УМК: «Школа России», 4 класс
(Учебник «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий стр.47-48)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата:
Время:
Место:
Класс: 4
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Синонимы, антонимы, омонимы».
Тип урока: закрепление полученных знаний
Цель урока: организация деятельности обучающихся для обобщения и систематизации знаний и умений о синонимах, антонимах, омонимах.
Задачи:
Образовательные: способствовать усвоению и первичному закреплению знаний и умений о синонимах, антонимах, омонимах; формированию умения применять эти знания в практических упражнениях.
Развивающие: способствовать развитию речи; умения применять ранее полученные знания, развитию логического мышления, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической и пунктуационной грамотности; развитию умения распознавать синонимы, антонимы, омонимы , находить их в тексте , применять их в речи.
Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать позитивное отношение к предмету, формировать положительную мотивацию к учебной деятельности, интерес к русскому языку, бережное отношение к родному языку, слову; формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, аккуратность, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, применение на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами.
Планируемые результаты:
Личностные: умение ценить и принимать следующие базовые ценности: совместный труд, терпение, уважение к мнению одноклассников; умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности , проявлять интерес, уважительность к русскому языку, этические чувства: доброжелательность, уважение; осознавать богатство русского языка, его величие и многогранность;
Метапредметные:
Формирование познавательных универсальных учебных действий: умение ориентироваться в учебнике, определять понятия и умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; извлекать информацию, представленную в разных формах, находить закономерности используя ранее приобретенные знания; умение строить логическую цепочку рассуждений, умение выдвигать гипотезы и обосновывать их, осуществлять анализ, синтез, сравнение, устанавливать причинно- следственные связи, владеть общим приемом решения орфографических задач.
Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; осуществлять самоанализ, анализ, самоконтроль, взаимоконтроль, самооценку, взаимооценку учебной деятельности.
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умение слушать и понимать других, вступать в диалог; следовать инструкциям, отвечать на вопросы; умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; работа в парах.
Предметные: умение распознавать синонимы, антонимы, омонимы среди других частей речи; находить их в тексте и применять их в речи, осознанно выстраивать речевое высказывание в устной форме и оформлять его письменно, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения; умение использовать правила орфографии и пунктуации в письменной речи.
Организация пространства:
Основные образовательные ресурсы: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык» 4 класс, часть 1, В.П. Канакина, Горецкий.
Содержательный компонент урока:
I. Организация начала урока.
1. Приветствие.
У: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Я рада видеть вас, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач! Садитесь.
2. Проверка готовности к уроку.
У: Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.
3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.
У: - На доске вы видите карточки со словами: учеба, труд, и, победам, к , ведут. Соберите пословицу из них. Какая пословица у вас получилась?
Д: Учёба и труд к победам ведут.
У: Как вы понимаете эту пословицу?
Д: Если много трудиться и учиться , то тогда добьёшься своей цели.
У: Отлично. Именно это и станет нашим девизом на сегодняшний урок.
II. Актуализация умений и знаний.
1.Проверка домашнего задания
2. Минутка чистописания
У: Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
У: Прочитайте слова. Буква, которую будем писать на минутке чистописания, встречается во всех словах и обозначает согласный, глухой парный, твердый парный звук.
Автобус, троллейбус, трамвай.
У: Назовите эту букву?
Д: Буква «тэ».
У: Верно. Сейчас вы пропишите строчную букву «тэ». А также, необходимо прописать слово троллейбус (3 раза) и запомнить, как пишется.
3. Словарно-орфографическая работа
1) Поток воздуха. (Ветер)
2)Время еды, обычно в середине дня. (Обед)
3)Утренняя еда, еда до обеда. (Завтрак)
4)Главный город, административно – политический центр государства. (Столица)
У: К какой части речи относятся все слова?
