СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока «Приемы и методы развития технических навыков в классе фортепиано» (на примере подготовки к техническому зачету)

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по форепиано.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока «Приемы и методы развития технических навыков в классе фортепиано» (на примере подготовки к техническому зачету)»

МБУ ДО «Сонковская музыкальная школа»




План-конспект открытого урока

«Приемы и методы развития технических навыков в классе фортепиано»

(на примере подготовки к техническому зачету)

по учебному предмету

«Специальность чтение с листа»

ДПОП «Фортепиано» в области музыкального искусства с обучающейся 3 класса фортепианного отделения

Ефимовой Елизаветы




ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Галактионова Марина Александровна

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:

НАПРАВЛЕНИЕ: художественно-эстетическое, личностно-ориентированное ПРЕДМЕТ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ: «Специальность» (фортепиано )

МЕСТО УЧЕБНОГО УРОКА В СИСЕМЕ ЗАНЯТИЙ: 12 урок III четверти согласно разделу 3 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ученица овладевает знаниями, умениями и навыками на музыкальном материале, соответствующим ее возрасту, музыкальным способностям и требованиям 3 классу образовательной программы.

ФОРМА УРОКА: индивидуальная, направленная на закрепление и получение определенных знаний, умений и технических навыков

ТИП УРОКА: комбинированный, так как поставленные задачи перед ученицей решены с помощью разнообразных видов деятельности.

ТЕМА УРОКА: «Приемы и методы развития технических навыков в классе фортепиано» (на примере подготовки к техническому зачету)»

ЦЕЛЬ УРОКА: «Знакомство и овладение приемами и методами развития технических навыков, помогающих преодолеть технические трудности в исполнении и создание ситуации успеха в подготовке к техническому зачету»





ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательные:

  • освоение «Гаммовый комплекс»

  • освоение приёмов и методов работы над преодолением технических трудностей

  • освоение приёмов правильного звукоизвлечения;

  • исполнение упражнений, гамм и этюда различными штрихами и ритмическими рисунками, динамическими оттенками

  • разбор музыкальной формы этюда




Воспитательные:

  • воспитание внимания и слухового самоконтроля.

  • воспитание правильной фразировки, выразительной интонации

  • воспитание осознанного отношения к исполнению музыкального произведения

  • воспитание настойчивости, усидчивости, кропотливой работы в достижении конечного результата.




Развивающие:

  • Развитие чувства ритма и гармонического слуха

  • Развитие памяти

  • Развитие и активизация творческого отношения учащегося в работе над освоением технических навыков

  • Развитие навыков художественного исполнения




Ожидаемый результат:



Обучающаяся должна знать

  • приемы и методы, помогающими преодолеть трудности в техническом

исполнении и уметь применять их в самостоятельной работе

  • кварто-квинтовый круг бемольных мажорных и минорных тональностей согласно требованиям 3 класса

  • музыкальные термины: штрихи, динамические оттенки и темпы исполнения

  • МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УРОКА:

  • Доступность

  • Внимательное отношение к личности ребенка

  • Предоставление возможности инициативности, самовыражения и самореализации

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УРОКА: Словесный (объяснение, беседа) Наглядный (показ)

Практический

Творческий Игровой



ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: Класс для проведения урока

Рояль Ноутбук

Словарь музыкальных терминов




МУЗЫКАЛЬНЫЙ (нотный ) МАТЕРИАЛ Упражнения Шарля Ганона № 1-10 ( по выбору )

Гаммовый комплекс (гаммы B - dur, c- moll, арпеджио, аккорды);

А. Гедике «Этюд» соч32. №19 G-dur




ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА (СТРУКТУРА УРОКА: 1.Организационный момент. (3 минуты)

Вступительная беседа.

Сообщение темы и плана урока.

