СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План конспект открытого урока по химии в 8 классе "Бинарные соединения: Оксиды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок строится в соответствии с задачами формирования у учащихся универсальных учебных действий в комплексе предметных и метапредметных задач. Реализуются принципы развивающего обучения, ориентирующегося на творческое развитие способностей учащихся.

Просмотр содержимого документа
«План конспект открытого урока по химии в 8 классе "Бинарные соединения: Оксиды"»

Урок: «Бинарные соединения: Оксиды»

Учитель химии Курамагомедов М.М.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

Цель: 

обобщить знания обучающихся о составе оксидов, рассмотреть их классификацию и способы получения оксидов.

Задачи:

  1. предметные:

-познакомить обучающихся с оксидами, их составом и классификацией;

-рассмотреть способы получения оксидов;

-познакомить с физическими свойствами оксидов;

-познакомить обучающихся с нахождением оксидов в природе и их применением.

2) метапредметные:

Формировать универсальные учебные действия

а) познавательные:

- развивать умения классифицировать на основе сходства и различия состава и строения веществ, составлять уравнения химических реакций, формировать представления о физических свойствах оксидов; развивать познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждение, устанавливая причинно-следственные связи;

б) регулятивные:

-учиться определять цели и задачи урока;

-планировать учебную деятельность, сверяясь с целью, вносить коррективы в план и способ действий;

-осуществлять контроль своей деятельности, оценивать степень достижения цели;

в) коммуникативные:

- учиться излагать свое мнение, аргументируя его;

- организовывать работу в группе, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, понимать позицию другого члена группы, корректировать свое мнение под воздействием контраргументов;

- учиться владеть навыками публичных выступлений;

г) личностные

- воспитывать умение работать в группе, желание помогать друг другу; развивать интерес к предмету химии и к процессам, происходящим вокруг в окружающем мире, осуществлять экологическое воспитание.

Методы обучения: словесный, репродуктивный, иллюстративный, частично-поисковый, самопроверка обучающихся.

Формы работы: фронтальная ( беседа учитель-класс), парная ( мини-тест), групповая (взаимопроверка, анализ ответов), индивидуальная(создание устного и письменного высказывания и выполнения заданий, самооценка.

Оборудование: : компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, выполненная в программе Power Point, CD «1 С: Репетитор. Химия», таблица «Генетическая связь между классами неорганических соединений», инструкции по выполнению лабораторных опытов, опорный конспект «Оксиды», раздаточный материал по темам «Оксиды – основа красящего пигмента», «Распространение оксидов в природе и их значение», 2 шкатулки; штатив с пробирками.

Реактивы:  образцы оксидов, металлическая медь ,спиртовки , газированная вода, вода.













Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1 Организационный момент.

приветствует учащихся, организует проверку отсутствующих ,способствует созданию комфортной обстановки на уроке.


слушают учителя ,настраиваются на урок.


2 Мотивация учебной деятельности


Наверное, сложно переоценить значение веществ, которые мы будем сегодня изучать, для нашей планеты и для людей. Там где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества образуют руды, глину, песок и другие минералы , в том числе и жидкий минерал, доминирующий на нашей планете.

Что же это за вещества вы ответите мне через несколько минут, когда разгадаете две загадки. Итак, перед вами две шкатулки – в них разные вещества, относящиеся к теме нашего урока.

Перед вами шкатулка №1. Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего

Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед,
Носитель благ, предвестник бед -
И радуга и лед.

Что это за вещество? Ответ прост – это вода.

А что в шкатулке №2?

  • Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.

  • Это газ, выделяемый нами при выдохе.

Ответ готов? Верно, это углекислый газ.

  • Учитель .Вы разгадали загадки. Первое вещество вода – жидкость, без которой немыслимо существование жизни на земле.

  • Второе вещество – углекислый газ, газ необходимый растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни.

  • На доске записываются формулы: H2O ,CO2(слайд №5)

  • Что же между ними общего?

  • Состоят из двух элементов.

  • Сложные вещества.

. В состав молекул входит кислород.

Такие соединения называют оксидами.

Отвечают на вопросы



Работают по периодической системе, определяют положение кислорода в Периодической системе (период, группа,





























Обучающиеся выдвигают предположение о схожести состава молекул:



дают определение: Сложные вещества , состоящие из двух элементов ,одним из которых является кислород называются оксидами.


Познавательные: умение формулировать вопросы по заданной теме и адресовать их, умение давать четкий ответ на поставленный вопрос .

Регулятивные: оценивать свой уровень усвоения темы.

Коммуникативные: умение вступать в диалог.


3.Постановка цели урока










Объявление темы урока.

Учитель : Запишите тему нашего урока: «Оксиды, их классификация, свойства, применение».

Постановка задач урока :Что бы вы хотели узнать об оксидах ?

План изучения оксидов:

1.Состав молекул оксидов .

