Приложение 1
Разрешаю________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока музыки,
проведенного в 3 классе
19.02.2020г.
Консультация методиста________________
Консультация учителя__________________
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 19.02.2020г
Время: 11:05-11:50
Место: МАОУ СОШ №1
Участники( класс): 3
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Старинный романс»
Цель: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с жанром старинного романса. Ввести обучающихся в эмоционально-образный строй старинной музыкальной культуры на основе знакомства со старинной романсовой музыкой.
Задачи:
Воспитательные:
Формирование знания о понятии романс, как жанре старинной вокальной музыки.
Формирование интереса к старинной романсовой музыке, к творчеству русских старинных композиторов, работающих в жанре романса
Воспитание понимания детьми красоты и смысла старинной романсовой музыки
Образовательные:
Познакомить детей с жанром старинного романса, как одним из самых ярких и самобытных явлений русского старинного национального музыкального искусства
Формирование умения понимать настроения героя через литературные и музыкальные произведения;
Формирование умения воспринимать музыку и выражать свое отношение к романсовой музыке.
Развивающие:
Развивать навыки музыкального восприятия произведений и вокальные навыки при разучивании романсов
Развивать творческий потенциал учащихся, готовность открыто выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;
Развивать стремление к новым творческим успехам.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально—исполнительских замыслов в различных видах деятельности;
Формирование умения слушать мнение собеседника;
Формирование умения оценивать действия в соответствии с определенной ситуацией
Познавательные УУД:
Формирование умения извлекать информацию из текста в учебнике
Формирование умения осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме;
Формирование умения анализировать музыкальное произведение и на основе анализа делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слушать и понимать других
Формирование умения адекватно воспринимать и передавать информацию
Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД:
Формировать умение определять цель деятельности на уроке
Формировать саморегуляцию как способность к мобилизации сил и энергии
Тип урока: комбинированный
Форма работы учащихся на уроке: фронтальная
УМК( название программы, учебник): Начальная школа XXI века. Музыка, В.О.Усачева, Л.В.Школяр.
Оборудование и оформление: предметы, пришедшие к нам из старинный (веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик, гитара)
Учебник: Музыка, В.О.Усачева, Л.В.Школяр.(УМК Начальная школа XXI)
Музыкальное оформление: аудио система, компьютер, мультимедийный проектор
Музыкальный материал:
«Колокольчик» музыка А.Л.Гурилева, слова И.Макарова
«Я вас любил» музыка Б.С. Шереметева, слова А.С. Пушкина
Р.н.п. «Тонкая рябина»(гитара)
Виды музыкальной деятельности на уроке:
Музыкально-слушательская:
прослушивание фрагментов музыкальных прозведений;
Музыкально-исполнительская:
пение романсов;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
Анализ УМК «Начальная школа XXI века»;
Анализ программы по музыке «Начальная школа XXI века;
Определение цели и задач урока;
Определение структуры урока;
Подбор методической литературы и музыкального материала;
Подготовка презентации;
Подготовка музыкальных произведений;
Подготовка наглядного материала;
ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:
Организация начала урока(приветствие): 1мин
Актуализация знаний: 5мин
Открытие новых знаний: 28мин
Вступительное слово учителя: 2мин
Слушание: 10мин
Беседа по слушанию: 7мин
Физминутка: 1 мин
Творческое задание: 8мин
Рефлексия: 6мин
Итоги урока: 4мин
Домашнее задание: 2мин
Содержательный компонент урока
Ход урока:
Организация начала урока:
Приветствие.
Учитель: Добрый день, урок музыки у вас проведу я, меня зовут Яна Валерьевна. Сегодня на уроке, мы отвлечемся от нашей современной жизни с ее сумасшедшими и стремительными темпами и «отворим калитку в былое», окунемся в мир старины.
Актуализация знаний:
Посмотрите на выставки предметов, которую я подготовила, что объединяет эти вещи?(веер, шкатулка, русский платок, свечи в подсвечнике, перо с чернильницей, колокольчик)
Дети: эти вещи пришли к нам из старины и каждая из них может многом рассказать.
Учитель( берет в руки веер):Правильно. Что вы знаете об этом предмете?
Дети: делятся знаниями о веере.
