СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по литературе на тему: "Мысль семейная в романе "Война и мир"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по литературе на тему: "Мысль семейная в романе "Война и мир"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 17им.Казиахмедова С.Г.


План-конспект открытого урока

по литературе




10Б кл.


Уч. русск. яз. и лит.: Ахмедова А.И.



23 ноября

2021-2022




Тип урока: урок – погружение в литературный материал

Цели урока:

Личностные

  • помочь осознать значение семьи в жизни человека и общества;

  • способствовать принятию ценностей семейной жизни;

  • формирование уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.

Метапредметные

  • способствовать развитию умения анализировать изучаемый материал, работать с дополнительными источниками;

  • содействовать развитию умения сопоставлять, обобщать, устанавливать аналогии, находить различия;

  • развивать умение организовывать совместную деятельность с учителем, сверстниками, работать на основе согласования позиций и учёта интересов других;

  • учить формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные

  • развивать умение анализировать литературное произведение;

  • учить сопоставлять сцены и эпизоды, поведение героев, делать выводы;

  • способствовать развитию умения понимать авторскую позицию и высказывать своё отношение к ней.

Оборудование:

  • Ноутбук и проектор

  • Иллюстрации к теме

  • Презентация «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого»

  • Раздаточный материал


Ход урока

I. Мобилизующий этап.

1. Работа по вопросам:

  • Как называется роман, который мы изучаем?

  • На каком приёме построено заглавие?

  • Почему Л.Толстой именно так назвал своё произведение?

  • Как вы понимаете смысл заглавия?

Если первая часть заголовка понятна, то вторая … До сих пор литературоведы не перестали спорить о том, как следует понимать вторую половину заглавия, т. е. какой смысл вложен в слово «мир».

  • Каково значение этого слова?

2. Работа над значением слова.

  • Обратимся к толковому словарю С. М. Ожегова и Н. Ю. Шведова.

Две словарные статьи. Два слова. Омонимы.

МИР' – 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. Мир в семье. Сохранить мир на Земле.

2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить мир.

3. Спокойстви, тишина. Мир полей. Мир вашему дому.

МИР'' – 1. Земной шар, а также люди, население земного шара. Мир тесен.

2. Светская жизнь, в противоположность монастырской жизни, церкви.

3. Община с её членами. Всем миром. На миру и смерть красна. Жить в миру.

В сущности, это слово употреблено в двояком значении.

Во-первых, им обозначается обычная, невоенная жизнь людей, их судьбы в период между войнами, вдали от сражений, в мирных условиях быта.

Во- вторых, «мир» обозначает человечекую общность людей, основанных на близком сходстве или полном единении. «Жить в миру» - значит жить среди людей, вместе с людьми. Слово «мир» синонимично понятиям «масса людей», «народ», «общество».

«Миром, все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединённые братской любовью – будем молиться», - думает Наташа Ростова.

Как бы то ни было, в заглавии присутствует мысль о народном единении, братстве людей во имя противостояния войне как злу. О войне, о «мысли народной» в романе мы уже говорили, но есть ещё в романе и мирная жизнь. Ведь первоначально роман был задуман как произведение о дворянских семьях, затем центр внимания был перенесён на историю народа. Однако в романе широко развёрнуты картины жизни дворянства.

II. Формулирование учащимися темы урока, постановка целей.

  • Сформулируйте тему сегодняшнего нашего урока

  • Каковы цели нашего урока?

  • Какими способами мы будем достигать намеченных целей?

«Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

«Война и мир» - это раздумье Л. Толстого о тайнах счастья и согласия людей» (Слайд № 1)

Что нужно для счастья?

Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям.

Л.Н. Толстой

В романе Л.Толстого дворянские семьи представлены широко. Это семьи… - Назовите их.

  • Болконских

  • Ростовых

  • Безуховых

  • Курагиных

  • Друбецких

  • Карагиных

  • Бергов и т. д.

