Тема урока: «Натюрморт из трех предметов быта». Гуашь.
Срок выполнения – 12 часов (3 учебных часа – 1 раз в неделю).
Тип занятия: комбинированный.
Время: 12 академических часов.
На первом занятии повторяем теорию и выполняем компоновку натюрморта, анализ формы предметов, находим пропорциональные отношения.
На втором занятии – конструктивное построение, прокладка основных цветовых отношений.
На третьем занятии – более частная работа с предметами.
На четвертом занятии – тональная и тепло-холодная проработка натюрморта, обобщение, просмотр.
Оборудование:
Для учителя:
Натюрморт из трех предметов быта простой формы и контрастных по тону. Предметы расположены ниже уровня глаз. Освещение верхнее боковое.
Примеры работ, выполненных гуашью, акрилом, маслом.
Бумага (формат – А-3). Материал – карандаш простой, ластик, кисти (белка, синтетика, щетина), гуашь, палитра, баночка.
Для учащихся:
Бумага (формат – А-3). Материал – карандаш простой, ластик, кисти (белка, синтетика, щетина), гуашь, палитра, баночка.
Цель урока:
Выявление знаний, умений и навыков, полученных в первом классе.
Задачи урока:
Композиционное решение;
Передача в рисунке пропорций предметов;
Закрытие листа, основные цветовые отношения;
Тональное восприятие натюрморта, объем.
Обобщение, воздушная перспектива.
План урока:
Организационная часть.
Ознакомление учащихся с целями и задачами урока.
Повторение пройденного материала.
Практическая работа. Этапы работы.
Просмотр работ учащихся.
Подведение итогов.
Ход урока:
Организационная часть. Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку: наличие материалов и необходимых инструментов, а также правильность посадки учеников.
Ознакомление учащихся с целями и задачами урока. Объявить тему урока.
Повторение пройденного материала. Повторить с учащимися последовательность ведения работы.
На сегодняшнем уроке мы будем писать натюрморт из 3-х предметов быта. На примере работ, выполненных учениками прошлых лет и на примере методических пособий, мы разберем ход работы, обсудим ошибки и недочеты и с учетом всех моментов, начнем работу.
Любая работа всегда начинается с выбора формата (вертикаль – горизонталь). После того как формат выбран, нужно определиться с композицией в листе. Это, пожалуй, самый сложный и самый ответственный момент во всей работе. Верная композиция – основа грамотной работы.
Выполнение практической работы с натуры поэтапно:
Для начала, давайте рассмотрим натюрморт и определим, необходимый формат.
После того, как вы определились с форматом (вертикальный, горизонтальный или квадрат), попробуйте, скомпоновать натюрморт в выбранный вами формат. Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги заполнен был равномерно. Для этого надо мысленно объединить предметы в одно целое и продумать их размещение в соответствии с форматом листа бумаги. Существует понятие «крайние точки» - самая верхняя, самая нижняя, самая правая и самая левая. Эти точки позволяют измерить натюрморт в целом и определить его пропорции. После того как мы измерили пропорции всего натюрморта, разбираем место каждого предмета, занимаемого в данном натюрморте.
Передача характера формы предметов, их пропорций.
Важно вести работу по принципу «от общего к частному». Часто ребята начинают работу с понравившегося предмета, а уже все остальное «пририсовывают» к нему. Такая работа крайне неверна.
Легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции. Вырисовывать и уточнять контуры сразу не следует. Стоит воспользоваться методом конструктивного изображения предмета. Сравнить отношения одного предмета по отношению к другому, уточнить пропорции предметов по высоте, ширине. Предметы не должны быть больше натурального размера. Определить уровень горизонта (уровень глаз) и уровень перспективного сокращения плоскости, на которой расположена изображаемая группа предметов. Отделяем линией горизонтальную плоскость стола от вертикальной плоскости стены. Следите за тем, чтобы формы и размеры предметов, а также их расположение относительно друг друга, были нанесены правильно. Предметы в натюрморте должны частично перекрывать друг друга, либо находиться на расстоянии друг от друга, но только не касаться друг друга своими контурами.
Начинать работу в цвете необходимо в отношении принципа «от целого к частному». Прокладываем большие цветовые массы. Поиск верного оттенка предметов и драпировок. Находим «большую тень» и «большой свет».
Когда основные цветовые отношения решены, переходим к более детальному прорабатыванию всего натюрморта в целом. Определяем самый светлый момент и самый темный. Так как мы привыкли думать, что тени обязательно темные, многие начинают делать их слишком насыщенными по тону. Такой подход к работе неверен. Если внимательно посмотреть на предмет и разобрать его в тоне, то можно заметить интересную последовательность. Самое тёмное место в любом предмете и в любой драпировке – это вовсе не тень, а место перехода от света к тени собственной. Относительно этого перехода (точнее его тона), тени уже не кажутся столь тёмными. Так же, именно за счет выделения тона и цвета в месте перехода от света к тени собственной, появляется и объем предмета или драпировки.
В любом объемном предмете существует тональная и цветовая раскладка. Это блик, свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая. В отличие от тонального рисунка, в живописи необходимо соблюдать не только тон, но и цвет. Так как освещение тёплое, соответственно свет на предметах и драпировках будет тёплый. Тени же, напротив, холодные. Важно не забывать о рефлексах. Без них, предмет будет плоский. Так же нельзя забывать о свето-воздушной перспективе. Все предметы и складки на драпировках, которые расположены ближе к нам, выделяются более жесткими контрастами.
Рассматриваем работу издали и определяем места, которые надо усилить или ослабить по тону.
Просмотр работ учащихся.
Просмотр и оценивание выполненных работ ведется по следующим критериям:
Композиция в листе.
Пропорции и характер предметов.
Цветовые отношения.
Общее тоновое решение натюрморта.