Представление ученицы

2.Основная часть (30 минут)

Проверка домашнего задания - исполнение упражнений Ш. Ганона Использование ритмических рисунков для активизации пальцев и

артикуляционной четкости исполнения мелкой техники

Игра «Всезнайка» (проверка знаний музыкальной терминологии для технического зачета)

Исполнение гамм B–dur и c-moll

Применение декламационного метода для устранения неровностей звукового и темпового звучания

Физкультминутка

Анализ музыкального произведения «Этюд»

Повторение и закрепление пройденного материала на примере «Этюда» (5 минут)

Работа над преодолением технических трудностей и достижением выразительности исполнения пьесы в целом.

3.Заключение. (2 минуты)

Подведение итога урока

Информация о домашнем задании




Ход урока. 1. Организационный момент



Преподаватель: Добрый день, Лиза! Ученица: Здравствуйте!

Преподаватель: Сегодня у нас в гостях – преподаватели Сонковской музыкальной школы. Ты уже принимала участие в районных, межзональных, областных, Всероссийских и Международных конкурсах, и тебя знают как музыкально-одаренную и способную ученицу. И прежде чем начать урок, я хочу попросить тебя быть сегодня очень внимательной, сообразительной и активной. (Ученица садится за инструмент).

2. Вводная беседа.



Преподаватель: Через несколько уроков на техническом зачете тебе предстоит продемонстрировать все свои знания, умения и технические навыки. Это будет не первый технический зачет для тебя. Что такое технический зачет?

Ученица: Это как концертное выступление, только в классе.

Преподаватель: Мы говорили с тобой на предыдущих уроках, что технический зачет (технический минимум) во 2 полугодии включает в себя исполнение гаммового комплекса, этюда на мелкую технику и знание музыкальной терминологии (кварто-квинтового круга и динамических оттенков).

Что означает термин «гаммовый комплекс»? Из чего он состоит?

Ученица: Это разные виды технических формул: гаммы, трезвучия и арпеджио. Преподаватель : Совершенно верно. И эти компоненты требуют постоянной тренировки, как у спортсменов. Как ты думаешь, надо ли музыканту для развития техники прибегать к специальным упражнениям?

Ученица: Да. Упражнения – это зарядка для моих пальцев.

Преподаватель: Правильно. Упражнения способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и чуткости пианистического аппарата.

О необходимости ежедневных упражнений говорил и замечательный педагог-пианист К. Игумнов. «Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься…»

Тогда начинаем зарядку!

Ученица: А можно выбрать упражнения как на прошлых уроках? Преподаватель: Конечно.

На столе разложены карточки с номерами упражнений Ш. Ганона № 1 ,№ 2

Ученица выбирает карточку с № 1 и исполняет двумя руками в среднем темпе.

Преподаватель: Что в упражнение для тебя оказалось самым трудным для исполнения? И почему?

Ученица: (думает и анализирует) Я его играю всего 3 урок. Пальцы еще не привыкли к этой формуле. Путаются.

Преподаватель: Давай мы его попробуем сыграть другим ритмическим рисунком с - пунктирным ритмом в медленном темпе. Это нужно для того, чтобы твои пальцы активизировались.

Ученица успешно исполняет упражнения №1 ,сбивается, во время игры исправляет неточности.

Преподаватель: Не расстраивайся. Давай попробуем отработать упражнение в этом же ритме отдельно каждой рукой. Не забывай следить за постановкой пальцев (не прогибай нижние фаланги и делать опорные точки – акценты с остановкой на 1 долю из 4-х звуков(Ученица старается и исполняет упражнение более успешно.)

Преподаватель: Молодец! Я предлагаю еще несколько способов тренировки пальцев. Они помогут добиться независимости, силы и равномерного развития пальцев. Для этого нужно добиться независимости каждого пальца. Играем упражнение разными штрихами, применяя различные приемы артикуляции сначала каждой рукой отдельно. Попробуй сыграть сначала:

 вверх - стаккато, вниз – нон легато

(ученица с интересом исполняет поставленную перед ней задачу) Преподаватель: а теперь – наоборот:

 вверх - нон легато, вниз – стаккато Преподаватель:

 вверх - стаккато, вниз – легато  вверх - легато, вниз – стаккато

и еще:

 вверх - нон легато, вниз – легато  вверх - легато, вниз – но легато  Преподаватель:

Преподаватель: а теперь попробуй двумя руками одновременно.

