Разрешаю_____________
Допускаю_____________
Оценка за урок:________
План-конспект
урока по русскому языку
в 1 «А» классе.
Дата проведения: 02.03.21г.
Консультация учителя_____________
Консультация методиста___________
УМК: «Школа России», 1 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр.12-13)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 02.03.2021г.
Время: 8:30
Место: МАОУ СОШ №3 г. Черняховска
Класс: 1 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Что такое текст? Что такое предложение?»
Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений
Цель урока: организация деятельности обучающихся по совершенствованию знаний о тексте, предложении.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и закреплению умения учащихся отличать предложение от группы слов; систематизация знаний учащихся о грамматических признаках предложения; формирование умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности; умению выделять предложение.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности , проявлять интерес, уважительность к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их; расширение словарного запаса.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение выделять предложения; осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи; формирование навыка сознательного, правильного, слогового чтения.
Организация пространства:
Основные образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 1 класс, В.П. Канакина, Горецкий, карточки, электронное приложение к учебнику, словарь.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Содержательный компонент урока:
Организация начала урока.
Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу я, меня зовут Яна Валерьевна. Садитесь.
Проверка готовности к уроку.
У: Вот звонок нам дал сигнал
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: Улыбнемся друг другу и начнем урок. Вспомни, какими мы должны быть и как надо работать на уроке?
О: Старательными, активными, внимательными, аккуратными.
У: Молодцы!
Актуализация умений и знаний.
Работа в тетради.
У: Сели правильно, приготовились к письму. Открываем тетради, записываем число, классная работа. По середине на первой строке пишем 2 марта, на строке ниже пишем классная работа с двумя «с».
Минута чистописания.
У: Как обычно, мы начинаем наш урок с минутки чистописания. Писать мы сегодня будем соединение –оро-. Посмотрите на образец. Из каких элементов состоит это соединение?
О: Овал, длинная наклонная линия, наклонная линия с закруглением вверху и внизу.
У: Какое соединение применяем?
О: Нижнее и верхнее ( выделить красным мелом соединения)
У: Прежде чем приступить к написанию, обратите внимание на тетрадь. Положите её правильно, следите за своей осанкой во время письма. Запишите это соединение всю строчку.
Словарно-орфографическая работа.
У: Соединение –оро- встречается во многих словарных словах русского языка. Словарные слова- это слова, правописание которых нельзя проверить ни одним правилом русского язык.
У: Сейчас мы с вами познакомимся с новыми словарными словами, а какими – вы должны отгадать.
В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится,
Не орёл, а всё же птица.
О: Воробей
(на доску вывешивается слово и картинка)
У: Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар и кричат «Карр, карр, карр, карр!»
(на доску вывешивается слово и картинка)
О: Ворона
У:Ребята, как мы слышим и произносим слова: «ворона», «воробей»?
О: Варона, Варабей.
У: Правильно, мы слышим «а», а пишем «о», так как эти слова являются словарными, а чтобы в этом убедиться, откройте орфографический словарь, который у вас находится в конце учебника.(в книге лежат закладки на нужной странице).
У: Запишите словарные слова в тетрадь, поставьте ударение в словах, подчеркните соединение –оро- это опасное место.
(записывают в тетрадь)
Открытие новой темы. Целеполагание
У: Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение темы «Что такое текст? Что такое предложение?»
У: Что такое предложение?
О: Предложение – это одно или несколько слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу.
У: Правильно. Каждое предложение выражает какую-либо законченную мысль. Какие знаки можно поставить в конце предложения? Для этого отгадайте, о каких знаках идёт речь в загадках.
1) Вечно думая
Над смыслом,
Изогнулся
Коромыслом. (?)
2) Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (.)
3) Бурным чувствам
Нет конца:
Пылкий нрав
У молодца! (!)
О: Молодцы. Вы правильно справились с загадками.
Обобщение и систематизация знаний.