  • Какие три семьи крупно изображены в романе? (Слайд №2)

  • К разным дворянским семьям Толстой относится по-разному. Все семьи разные. Попробуем выяснить уклад семейной жизни, семейные ценности, традиции каждой из этих трёх семей: Курагиных, Ростовых и Болконских.


III. Семейство Курагиных.

1. Беседа по вопросам:

  • Назовите членов этой семьи

  • Когда мы впервые встречаемся с главой этой семьи? Каким мы его видим?

  • Как он отзывается о своих сыновьях? (об Анатоле и Ипполите).

2. Сообщение ученика о семье Курагиных (Князь Василий, Анатоль, Ипполит, Элен)

3 . Чтение фрагмента текста «Мысли Пьера по поводу его женитьбы на

Элен» (том 1, часть 3, глава 1, стр. 258). .

4. Обобщение и выводы о нравственных ценностях этой семьи (слады презентации № 3- 8)

  • Отсутствие всяких моральных принципов и нравственных традицицй

  • Брак основан на расчёте и порочности

  • Отсутствие семейного благополучия

  • Дети не являются целью супружества, Элен цинично заявляет, что она «не дура, чтобы желать иметь детей»

  • Бездетность Элен как наказание

Этой семье и ей подобным чужды патриотические чувства, они равнодушны к судьбе народа, страны, зато проявляют изворотливость в корыстных исканиях почестей, наград, выгод.

  • Какие семьи противопоставлены им?

IV. Семья Ростовых. Анализ фрагментов текста, позволяющих сделать выводы о нравственных ценностях семьи Ростовых.

  • Когда мы впервые знакомимся с этим семейством?

1. Именины матери и дочери Ростовых (том 1, часть 1, главы 7,8, 15,16, 17)

  • Связь эпизода «Именины у Ростовых» с предыдущими.

  • Приём хозяевами гостей.

  • Приход молодёжи. Характер беседы.

  • Обстановка за обедом.

  • Развлечения и обычаи у Ростовых.

Сцены именин даны вперемешку с главами о смерти графа Безухова (главы 7-11 – сцены именин; главы 18-21 – смерть Безухова). Толстой, чередуя эти главы, передаёт тем самым ощущение сложности и многообразия жизни, в которой одновременно совершается веселье и горе, смерть и радость.

Эпизод следует за сценами вечера у Шерер.

  • Отметьте сходство (и там и тут гости).

  • Отметьте различия.

Мир Ростовых – это мир простоты и естественности, чистоты и сердечности, вызывает восхищение патриотизм «ростовской породы».Радостный характер праздника, в противоположность светской чопорности вечера у Шерер.

  • Сравните хозяйку дома, графиню Наталью Ростову и Анну Павловну Шерер.

  • Как принимает гостей граф Илья Ростов?

«Очень, очень вам благодарен, за себя и за дорогих имениниц».

  • Каковы выводы?

2. Возвращение Николая Ростова домой (том 2, часть 1, главы 1,2).

Анализ эпизода учеником.

3. Сцена «Проигрыш Николая Ростова» (том 2, часть 1, главы 14 – 16). Анализ эпизода учеником.

4. Обобщение и выводы о нравственных ценностях этой семьи (слады презентации№ 9- 16)

Итак, Ростовы – люди простые. Они не умеют ни беречь, ни приумножать богатства. Илья Андреевич, глава семейства, очень добр, нерасчётлив, плохо разбирается в хозяйстве и всей душой привязан к жене и детям. Оба его сына – участники Отечественной войны, ни один не стремится сделать карьеру. Николай Ростов презирает чистеньких адъютантиков вроде Бориса Друбецкого. Он воюет по-солдатски просто, скромно. Петя отказывается от университетского образования ради участия в освободительной войне. Он героически погибает в партизанском бою.

  • Какая неотъемлемая черта отличает семью Ростовых?

Патриотизм. В опасное для родины время они без всяких громких фраз готовы всем пожертвовать для неё.

