СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект Пастель

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект Пастель»

План-конспект урока на тему: « Натюрморт с Нарциссами»


Преподаватель: Задворнова А. Ю.

Организация: МБУДО Детская школа искусств им. В.Н. Городовской


Введение

Учебная программа включает раздел «Работа мягкими материалами». Возможности мягкого материала очень велики: выполнение зарисовок, набросков, работа на пленэре и выполнение сложной длительной работы. В изобразительной деятельности есть такие термины как академический рисунок и творческий. В дополнительной предпрофессиональной подготовке начиная с первого класса, внимание обращается на изучение творческого тонально-живописного рисунка: это фактура и материальность.

Одним из наиболее популярных средств работы в этом разделе является мягкая сухая пастель. Предложенный материал дает педагогам возможность творчески подходить к преподаванию различных дисциплин, что очень актуально в формировании творческого потенциала у детей.


Цель: Сформировать знания о возможности использования пастели в работе с учениками детской художественной школы.

Задачи:

  • Дать возможность понять закономерности и пластические особенности техники пастель.

  • Отработать технические навыки рисования пастелью по тонированной бумаге:

  • Развивающие: развивать воображение, память и творческие способности;

  • Воспитательные: воспитать наблюдательность и аккуратность.

  • Освоение принципов последовательности ведения рисунка.

 

Ожидаемый результат

  • Учащийся должен иметь представление о теории работы с пастелью;

  • Знать особенности использования мягкого материала в работах;

  • Иметь представление о технике зарисовки цветов пастелью.


План урока:

  • Объявление темы, цели и задач урока

  • Преподаватель объясняет основные тонкости работы с пастелью, рассказывает о технике, видах и материалах

  • Пояснения к работе над практической частью

  • Выполнение практического задания

  • Просмотр работ



 Ход урока

- Здравствуйте! Дети, сегодня мы снова будем рисовать пастелью. На этот раз попробуем свои силы в натюрморте с букетом нарциссов. Как вы знаете пастель - материал, применимый в живописи и графике. Какие виды пастели вы знаете?


Дети отвечают:

  • сухая,

  • масляная,

  • восковая.


- Молодцы! Как вы помните с прошлого урока, для рисования пастелью нужна фактурная поверхность, которая будет удерживать пигмент. Для работы в технике пастели применяют, как правило, цветную плотных тонов бумагу обращая внимание на фактуру. Бумага должна быть шероховатой, чтобы пастель хорошо держалась и не скользила по поверхности. Можно и самим грунтовать бумагу или картон используя поролоновый валик, необходимым цветом гуаши. Белая бумага мешает оценить насыщенность главных цветов.

Как и в любой картине, при работе с пастелью наносится предварительный рисунок. Почему графитный карандаш, к которому мы так привыкли, не пригоден для работы с пастелью?


- Потому что пастель не ложится на карандаш! – отвечают дети.


- Все верно! Поэтому рисунок вы будете намечать легонько любым мелком (пастельным карандашом, сепией, углем или сангиной), несильно отличающимся от тона бумаги. Можно применить такие приёмы работы пастелью: штрих, линия, точки и т. п. В отдельных местах кладём мазки «плашмя». Техника зависит от задач, которые ставятся перед рисующим, пастель позволяет хорошо передавать материальность предметов. Для обобщения формы пастель хорошо растирается. Растирать можно пальцем. При нанесении штриха, хорошо сочетать дополнительные цвета. Например, сделаем зелёную подложку, на неё нанесем красные штрихи. Таким способом можно получить любой оттенок — от зелёного до красного, при этом выглядеть всё будет интереснее, чем просто ровно выкрашенная поверхность.

Особенностью сухой пастели является то, что все мелки содержат обыкновенный белый мел. Из-за этого сухая пастель не позволяет получить насыщенных по цвету теней. В тенях следует отдать предпочтение правильному тону. Используется такой прием: темные участки прокрашиваются черным, тёмно-серым, затем поверх вводится цвет, как штриховкой, так и методом растушёвки. В сухой пастели одна из основных проблем — сохранение рисунка. Закрепление пастели всегда приводит к изменению тона. Пастель можно не закреплять. Но в этом случае следует заранее позаботиться о её сохранности. Исполнить рисунок на поверхности, с которой пастель не будет осыпаться: лучше на наждачной или бархатной бумаге, или на бумаге с ярко выраженной фактурой.