2.Классификация оксидов (по составу , химическим и физическим свойствам )

3.Способы получения оксидов

4.Нахождение оксидов в природе.

5.Применение оксидов.

-Как можно назвать вещества, которые состоят из двух элементов?

-Как можно назвать вещества, в которых есть кислород?

-Хотите познакомиться с названием этих соединений?

-Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся, дополняет ответы занимательной информацией с использованием презентации.



Учащиеся отвечают на вопросы, приводят примеры веществ, кратко комментируют их роль в природе и жизни человека.

Интересуются, как могут называться такие вещества. Хотят познакомиться с названием и классификацией соединений. Предлагают варианты целеполаганий. Выделяют проблему, планируют свою работу.


4 Проверка домашнего задания




Организую проверку усвоения учебного материала в форме экспресс-опроса.

1.Какие вы знаете простые вещества ?

2.Какие вы знаете сложные вещества?

3.Назовите известные вам кислоты и их формулы.

4. Назовите известные вам основания и их формулы .

5.Какие вы знаете соли?

формулируют вопросы, дают ответы на вопросы. Предполагаемые ответы :

1.Сера , кислород , водород , железо ,углерод и др.

2.Вода , углекислый газ, кислоты ,основания и др.

3.Серная кислота , угольная . ортофосфорная ,сернистая , азотная .

4.Гироксид натрия (щёлочь),гидроксид магния, гидроксид кальция.

5.Хлорид натрия – поваренная соль ,сульфат натрия , сульфит калия ,карбонат кальция-мел ,известняк ,мрамор.


5. Первичная проверка усвоения нового материала

Вещества

⁄ \

Простые  Сложные

S, Fe, H,O2 , C  ⁄ │ │ \

Оксиды Основания Кислоты Соли

H2O, CO2  NaOH, Mg(OH)2, H2SO4, H2CO3  NaCl,






6. Основной этап урока


Сейчас с вашей помощью я составлю классификацию оксидов:

I. По составу

⁄ \

Оксиды металлов Оксиды неметаллов ZnO,BeO, Al2O3 MgO  SO2,SO3,CO2,P2O5

Учитель : Прочтите формулы оксидов.

II. По химическим свойствам

Оксиды

⁄ \

Несолеобразующие Солеобразующие

CO,NO, SiO,N2O  ⁄ │ \

Кислотные Амфотерные Основные

SO2,SO3, CO2,P2O5 ZnO,BeO, Al2O3 Na2O,CaO,MgO

 Почему оксиды назвали кислотными? Предложите формулы известных вам кислот, соответствующих кислотным оксидам и запишите их в тетрадь.

 Выпишите формулы основных оксидов и составьте формулы соответствующих им оснований.

Предлагаю вопросы для анализа, подытоживает ответы учеников, формулирует интригу:

В какую группу оксидов мы отнесем следующие оксиды Cr2O-оксид хрома (III), Mn2O– оксид марганца (VII ) ?

Оксиды металлов , имеющие валентность выше четырех относятся к кислотным оксидам. С формулами соответствующих им кислот познакомимся в других темах. Есть ещё одна группа солеобразующих оксидов ,которые называются амфотерными –ZnO , BeO , Al2O3 . Эти оксиды в зависимости от реагента обладают или основными ,или кислотными свойствами Этим оксидам соответствуют как кислота , так и основание: ZnO

⁄ \

H2ZnO2  Zn(OH)2

Мини-тест. (Метод проверки взаимоконтроль)

Распределите предложенные формулы оксидов на кислотные и основные, запишите их в схему « Классификация оксидов по химическим свойствам »:

BaO, SiO2, FeO , CuO, N2O5 , CrO3 ,K2O

Обменяйтесь работами , проверьте ответы и оцените их. 

Пауза - физкультминутка.

Демонстрация образцов оксидов.

Оксиды – очень распространенный в природе класс неорганических соединений.

1) SiO2 – кварцевый песок, кремнезем. Очень чистый кристалл. SiO2 известен также в виде минералов горного хрусталя. SiO2 окрашенный различными примесями образуют драгоценные и полудрагоценные камни – яшма, аметист, агат. Более 50% земной коры состоит из SiO2.

2) АI2О3٠ 2 SiO2 ٠2О – белая глина состоит из оксидов алюминия и кремния.

3) .Вода- презентация (домашнее задание )

4) Fe2О3 – руда железная (красный железняк)

Fe3О4 или FeО Fe2О–магнитный железняк.

5) СО2 – углекислый газ.

По физическим свойствам

Оксиды

⁄  │  \

Твердые жидкие газообразные

CaO,P2O5,SiO2  H2O, SO3  CO2, SO2

IV По растворимости в воде

Оксиды

⁄  \

Растворимые Нерастворимые

CaO,P2O5,Na2O SiO2, Al2O3, FeO

Как получаются оксиды в природе вы теперь имеете представление .А как же можно их получить в лаборатории?

Запишите следующий вопрос нашей темы :

Получение оксидов .