Д: Имя существительное
У: Правильно. Так как отвечают на вопрос «что?». Выполните звуко-буквенный разбор слова «обед». (Один человек работает у доски на оценку. Коллективная проверка)
о — [а] — гласный, безударный
б — [б’] — согласный, звонкий мягкий
е — [э] — гласный, ударный
д — [т] — согласный, глухой твёрдый
В слове 4 буквы и 4 звука.
У: Все верно! А теперь необходимо составить с любым из слов предложение.
У: Запись на оценку с комментированием предложения:
С севера подул холодный ветер.
У: Нам необходимо сделать синтаксический разбор предложения.(выполнение у доски с комментированием)
III. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Ребята, я предлагаю послушать отрывок из стихотворения И. Токмаковой и найдите в нем слова, близкие по значению.
Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
Д: Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет
У: Правильно. Кто вспомнит, как в русском языке называются слова, близкие по значению?
Д: Синонимы.
У: Совершенно верно! Синонимы- это слова, принадлежащие, как правило, к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
У: А к какой части речи относятся: зябнет, дрожит, стынет, мерзнет?
Д: Глагол
У: Почему вы так считаете?
Д: Эти части речи относятся к глаголу, так как отвечают на вопрос «что делает?»
У: Правильно, вы сказали все верно. А теперь я предлагаю отгадать загадку и назвать слова, противоположные по значению?
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг.
Д: Это дятел. Враг – друг
У: Как называются слова, противоположные по значению?
Д: Антонимы
У: Верно. Антонимы- это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать»
У: Какой частью речи являются эти слова враг-друг?
Д: Имя существительное
У: Отгадайте следующую загадку?
Из меня берут порою
Реки свой исток.
А в руках твоих открою я любой замок.
Д: Ключ
У: Какую особенность слова ключ раскрывает загадка?
Д: Оно имеет два значения
У: Какие два значения?
Д: ключ- дверной; ключ- где бьет родник.
У: Есть ли между этими значениями что–то общее?
Д: Нет
У: Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют разные значения?
Д: Омонимы
У: Верно. Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению слова и другие единицы языка.
У: Верно! Но, прежде чем мы продолжим, попробуйте определить задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомимся, узнаем, будем учиться.
IV. Открытие новых умений, знаний.
Работа с учебником
Упр. 70 (с.47)
(Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)
У: При подборе антонимов, синонимов, омонимов к словам можно обращаться к специальным словарям. Показ словарей. Мы обратимся к данным словарям на странице 156 нашего учебника.
У: Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением:
длительный тёмный
храбрый скупой
искусственный медлительный
светлый иностранный
расторопный трусливый
отечественный натуральный
ошибочный кратковременный
щедрый правильный
(выполняют задание)
У: Давайте проверим, что у нас получилось?
Д: длинный-кратковременный; храбрый- трусливый; искусственный- натуральный; светлый- темный; расторопный- медлительный; отечественный- иностранный; ошибочный- правильный; щедрый- скупой.
У: Хорошо. Как вы понимаете значение слов «расторопный», «скупой»?
Д: Расторопный- очень быстрый, подвижный. Скупой- жадный.
Работа с учебником
Упр. 69 (с. 47) – устно
(Работа в парах. Коллективная проверка)
У: Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные антонимы:
… слава лежит, а … бежит.
… дело лучше …безделья.
… всегда становится … .
На … собака лает, а … кусает.
Слова для справок: маленькое-большое, смелый-трусливый, тайное-явное, добрая-худая,
Проверка.
У: Для чего в языке нужны слова синонимы?
Д: Синонимы нужны для того, чтобы обозначать небольшие различия, более точно, более ярко выражать мысли.
У: Найдите «лишнее» слово в каждом синонимическом ряду, зачеркни его.
храбрый, бесстрашный, мудрый, решительный, смелый
великолепный, восхитительный, огромный, дивный, чудный
Д: В первом ряду лиишнее слово- мудрый; во втором ряду- огромный.
