СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока:"Работа над артикуляцией правой руки в Этюде D-dur соч.599 К.Черни"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится с обучающей 3го класса 

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока:"Работа над артикуляцией правой руки в Этюде D-dur соч.599 К.Черни"»






Областное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Суджанская детская школа искусств»









ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине «Специальное фортепиано»



на тему: «Работа над артикуляцией правой руки в Этюде D-dur, соч.599 К. Черни»













Разработчик: Сакович Елена Викторовна,

преподаватель по классу фортепиано

ОБОУ ДО «Суджанская ДШИ

Место проведения: ОБОУ ДО

«Суджанская ДШИ»













г. Суджа 2024г.



Урок проводится с обучающейся Кондрашовой Варварой

Год обучения – 3-й.

Тема урока: «Работа над артикуляцией в Этюде D-dur, соч. К.Черни»

Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).

Музыкальный материал:

  1. Гамма D-dur, аккорды, арпеджио короткие и длинные, хроматическая гамма.

  2. К.Черни Этюд D-dur


Цель урока: работа над чёткой артикуляцией в произведении, работа над мелкой техникой, усовершенствование навыка более техничного исполнения

Задачи урока:

Образовательные: закрепить изученные теоретические знания (штрихи, лад, темп, ритм, мелодия), работа с динамическими оттенками, исполнение произведения в заданном темпе),отработать целостность звучания сольно партии и аккомпанемента;

Развивающие: развитие слуха, координация движений, образное музыкальное мышление, творческая активность через различные виды деятельности;

Воспитывающие: воспитывать любовь к музыке, воспитывать эстетический вкус, воспитывать усидчивость, трудолюбие, собранность.

План урока:

п.п.

Наименование

Продолжительность, мин

Организационный момент

2

Проверка глубины понимания и прочности знаний обучающегося

5

Усвоение новых знаний, умений, навыков (работа над музыкальным материалом с аккомпанементом)

20

Закрепление изученного материала и упражнения.

8

Инструктаж по выполнению домашнего задания.

3

Диагностику прочности усвоения знаний (самоанализ урока).

2


ИТОГО

40



Методические приемы:

  • словесный, наглядный, практический;

  • активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;

  • развитие мышления, творческой инициативы;

  • приемы контроля и самоконтроля: при исполнении слушать воспроизводимый звук, верно исполнять мелодию и правильно передавать ритмический рисунок.


Средства обучения:

Фортепиано, 3 стула, подставка, нотные пособия.

Применение педагогических технологий.

Здоровьесберегающая:

- развитие мышц пальцев положительно влияет на память, что обуславливает её интенсивноеразвитие;

- занятия музыкой учат рациональнее использовать свой рабочий день, правильно его организовывать;

- рациональная организация урока: динамическая пауза, включение игровых моментов, гимнастика для глаз на расслабление мышц;

- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм, этюда сменяется повторением выученных пьес);

- на уроке важен психологический комфорт, который зависит от стиля общения педагога с обучающимся, от количества полученных на уроке позитивных эмоций, от доброжелательности учителя.


Технология личностно-ориентированного обучения:

В основе этой технологии лежит признание индивидуальности, самобытности каждого человека, его развития как индивида, наделенного своим неповторимым субъективным опытом. На уроке создаются условия для самореализации обучающихся, развития индивидуальных познавательных способностей, творческого воображения. Оценивается не только результат, а главным образом процесс учений. Данная технология стимулирует ученика на саморазвитие, самовыражение в ходе овладения знаниями.

Технология проблемного обучения:

Суть технологии – последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися учебных проблем. Обучающиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение и активно усваивают знания. Создаем проблемную ситуацию учебным заданием.



Технология формирования мотивации или игровая технология:

Организация игровой деятельности, направленной на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Включение в учебный процесс разных видов деятельности повышает интерес обучающихся к занятиям на домре, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха». Ощущение успеха повышает мотивацию к обучению, поддерживает интерес и увлеченность игрой на инструменте и вызывает положительные эмоции.



