Разрешаю: ___________
Допускаю: ___________
Оценка за урок: __________
План-конспект
урока математики,
проведенного во 4 «Б» классе
обучающейся Закурдаевой Яны Валерьевны
(Ф.И.О.)
10.03.2021 г.
Консультация методиста: ________
Консультация учителя: __________
Конспект урока математики
УМК: «Школа России», 4 класс
(М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. 4 кл 2ч)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 10.03.2021
Время: 10:20-11:00
Место: МАОУ СОШ №3
Класс: 4 «Б»
Целевой компонент урока:
Тема урока: «Умножение числа на сумму».
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению темы: «Умножение числа на сумму».
Задачи:
Образовательные: знакомиться с двумя способами умножения числа на сумму; совершенствовать навык нахождения значения выражения двумя способами; закрепления навыков табличного умножения и деления; умение правильно читать и записывать примеры; совершенствовать умение решать логические задачи; содействовать развитию умения осуществлять первичное закрепление полученных знаний и их контроль; организация работы по достижению цели.
Развивающие: содействовать развитию у обучающихся связной математической речи, мыслительных операций; оперативной памяти, произвольного внимания, словесно-логического мышления; работать над расширением математического кругозора.
Воспитательные: воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе, чувство отношения к своему труду и к труду другого человека; воспитывать интерес к математике, самостоятельность, аккуратность в ведении тетради, желание преодолевать трудности.
Здоровьесберегающие: Соблюдение СанПиН, чередование видов деятельности, применение методов, способствующих активизации учебной деятельности обучающихся, создание положительного эмоционального микроклимата (позитивного психического и эмоционального микроклимата), применение на уроке ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.
Планируемые результаты:
Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; стремиться развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявлять самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к чужому мнению; осознавать потребность и готовность к образованию; мотивация к работе на результат.
Метапредметные:
Формирование регулятивных УУД: формулировать тему урока; ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме; фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке; контролировать и оценивать собственную деятельность и деятельность партнеров по образовательному процесс; проявлять волевые усилия.
Формирование коммуникативных УУД: уметь слушать, слышать и понимать партнеров, при необходимости задавать вопросы уточняющего характера; достаточно полно и четко выражать свои мысли, управлять поведением, при возникновении спорных ситуаций не создавать конфликт.
Формирование познавательных УУД: развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, обобщать; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; понимать информацию; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.
Предметные: умение выполнять умножение числа на сумму разными способами, выбирать наиболее удобный способ; умение читать равенства, используя математическую терминологию, моделировать с помощью схематических чертежей и решать задачи изученных видов; умение работать и ориентироваться в книге; правильно употреблять в речи математические понятия; уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями; умение формулировать тему и цель урока.
Оборудование: классная доска, учебник, тетрадь, интерактивная доска.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
Организационно - мотивационный.
Приветствие.
У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Яна Валерьевна, и сегодня урок математики проведу у вас я.
Проверка готовности к уроку
У: Проверим, готовы ли вы к уроку. На парте у вас должны лежать: учебник, тетрадь, пенал и дневник.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
У: Вот звонок нам дал сигнал-
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
У: Ребята, на уроке работаем активно, за работу на уроке, все получат оценки. А теперь, приступим к работе.
Актуализация знаний.
У: Записываем число и классную работу в тетрадях. Сегодня 10 марта.
У: Сейчас математический диктант «Верно ли утверждение». Я буду вам читать утверждение, если вы считаете, что оно верное ставите «+», если неверное «-». Итак, начнем:
(карточки)
1. Числа 42, 36, 54 делятся на 6 без остатка. (+)
2. Число 66 больше 6 в 11 раз. (+)
3. Все двузначные числа – чётные. (-)
4. Произведение 36 и 2 равно 92. (-)
5. Сумма 6 сотен, 6 десятков, 6 единиц равна 666. (+)
6. 1 меньше 87 в 86 раз (-)
(Проверка)
У: Молодцы!
Выполнить действия:
9:9-0∙8
600:20-100:10
10∙0+7∙1
6∙30+400:100
800:4+600
(на карточках; один человек у доски)
(проверка с объяснением)
У: 1; 20; 7; 184; 800;
Работа в парах( по карточкам)
У: Соотнесите стрелочкой пример с нужным ответом.
