План-конспект
1 класс по теме:
«Сюжетная лепка из солёного теста»
Выполнила
Терентьева Ю.В.
2018
Тема урока: «Сюжетная лепка из соленого теста»
Продолжительность работы: 3 урока по 45 минут
Цели урока:
Развить знания, умения и навыки в технике лепки из соленого теста;
Развить фантазию и умение воспроизвести задумку;
Развить умение пользоваться эскизами и подручными материалами.
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с видами скульптуры (на примере рельефа);
2. Познакомить детей с новым для них материалом для лепки – соленым тестом;
3. Освоить приемы лепки, такие как: отщипывание, скатывание, раскатывание, сплющивание;
4. Воспитать интерес к лепке, как виду художественного творчества.
Оборудование:
Столы, стулья;
Дощечка для лепки;
Стек;
Баночка с водой;
Кисть белка 5;
Тесто;
Эскиз;
Основа (картон);
Газета;
Тряпочка.
Ход урока:
Организационный момент (5 минут):
Проверка готовности к уроку;
Подготовка рабочего места.
Повторение старого материала (10 минут);
Объяснение нового материала (15 минут);
Самостоятельная работа (20 минут);
Перемена (5 минут);
Самостоятельная работа (30 минут);
Подведение итогов (5 минут).
Организационный момент:
Проверка готовности к уроку, всё ли необходимое есть для работы; подготовка рабочего места.
Повторение пройденного материала.
В ходе урока мы повторили пройденный материал из предметов «Лепка» и «Основы изо».
Чтобы проверить знания учеников, я задавала вопросы:
- Какие способы лепки вы знаете?
- Какие материалы существуют для лепки?
- В чем различие материалов для лепки?
Объяснение нового материала:
Объяснение нового материала, я начала с исторической справки и объяснила что такое «Рельеф». Далее я рассказала основные правила лепки из соленого теста. На примерах наглядных пособий, я объяснила ребятам, что у них должно получиться в итоге. Итак, рельеф – это вид изобразительного искусства, один из основных видов скульптуры, в котором все изображаемое создается с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Мною был представлен наглядный ряд примеров рельефов из разных культур. После объяснения нового материала, я дала некоторые факты из истории возникновения соленого теста, опираясь на жизненный опыт детей. После знакомства с историей возникновения соленого теста, я попросила ребят потрогать, помять тесто и сравнить его с другими материалами для лепки: пластилин и глина. После чего я задала им вопрос: «В чем отличительные особенности соленного теста от других материалов для лепки?». Потрогав тесто, ребята сделали вывод, что оно не пачкает руки, очень пластично, мягкое, не требует предварительного разогрева и при высыхании остается в неизменном виде. Я объяснила, что достаточно комнатной температуры, чтобы изделие высохло и затвердело. Следующим этапом работы было объяснение ребятам, что им необходимо иметь для работы. Мы познакомились с материалами и инструментами, такие как: эскиз; основа (картон); соленое тесто; баночка с водой; кисть; зубочистки; карандаш; стек.
Затем я объясняла правила лепки из соленного теста, такие как:
тесто обязательно должно лежать в пакетике, чтобы оно не сохло;
перед работой тесто необходимо размять, это даст ровность и аккуратность работе;
места соединения деталей необходимо смачивать водой;
толщина изделия не должно превышать 3 см в высоту.
После знакомства с правилами, я показала примеры работ из соленного теста.
Первоначально была проведена работа над эскизами. Ребята на бумаге изображали свои задумки и идеи. Продумывали цветовое решение (гамму) и композицию.
Перед нами стояла задача выполнить полу объёмные композиции из соленого теста, то есть рельеф.
Так же нами был подготовлен фон.
Он представлял собой плотный картон, кусок коробки и дощечки, предварительно расписанный каждым ребенком по эскизу.
Далее учащимся было рассказано о последовательности работы над объемными формами. В начале работы были выполнены крупные детали, далее более мелкие и «приклеены» друг к другу с помощью влажной кисти и стека. После того как была готова основная форма, стояла задача «насытить» эту форму множественными деталями для дополнения искомого образа.
Необходимо объяснить ребятам, что чем больше в работе будет использовано мелких дополнительных элементов, тем интересней и необычней будет их работа.
После того как объемные элементы были выполнены, мы дали им высохнуть и уже на следующем занятии продолжили работу.
Теперь перед нами стояла задача расписать детали и приклеить их к основе.
На основе ранее подготовленных цветовых эскизов, были выполнены работы по росписи деталей и соединены в задуманную единую композицию.
Так как я решила изначально не ограничивать ребят в выборе темы, работы получились индивидуальные, интересные, немного забавные и творческие.