МБУ ДО «Сонковская музыкальная школа»
План-конспект открытого урока
«Приемы и методы развития технических навыков в классе фортепиано»
(на примере подготовки к техническому зачету)
по учебному предмету
«Специальность чтение с листа»
ДПОП «Фортепиано» в области музыкального искусства с обучающейся 3 класса фортепианного отделения
Ефимовой Елизаветы
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Галактионова Марина Александровна
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ:
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА:
НАПРАВЛЕНИЕ: художественно-эстетическое, личностно-ориентированное ПРЕДМЕТ ПО УЧЕБНОМУ ПЛАНУ: «Специальность» (фортепиано )
МЕСТО УЧЕБНОГО УРОКА В СИСЕМЕ ЗАНЯТИЙ: 12 урок III четверти согласно разделу 3 класса дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: ученица овладевает знаниями, умениями и навыками на музыкальном материале, соответствующим ее возрасту, музыкальным способностям и требованиям 3 классу образовательной программы.
ФОРМА УРОКА: индивидуальная, направленная на закрепление и получение определенных знаний, умений и технических навыков
ТИП УРОКА: комбинированный, так как поставленные задачи перед ученицей решены с помощью разнообразных видов деятельности.
ТЕМА УРОКА: «Приемы и методы развития технических навыков в классе фортепиано» (на примере подготовки к техническому зачету)»
ЦЕЛЬ УРОКА: «Знакомство и овладение приемами и методами развития технических навыков, помогающих преодолеть технические трудности в исполнении и создание ситуации успеха в подготовке к техническому зачету»
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательные:
освоение «Гаммовый комплекс»
освоение приёмов и методов работы над преодолением технических трудностей
освоение приёмов правильного звукоизвлечения;
исполнение упражнений, гамм и этюда различными штрихами и ритмическими рисунками, динамическими оттенками
разбор музыкальной формы этюда
Воспитательные:
воспитание внимания и слухового самоконтроля.
воспитание правильной фразировки, выразительной интонации
воспитание осознанного отношения к исполнению музыкального произведения
воспитание настойчивости, усидчивости, кропотливой работы в достижении конечного результата.
Развивающие:
Развитие чувства ритма и гармонического слуха
Развитие памяти
Развитие и активизация творческого отношения учащегося в работе над освоением технических навыков
Развитие навыков художественного исполнения
Ожидаемый результат:
Обучающаяся должна знать
приемы и методы, помогающими преодолеть трудности в техническом
исполнении и уметь применять их в самостоятельной работе
кварто-квинтовый круг бемольных мажорных и минорных тональностей согласно требованиям 3 класса
музыкальные термины: штрихи, динамические оттенки и темпы исполнения
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ УРОКА:
Доступность
Внимательное отношение к личности ребенка
Предоставление возможности инициативности, самовыражения и самореализации
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УРОКА: Словесный (объяснение, беседа) Наглядный (показ)
Практический
Творческий Игровой
ДИДАКТИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: Класс для проведения урока
Рояль Ноутбук
Словарь музыкальных терминов
МУЗЫКАЛЬНЫЙ (нотный ) МАТЕРИАЛ Упражнения Шарля Ганона № 1-10 ( по выбору )
Гаммовый комплекс (гаммы B - dur, c- moll, арпеджио, аккорды);
А. Гедике «Этюд» соч32. №19 G-dur
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ УРОКА (СТРУКТУРА УРОКА: 1.Организационный момент. (3 минуты)
Вступительная беседа.
Сообщение темы и плана урока.
Представление ученицы
2.Основная часть (30 минут)
Проверка домашнего задания - исполнение упражнений Ш. Ганона Использование ритмических рисунков для активизации пальцев и
артикуляционной четкости исполнения мелкой техники
Игра «Всезнайка» (проверка знаний музыкальной терминологии для технического зачета)
Исполнение гамм B–dur и c-moll
Применение декламационного метода для устранения неровностей звукового и темпового звучания
Физкультминутка
Анализ музыкального произведения «Этюд»
Повторение и закрепление пройденного материала на примере «Этюда» (5 минут)
Работа над преодолением технических трудностей и достижением выразительности исполнения пьесы в целом.
