СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект открытого урока по русскому языку Тема: Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» 9 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План конспект открытого урока по русскому языку Тема: Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение» 9 класс.»



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Харбукская СОШ им.




План конспект

открытого урока

по русскому языку



Тема: Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»





9 класс.







Выполнила - учительница Юсупова Патима Абдулмеджидовна












Харбук 2022

Тема «Повторение и обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение»





Цель: Закрепить и обобщить знания о сложноподчинённых предложениях

Задачи:

  1. Общеобразовательные: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, составлять графически схемы, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении, привести в систему знания по теме.

  2. Воспитывающие: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; воспитывать  любовь к родному языку, нормы поведения.

  3. Развивающие: учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся.

Оборудование:

  • Персональный ПК,

  • мультимедиа-проектор,

  • компьютерная презентация к уроку,

  • таблица «СПП»,

  • индивидуальные карточки с дифференцированным заданием,

Ход урока.

I.Организационный момент.

Объявление учителем темы урока. Постановка целей урока. Запись числа и темы в тетрадь. Лист самооценки учащегося (приложение1)

II. Работа с эпиграфами урока. (дети в тетрадях записывают понравившийся эпиграф, объясняют, почему понравился. Анализируют предложения, выявляют,  что между ними общего)

Самая большая ценность народа – язык, на котором он пишет, говорит, думает.
                                (Д.С. Лихачев)        

С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. (К.Паустовский).

III. Работа по теме урока.

1.Словарная работа с последующей самопроверкой.

Карточка для словарной работы

М…РОВО…РЕНИЕ

К…ЛО…АЛЬНЫЙ

ПР…ГРЕ…ИВНЫЙ

…РИЕНТИР

КО…ЕНТАРИЙ

ГУМА…ЫЙ

Г…СТИ…АЯ

А…ОМПАН…МЕНТ

Д…ЯТЕЛЬНЫЙ

Р…ЗУЛЬТАТ

ТР…ДИЦ…Я

Р…З…РВЫ

Заполнение листа самооценки учащегося.

2. Устная работа. Вспомните классификацию предложений. Какая связь есть внутри СП?

                                  Простые                                               Сложные    

                                                           

                                                                Бессоюзные    Сложносочиненные    Сложноподчиненные

Заполнение листа самооценки учащегося.

3.Кодированный диктант 

  • Я поднял книгу, упавшую со стола. (ПП)

  • Светило солнце, но было очень холодно. (ССП)

  • Не выходи на улицу, потому что уже стемнело.(СПП)

  • Я вышел во двор, на небе стояла полная луна.(БCП)

Заполнение листа самооценки учащегося.

4. Фронтальный опрос о сложноподчинённом предложении (структура, связь, виды придаточных, СПП с несколькими придаточными, знаки препинания)

Задание: найти  и выписать  из данных предложений СПП.

Пришло время, когда необходимо души человеческие спасать.

Мы каждое утро шли на работу с приподнятым настроением, чтобы передать детям все тепло, какое в нас есть.

Я стал читать, и во мне проявилась охота к литературе.

Нужно читать только те книги, которые учат понимать смысл жизни, желания людей и мотивы их поступков.

Заполнение листа самооценки учащегося.

5. Cоюзы и союзные слова.

Распределить предложения в  2 столбика (Союз или союзное слово?):

С притаившейся радостью, которая смешалась с грустью, я выхожу из церкви.

Ты спросишь, кто велит мне?

Пока мы переходили поляну, турки успели сделать несколько выстрелов.

Днём в доме, где я живу, идёт привычная жизнь.

Он пообещал, что вернётся до заката.

Подай мне книгу, что лежит на столе.

Заполнение листа самооценки учащегося.

6. Виды придаточных предложений.

-Как определить вид придаточного?

7. Работа с изъяснительными предложениями.

  • Теория.

  • Игра «3 лишнее».

1. Один только священник был убеждён, что он делает полезное дело. (Л.Толстой)

2. В лучах росистых, в лучах зелёных течёт речонка, что мне мила. (Ф.Фатьянов)

3. Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали, усадили в уголок, подносили пирожок. (А.Пушкин)

  • Замена прямой речи косвенной с помощью СПП с придаточными изъяснительными. К. Паустовский утверждал: «Истинная любовь к своей стране немыслима без  любви к своему языку».

  • Анализ пунктуации. Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей  люди.                        [   ], (как   ), (как   ) и (как     ).

Заполнение листа самооценки учащегося.

8. Работа с придаточными определительными.

  • Теория.

  • Составить схемы предложений.

Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л.Фейхтвангер)

 И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт.(Р.Тагор)

  • Замените, где возможно,  придаточное предложение СПП причастным оборотом. Такие задания могут встретиться на ЕГЭ по русскому языку.

11 1

Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.

2) 2

Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3) 3

Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4) 4

Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

Заполнение листа самооценки учащегося.

9. Работа с придаточными обстоятельственными.

  • Теория.