Сейчас вы получите один из оксидов, выполняя лабораторный опыт .Не забывайте о правилах техники безопасности .Возьмите «Карточку – инструкцию» и выполните опыт .Оформите его в тетрадь по плану:

1.Что делал ?-

2.Что наблюдал?-

3.Уравнение.

4.Вывод.-

Итак первый способ получения оксидов:

1.Взаимодействие простых веществ с кислородом .

2 Cu + O2 = 2CuO

2. Взаимодействие сложных веществ с кислородом :

2ZnS + 3O2 →2ZnO +2 SO2

3. Разложение сложных веществ:

а) Нерастворимых оснований :

Fe(OH)2→ FeO + H2O

б) кислот: H2SO3 → SO2 + H2O

в) солей: CaSiO3→ CaO + SiO2

А сейчас, посмотрев слайд , вы будете работать в паре, записывая ещё по одному уравнению к каждому способу получения оксидов.

Нахождение оксидов в природе.

1.В земной коре – литосфере – находятся:

оксид алюминия ( Al2O3 ) (глина),

оксид кремния(IV) (SiO2) (песок),

оксид железа(III) ( Fe2O3 ) (содержится в красном железняке)

2.Водная оболочка Земли-гидросфера-это оксид водорода, т.е. вода.

3.В воздухе есть оксид углерода (IV)-углекислый газ.

4. В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу:

оксид углерода (II) - CO

оксид серы (IV)- SO2

оксид азота (II)-NO

оксид азота (IV)-NO2

Применение оксидов.( Слайды 29-33)

Оксид кремния- применяют в производстве стекла, керамики.

Оксид кальция- известь , в строительстве.

Оксид углерода(II)-для обработки мяса и рыбы.

Оксид хрома (III)- для изготовления зеленого стекла.

Оксид цинка-для изготовления белой краски.

слушают учителя, анализируют предложения, предлагают свой вариант замены предложения с грамматической ошибкой, записывают в тетрадь один из вариантов, выполняют тестовые задания, обмениваются тетрадями, проверяют работу товарища

 



































слушают учителя, размышляют, отвечают на вопросы, аргументируют ответы, делают предположения











































– это самый распространённый на земле оксид, организм человека на 65% состоит из этого вещества;

– оно может находиться в 3-х агрегатных состояниях: пар, жидкость, твёрдое.

– это жидкость, бесцветная не имеет запаха, цвета, вкуса (это Н2О).







слушают одноклассников, записывают в тетрадь краткую информацию услышанного, размышляют, задают вопросы, аргументируют ответы.











Из солей , кислот , оснований ,путем взаимодействия простых и сложных веществ с кислородом и др.











нагревал на пламени медную проволоку на проволоке появился черный налёт..– 2 Cu + O2 = 2CuO Оксиды можно получить нагреванием на воздухе или в кислороде простых веществ.























Работа в группах. (Метод проверки - взаимоконтроль)






Познавательные: анализировать представленный материал, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение организовать работу в паре.

Формируемые УУД:

Познавательные: умение находить нужную информацию, необходимую для решения учебной задачи; умение устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде сложного плана.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение, владение монологической контекстной речью.

Регулятивные: умение работать по плану, умение осуществлять контроль своей деятельности.




Познавательные: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи,, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста.

Коммуникативные: умение излагать свое мнение, аргументируя его; владение монологической речью.

Личностные: умение осознавать свои эмоции, выражать их, понимать эмоциональное состояние других





Познавательные: анализировать представленный материал, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение организовать работу в паре .













































Познавательные: умение находить нужную информацию, необходимую для решения учебной задачи; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение излагать и отстаивать свое мнение .

Регулятивные: умение работать по плану, осуществлять контроль своей деятельности и одноклассника ,работающего в паре.





















Познавательные: умение записывать уравнения химических реакций ,используя полученные знания на уроке и используя знания полученные на предыдущих уроках, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устном и письменном виде, передавая содержание выполненной работы в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: умение осознавать свои эмоции, выражать их, понимать эмоциональное состояние других.

Коммуникативные: умение излагать и отстаивать свое мнение

7.Информация о домашнем задании

§18. Предоставляет учебный текст.

Объясняет суть домашнего задания.

Записывают д\з.

Составьте формулы названных в тексте оксидов:

Распределите оксиды по группам.


8. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности




Вернемся к задачам, поставленным нами в начале урока, к нашим «картам рефлексии». Оцените свои результаты, поставив знак «+» в нужном столбике.

1. Сегодня на уроке я вспомнил(а)…

2. Я узнал(а)…

3. Мне было интересно…

4. Мне предстоит научиться…

5. Я работал(а) на уроке

Принимают участие в проведении упражнения.

Отвечают на вопросы.

Оценивают свое самочувствие.

Высказывают свое мнение.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные: умение контролировать и корректировать свои действия, оценивать достигнутые результаты.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!