3.Заключение. (2 минуты)
Подведение итога урока
Информация о домашнем задании
Ход урока. 1. Организационный момент
Преподаватель: Добрый день, Лиза! Ученица: Здравствуйте!
Преподаватель: Сегодня у нас в гостях – преподаватели Сонковской музыкальной школы. Ты уже принимала участие в районных, межзональных, областных, Всероссийских и Международных конкурсах, и тебя знают как музыкально-одаренную и способную ученицу. И прежде чем начать урок, я хочу попросить тебя быть сегодня очень внимательной, сообразительной и активной. (Ученица садится за инструмент).
2. Вводная беседа.
Преподаватель: Через несколько уроков на техническом зачете тебе предстоит продемонстрировать все свои знания, умения и технические навыки. Это будет не первый технический зачет для тебя. Что такое технический зачет?
Ученица: Это как концертное выступление, только в классе.
Преподаватель: Мы говорили с тобой на предыдущих уроках, что технический зачет (технический минимум) во 2 полугодии включает в себя исполнение гаммового комплекса, этюда на мелкую технику и знание музыкальной терминологии (кварто-квинтового круга и динамических оттенков).
Что означает термин «гаммовый комплекс»? Из чего он состоит?
Ученица: Это разные виды технических формул: гаммы, трезвучия и арпеджио. Преподаватель : Совершенно верно. И эти компоненты требуют постоянной тренировки, как у спортсменов. Как ты думаешь, надо ли музыканту для развития техники прибегать к специальным упражнениям?
Ученица: Да. Упражнения – это зарядка для моих пальцев.
Преподаватель: Правильно. Упражнения способствуют выработке гибкости, подвижности, выразительности и чуткости пианистического аппарата.
О необходимости ежедневных упражнений говорил и замечательный педагог-пианист К. Игумнов. «Многие люди делают утреннюю зарядку перед тем, как идти на работу. Такую же зарядку должны делать наши пальцы, перед тем, как начать заниматься…»
Тогда начинаем зарядку!
Ученица: А можно выбрать упражнения как на прошлых уроках? Преподаватель: Конечно.
На столе разложены карточки с номерами упражнений Ш. Ганона № 1 ,№ 2
Ученица выбирает карточку с № 1 и исполняет двумя руками в среднем темпе.
Преподаватель: Что в упражнение для тебя оказалось самым трудным для исполнения? И почему?
Ученица: (думает и анализирует) Я его играю всего 3 урок. Пальцы еще не привыкли к этой формуле. Путаются.
Преподаватель: Давай мы его попробуем сыграть другим ритмическим рисунком с - пунктирным ритмом в медленном темпе. Это нужно для того, чтобы твои пальцы активизировались.
Ученица успешно исполняет упражнения №1 ,сбивается, во время игры исправляет неточности.
Преподаватель: Не расстраивайся. Давай попробуем отработать упражнение в этом же ритме отдельно каждой рукой. Не забывай следить за постановкой пальцев (не прогибай нижние фаланги и делать опорные точки – акценты с остановкой на 1 долю из 4-х звуков(Ученица старается и исполняет упражнение более успешно.)
Преподаватель: Молодец! Я предлагаю еще несколько способов тренировки пальцев. Они помогут добиться независимости, силы и равномерного развития пальцев. Для этого нужно добиться независимости каждого пальца. Играем упражнение разными штрихами, применяя различные приемы артикуляции сначала каждой рукой отдельно. Попробуй сыграть сначала:
вверх - стаккато, вниз – нон легато
(ученица с интересом исполняет поставленную перед ней задачу) Преподаватель: а теперь – наоборот:
вверх - нон легато, вниз – стаккато Преподаватель:
вверх - стаккато, вниз – легато вверх - легато, вниз – стаккато
и еще:
вверх - нон легато, вниз – легато вверх - легато, вниз – но легато Преподаватель:
Преподаватель: а теперь попробуй двумя руками одновременно.