  • Запись предложения с последующим составлением схемы. 

Если вы будете изучать русский язык и страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.

Заполнение листа самооценки учащегося.

10. Пунктуация.

1. Знаки препинания при стечении 2 союзов. 

  Говорят, что, если любишь, побежишь за милым вслед.

  Я давно заметил, что когда ветер, проникающий в лес, качает ветви деревьев,  

  то в этом есть особая прелесть.

2. Определите количество запятых:
1)Ей сегодня примечталось, что совсем-совсем недолго ждать зимы седой осталось. (1)
2) Рано утром, когда и сапожник, и маляр, и булочник еще спали, охотник встал и стал собирать свои нехитрые вещи. (4)
3) Когда ветер стих и когда дождь прекратился, наступила полная тишина. (1)
4) Папа, когда обнаружил дневник Вовочки, увидел там кол по математике и полез за ремнем, который хранился в нижнем ящике стола. (3)
5)Бортпроводник сказала, что, хотя самолет и приземлился, с мест вставать нельзя. (3)
6) Женщина, стоя у плиты, все говорила и говорила о своих несчастьях, и, хотя ее слова были привычными, защемило сердце. (5)
7) Когда мяч все-таки попал в окно, наша соседка, к которой и залетел мяч, громко закричала, завизжала и стала грозиться милицией, мужем, скалкой и самим Господом Богом. (6)
8) Когда человек утомлен и хочет спать, ему кажется, что то же самое состояние переживает природа. (2)
9) Было слышно, как по саду, еле передвигая своими больными ногами, шагал садовник и как скрипела его старая тачка. (3)
10) Ночью, когда все легли спать, Вовочка, который не спал, а только притворялся спящим, тихонько пробрался на кухню, открыл холодильник, облизнулся и стал потихоньку поедать одну за другой любимые мамины сосиски, которые исчезали во рту Вовочки с удивительной скоростью. ( 8)

Заполнение листа самооценки учащегося.

11.Вид подчинения:

  • однородное (Ася оставалась в моей памяти той самой девочкой, какой я знавал её в лучшую пору моей жизни, какою её я видел в последний раз.)

  • параллельное (Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то новое.)

  • последовательное (Княжна Мария умоляла брата подождать ещё день, говорила о том, что она знает, как будет несчастлив отец, если Андрей уедет.

  • смешанное (Когда он смотрел на часы, он был так растревожен, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час.)

Заполнение листа самооценки учащегося.

12.Синтаксический разбор СПП.

1.  Голос сердца чаще мы слышим в юности, когда ничто не приглушило и не растрепало по клочкам свежий мир наших чувств. (1 уровень)

2. Знание – сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает. (2 уровень)

Заполнение листа самооценки учащегося.

13. Конструирование СПП  по группам.

1. Чаще улыбайтесь; (Если …), [то…].

2. Искренне интересуйтесь жизнью других людей; […тем],(чем …).

3. Умейте выслушать до конца говорящего с вами; […того], (с кем…)

4. Говорите об интересующем вашего собеседника; […о том], (что…)

5. Чаще обращайтесь к собеседнику по имени. (Когда…), […].

Заполнение листа самооценки учащегося.

14. Комплексный анализ текста.

    Изучив в школьные годы «Горе от ума», «Евгений Онегин», мы на всю жизнь утверждаемся во мнении, что эти произведения нам хорошо известны. Очень опасное заблуждение. Ведь оно порой мешает нам ещё и ещё раз вникнуть в эти величайшие глубины человеческого гения, приблизиться к постижению непостижимого. Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. Как бездумно мы порой лишаем себя этого наслаждения!

    Бездумное чтение приводит к параличу вкуса и мышления, которые должны быть у каждого из нас самостоятельными, иначе человек обречён на пожизненное духовное прозябание… Мне думается, что борьба за самостоятельное творческое мышление есть борьба за истинную духовную культуру.                                                                                                    Н. Доризо.

Определить тему и идею текста, тип и стиль. Найти средства выразительности. Постройте схемы СПП.

15. Подведение итога урока. Рефлексия. Оценки и их комментарий.

- Какую роль в нашей речи играют сложноподчиненные предложения?

 (Украшают нашу речь, позволяют более полно выразить свои мысли, помогают сформулировать вопросы и дать на них полные, раскрытые ответы, помогают дать яркую характеристику человеку).

Учитель. Мы обобщили и систематизировали материал по теме «Сложноподчиненное предложение», работали над составлением схем, предложений, отрабатывали навыки постановки знаков препинания. Я предлагаю вам поделиться своими впечатлениями.

Домашнее задание:

Закончите фразы, которые должны быть СПП.

  1. Главным для меня на уроке было то, …

  2. Меня порадовало на уроке то, …

  3. Теперь я буду знать, что …

  4. Меня огорчило то, что …

  5. Итогом урока считаю …

  6. Теперь я буду знать …

  7. Я рад, что…

  8. Я хотел бы, чтобы…






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!