СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План – конспект открытого занятия факультативного курса по русскому языку в 9 классе по теме «Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План – конспект открытого занятия факультативного курса по русскому языку в 9 классе по теме «Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ).»



МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»





План – конспект открытого занятия факультативного курса по русскому языку в 9 классе по теме

«Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ).



Провела учитель русского языка и литературы

1 категории Панина Елена Алексеевна







с. 1-Засеймье

01.12.2022г.











Предмет: русский язык

Класс: 9

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся

Тема: "Комплексный анализ текста"(подготовка к ОГЭ )

ЦЕЛИ УРОКА: подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю)

Задачи:

  1. Образовательные

    1. Продолжить работу с текстом, с его частичным текстоведческим анализом,

    2. Отрабатывать навыки учащихся по написанию сжатого изложения,

    3. Закреплять языковедческий материал путем выполнение заданий к данному тексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ЕГЭ;

    4. Готовить к выполнению творческого задания по написанию сочинения - рассуждения.

  2. Развивающие:

    1. Развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

    2. Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

    3. Развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы;

    4. Развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;

  3. Воспитательные:

    1. Формирование навыков контроля и самоконтроля путем заполнения технологической карты.

    2. Воспитание любви к русскому языку посредством литературного текста.


Оборудование урока: мультимедийный комплекс, презентация хода урока с тестовыми заданиями, аудиозапись текста, памятки «Способы сжатия текста».





1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас очередное занятие в системе подготовки к ОГЭ.

Какие умения, на ваш взгляд, необходимо выработать, чтобы успешно сдать экзамен? (учащиеся формулируют задачи урока)

- Правильно. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста. (слайд 1). Это тема нашего занятия.

- Подумайте, какие понятия на сегодняшнем занятии будут ключевыми? На что мы должны обратить внимание (слайд 2)

-Текст

-Тема текста

-Идея текста

-Стиль текста

-Тип речи

-Основные орфограммы и пунктограммы (знаки препинания в сложном предложении, в простом с обособленными членами)

- К этим понятиям мы с вами ещё вернёмся.

- А теперь перейдём к проверке домашнего задания

- Вы должны были найти стихотворения или высказывания о доброте.

Итак, что вы нашли?

(Дети читают стихотворения о доброте).

-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте, с которым мы будем сегодня на уроке работать?

(ответы детей)

-Да, но чтобы понять любую тему, надо уметь вдумчиво читать.

-Хочу обратить ваше внимание на замечательное высказывание Марины Цветаевой:

« А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество». (слайд 3)

-Как вы понимаете значение слова «сотворчество»?

( Сотворчество- это форма совместного с кем- то творчества)

- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами, сумели постичь то тайное, что читается между строк.



2. Сообщение обучающегося об авторе - публицисте. (слайд 4)



- Работать сегодня мы будем с текстом Василия Александровича Сухомлинского.



- Давайте послушаем небольшое сообщение о Василии Александровиче, которое подготовила Музалевская Мария. Это было её индивидуальное задание. ( ответ ученицы)

3. Представление текста «Доброта». (Слайд 5)

-Я предлагаю вам прослушать текст Василия Александровича Сухомлинского (аудиозапись). Слушание текста будет целенаправленным. Постарайтесь определить характерные для текста признаки: тему, стиль, тип, идею. При написании изложения эти черты текста должны быть сохранены.

(1) Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал — добрым. (4) Почему доброта не становится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека. 
          (6) И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. (7) Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. (8) Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
          (9) Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. (10) Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. (11) Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. (12) Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.



4. Работа с текстом: комплексный анализ.

Я раздала вам печатный вариант текста.

Докажите, что данный отрывок является текстом.

()

- Назовите основные признаки текста

(ответы учащихся)

Все эти признаки можно отнести к прослушанному тексту

- Что такое тема текста?  (Ответы учащихся)

-Определите тему текста (этот текст о доброте)

- Запишите тему в свои рабочие листы.

-А какое ещё понятие в тексте несет особую смысловую нагрузку? (ещё в этом тексте особую смысловую нагрузку несёт слово «человечность»)

-Давайте обратимся к словарю Ожегова.

Поработаем в парах. Наташа и Данил, найдите в словаре значение слова доброта. 