Учитель: История вееров началась в знойный райский день, когда изнемогающая от жары Ева сорвала пальмовую ветвь и начала обмахиваться ею. Использовали веер не только для навивания прохлады- существовал особый язык вееров. С помощью его красавицы посылали тайные знаки. Например, приложенный к правому уху веер означал просьбу надежно хранить секрет.
Учитель: Поднимите руку, а у кого дома есть шкатулка?
Учитель: Шкатулка не просто коробочка для хранения украшений или еще каких-нибудь вещей, это настоящее произведение искусства. Шкатулки изготавливали из ценных пород дерева, драгоценных камней, позже появились музыкальные шкатулки.
(послушать звучание музыкальной шкатулки)
Ребята, а можно ли пополнить экспонаты нашей выставки музыкальным инструментом, который сейчас прозвучит? (звучит р.н.п. «Тонкая рябина» в исполнении гитары)
Учитель: Какой музыкальный инструмент звучал? Можете ли рассказать что-нибудь о этом инструменте?
Дети: Гитара….
Учитель: Правильно, это гитара, известный издавна музыкальный инструмент. Слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскритского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».(на выставке появляется гитара)
Учитель: А вы знаете, как называется вокальное произведение для голоса, которое исполняются в сопровождении гитары?
Дети: Романс
Открытие новых знаний:
Учитель: А что вы еще знаете о романсе? Помните ли вы происхождение этого слова?
Дети:
Учитель: Романс- название, которое возникло от испанского слова «romance», что и значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. Романс- вокальное происхождение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента- гитара, фортепиано. В романсе воспевается великое чувство- любовь, романсы называют старинными, классическими, профессиональными. Старинный романс возник раньше классического, его представители композиторы Алябьев, Варламов, Гурилёв. Любили старинный романс М.Глинка, Н.Рубинштейн, П.Чайковский, С.Рахманинов. Многие русские композиторы прославились благодаря сочинению именно романсов.
Учитель: давайте послушаем романс «Колокольчик» автор которого является Александр Львович Гурилев- он написал более 200 романсов, которые легко поются, после того, как вы прослушаете, вам необходимо ответить «Какой образ рисует в старинном произведении?»
Слушание романса «Колокольчик»
Дети: В старинном русском романсе «Колокольчик» рисуется лирический образ, «Колокольчик» затрагивает тему русской природы.
Дети:
Учитель:А сейчас, давайте отвлечемся от работы, и проведем физминутку.
Физминутка:
Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки вверх,
Шевелитесь пальчики
Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадемся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.
Волк озирается кругом,
И мы головки повернем.
Теперь садимся тише, тише
Притихним, словно в норках мыши.
Учитель: Продолжим и вернемся к романсу. Как вы думаете, почему произведение называется «Колокольчик»?
Дети: высказывание детей
Учитель: Поэт описывает дальнюю дорогу, в которой мы слышим песнь ямщика и звон колокольчика. Этот звон сопровождает весь долгий путь, без него картина дороги, путешествия на Руси была бы не полной. Вы знаете, кого на Руси называли ямщиком?
Дети: управляющий лошадиной тройкой
Учитель: творческое задание, Послушайте этот романс еще раз и нарисуйте картинку, которая предстает перед путником, едущим в дальнюю дорогу.
Повторное слушание романса «Колокольчик»
Дети: дальняя дорого, широкие поля, бескрайние леса, тишина…
Учитель: Давайте обратимся к выставке, какие предметы по принадлежности близки романсу «Колокольчик» (КАРТИНКИ НА ДОСКЕ)
Дети: Колокольчик, русский платок
Учитель: Сейчас прозвучит еще один старинный романс «Я вас любил» композитор Шереметев представитель светского общества, близок к знатным дамам и господам, слушайте внимательно, так как Вам нужно будет ответить на вопрос, если в первом романсе лирика затрагивает тему русской природы, то во втором?
Слушание и восприятие музыки(продолжение)
Дети: любви
Учитель: правильно, любовь- великое человеческое чувство, которое вызывает в нас смятение души и радостное волнение, восторг.
Учитель: Какими чувствами наполнен романс «Я вас любил»?
Дети: любовь, искренность, нежность, благодарность
Учитель: Молодцы!
Итоги урока
Учитель: Итак, мы познакомились с двумя старинными романсами, которые являются шедеврами русской музыкальной культуры, ее лучшими образцами. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке.
Рефлексия
Учитель: Как назывались романсы, которые мы сегодня слушали?
Домашнее задание:
Запишите название старинных русских романсов