СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПЕРВОГО УРОКА. Тема: «О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проведён 01 сентября 2020 года в 11 классе МОУ "Старомихайловская школа Марьинского района". Цель: формирование у обучающихся патриотических чувств, активной гражданской и жизненной позиции; создание условий для осознания детьми и подростками роли их предков в судьбе мира, понимания необходимости сохранения памяти о героических страницах истории. Отечества.

Просмотр содержимого документа
«ПЛАН-КОНСПЕКТ ПЕРВОГО УРОКА. Тема: «О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!».»

01.09. 2020г. 11 класс

ПЛАН-КОНСПЕКТ ПЕРВОГО УРОКА

Тема: «О доблести, о подвигах, о славе твоих сынов, Отечество моё!».

Цель: формирование у обучающихся патриотических чувств, активной гражданской и жизненной позиции; создание условий для осознания детьми и подростками роли их предков в судьбе мира, понимания необходимости сохранения памяти о героических страницах истории Отечества.

План занятия:

1. Особенности Великой Отечественной войны – подвига и трагедии советского народа.

2.Сохранение памяти о Великой Отечественной войне на примере рассказа об освобождении Донбасса от немецко-фашистских завоевателей. Акция «Бессмертный полк»

3. Героизм наших учителей-фронтовиков в годы Великой Отечественной войны. Жизненный путь Дикухи Ивана Яковлевича, Ермольченко Ивана Мефодиевича, Евдокимова Андрея Степановича.

4. Подведение итогов.

Ход урока

Вводная часть

Учитель: 9 мая 2020 года – годовщина одного из самых важных событий в истории нашей страны. Это один из государственных праздников Донецкой Народной Республики – День Победы. Поэтому занятие будет посвящено этому великому событию. Основное внимание будет обращено на то, как мы – граждане совсем еще молодого непризнанного государства ДНР – сохраняем память и уважение к своим предкам, совершившим подвиг, отстоявшим независимость и участвовавшим в спасении мира от угрозы смерти и порабощения.

Мотивация

Обучающимся предлагается ответить на несколько вопросов:

  • Что они знают о Великой Отечественной войне?

  • Почему эта война получила название «великой» и «отечественной»?

  • Какие памятники, посвященные этому событию, они видели в других городах и в своей местности?

  • Кого из героев войны могут назвать?

  • Какие знают стихи, фильмы, книги, картины о Великой Отечественной войне?

  • Кто знает о своих предках или предках знакомых, которые были участниками войны?

  • Что сохранилось в их семьях, связанное с войной (фотографии, документы, вещи, письма и т.п.)?

  • Есть ли у кого-то в семье письма с фронта? Как они выглядят? О чем писали воины?

Основная часть

Информационно-аналитический блок:

1.Рассказ учителя.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года и закончилась 9 мая 1945 года. Война носила всенародный характер, поэтому была названа Отечественной, как и война с Наполеоном. В этой войне сталкивались не только армии, но и весь народ трудился и совершал подвиги для общей победы. Великой она стала из-за грозной опасности, потому что проходила в рамках Второй мировой войны. Цена победы была высокой не только для страны, но и для всего мира.

Союз Советских Социалистических Республик (СССР или Советский Союз – так называлась страна в то время) подвергся нападению нацистской Германии и ее союзников (их называли фашистами), которые уже завоевали ряд стран Европы. Героическая защита (Брестская крепость, Севастопольская оборона, Битва за Москву, блокада Ленинграда, освобождение Донбасса – по возможности стоит использовать связь с событиями в данной местности, если географически она была связана с Великой Отечественной войной).

Вся страна боролась с врагом – мирные жители, которые не могли воевать, днем и ночью трудились для приближения победы. Тыл стал важной опорой победы армии в этой войне. На оккупированных советских территориях фашисты установили жесткий режим: создавались концентрационные лагеря, в которых погибли сотни тысяч мирных жителей. Сложилась антигитлеровская коалиция из крупных мировых держав, в которую вместе с СССР входили Великобритания и США, а также множество других стран мира.

Мощная армия врага была остановлена, в 1942 году в войне наступил перелом. Победы в битвах под Сталинградом и на Курской дуге положили начало разгрому фашистов. 8 сентября был освобожден наш край, а к 1944 году Советская армия вышла к своим границам и начала освобождение оккупированных европейских стран. В ночь с 8 на 9 мая в Берлине была подписана капитуляция.

По разным данным в годы Великой Отечественной войны погибло от 15 до 30 миллионов граждан СССР.

2. Эпиграф - слова из стихотворения поэта-земляка Павла Григорьевича Беспощадного:

Смолкли на время пушки и минометы…

На землю Донбасса пришёл такой долгожданный мир…

У времени свои законы. Рано или поздно сглаживает оно из памяти не столь значительные события, освобождая место другим. Но есть среди них такие, над которыми время не властно. Великая Отечественная война дорогой ценой обошлась нашему народу. Она унесла 27 млн жизней, продолжаясь 1418 дней и ночей. Из этих дней около 700 гремели ожесточенные бои на донецких степных просторах. За этот период советские войска провели 8 операций. Битва за Донбасс имеет 2 периода:

Первый – оборона Донбасса (29.09.1941 – 24.07.1942)

Второй – освобождение Донбасса (29.01.1943 – 22.09.1943)

Донецкий край привлекал к себе фашистов по многим причинам. В начале войны Донбасс был основной угольно-металлургической базой страны. Его называли «стальным сердцем» страны, «всесоюзной кочегаркой». Учитывая это, гитлеровское руководство верило, что если Советский союз потеряет такую важную базу, то это сломит сопротивление народа и принесет быструю победу Германии.

