СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект по литературному чтению на тему : Иван Андреевич Крылов «Ворона и лисица» (3 класс)

Категория: Литература
Тема: Часть 1.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План - конспект по литературному чтению на тему : Иван Андреевич Крылов «Ворона и лисица» (3 класс)»

УМК: «Школа России»

Тема: Иван Андреевич Крылов «Ворона и лисица»

Класс: 3

Тип: Открытие новых знаний

Цель: Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Ворона и лисица»

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Ворона и лисица»;

  • научить находить мораль в произведении;

  • научить различать речь автора и героев басни.

Развивающие:

  • формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать умения анализировать, выразительно читать текст, интерпретировать его, представлять его осмысление в творческой форме.

Воспитательные:

  • воспитывать морально достойной личности, прививание учащимся основ нравственности.

Планируемые результаты:

Личностные

У выпускника будут сформированы:

  • учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • способность к оценке своей учебной деятельности;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

Выпускник получит возможность для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Метапредметные:

Регулятивные УУД

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Выпускник получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД

Выпускник научится:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).

Выпускник получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно--следственных связей;

Коммуникативные УУД

Выпускник научится:

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Предметные:

У выпускника будут сформированы:

  • способность воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение.






















Ход урока:

  1. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Повернёмся поскорей

И приветствуем гостей:

Улыбнёмся, раз и два.

Все садимся, детвора!

Поработать уж пора!!!

- Желаю успеха.

  1. Актуализация знаний


- Ребята, скажите, кто потерял этот предмет? (показывает зеркало) Из какой басни? («Обезьяна и зеркало»)

– А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»?

- Верно, ребята, теперь я вижу, что вы поняли мораль данной басни.

  1. Мотивация к уроку. Постановка цели и задач


- Сегодня мы продолжим брать уроки нравственности у великого баснописца.

- Как вы думаете, какого? (И.А. Крылова)

- Да, вы правы, сегодня мы познакомимся с произведением, которое относится к знакомому вам жанру «Басни». Автором басни будет Иван Андреевич Крылов. Название произведения «Ворона и Лисица» (На доске записаны фамилия, имя, отчество автора, название произведения)

- Что странного заметили в написании названия этой басни? (Ворона и Лисица написаны с заглавной буквы).

- Почему?

- Можете предположить о чём, или о ком эта басня? (О вороне и Лисице, о взаимоотношениях вороны и лисице.)

- Зная тему, давайте попробуем определить цели урока. (Читать грамотно, целыми словами, выразительно, соблюдая интонацию; знакомится с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; узнаем, что произошло с героями; проанализировать басню и узнать ее мораль).

- Верно.


  1. Открытие новых знаний


- Посмотрите на портрет И.А. Крылова.

- И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера, в городе Москва. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, используя большую библиотеку книг своего отца.

- Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками , которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были  басни. Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.

- Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (демонстрирует на доске фотографию), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен.

- Ребята, а когда вы увидели портрет писателя, какой характер вам представился?

- Сегодня мы с вами познакомимся с басней «Ворона и Лисица».

-Что вы знаете о лисе? (Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.)

-Какой вы представляете себе ворону? (Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные).

- Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений), расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду.

- Ребята, а чем обычно начинается или заканчивается басня? (Моралью)

- Верно.

Физкультминутка

- Ребята, откройте учебник на странице 137. Я читаю басню, вы внимательно слушаете и выделяете слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.

- Прочитайте слова, смысл которых вызвал у вас затруднения. Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать:


Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.

Пленил – заворожил.

Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу.

Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.


- Из-за чего пострадала Ворона?

- Жалко ли вам ее?

- А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно?

- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду)

- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).

- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).

- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….)

- Опишите внешний вид вороны (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый).

- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

- А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)

- Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)

- А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

- Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр).

- Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам).

- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?


Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

- По вашему мнению в каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).


  1. Подведение итогов. Рефлексия.


- С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

- Назовите жанр этого произведения?

- Перечислите героев басни?

- Чтобы вы посоветовали Вороне?

- В чем главная мысль басни?( Дети отвечают)

- Сейчас каждый из вас подумает о своей и роли одноклассников на уроке и оценит работу на нашем солнышке (солнышко на доске)

Покажите солнышку свой лучик.

  • красный, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников

  • жёлтый, если вы в чём-то не уверены

  • оранжевый, если ничего не понравилось.

- Продолжите одно из предложений: Сегодня я для себя открыл(а), что…

Для меня этот урок был … , потому что …






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!