У: Давайте откроем учебник на стр. 12 и рассмотрим здание под цифрой 4. Прочитай. Легко или трудно тебе было читать? Почему?
ПРОВОРОНИЛАВОРОНАВОРОНЁНКА
ВОРОБЕЙИНАКОШКУЧИРИКАЕТ
Раздели предложения на слова. Прочитай.
Догадайся, какое из данных предложений скороговорка, а какое - поговорка.
Запиши скороговорку, правильно обозначая её начало и конец.
У: Легко или трудно было читать?
О: Было трудно читать, так как между предложениями нет пробелов.
У: Разделим предложения на слова.
1 предложение- Проворонила ворона вороненка.
2 предложение- Воробей и на корку чирикает.
У: Не забываем про правило, любое предложение начинается с большой буквы, а в конце ставится знак препинания: точка, восклицательный знак, вопросительный знак.
У: Определим, что является скороговоркой, а что поговоркой.
Проворонила ворона вороненка.- скороговорка
Воробей и на корку чирикает.- поговорка
У: Запишите скороговорку в тетрадь «Проворонила ворона вороненка». Пишем грамотно, аккуратно, предложение начинается с большой буквы, в конце не забываем поставить точку. (один человек у доски, остальные на месте)
Физминутка
Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.
1 – подняться, потянуться.2 – нагнуться, разогнуться.
3- в ладоши 3 хлопка, головою 3 кивка. На 4 – руки шире.
5 – руками помахать. 6 – на место снова сесть.
Обобщение и систематизация знаний( продолжение)
У
: Ставим пальчик на задание 5. Рассмотрим схемы.
У: Почему в конце предложений поставлены разные знаки препинания?
О: Разные знаки препинания в конце предложений помогают передать правильную, нужную интонацию.
У: Правильно. Сейчас мы с вами соотнесем схемы к соответствующим нам предложениям, и прочитаем с правильной интонацией. ( человек у доски)
Применение знаний и умений в новой ситуации.
У: Я вам раздала карточки, на которых вы должны выполнить задание. Вам нужно составить по рисункам предложение и начертить их схему. Давайте посмотрим на первую картинку. Что вы видите?
(ответы по поднятой руке)
О: на картинке нарисована девочка, которая моет руки.
У: Совершенно верно. Давайте теперь построим предложение по схеме, которая находится под картинкой.
О: Даша моет руки.
У: Продолжаем работу самостоятельно. Не забываем, что первое слово в начале предложения пишется с большой буквы, а конце предложения ставится точка (либо вопросительный, либо восклицательный знак). После того, как выполнили работу, положите ручки, чтобы я видела, что вы готовы.
(выполнение задания)
У: Проверим задание. Какое предложение вы составили под второй картинкой?
О: Мальчик играет с машинкой.
У: Хорошо, все верно. Давайте разберем дальше.
О: Девочка читает книгу.
Ребята поют в хоре.
Подведение итогов. Рефлексия.
У: Подведем итоги урока. Какую тему мы продолжили разбирать сегодня на уроке?
О: Текст и предложение.
У: Что такое предложение?
О: Предложение- это слова связанные с собой по смыслу.
У: С какой буквы начинается предложение? И что ставится в конце предложения?
О: Предложение начинается с заглавной буквы. В конце ставится знак препинания: точка, вопросительный знак, восклицательный знак.
У: Проверим на сколько вы усвоили тему. У вас на партах лежат кружочки, на которых написаны цифры, вам надо поднять вверх тот кружок, который вы считаете нужным . Если вы все поняли, и теперь понимаете что такое предложение- поднимаете кружок с цифрой- 3; если вы поняли, но нужно еще поработать над темой- цифра 2; если вы ничего не поняли- цифра 1.
3 – мне всё понятно, теперь я знаю, что такое предложение.
2 – мне надо поработать!
1 – я ничего не понял. Помогите!
У: Хорошо работали на уроке:....., много отвечали......., хотелось бы услышать ответы........ Все молодцы, спасибо за урок.
О: Спасибо за урок.