не хватает в предложениях? Во второй колонке – глаголы. Их нужно подобрать к предложениям по смыслу. Соедините с помощью карандаша предложение и нужный глагол, проведите между ними линию, обозначьте время глагола.

Завтра утром ….. маму. построили

Хитрая щука ….. леща. пасутся

Филин …….. в лесу. уберём

Сейчас ….. дождь. встречу

К зиме бабушка ….. всем носки. идёт

На лугу ….. лошади. поймала

Строители быстро ….. дом. свяжет

Мы …. территорию после обеда. живёт

Учащиеся по очереди читают предложение с соответствующим глаголом, задают вопрос к нему и определяют время.

VΙΙ. Работа с текстом.

Логопед:

- Прочитайте текст.

- О чём текст? Какая весна описывается в тексте: ранняя или поздняя? Почему вы так решили?

Учащиеся аргументируют свои ответы с опорой на текст (Описывается ранняя весна: снег ещё не растаял, а только потемнел и осел; слышна капель за окном; потеплел воздух).

- Выпишите глаголы из данного текста в три столбика по временам, используя таблицы.



Весна.

Застучала за окном звонкая капель, потеплел воздух, потемнел и осел снег. Умчались зимние дни. В лесу все дышит весной. Вот-вот выбросят первые цветки деревья, прилетят грачи, поплывут по реке первые льдинки, шальные весенние ручьи наполнят лес звонким журчанием.

Учащиеся записывают глаголы в тетрадь. Затем проверяют друг у друга задание.

VΙΙΙ. Итоги занятия:

Логопед:

- Молодцы. Вы хорошо потрудились. Сделаем выводы по теме занятия:

- Как изменяется глагол? (По числам и временам).

- Какие времена глаголов вы узнали? Сколько их? Три времени: прошедшее, настоящее и будущее).

- Как определить время глагола? (Надо задать вопрос к глаголу).

- На какие вопросы отвечает глагол настоящего времени? Прошедшего времени? Будущего времени?

ΙX. Рефлексия.

Логопед:

- Подведём итоги.  Возьмите карточки.  Если вы поняли тему, поднимите карточку с точкой. Если у вас остались вопросы по теме – поднимите вопросительный знак, если вы справились со всеми заданиями без ошибок – поднимите восклицательный знак.

- Я вижу, что вы хорошо поработали на занятии. Занятие окончено, всего доброго.
































Литература:


1. Арсирий А. Т. Занимательные материалы по русскому языку: книга для учащихся – М.: Просвещение, 1995.

2. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопеда / Л. Н. Ефименкова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

3. Тикунова Л. И., Канакина В. П. Сборник диктантов и творческих работ: пособие для учителя нач. шк. – М.: Просвещение, 1992.

4. Чистякова О. В. Исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1 – 4 классов. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2021.

5. Шклярова Т. В. Сборник упражнений по русскому языку: пособие для начальной школы. – М.: «Грамотей», 2000.

6. Карточки. Что сначала, что потом:составление рассказа по серии сюжетных картинок – М.: ООО «Мерсибо», 2016.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!