 правая рука - стаккато, левая – легато

 правая рука - легато, левая – стаккато Ученица успешно справляется с поставленной задачей.

Преподаватель: Наши пальчики разогрелись. Эти способы ты можешь применять в домашних занятиях, но отрабатывать эти навыки самостоятельности пальцев нужно ежедневно и каждый вид играть – не менее 10 раз, контролируя качественное звуковое исполнение. Только тогда, твои пальцы будут ловкими, умелыми (как фокусники) и помогут тебе справиться с исполнением гаммового комплекса на техническом зачете. А теперь, давай вспомним, над чем мы работали в гаммах на прошлом уроке?

Ученица: Над переносом руки в позиционных переходах через 1 палец без толчко . А дома в арпеджио я выучила правильную аппликатуру.

Преподаватель: Умница! А теперь, пожалуйста, попробуй исполнить весь гаммовый комплекс, как ты будешь исполнять на зачете.

Ученица исполняет гаммы B-dur и c-moll в 4 октавы в неторопливом темпе согласно требованиям класса:

мажорную гамму двумя руками в прямом и в расходящемся движении



минорную гамму (3 вида - натуральный, гармонический и мелодический) в прямом



Движении.

трезвучия с обращениями двумя руками,

  • длинные и короткие арпеджио двумя руками,

хроматическую гамму двумя руками.



Преподаватель: Ты довольна своим исполнением?

Ученица: Не очень. Я все время делаю остановки в гаммах.

Преподаватель: А мне понравилось твое исполнение. Это было намного лучше и увереннее, чем на прошлом уроке.

Анализируем исполнение вместе с ученицей:

В трезвучиях сегодня прозвучали все три голоса, т.е. 5 пальцы были высокие и держали весь аккорд.

Короткое арпеджио является символом мелодической волны. Поэтому при игре арпеджио необходимо продолжать следить за единством мелодической линии. Для этого надо сделать крепче замах первым пальцем, тогда 1 доля на счет «раз» прозвучит ярче.

Хроматическую гамму на прошлых уроках мы группировали по 6 звуков с опорой на 1 и 7 звуки. Сегодня мы попробуем увеличить количество звуков до 12.

Ученица: Я все время делаю остановки в гаммах и у меня дома не получается сыграть без ошибок.

Преподаватель: Сейчас мы исправим это. И в этом поможет тебе уже знакомая скороговорка. Попробуем сыграть гамму четко проговаривая каждый слог.




«Ехал Грека через реку,

Видит Грека – в реке рак. (восходящее движение) Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку – цап!» (нисходящее движение)

Ученица исполняет гаммы в медленном темпе с остановкой на тонику, вслух проговаривая скороговорку. Исполнение звучит без остановок.

Преподаватель: А давай попробуем проговорить эту скороговорку в более быстром темпе! (проговариваем вместе). А теперь попробуем сыграть гамму в таком же темпе.

Ученица успешно справляется с исполнением гаммы в подвижном темпе. Преподаватель: Точно также можно проучить и хроматическую гамму. На том уроке для группировки 6 нот мы придумали слова; Я иг-ра-ю гам-му. Сегодня мы должны придумать слова для 12 нот.

Вместе с ученицей придумываем вторую часть предложения - си-дя в этом клас-се и выбираем главное слово в предложении (« Я»)

Ученица играет хроматическую гамму, группируя по 12 звуков и не забывает делать пальцевые акценты на 1 долю, выделяя слово - Я!

Ученица : Мне понравилось играть со скороговоркой! А можно сыграть еще быстрее?