правая рука - стаккато, левая – легато
правая рука - легато, левая – стаккато Ученица успешно справляется с поставленной задачей.
Преподаватель: Наши пальчики разогрелись. Эти способы ты можешь применять в домашних занятиях, но отрабатывать эти навыки самостоятельности пальцев нужно ежедневно и каждый вид играть – не менее 10 раз, контролируя качественное звуковое исполнение. Только тогда, твои пальцы будут ловкими, умелыми (как фокусники) и помогут тебе справиться с исполнением гаммового комплекса на техническом зачете. А теперь, давай вспомним, над чем мы работали в гаммах на прошлом уроке?
Ученица: Над переносом руки в позиционных переходах через 1 палец без толчко . А дома в арпеджио я выучила правильную аппликатуру.
Преподаватель: Умница! А теперь, пожалуйста, попробуй исполнить весь гаммовый комплекс, как ты будешь исполнять на зачете.
Ученица исполняет гаммы B-dur и c-moll в 4 октавы в неторопливом темпе согласно требованиям класса:
мажорную гамму двумя руками в прямом и в расходящемся движении
минорную гамму (3 вида - натуральный, гармонический и мелодический) в прямом
Движении.
трезвучия с обращениями – двумя руками,
длинные и короткие арпеджио – двумя руками,
хроматическую гамму – двумя руками.
Преподаватель: Ты довольна своим исполнением?
Ученица: Не очень. Я все время делаю остановки в гаммах.
Преподаватель: А мне понравилось твое исполнение. Это было намного лучше и увереннее, чем на прошлом уроке.
Анализируем исполнение вместе с ученицей:
В трезвучиях сегодня прозвучали все три голоса, т.е. 5 пальцы были высокие и держали весь аккорд.
Короткое арпеджио является символом мелодической волны. Поэтому при игре арпеджио необходимо продолжать следить за единством мелодической линии. Для этого надо сделать крепче замах первым пальцем, тогда 1 доля на счет «раз» прозвучит ярче.
Хроматическую гамму на прошлых уроках мы группировали по 6 звуков с опорой на 1 и 7 звуки. Сегодня мы попробуем увеличить количество звуков до 12.
Ученица: Я все время делаю остановки в гаммах и у меня дома не получается сыграть без ошибок.
Преподаватель: Сейчас мы исправим это. И в этом поможет тебе уже знакомая скороговорка. Попробуем сыграть гамму четко проговаривая каждый слог.
«Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак. (восходящее движение) Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку – цап!» (нисходящее движение)
Ученица исполняет гаммы в медленном темпе с остановкой на тонику, вслух проговаривая скороговорку. Исполнение звучит без остановок.
Преподаватель: А давай попробуем проговорить эту скороговорку в более быстром темпе! (проговариваем вместе). А теперь попробуем сыграть гамму в таком же темпе.
Ученица успешно справляется с исполнением гаммы в подвижном темпе. Преподаватель: Точно также можно проучить и хроматическую гамму. На том уроке для группировки 6 нот мы придумали слова; Я иг-ра-ю гам-му. Сегодня мы должны придумать слова для 12 нот.
Вместе с ученицей придумываем вторую часть предложения - си-дя в этом клас-се и выбираем главное слово в предложении (« Я»)
Ученица играет хроматическую гамму, группируя по 12 звуков и не забывает делать пальцевые акценты на 1 долю, выделяя слово - Я!
Ученица : Мне понравилось играть со скороговоркой! А можно сыграть еще быстрее?
