МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»
План – конспект открытого занятия факультативного курса по русскому языку в 9 классе по теме
«Комплексный анализ текста» (подготовка к ОГЭ).
Провела учитель русского языка и литературы
1 категории Панина Елена Алексеевна
с. 1-Засеймье
01.12.2022г.
Предмет: русский язык
Класс: 9
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся
Тема: "Комплексный анализ текста"(подготовка к ОГЭ )
ЦЕЛИ УРОКА: подготовка к государственной аттестации по русскому языку (повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю)
Задачи:
Образовательные
Продолжить работу с текстом, с его частичным текстоведческим анализом,
Отрабатывать навыки учащихся по написанию сжатого изложения,
Закреплять языковедческий материал путем выполнение заданий к данному тексту, аналогичных тем, что встречаются в демонстрационных материалах для подготовки к ЕГЭ;
Готовить к выполнению творческого задания по написанию сочинения - рассуждения.
Развивающие:
Развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
Развитие умения аргументировать, давать доказательные ответы;
Развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
Воспитательные:
Формирование навыков контроля и самоконтроля путем заполнения технологической карты.
Воспитание любви к русскому языку посредством литературного текста.
Оборудование урока: мультимедийный комплекс, презентация хода урока с тестовыми заданиями, аудиозапись текста, памятки «Способы сжатия текста».
1.Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас очередное занятие в системе подготовки к ОГЭ.
Какие умения, на ваш взгляд, необходимо выработать, чтобы успешно сдать экзамен? (учащиеся формулируют задачи урока)
- Правильно. А сформировать все эти умения помогает комплексный анализ текста. (слайд 1). Это тема нашего занятия.
- Подумайте, какие понятия на сегодняшнем занятии будут ключевыми? На что мы должны обратить внимание (слайд 2)
-Текст
-Тема текста
-Идея текста
-Стиль текста
-Тип речи
-Основные орфограммы и пунктограммы (знаки препинания в сложном предложении, в простом с обособленными членами)
- К этим понятиям мы с вами ещё вернёмся.
- А теперь перейдём к проверке домашнего задания
- Вы должны были найти стихотворения или высказывания о доброте.
Итак, что вы нашли?
(Дети читают стихотворения о доброте).
-Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь в тексте, с которым мы будем сегодня на уроке работать?
(ответы детей)
-Да, но чтобы понять любую тему, надо уметь вдумчиво читать.
-Хочу обратить ваше внимание на замечательное высказывание Марины Цветаевой:
« А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество». (слайд 3)
-Как вы понимаете значение слова «сотворчество»?
( Сотворчество- это форма совместного с кем- то творчества)
- Хотелось бы, чтобы на сегодняшнем уроке вы тоже почувствовали себя творцами, сумели постичь то тайное, что читается между строк.
2. Сообщение обучающегося об авторе - публицисте. (слайд 4)
- Работать сегодня мы будем с текстом Василия Александровича Сухомлинского.
- Давайте послушаем небольшое сообщение о Василии Александровиче, которое подготовила Музалевская Мария. Это было её индивидуальное задание. ( ответ ученицы)
3. Представление текста «Доброта». (Слайд 5)
-Я предлагаю вам прослушать текст Василия Александровича Сухомлинского (аудиозапись). Слушание текста будет целенаправленным. Постарайтесь определить характерные для текста признаки: тему, стиль, тип, идею. При написании изложения эти черты текста должны быть сохранены.
(1) Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать. (2) Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… (3) И никто не сказал — добрым. (4) Почему доброта не становится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? (5) Но ведь без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота человека.
(6) И опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. (7) Если они не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что они усваиваются одновременно с познанием первых и важнейших истин, главная из которых — это ценность жизни, чужой, своей, жизни животного мира и растений. (8) Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, волнениях, радостях и печалях.
(9) Добрые чувства, эмоциональная культура — это средоточие человечности. (10) Сегодня, когда в мире и так достаточно зла, нам стоит быть более терпимыми, внимательными и добрыми по отношению друг к другу, по отношению к окружающему живому миру и совершать самые смелые поступки во имя добра. (11) Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека. (12) Он испытан, он верен, он полезен и человеку в одиночку, и всему обществу в целом.
4. Работа с текстом: комплексный анализ.
Я раздала вам печатный вариант текста.
– Докажите, что данный отрывок является текстом.
()
- Назовите основные признаки текста
(ответы учащихся)
Все эти признаки можно отнести к прослушанному тексту
- Что такое тема текста? (Ответы учащихся)
-Определите тему текста (этот текст о доброте)
- Запишите тему в свои рабочие листы.
-А какое ещё понятие в тексте несет особую смысловую нагрузку? (ещё в этом тексте особую смысловую нагрузку несёт слово «человечность»)
-Давайте обратимся к словарю Ожегова.
Поработаем в парах. Наташа и Данил, найдите в словаре значение слова доброта.