Рисунок пастелью на тонированной бумаге рассмотрим на примере букета нарциссов.

Какие материалы вам понадобятся для выполнения практического задания?


Дети отвечают:

  • пастельная тонированная бумага темно-синего или глубоко-зеленого цвета

  • мягкая сухая пастель;

  • пастельные карандаши в наборе.


- Мы с вами будем изображать цветы. Цветы – очень нежные растения, в

картине важно передать их тонкость и изящество. Действительно, с помощью

пастели это можно сделать лучше всего. Но не стоит забывать основные

шаги исполнения работы в любой технике.

Перед началом рисования пастелью, стоит вспомнить последовательность

ведения рисунка. Ведь первым шагом является идея, в данном случае – это

натюрморт с букетом нарциссов. Далее ведем рисунок по «традиционной» схеме:

  • Работа начинается с предварительного рисунка, который намечается белым пастельным карандашом. Находим центр композиции, то есть главный цветок, и уравновешиваем его боковыми цветами (3-4 штуки).

  • Наносим плоскостью мелка основные цвета – лепестки нарцисса и его середина. Выбираем ярко-желтый цвет, ближе к середине цветка к желтому добавляем оранжево-коричневый оттенок. Между лепестками оставляем цвет бумаги. Цветок имеет освещение, поэтому нужно внимательно посмотреть, где лепестки светлее, где темнее. Снаружи падает цвет, поэтому в глубине цветка, то есть ближе к середине, все темнее.

  • Темно-коричневым цветом обозначаем середину цветка, оставляя кое-где цвет бумаги нетронутым, например, в самом центре.

  • Выделим пастелью самые темные места нашего рисунка – это падающая тень от цветка на зеленые листья нарцисса. Для этого возьмем черную и темно-синюю пастель.

  • Плоскостью мелка начинаем раскрашивать листья нарцисса. Начинаем с более темной части листа, для этого возьмем темно-зеленые и темно-синие оттенки. Затем светлой охрой намечаем прожилки листика и падающий свет на его зубчатые края, то есть находим самые светлые участки. В полутени оставляем цвет бумаги, не закрашивая его пастелью.

  • Теперь можно приступить к детальной проработке цветка нарцисса, расставляя акценты на самых примечательных частях букета.

  • Выбираем оттенок пастели для тонировки фона. Плоскостью мелка наносим широкие штрихи так, чтобы бумага просвечивала. На этом этапе работу можно закончить.

  • Для закрепления рекомендуется пользоваться специальными фиксативами для сухой пастели в аэрозольных баллончиках. В результате пастель становиться темнее, несколько контрастнее, а также теряет бархатистость поверхности. После, если это необходимо, легкими штрихами немного поправить рисунок, чтобы компенсировать произошедшие изменения.

  • Начиная работу, не забывайте смотреть на натуру.


Основной техникой в данном уроке пастелью уместно использовать

«от темного к светлому»

Наметить самые контрастные тени в полную силу на всех предметах.

Далее – полутени и рефлексы. В процессе рисования вы убедитесь, что

на натуре действительно нет ни одного «чистого цвета». Не

надавливайте на мелок, используйте штрихи разных направлений.

Помните – если свет теплый, то тени холодные. Важным завершающим шагом являются акценты. Они делают работу яркой и живой. Используйте чистый, белый цвет для бликов и света. Когда вы полностью довольны своей работой, зафиксируйте ее аэрозолем. Пастель – не сложный инструмент, он дает возможность художнику полностью контактировать со своим произведением. Ознакомившись с материалом, вы будете создавать все более красивые профессиональные работы! Приступайте к натюрморту!


Практическая часть

Дети выполняют практическую часть урока. Преподаватель подходит к ученикам и указывает на ошибки, вносит корректировки.


Просмотр

Ученики выставляют свои работы и оценивают их. Пытаются увидеть ошибки, которые допустили. Выставление оценок.




 

Список литературы

Ли Н. "Основы учебного академического рисунка" Москва ЭКСМО 2005.

Ломоносова М. Т. "Графика и живопись" Москва АСТ "Астрель" 2002.

Тонконог С. С. "Определение тонально-живописного единства в академическом рисунке" статья, Хабаровск 2010.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!