1 вариант
104*3 | 450:5 | 42*2 | 480:3 | 102*3 |
2 вариант
3600:100 | 123*4 | 264:2 | 201*3 | 120:3 |
Задачи на смекалку
Задача № 1.
На столе стояли четыре стакана с киселём. Миша выпил один стакан киселя и поставил стакан на место. Сколько теперь стаканов стоит на столе?
Подсказка. Куда делся стакан из-под киселя?
Решение. Поскольку пустой стакан поставлен обратно на стол, то на столе как стояли четыре стакана, так и стоят. То что теперь это три полных и один пустой – неважно.
Ответ: Четыре стакана.
Задача № 2.
В одной семье у каждой из двух сестёр по три брата. Сколько всего детей в семье?
Подсказка. Если у какой-то сестры три брата, то сколько в семье мальчиков? Может ли у двух сестер быть разное количество братьев?
Решение. По условию у каждой сестры три брата. Это значит, что в семье три мальчика. И две девочки, поскольку дано, что сестры две. То есть, всего 3 + 2 = 5 детей.
Ответ: Пять детей: три мальчика и две девочки.
У: Молодцы, вы справились с задачами на смекалку.
Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Чтобы определить тему нашего урока, решим задачу и ответим на вопросы. Послушайте задачу.
Учительница проверяет 18 тетрадей в час. В первый день она проверяла тетради 3 часа, а во второй 4 часа. Сколько всего тетрадей проверила учительница за 2 дня.
У: Как вы будете решать задачу?
О: Подсчитаем, сколько всего часов учительница проверяла тетради, и умножим это число на количество тетрадей, проверяемых в час.
У: Хорошо. Сколько часов всего учительница проверяла тетради?
О: 7 часов (3ч+4ч=7ч)
У: Известно ли нам сколько тетрадей она проверила?
О: Да, нам известно, что 18 тетрадей за час она проверила.
У: Можем ли мы ответит на вопрос задачи?
О: Да. 18 * (3+4)=126 (т.)
У: Правильно. Можно ли решить эту задачу другим способом?
О: Можно сначала подсчитать, сколько учительница проверяла тетради в каждый из дней, а потом результаты сложились.
У: Запишите выражение.
О: 18*3+18*4 =126 (т.)
У: Посмотрите внимательно на выражения, которые мы записали. Что вы можете сказать?
О: Выражения разные, а результат один и тот же.
У: Как можно умножить число на сумму?
О: Можно найти сумму и умножить число на результат или умножить число на каждое слагаемое и результаты сложить.
У: Кто уже догадался, какая тема нашего урока? Какие цели мы поставим на урок?
О: Познакомиться с разными способами умножения числа на сумму
Первичное усвоение новых знаний.
Работа с учебником.
У: Откройте учебник на с. 42 и рассмотрите рисунок и записи вверху страницы. Здесь написано, как можно по-разному умножить число 3 на сумму чисел 4 и 2. Объясните первый способ.
О: Нашли сумму чисел 4 и 2, это 6; 3 умножили на 6, получилось 18.
У: Рассмотрите рисунок и объясните этот способ.
О: На рисунке три ряда кружков. В каждом ряду 6 кружков: 4 синих да еще 2 красных. Значит, чтобы узнать, сколько всего кружков, надо 3 умножить на 6, получится 18.
У: Объясните второй способ по записи.
О: Число 3 умножили на 4, на первое слагаемое, потом число 3 умножили на 2, на второе слагаемое, и результаты 12 и 6 сложили, получилось 18.
У: Как видите, при нахождении результата вторым способом получилось столько же, значит, так можно умножить число 3 на сумму чисел 4 и 2.
У: Давайте познакомимся с разными способами умножения числа на сумму (после этого учащиеся читают ниже запись, как умножили число 16 на сумму чисел 2 и 3)
У: Можно найти сумму и умножить число на результат или умножить число на каждое слагаемое и результаты сложить.
У: Выполним задание № 139. (выходит к доске один человек) используя алгоритм умножения числа на сумму. Необходимо вычислить значение выражения двумя способами.
9 • (6 + 3) | 8 • (4 + 5) | 6 • (5 + 2) |
О:
1) 9 • (6 + 3) = 9 • 9 = 81;
9 • (6 + 3) = 9 • 6 + 9 • 3 = 54 + 27 = 81.
2) 8 • (4 + 5) = 8 • 9 = 72;
8 • (4 + 5) = 8 • 4 + 8 • 5 = 32 + 40 = 72.