2я пара: Женя и Серёжа найдут нам значение слова человечность ( в словаре есть прилагательное «человечный» – отзывчивый, гуманный, следовательно, «человечность»- отзывчивость, гуманность.)
Маша и Алина, подберите синонимы к слову доброта.
Доброта - Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Человечность – отзывчивость, гуманность.
(слайд 6)
Хорошо, идем дальше.
- Автор, рассуждая о человечности, приводит целый ряд синонимов - ассоциаций. Составьте свой словарик ключевых понятий из текста, которые ассоциируются со словом «человечность» и запишите его. (доброта, теплота сердца, душевная красота, добрые чувства, эмоциональная культура )
- Исходя из этого ассоциативного ряда попытайтесь сформулировать идею текста.
(учащиеся формулируют идею текста).
- Запишите идею текста
- К какому стилю речи относится текст?
(ответы учащихся.)
- Автор для себя поставил задачу сообщить о доброте, пояснить это понятие и побудить читателя к этому чувству.
- Какой тип речи представлен в этом тексте?
(рассуждение). – Запишите!
-Докажите, что это рассуждение.
( ответы учащихся).
- Итак, перед нами рассуждение о необходимости воспитания человечности, доброты.
Ваша задача сейчас выделить микротемы в нём.
- Сколько микротем в этом тексте? Не забывайте аргументировать ответ ( В этом тексте 3 микротемы, потому что 3 абзаца)
-Что такое микротема?( ответы учащихся).
Выделите микротемы, которые раскрывают идейное содержание текста, запишите их. Вы можете сформулировать их своими словами или записать цитатами из текста. Продолжаем работать в парах (3 пары -3 абзаца)
Без доброты, подлинной теплоты сердца, невозможна душевная красота
2. Добрые чувства должны быть воспитаны в детстве.
3. Следование путём добра — путь самый приемлемый и единственный для человека..) (слайд 7) (цитатный план)
Прочитайте записанные микротемы.
5. Работа над приемами сжатого изложения (памятка-слайд 8)
- Вспомните известные вам приемы сжатия текста. (ответы учащихся)
Поработаем в группах.
-Используя данные приемы,1 группа запишет сжато 1 абзац текста, а 2 – второй абзац. Не забывайте, что при сжатии текста микротемы должны быть сохранены.
- Какие приемы вы использовали?
(ответы учащихся)
6. Орфографическая работа.
- А сейчас выполним небольшую орфографическую работу
Объясните орфограммы в выделенных словах.
(мужественным, никто, чувства, не воспитаны, никогда, не воспитаешь, потому что, ценность, растений, терпимыми, приемлемый, единственный, в одиночку).
(ответы учащихся)
7. Работа с пунктограммами.
- А теперь поработаем с пунктограммами. В тексте есть предложения с тире. Объясните его постановку.
(ответы учащихся)
- Обратите внимание на предложение 7. Чем оно интересно?
(ответы учащихся)
8. Выполнение тестовых заданий ОГЭ
– А сейчас перейдём к выполнению заданий по тексту.
1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?
а) Современное поколение не рассматривает доброту как доблесть;
б) Школа добрых чувств должна начинаться в детстве;
в) Человечность воспитывается одновременно с познанием родного слова;
г) Человечность, доброта, доброжелательность рождаются в заботах, радостях и печалях.
2. Из предложений 1 – 3 выпишите слова, в которых правописание приставки зависит от глухости/звонкости согласного звука, обозначенного последующей буквой.
3. Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание –НН- и –Н- определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях пишется –Н-»
4. Замените словосочетания душевная красота, животного мира, эмоциональная культура, построенные на основе согласования, синонимичными словосочетаниями со связью управление. Напишите получившиеся словосочетания.
5. Укажите количество грамматических основ в предложении 6
6. Выпишите главные члены предложения 12
7. Среди предложений 1—3 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений
8. Среди предложений 4-6 найдите сложноподчинённое предложение.
9. Итог урока (рефлексия). (Слайд 9)
-Итак, возвращаясь к поставленным целям, давайте подведем итоги.
Продолжите предложения
- Мы учились… выполнять комплексный анализ текста
- Мы совершенствовали и развивали… свои умения, знания, учились применять их на практике.
- Продолжили… подготовку к итоговой аттестации в новой форме.
10. Домашнее задание: (слайд 10)
1.Используя известные вам приёмы компрессии, запишите сжато 3-й абзац текста.
2. Сочинение-рассуждение на тему «Я добрый человек?» В качестве аргументов вы можете привести примеры проявления этого качества в реальных жизненных ситуациях.
Постарайтесь написать сочинение объёмом 70 слов.
- Ребята, а в заключение я хочу вам пожелать: пусть в ваших сердцах, наряду с мужеством, храбростью, находчивостью, живет ценное человеческое качество – доброта, без которой невозможна душевная красота.