План урока:

1.Организационный момент.

2.Исполнение гаммы и арпеджио. Подготовка к работе над произведением.

3.Работа над Этюдом К.Черни. Анализ игры и определение исполнительских задач на данном этапе.

4.Работа над ровным ,чётким звуком, ритмической точностью(триоли),основанная на слуховом контроле.

5.Подведение итогов урока. Определение исполнительских задач для самостоятельной работы

Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие, посадка за инструментом, настрой на активную творческую работу.

Разминка.

Упражнения, направленные на свободу игрового аппарата, а также на цепкость пальцев левой и правой руки . Пальчиковая гимнастика с использованием личностно-ориентированной технологии. Разыгрывание на материале гаммы D-dur. Исполнение гаммы на 4 октавы в прямом движении приёмом legato,хорошо поднимая пальчики и «цепляясь» за каждую клавишу кончиком пальца, исполняя крещендо при движении вверх и диминуэндо при движени вниз .Аккорды играем твёрдыми кончиками пальцев, как бы отталкиваясь от клавиш одновременно всеми пальцами. Предварительно сделать упражнение – отталкивание от стены кончиками пальцев. При этом запястье не должно зажиматься и помогать отталкиваться, амортизировать. Проигрываем сначала каждой рукой, потом двумя руками. В арпеджио важно замахиваться хорошо на каждый звук, готовясь к последующему, держать палец над клавишей и чётко попадать в неё. Важны круговые движения кистью от 1го к 5му пальцу при исполнении вверх и от 5го к 1му при движении вниз. Добиваемся связного исполнения всех звуков, особенно при переходе в новому виду аккорда(от 1го к 5му пальцу).Играем на 2 октавы. В хроматической гамме важно исполнение высокими пальчиками (1м ,3м).1й палец ставим обязательно на рёбрышко, на кончик. Через 6 звуков - логическое ударение .Играем на 4 октавы в прямом движении.



Работа с музыкальным материалом


Этюд предназначен для развития мелкой техники, правильного развития пальцевой беглости. Требуется большая четкость, подвижность в правой руке. Это необходимо последовательно наработать.

В правой руке следует проследить за «качественным» поднятием каждого пальца и чётким , цепким ударом по клавише кончика, ритмической точностью исполнения триолей (чуть опираясь на первую восьмую), правильными смысловыми акцентами акцентами, применяя верную аппликатуру и не пропуская ключевые знаки, исполняя всё legato .Важно также помнить о гибкой динамике :при движении пассажа вверх исполняем crescendo, дойдя до верхней ноты, и diminuendo – при движении вниз. Играя пассаж на diminuendo, следим, чтобы пальцы и кисть не становились вялыми. Важно правильно распределить силу звучания. Так как в Этюде много секвенций, необходимо добиться ровного ,без толчков, усиления и ослабления звука в каждом пассаже. Очень полезно играть и проговаривать какой-нибудь слог (да-да-да) или сольфеджировать. При исполнении скачков в мелодии обязательно открывается ладошка, как-бы доставая звук сверху. В левой руке важно чувствовать опору. Аккорды и интервалы берутся одновременно всеми пальчиками твёрдыми кончиками как-бы «сверху». Кульминация – самый яркий эпизод, она совпадает с каденцией. Важно ,чтобы она прозвучала блестяще, и также следует расчетать силу звука, подготовив её. Пальчики должны быть активными и цепкими всё время. Вместе с этим ,не зажимаем запястье, следим за свободой игрового аппарата.


Итог урока:

Анализируя исполнение после работы в процессе занятия, отмечается положительная динамика, выделяются неудавшиеся моменты произведения. Для более качественной игры и дальнейшего формирования профессиональных аппликатурных навыков ученику рекомендуется продолжить заниматься гаммами и арпеджио.

Виртуозная пьеса (Этюд) отработана в медленном темпе, затем в среднем, стараясь не останавливать единое движение правой руки. В процессе урока проработаны технически сложные места.

На уроке отмечается ощущение метра-ритма и понимание характера исполняемого произведения.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!