Автор любит в Ростовых то, что он любит в народе: патриотизм, душевную искренность и непосредственность – и отказывает им в том, в чём он отказал народу: в организующей и направляющей силе мысли, идеи.

V. Семья Болконских.

Перенёсёмся из Москвы в Лысые Горы, имение генерал-аншефа Николая Андреевича Болконского, где ожидают отправляющегося на войну князя Андрея.

1. Жизнь Болконских в Лысых Горах. Сообщение ученика

(том 1, часть 1, главы 22- 25, стр. 109-110)

- Чтение эпизода «Наказ сыну» (глава № 25, стр.138)

2. Анализ эпизода «Известие о сыне» (том 2, часть 1, глава 7, стр.401)

3. Чтение эпизода «Князь Андрей и княжна Марья у кроватки болеющего Николушки» (том 2, часть 2, глава 8-9, стр. 465, 472-473)

4. Пьер у Болконских (том 2, часть 2, глава 14, стр. 494). Сообщение ученика.

  • Назовите наиболее запоминающиеся детали в жизни Болконского.

  • Что отличает Болконских от семейства Ростовых?

Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Кроме того, характерной чертой «породы» Болконских является гордость.

  • В чём сходство Болконских и Ростовых?

Та же взаимная любовь членов семьи друг к другу, та же близость к народу в языке и во взаимоотношениях с простыми людьми.

5. Обобщение и выводы о нравственных ценностях этой семьи (слады презентации).

VI. Самостоятельный вывод учащихся. Составление синквейна (слайд № 22)

  • Как относится Л.Толстой к нормам жизни Ростовых и Болконских?

Ростовы и Болконские – два типа дворянских семей в романе. Семьи простые, патриархальные, где люди не тянутся к министерским портфелям и рвут друг у друга из рук портфели с завещанием, семьи, сохраняющие тёплую чистоту родственных отношений, вызывают глубокую симпатию у автора.

  • Каковы нравственные ценности этих семей?

  • Есть ли у этих семей продолжение?



VII. Рефлексия

  • Что нового в понимании семьи дали мне прочитанные и проанализированные сцены?

  • Какой тип семьи близок мне?

  • Чему научил меня роман Толстого?

  • Что нужно для счастья?


VIII. Домашнее задание: индивидуальные задания

1. Князь Андрей: портрет и поведение в салоне Шерер (том 1, часть 1, главы 3,5,6).

2. Князь Андрей в кругу своей семьи в Лысых Горах (том 1, часть 1, главы 22- 25).

3. Князь Андрей на войне 1805 года (мечта о подвиге, встреча с Тушиным, подвиг, разочарование в Наполеоне)

Том 1, часть 2, главы 20, 21; часть 3, главы 12, 16

(выразительно читать наизусть «Что это? Я падаю?...» до конца абзаца), 19.

4. Душевный кризис героя и возрождение в 1809 году

(том 2, часть 1, глава 9; часть 2, главы 11, 1; часть 3, главы 1-6, 16, 17, 18 )

5. Его настроение перед Бородинским боем.

6. Смерть князя Андрея (том 4, часть 1, главы 14-16)














Приложение к уроку


  • Обратимся к толковому словарю С. М. Ожегова и Н. Ю. Шведова

Две словарные статьи. Два слова. Омонимы


МИР' – 1. Согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Жить в мире. Мир в семье. Сохранить мир на Земле.

2. Соглашение воюющих сторон о прекращении войны. Заключить мир.

3. Спокойстви, тишина. Мир полей. Мир вашему дому.


МИР'' – 1. Земной шар, а также люди, население земного шара. Мир тесен.

2. Светская жизнь, в противоположность монастырской жизни, церкви.

3. Община с её членами. Всем миром. На миру и смерть красна. Жить в миру.


  • Составим синквейн


Схема

синквейна

Семья

Ростовых

Семья Болконских

Семья

Курагиных


Существительное





Два прилагательных




Три глагола





Фраза (предложение)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!