Для захвата Донбасса немцы создали крупную группировку войск, которая в 4 раза превосходила силы советской армии. Утром 21 октября 1941 года немецкие войска вошли в город и сразу же начали восстанавливать разрушенные предприятия в ходе боев. Также на территории города усилиями оккупантов было создано три концентрационных лагеря, где впоследствии погибло 92 тысячи человек. В место казни и братскую могилу был превращен шурф шахты 4-4 бис «Калиновка»: здесь в ночь на 1 мая гитлеровцы жестоко расправились с 5 тысячами обитателей гетто в белом карьере. За время оккупации на территории области было убито и замучено 174416 мирных граждан, 149367 военнопленных, сломаны судьбы 252 тысяч граждан, угнанных в Германию, нанесен материальный ущерб в размере 30 миллиардов рублей. Эти цифры говорят нам, потомкам: «Не забывайте!»

В период временной оккупации на территории края действовали подпольные организации и 27 партизанских групп. Пытаясь подавить сопротивление, немцы шли на самые жесткие меры: за каждого убитого немецкого военнослужащего казни подлежали 100 первых попавшихся местных жителей.

8 сентября 1943 года для жителей нашего города наступил незабываемо радостный день – войска Южного и Юго-Западного фронтов отбили у немцев Донецкий бассейн – важнейший угольный и промышленный район страны и овладели областным центром Донбасса – городом Сталино.

По случаю крупной победы в Донбассе Москва в 20.00 салютовала нашим доблестным воинам – освободителям двадцатью артиллерийскими залпами из двухсот двадцати четырех орудий.

3-4. Обучающиеся делятся на группы по 4-6 человек и выполняют предложенные задания.

Первая группа получила заранее задания, связанные с биографиями учителей-фронтовиков.


ДИКУХА ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ

1920 года рождения. Уроженец города Донецка.

Участник боевых действий 1941-1945 годов. Танкист. Горел в танке.

Закончил войну в звании лейтенанта.

Награды: Орден Отечественной войны I степени, Медаль Победы над Германией.

Долгое время работал в Старомихайловской школе учителем биологии и трудового обучения.



Ермольченко и Дикуха(справа)


ЕРМОЛЬЧЕНКО ИВАН МЕФОДИЕВИЧ

1921 года рождения.

Уроженец Днепропетровской области.

Был призван на срочную службу в Западной Украине и там застала его война. Попал в окружение, 42 суток выходил с окружения, никто не бросил оружия.

Был ранен, лежал в госпитале.

Прошел всю войну в звании рядового.

Награды: Орден Отечественной войны I степени, Медаль За Отвагу, Медаль Победы над Германией.

После войны учительствовал в Западной Украине.

С 1956 по 1981 работал директором Старомихайловской школы.



















ЕВДОКИМОВ АНДРЕЙ СТЕПАНОВИЧ

(14.10.1915 – 08.04.1994)


Андрей Степанович родился в Авдеевке Донецкой области. После окончания школы работал в поселковом совете Пески секретарем. Был призван в ряды Советской Армии для прохождения воинской службы в 1939 году.

С началом ВОВ, часть, в которой служил Андрей Степанович, была переброшена в город Одесса в составе Приморской Армии. Бои за Одессу были кровопролитными, в сентябре командованием принято решение о переброске Приморской Армии в Крым. Здесь, в Крыму, Андрей Степанович принимал участие в боях на Сапун-горе. Войска Советской Армии до лета 1942 года отбивали атаки фашистских войск, но в результате оказались в окружении. Некоторое время солдаты скрывались в пещерах. Затем был плен: Финляндия, Норвегия. Работы в концлагере – заготовка леса. В 1945 году был переправлен в Ленинградскую область, где находился до 1946года.

В мирное время работал в Старомихайловской школе учителем начальных классов и математики.

Награды: Орденом Отечественной войны II степени.





КРЮЧКОВ ИВАН ФЕДОРОВИЧ


10.02.1921 года рождения. Уроженец Сумской области, Лебединского района, село Малая ворожба.

Война застала в Белоруссии. Прошел всю войну. Был ранен. Войну закончил в звании капитана. Был командиром роты автоматчиков.

Награды: Орден Отечественной войны II степени, Медаль Победы над Германией.

Долгое время работал в Старомихайловской школе учителем НВП и физкультуры.




Вторая группа знакомится в интернет-источниках с информацией об акции «Бессмертный полк». Обсуждается, какую роль эта акция имеет в сохранении исторической памяти о подвигах предков в годы Великой Отечественной войны.

Третья группа работает с художественными произведениями о Великой Отечественной войне или фрагментами художественных фильмов о данном периоде. При выступлении групп обсуждаются следующие вопросы:

  • Какие поступки могут быть отнесены к героическим?

  • Какие чувства вызывают произведения искусства?

  • Что каждый ученик может сделать в знак уважения к исторической памяти и для её сохранения?

5. Итоговое обсуждение:

  • Что нового узнали о событиях Великой Отечественной войны?

  • Какие книги о войне захотелось прочитать?

  • На какие вопросы захотелось ответить, найдя информацию самостоятельно?

  • Какие чувства испытали при работе с материалами о Великой Отечественной войне?

Слово учителя. В конце нашего мероприятия, хочу пожелать вам, чтобы чувство гордости за великий подвиг наших предков вы пронесли через всю жизнь. Храните память об этом подвиге! Изучайте историю, потому что народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего…

Надеюсь, что полученные сегодня знания, вам пригодятся в вашей дальнейшей жизни.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!