2я пара: Женя и Серёжа найдут нам значение слова человечность ( в словаре есть прилагательное «человечный» – отзывчивый, гуманный, следовательно, «человечность»- отзывчивость, гуманность.)

Маша и Алина, подберите синонимы к слову доброта.

Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Человечность – отзывчивость, гуманность.

(слайд 6)

Хорошо, идем дальше.

- Автор, рассуждая о человечности, приводит целый ряд синонимов - ассоциаций. Составьте свой словарик ключевых понятий из текста, которые ассоциируются со словом «человечность» и запишите его. (доброта, теплота сердца, душевная красота, добрые чувства, эмоциональная культура )

- Исходя из этого ассоциативного ряда попытайтесь сформулировать идею текста.

(учащиеся формулируют идею текста).

- Запишите идею текста

- К какому стилю речи относится текст?

(ответы учащихся.)

- Автор для себя поставил задачу сообщить о доброте, пояснить это понятие и побудить читателя к этому чувству.

- Какой тип речи представлен в этом тексте?

(рассуждение). – Запишите!

-Докажите, что это рассуждение.

( ответы учащихся).

- Итак, перед нами рассуждение о необходимости воспитания человечности, доброты.

Ваша задача сейчас выделить микротемы в нём.

- Сколько микротем в этом тексте? Не забывайте аргументировать ответ ( В этом тексте 3 микротемы, потому что 3 абзаца)

-Что такое микротема?( ответы учащихся).

Выделите микротемы, которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их. Вы можете сформулировать их своими словами или записать цитатами из текста. Продолжаем работать в парах (3 пары -3 абзаца)

  1. Без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота

2. Добрые чувства должны быть воспитаны в детстве.

3. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека..) (слайд 7) (цитатный план)

Прочитайте записанные микротемы.




5. Работа над приемами сжатого изложения (памятка-слайд 8)

- Вспомните известные вам приемы сжатия текста. (ответы учащихся)

Поработаем в группах.

-Используя данные приемы,1 группа запишет сжато 1 абзац текста, а 2 – второй абзац. Не забывайте, что при сжатии текста микротемы должны быть сохранены.

- Какие приемы вы использовали?

(ответы учащихся)




6. Орфографическая работа.


- А сейчас выполним небольшую орфографическую работу

Объясните орфограммы в выделенных словах.

(мужественным, никто, чувства, не воспитаны, никогда, не воспитаешь, потому что, ценность, растений, терпимыми, приемлемый, единственный, в одиночку).

(ответы учащихся)



7. Работа с пунктограммами.



- А теперь поработаем с пунктограммами. В тексте есть предложения с тире. Объясните его постановку.

(ответы учащихся)

- Обратите внимание на предложение 7. Чем оно интересно?

(ответы учащихся)





8. Выполнение тестовых заданий ОГЭ



А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.



1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

а) Современное поколение не рассматривает доброту как доблесть;

б) Школа добрых чувств должна начинаться в детстве;

в) Человечность воспитывается одновременно с познанием родного слова;

г) Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, радостях и печалях.



2. Из предложений 1 – 3 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.


3. Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется –Н-»


4. Замените словосочетания душевная красота, животного мира, эмоциональная культура, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.


5. Укажите количество грамматических основ в предложении 6


6. Выпишите главные члены предложения 12


7. Среди предложений 13 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений


8. Среди предложений 4-6 найдите сложноподчинённое предложение.




9. Итог урока (рефлексия). (Слайд 9)

-Итак, возвращаясь к поставленным целям, давайте подведем итоги.


Продолжите предложения

- Мы учились… выполнять комплексный анализ текста

- Мы совершенствовали и развивали… свои умения, знания, учились применять их на практике.

- Продолжили… подготовку к итоговой аттестации в новой форме.





10. Домашнее задание: (слайд 10)

1.Используя известные вам приёмы компрессии, запишите сжато 3-й абзац текста.

2. Сочинение-рассуждение на тему «Я добрый человек?» В качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в реальных жизненных ситуациях.

Постарайтесь написать сочинение объёмом 70 слов.



- Ребята, а в заключение я хочу вам пожелать: пусть в ваших сердцах, наряду с мужеством, храбростью, находчивостью, живет ценное человеческое качество – доброта, без которой невозможна душевная красота.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!