Преподаватель : Конечно, можно. Но для этого необходимо в гаммах достичь ровности и четкости звуковой линии сначала в медленном темпе(а именно: добиться хорошего контакта каждого пальца с клавишей, ощутить пульс: четкий переход одного звука в другой через одинаковый промежуток времени; не задерживать пальцы на клавишах («не оставлять хвосты»). Контролировать положение запястья, чтоб оно «не ныряло». И только потом можно постепенно
увеличивать темп. Для этого нужно постоянно контролировать свое исполнение и не позволять себе играть «неряшливо».
Преподаватель : А теперь мы сделаем физкультминутку и поиграем в твою любимую игру «Всезнайка».
Делаем упражнения для раскрепощения
Мы с тобой знакомы со всеми мажорными и минорными гаммами и умеем их сыграть на инструменте.
Сегодня мы продемонстрируем знание кварто-квинтового круга. На столе разложены карточки. На каждой из них написано количество бемолей. Твоя задача - найти карточки мажорной и минорной гаммам, в которых будет именно такое количество знаков. Будь внимательна!
(Лиза выбирает карточки и быстро находит к ним соответствующие гаммы) Преподаватель: Молодец! А что такое темп?
Ученица: Это скорость исполнения. Преподаватель: А какие ты знаешь темпы? Ученица: Быстрые, медленные, умеренные.
Преподаватель: Я предлагаю тебе выбрать 3 карточки и объяснить значение темпа (Лиза выбирает 3 карточки – Andante, Vivo, Moderato. Читает название темпа на итальянском языке и переводит на русский )
Преподаватель: Отлично!
Переходим к исполнению Этюда, в котором ты должна продемонстрировать все свои исполнительские умения и технические навыки, то есть сыграть этюд как на концерте.
Преподаватель: Расскажи нам, кто написал этюд?
Ученица Алекса́ндр Фёдорович Гедике (1877 — 1957) русский композитор, органист, пианист, педагог, основатель советской органной школы. Доктор искусствоведения (1940). Народный артист РСФСР (1946). Автор 4-х опер, кантат, симфонических и органных сочинений, обработок русских народных песен (среди них «Жил был у бабушки серенький козлик»). Написал множество фортепианных пьес, сонатин и этюдов для учащихся детских музыкальных школ.
Вместе делаем анализ произведения, определяем :
Лад – мажорный (тональность Соль-мажор) – характер;
Темп – allegro moderato (не очень скоро).
Форма – двухчастная, состоит из 2-х периодов.
Тональный план – Соль мажор (T–D –T) – временное отклонение в ми минор, наличие секвенционных мотивов и возвращение в Соль мажор (T-S-T-D-T)
Наличие штрихов – легато чередуется с цепким стаккато, которое исполняется активным кончиками пальцев при свободной кисти (прием правильного звукоизвлечения.
Преподаватель:Мы уже говорили с тобой, что техническое исполнение этюда должно быть не только механическим, но и ярко-музыкальным и художественно-образным.
Совместно с ученицей делаем динамический анализ, определяем фразы, вершины, тональные переходы, кульминацию произведения:
Оттенки - закрепление правильной фразировки (начало (вопрос), вершина, окончание (ответ)), умелое распределение крещендо к вершинам (от тихого пиано до яркого форте).
Паузы – дослушиваем, это дыхание между фразами;
Кульминация – приходится на длинные фразы завершающие каждый период. Ученица исполняет Этюд.
Вместе анализируем положительные и отрицательные моменты исполнения. Находим пути преодоления технических сложностей.
Работаем над художественным исполнением этюда: интонацией, фразировкой, качеством звука, динамикой; работа над мелодией, звуковой ровностью,акцентами , определением кульминационных моментов, над аккомпанементом : звуковым балансом между пассажами (мелодией) и аккордами (сопровождением). Завершающим этапом работы над этюдом стало приближение к заданному темпу.
Ученица исполнила этюд с большим удовольствием и ответственностью. Подведение итогов:
Преподаватель: Молодец, Лиза. Ты отлично справилась со всеми поставленными задачами. Вместе формулируем задачи для самостоятельной домашней работы.