Преподаватель : Конечно, можно. Но для этого необходимо в гаммах достичь ровности и четкости звуковой линии сначала в медленном темпе(а именно: добиться хорошего контакта каждого пальца с клавишей, ощутить пульс: четкий переход одного звука в другой через одинаковый промежуток времени; не задерживать пальцы на клавишах («не оставлять хвосты»). Контролировать положение запястья, чтоб оно «не ныряло». И только потом можно постепенно

увеличивать темп. Для этого нужно постоянно контролировать свое исполнение и не позволять себе играть «неряшливо».

Преподаватель : А теперь мы сделаем физкультминутку и поиграем в твою любимую игру «Всезнайка».

Делаем упражнения для раскрепощения

Мы с тобой знакомы со всеми мажорными и минорными гаммами и умеем их сыграть на инструменте.

Сегодня мы продемонстрируем знание кварто-квинтового круга. На столе разложены карточки. На каждой из них написано количество бемолей. Твоя задача - найти карточки мажорной и минорной гаммам, в которых будет именно такое количество знаков. Будь внимательна!

(Лиза выбирает карточки и быстро находит к ним соответствующие гаммы) Преподаватель: Молодец! А что такое темп?

Ученица: Это скорость исполнения. Преподаватель: А какие ты знаешь темпы? Ученица: Быстрые, медленные, умеренные.

Преподаватель: Я предлагаю тебе выбрать 3 карточки и объяснить значение темпа (Лиза выбирает 3 карточки – Andante, Vivo, Moderato. Читает название темпа на итальянском языке и переводит на русский )

Преподаватель: Отлично!

Переходим к исполнению Этюда, в котором ты должна продемонстрировать все свои исполнительские умения и технические навыки, то есть сыграть этюд как на концерте.

Преподаватель: Расскажи нам, кто написал этюд?

Ученица Алекса́ндр Фёдорович Гедике (1877 — 1957) русский композитор, органист, пианист, педагог, основатель советской органной школы.  Доктор искусствоведения (1940). Народный артист РСФСР (1946). Автор 4-х опер, кантат, симфонических и органных сочинений, обработок русских народных песен (среди них «Жил был у бабушки серенький козлик»). Написал множество фортепианных пьес, сонатин и этюдов для учащихся детских музыкальных школ.

Вместе делаем анализ произведения, определяем :

Лад – мажорный (тональность Соль-мажор) – характер;

Темп allegro moderato (не очень скоро).

Форма двухчастная, состоит из 2-х периодов.

Тональный план – Соль мажор (T–D –T) – временное отклонение в ми минор, наличие секвенционных мотивов и возвращение в Соль мажор (T-S-T-D-T)

Наличие штрихов – легато чередуется с цепким стаккато, которое исполняется активным кончиками пальцев при свободной кисти (прием правильного звукоизвлечения.

Преподаватель:Мы уже говорили с тобой, что техническое исполнение этюда должно быть не только механическим, но и ярко-музыкальным и художественно-образным.

Совместно с ученицей делаем динамический анализ, определяем фразы, вершины, тональные переходы, кульминацию произведения:

Оттенки - закрепление правильной фразировки (начало (вопрос), вершина, окончание (ответ)), умелое распределение крещендо к вершинам (от тихого пиано до яркого форте).

Паузы – дослушиваем, это дыхание между фразами;

Кульминация приходится на длинные фразы завершающие каждый период. Ученица исполняет Этюд.

Вместе анализируем положительные и отрицательные моменты исполнения. Находим пути преодоления технических сложностей.

Работаем над художественным исполнением этюда: интонацией, фразировкой, качеством звука, динамикой; работа над мелодией, звуковой ровностью,акцентами , определением кульминационных моментов, над аккомпанементом : звуковым балансом между пассажами (мелодией) и аккордами (сопровождением). Завершающим этапом работы над этюдом стало приближение к заданному темпу.

Ученица исполнила этюд с большим удовольствием и ответственностью. Подведение итогов:

Преподаватель: Молодец, Лиза. Ты отлично справилась со всеми поставленными задачами. Вместе формулируем задачи для самостоятельной домашней работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!