СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект по предмету "Живопись" для преподавателей ДШИ и ДХШ

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект по предмету "Живопись" для преподавателей ДШИ и ДХШ»

Тема урока: «Натюрморт из трех предметов быта». Гуашь.

Срок выполнения – 12 часов (3 учебных часа – 1 раз в неделю).

Тип занятия: комбинированный.

Время: 12 академических часов.

На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения.

На втором занятии – конструктивное построение, прокладка основных цветовых отношений.

На третьем занятии – более частная работа с предметами.

На четвертом занятии – тональная и тепло-холодная проработка натюрморта, обобщение, просмотр.

Оборудование:

Для учителя:

  1. Натюрморт из трех предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Освещение верхнее боковое.

  2. Примеры работ, выполненных гуашью, акрилом, маслом.

  3. Бумага (формат – А-3). Материал – карандаш простой, ластик, кисти (белка, синтетика, щетина), гуашь, палитра, баночка.

Для учащихся:

  1. Бумага (формат – А-3). Материал – карандаш простой, ластик, кисти (белка, синтетика, щетина), гуашь, палитра, баночка.

Цель урока:

Выявление знаний, умений и навыков, полученных в первом классе.

Задачи урока:

  1. Композиционное решение;

  2. Передача в рисунке пропорций предметов;

  3. Закрытие листа, основные цветовые отношения;

  4. Тональное восприятие натюрморта, объем.

  5. Обобщение, воздушная перспектива.

План урока:

  1. Организационная часть.

  2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.

  3. Повторение пройденного материала.

  4. Практическая работа. Этапы работы.

  5. Просмотр работ учащихся.

  6. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Организационная часть. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а также правильность посадки учеников.

  2. Ознакомление учащихся с целями и задачами урока. Объявить тему урока.

  3. Повторение пройденного материала. Повторить с учащимися последовательность ведения работы.

На сегодняшнем уроке мы будем писать натюрморт из 3-х предметов быта. На примере работ, выполненных учениками прошлых лет и на примере методических пособий, мы разберем ход работы, обсудим ошибки и недочеты и с учетом всех моментов, начнем работу.

Любая работа всегда начинается с выбора формата (вертикаль – горизонталь). После того как формат выбран, нужно определиться с композицией в листе. Это, пожалуй, самый сложный и самый ответственный момент во всей работе. Верная композиция – основа грамотной работы.

  1. Выполнение практической работы с натуры поэтапно:

  • Выбор формата.

Для начала, давайте рассмотрим натюрморт и определим, необходимый формат.

  • Композиционное решение листа.

После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), попробуйте, скомпоновать натюрморт в выбранный вами формат. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Существует понятие «крайние точки» - самая верхняя, самая нижняя, самая правая и самая левая. Эти точки позволяют измерить натюрморт в целом и определить его пропорции. После того как мы измерили пропорции всего натюрморта, разбираем место каждого предмета, занимаемого в данном натюрморте.

  • Передача характера формы предметов, их пропорций.

Важно вести работу по принципу «от общего к частному». Часто ребята начинают работу с понравившегося предмета, а уже все остальное «пририсовывают» к нему. Такая работа крайне неверна.

Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом конструктивного изображения предмета. Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны быть больше натурального размера. Определить уровень горизонта (уровень глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.

  • Цветовые отношения в натюрморте.

Начинать работу в цвете необходимо в отношении принципа «от целого к частному». Прокладываем большие цветовые массы. Поиск верного оттенка предметов и драпировок. Находим «большую тень» и «большой свет».

  • Тональное решение натюрморта.

Когда основные цветовые отношения решены, переходим к более детальному прорабатыванию всего натюрморта в целом. Определяем самый светлый момент и самый темный. Так как мы привыкли думать, что тени обязательно темные, многие начинают делать их слишком насыщенными по тону. Такой подход к работе неверен. Если внимательно посмотреть на предмет и разобрать его в тоне, то можно заметить интересную последовательность. Самое тёмное место в любом предмете и в любой драпировке – это вовсе не тень, а место перехода от света к тени собственной. Относительно этого перехода (точнее его тона), тени уже не кажутся столь тёмными. Так же, именно за счет выделения тона и цвета в месте перехода от света к тени собственной, появляется и объем предмета или драпировки.

  • Передача объёма предметов.

В любом объемном предмете существует тональная и цветовая раскладка. Это блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая. В отличие от тонального рисунка, в живописи необходимо соблюдать не только тон, но и цвет. Так как освещение тёплое, соответственно свет на предметах и драпировках будет тёплый. Тени же, напротив, холодные. Важно не забывать о рефлексах. Без них, предмет будет плоский. Так же нельзя забывать о свето-воздушной перспективе. Все предметы и складки на драпировках, которые расположены ближе к нам, выделяются более жесткими контрастами.

  • Обобщение натюрморта.

Рассматриваем работу издали и определяем места, которые надо усилить или ослабить по тону.

  1. Просмотр работ учащихся.

Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям:

  1. Композиция в листе.

  2. Пропорции и характер предметов.

  3. Цветовые отношения.

  4. Общее тоновое решение натюрморта.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!