1.Определить синонимический ряд (знаком +)
1. Бездушный, чёрствый, отзывчивый
2. Смелый, храбрый, мужественный
3. Добрый, жадный, щедрый
4. Вечный, бессмертный, временный
5. Глупый, неумный, недалёкий
1 2 3 4 5
2.Заполните пропуски в таблице «От синонимов к антонимам»
Слово | Синоним | Антоним |
знойный | | |
быстрый | | |
скрытный | | |
древний | | |
тяжёлый | | |
пустой | | |
3.Графический диктант
(Учитель читает предложение. Учащиеся записывают его номер и указывают, какие слова там употреблены: с – синонимы, а - антонимы, о – омонимы.)
1.Жди горе от моря, а беды от воды.
2.Добрый плачет от радости, а злой от зависти.
3.Солнце на ели, а мы еще не ели.
4.Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.
5.В глаза хвалит, а за глаза бранит.
У: Давайте проверим, на сколько вы справились с заданием?
Д: 1-с; 2-а; 3-о; 4-с; 5- а.
V. Физминутка
Упражнение для мобилизации внимания:
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
VI. Закрепление открытых умений, знаний.
У: Вам необходимо подобрать к словам синонимы, антонимы, омонимы.
Подбери синонимы
печальный- ___________ маленький-______________
враг- _____________ умный-____________________
отважный - ___________ война-_________________
Подбери антонимы.
мокрый - ______________ быстрый-________________
тихо- _________________ трудно-__________________
открытый-______________ день- ___________________
Подчеркни омонимы.
Ручка, зебра, воздух, небо, мышка, телефон, кран.
Д: Ручка, зебра, мышка, кран.
У: Почему именно эти слова вы подчеркнули?
Д: Эти слова имеют несколько значений.
У: Сейчас я вам раздам карточки, слова которых вам необходимо будет разместить по домикам.
Кидать-бросать; лист; толстый- тонкий; ручка; очи- глаза; неприятель- враг; вверх-вниз; спешить- торопиться; ключ; чистить-пачкать; лук; кисть; черный- белый; жара- стужа.
Работа в парах
У: Закончите вторую часть пословиц, используя антонимы.
Ученье- свет, а неученье -….
Меньше говори, а ….
Корень учения горек, а плод…
В глаза не хвали, а …
Правой рукой строит, а левой…
У: Из предложенных слов выпишите: 1)Ряды однородных слов; 2)Ряды синонимов.
Храбрость, добросовестно, бесстрашие, храбрый, сохранить, запечатлеть, отобразить, смелость, совесть, честно, доблестно, отважный, отвага, неустрашимо, мужественный, доблесть, героизм, бесстрашный, мужество, образный, впечатление, охрана, смело, героически.
VII. Итог урока. Рефлексия.
У: Попробуйте определить, как мы решили задачи сегодняшнего урока, используя «слова – помощники», которые вы видите на слайде: познакомились, узнали, учились.
Д: Мы познакомились с омонимами, синонимами и антонимами. Узнали их значение. Учились определять их роль и значение.
У: Какие слова называются синонимами, антонимами, омонимами?
Д: Синонимы- различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение. Антонимы- различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Омонимы- одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению.
У: Приведите по 2-3 примера.
Д: Синонимы: идти-брести; мчаться-плестись; глаза-зенки. Омонимы: лисичка- лесной житель; лисичка- гриб. Антонимы: добрый- злой; приехал- уехал; красивый-некрасивый.
У: Молодцы, вы все усвоили тему нашего урока.
У: Ребята, я раздала вам кружки и теперь я предлагаю вам оценить работу на уроке, для этого вам будет необходимо раскрасить ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока.
У: - Спасибо за урок! Урок окончен. До свидания!
VIII. Инструктаж о выполнении домашнего задания
Упр. 72 (с. 48). Вам необходимо прочитать пословицы, объяснить их значение- устно, после чего, выписать их в тетрадь и подчеркнуть синонимы, антонимы и омонимы.