3) 6 • (5 + 2) = 6 • 7 = 42;
6 • (5 + 2) = 6 • 5 + 6 • 2 = 30 + 12 = 42.
У: Пояснение:
Умножить число на сумму можно двумя способами:
Чтобы умножить число на сумму, можно сначала выполнить умножить число на сумму, можно сначала выполнить сложение, а затем умножить число на полученный результат.
Для умножения числа на сумму, можно умножить данное число на каждое слагаемое отдельно и полученные результаты сложить.
У: Выполним задание № 140. Вычислите удобным для вас способом.
7 • (10 + 4)
8 • (5 + 3)
6 • (20 + 5)
19 • (7 + 3)
(по одному ученику к доске, с объяснением)
О:
7 • (10 + 4) = 7 • 10 + 7 • 4 = 70 + 28 = 98;
8 • (5 + 3) = 8 • 8 = 64;
6 • (20 + 5) = 6 • 20 + 6 • 5 = 120 + 30 = 150;
19 • (7 + 3) = 19 • 10 = 190.
Физминутка
1-2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад,
- голову наклонить вперед, плечи не поднимать.
(Повторить 4-6 раз. Темп медленный)
Исходное положение - сидя, руки на поясе.
1 - поворот головы направо,
2 - и.п.,
3 - поворот головы налево,
4 - и.п.
(Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный)
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
(Повторять 4 - 5 раз)
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль считать до 5.
(Повторять 4 - 5 раз)
1 - сжать кисти в кулак.
2 - разжать кисти.
(Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний)
Первичная проверка понимания.
Работа с учебником.
У: Выполним задание № 142- задача.
Фермер вывез на грузовой машине картофель с двух участков: с первого - за 5 рейсов, со второго - за 4 рейса. Сколько всего центнеров картофеля было вывезено с этих участков, если за каждый рейс перевозили по 52 ц картофеля?
У: О чем говорится в задаче?
О: В задаче говорится о том, что фермер на грузовой машине вывез с двух участков картофель.
У: За сколько раз он вывез с первого участка?
О: За 5 рейсов.
У: Что нам известно про второй участок?
О: Нам известно, что со второго участка он вывез за 4 рейса.
У: Нам известно сколько всего перевозили центнера картофеля за каждый рейс?
О: Да, за каждый рейс перевозили по 52 ц картофеля
У: Что нужно найти в задаче?
О: Сколько всего центнеров картофеля было вывезено с этих участков.
У: Составим краткую запись к задаче
(выходит ученик к доске)
О: В задаче говорится о двух участках
1 участок
2 участок
У: Что нам известно про эти два участка?
? ц
О: 1 участок- 5 рейсов по 52 ц 2 участок- 4 рейса по 52 ц
У: Что мы можем найти первым действием?
О: Сколько рейсов совершил фермер. 5+4= 9 (р.)
У: Сколько центнеров картофеля перевез фермер?
О: 52 ц
У: Зная сколько рейсов совершил фермер, сколько центнеров перевез. Можем ли мы ответить на главный вопрос?
О: Да. Всего совершил 9 рейсов, перевозя за каждый рейс по 52 ц картофеля. Вторым действием мы узнаем, сколько всего центнера картофеля вывезли:
52*9= 468(ц)
У: Записываем ответ.
О: Ответ: 468 центнеров
У: Правильно.
У: Выполним задание № 141. Поставьте знак или
О: Умножение, а затем сложение
15 • 10 + 15 • 7 15 • 70 18 • 6 • 10 18 • 16
( к доске выходят 2 человека)
18 • 6 • 10 18 • 16
18*(6*10) 18 • 16
18*60 18 • 16
О: 15 • 10 + 15 • 7 15*(10+7)
15*17
Первичное закрепление.
У: Выполним задание в конце страницы. Проверь себя. (устно)
123 • (6 + 4) = 123 • 10 = 1230
3 • (135 + 25) = 3 • 160 = 480
Итог урока. Рефлексия.
У: Сейчас я раздам вам карточки, в которых вы должны оценить свою работу на уроке по сегодняшней теме. Для этого нарисуйте человечка/ поставьте галочку на той ступеньке, на которой вы считаете нужным.
У: Спасибо вам за урок, мне было приятно проводить у вас урок.
Домашнее задание
Стр. 42 № 145(первый столбик)