УМК: «Школа России»
Тема: Иван Андреевич Крылов «Ворона и лисица»
Класс: 3
Тип: Открытие новых знаний
Цель: Познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Ворона и лисица»
Задачи:
Образовательные:
познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Ворона и лисица»;
научить находить мораль в произведении;
научить различать речь автора и героев басни.
Развивающие:
формировать умение определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
обогащать словарный запас учащихся;
развивать умения анализировать, выразительно читать текст, интерпретировать его, представлять его осмысление в творческой форме.
Воспитательные:
воспитывать морально достойной личности, прививание учащимся основ нравственности.
Планируемые результаты:
Личностные
У выпускника будут сформированы:
учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
способность к оценке своей учебной деятельности;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Выпускник получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
принимать учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Выпускник получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД
Выпускник научится:
строить сообщения в устной и письменной форме;
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов).
Выпускник получит возможность научиться:
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно--следственных связей;
Коммуникативные УУД
Выпускник научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
Выпускник получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Предметные:
У выпускника будут сформированы:
способность воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях.
Выпускник получит возможность для формирования:
Ход урока:
Организационный момент
- Здравствуйте, ребята.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Повернёмся поскорей
И приветствуем гостей:
Улыбнёмся, раз и два.
Все садимся, детвора!
Поработать уж пора!!!
- Желаю успеха.
Актуализация знаний
- Ребята, скажите, кто потерял этот предмет? (показывает зеркало) Из какой басни? («Обезьяна и зеркало»)
– А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Зеркало и Обезьяна»?
- Верно, ребята, теперь я вижу, что вы поняли мораль данной басни.
Мотивация к уроку. Постановка цели и задач
- Сегодня мы продолжим брать уроки нравственности у великого баснописца.
- Как вы думаете, какого? (И.А. Крылова)
- Да, вы правы, сегодня мы познакомимся с произведением, которое относится к знакомому вам жанру «Басни». Автором басни будет Иван Андреевич Крылов. Название произведения «Ворона и Лисица» (На доске записаны фамилия, имя, отчество автора, название произведения)
- Что странного заметили в написании названия этой басни? (Ворона и Лисица написаны с заглавной буквы).
- Почему?
- Можете предположить о чём, или о ком эта басня? (О вороне и Лисице, о взаимоотношениях вороны и лисице.)
- Зная тему, давайте попробуем определить цели урока. (Читать грамотно, целыми словами, выразительно, соблюдая интонацию; знакомится с произведением И.А.Крылова «Ворона и Лисица»; узнаем, что произошло с героями; проанализировать басню и узнать ее мораль).
- Верно.
Открытие новых знаний
- Посмотрите на портрет И.А. Крылова.
- И.А. Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье бедного армейского офицера, в городе Москва. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, используя большую библиотеку книг своего отца.
- Дедушка Крылов, так его называли, был добрым человеком. Он боролся с недостатками , которые мешают людям жить в мире, согласии и счастье. Его оружием были басни. Познакомиться с новой басней Крылова – значит узнать что-то новое и важное о себе и людях.
- Более 200 басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт создал всеми любимых персонажей басен в бронзе. В 1855 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив (демонстрирует на доске фотографию), а рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен.
- Ребята, а когда вы увидели портрет писателя, какой характер вам представился?
- Сегодня мы с вами познакомимся с басней «Ворона и Лисица».
-Что вы знаете о лисе? (Туловище рыжего цвета, тонкие лапы, вытянутая морда, острые уши, чуткий слух, длинный пушистый хвост; хитрая; питается зайцами, мышами, полевками, птицами, плодами, ягодами; живут в норах.)
-Какой вы представляете себе ворону? (Туловище пепельно-серое, клюв, ноги, голова, передняя часть горла, крылья и хвост черные).
- Вороны всеядны. Питаются насекомыми, подбирают падалицу (зерна культурных и диких растений), расклевывают огурцы, дыни, арбузы, утоляя жажду.
- Ребята, а чем обычно начинается или заканчивается басня? (Моралью)
- Верно.
Физкультминутка
- Ребята, откройте учебник на странице 137. Я читаю басню, вы внимательно слушаете и выделяете слова, смысл которых вызвал у вас затруднения.
- Прочитайте слова, смысл которых вызвал у вас затруднения. Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать:
Взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.
Пленил – заворожил.
Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу.
Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.
- Из-за чего пострадала Ворона?
- Жалко ли вам ее?
- А жалеет ли ее поэт? Из каких слов это видно?
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слушать о себе хорошее? (Приятно, когда говорят о тебе правду)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала ворона? (В сказках лисица изображается хитрой, ловкой, коварной. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека).
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).
- Прочитайте, как Крылов характеризует Лисицу (Плутовка к дереву на цыпочках подходит….)
- Опишите внешний вид вороны (Крупная птица, голова, крылья, хвост – черные, остальное оперенье – грязно-серое. Клюв длинный, толстый).
- Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)
- А что говорила Лиса о ней? (Выборочное чтение: «Голубушка, как хороша. Ну что за шейка, что за глазки. Рассказывать, так право сказки, Какие перышки, какой носок!»)
- Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)
- Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей) Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр).
- Если бы Лиса расхваливала так, кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе удалось бы ей добиться цели? (Нет. Скромный слушать бы не стал слушать, остался бы равнодушным к похвалам).
- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне или он одинаково высмеивает свои персонажи и почему?
Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.
- По вашему мнению в каких словах выражена основная мысль басни (выборочное чтение), где заключена мораль? (Но только все не «впрок» и в сердце льстец всегда отыщет уголок»).
Подведение итогов. Рефлексия.
- С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?
- Назовите жанр этого произведения?
- Перечислите героев басни?
- Чтобы вы посоветовали Вороне?
- В чем главная мысль басни?( Дети отвечают)
- Сейчас каждый из вас подумает о своей и роли одноклассников на уроке и оценит работу на нашем солнышке (солнышко на доске)
Покажите солнышку свой лучик.
красный, если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданиями, и вам понравилась работа одноклассников
жёлтый, если вы в чём-то не уверены
оранжевый, если ничего не понравилось.
- Продолжите одно из предложений: Сегодня я для себя открыл(а), что…
Для меня этот урок был … , потому что …