2 Мотивация учебной деятельности | Наверное, сложно переоценить значение веществ, которые мы будем сегодня изучать, для нашей планеты и для людей. Там где нет этих веществ, нет жизни. Эти вещества образуют руды, глину, песок и другие минералы , в том числе и жидкий минерал, доминирующий на нашей планете. Что же это за вещества вы ответите мне через несколько минут, когда разгадаете две загадки. Итак, перед вами две шкатулки – в них разные вещества, относящиеся к теме нашего урока. Перед вами шкатулка №1. Древний философ Фалес из Милета еще в VI веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего Она и дождь, и град, и снег, Туман и гололед, Носитель благ, предвестник бед - И радуга и лед. Что это за вещество? Ответ прост – это вода. А что в шкатулке №2? Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза. Это газ, выделяемый нами при выдохе. Ответ готов? Верно, это углекислый газ. Учитель .Вы разгадали загадки. Первое вещество вода – жидкость, без которой немыслимо существование жизни на земле. Второе вещество – углекислый газ, газ необходимый растениям для фотосинтеза, а значит для питания и жизни. На доске записываются формулы: H2O ,CO2(слайд №5) Что же между ними общего? Состоят из двух элементов. Сложные вещества. . В состав молекул входит кислород. Такие соединения называют оксидами. | Отвечают на вопросы Работают по периодической системе, определяют положение кислорода в Периодической системе (период, группа, Обучающиеся выдвигают предположение о схожести состава молекул: дают определение: Сложные вещества , состоящие из двух элементов ,одним из которых является кислород называются оксидами. | Познавательные: умение формулировать вопросы по заданной теме и адресовать их, умение давать четкий ответ на поставленный вопрос . Регулятивные: оценивать свой уровень усвоения темы. Коммуникативные: умение вступать в диалог. |
6. Основной этап урока | Сейчас с вашей помощью я составлю классификацию оксидов: I. По составу ⁄ \ Оксиды металлов Оксиды неметаллов ZnO,BeO, Al2O3 MgO SO2,SO3,CO2,P2O5 Учитель : Прочтите формулы оксидов. II. По химическим свойствам Оксиды ⁄ \ Несолеобразующие Солеобразующие CO,NO, SiO,N2O ⁄ │ \ Кислотные Амфотерные Основные SO2,SO3, CO2,P2O5 ZnO,BeO, Al2O3 Na2O,CaO,MgO Почему оксиды назвали кислотными? Предложите формулы известных вам кислот, соответствующих кислотным оксидам и запишите их в тетрадь. Выпишите формулы основных оксидов и составьте формулы соответствующих им оснований. Предлагаю вопросы для анализа, подытоживает ответы учеников, формулирует интригу: В какую группу оксидов мы отнесем следующие оксиды Cr2O3 -оксид хрома (III), Mn2O7 – оксид марганца (VII ) ? Оксиды металлов , имеющие валентность выше четырех относятся к кислотным оксидам. С формулами соответствующих им кислот познакомимся в других темах. Есть ещё одна группа солеобразующих оксидов ,которые называются амфотерными –ZnO , BeO , Al2O3 . Эти оксиды в зависимости от реагента обладают или основными ,или кислотными свойствами Этим оксидам соответствуют как кислота , так и основание: ZnO ⁄ \ H2ZnO2 Zn(OH)2 Мини-тест. (Метод проверки взаимоконтроль) Распределите предложенные формулы оксидов на кислотные и основные, запишите их в схему « Классификация оксидов по химическим свойствам »: BaO, SiO2, FeO , CuO, N2O5 , CrO3 ,K2O Обменяйтесь работами , проверьте ответы и оцените их. Пауза - физкультминутка. Демонстрация образцов оксидов. Оксиды – очень распространенный в природе класс неорганических соединений. 1) SiO2 – кварцевый песок, кремнезем. Очень чистый кристалл. SiO2 известен также в виде минералов горного хрусталя. SiO2 окрашенный различными примесями образуют драгоценные и полудрагоценные камни – яшма, аметист, агат. Более 50% земной коры состоит из SiO2. 2) АI2О3٠ 2 SiO2 ٠2Н2О – белая глина состоит из оксидов алюминия и кремния. 3) .Вода- презентация (домашнее задание ) 4) Fe2О3 – руда железная (красный железняк) Fe3О4 или FeО Fe2О3 –магнитный железняк. 5) СО2 – углекислый газ. По физическим свойствам Оксиды ⁄ │ \ Твердые жидкие газообразные CaO,P2O5,SiO2 H2O, SO3 CO2, SO2 IV По растворимости в воде Оксиды ⁄ \ Растворимые Нерастворимые CaO,P2O5,Na2O SiO2, Al2O3, FeO Как получаются оксиды в природе вы теперь имеете представление .А как же можно их получить в лаборатории? Запишите следующий вопрос нашей темы : Получение оксидов . Сейчас вы получите один из оксидов, выполняя лабораторный опыт .Не забывайте о правилах техники безопасности .Возьмите «Карточку – инструкцию» и выполните опыт .Оформите его в тетрадь по плану: 1.Что делал ?- 2.Что наблюдал?- 3.Уравнение. 4.Вывод.- Итак первый способ получения оксидов: 1.Взаимодействие простых веществ с кислородом . 2 Cu + O2 = 2CuO 2. Взаимодействие сложных веществ с кислородом : 2ZnS + 3O2 →2ZnO +2 SO2↑ 3. Разложение сложных веществ: а) Нерастворимых оснований : Fe(OH)2→ FeO + H2O б) кислот: H2SO3 → SO2 + H2O в) солей: CaSiO3→ CaO + SiO2 А сейчас, посмотрев слайд , вы будете работать в паре, записывая ещё по одному уравнению к каждому способу получения оксидов. Нахождение оксидов в природе. 1.В земной коре – литосфере – находятся: оксид алюминия ( Al2O3 ) (глина), оксид кремния(IV) (SiO2) (песок), оксид железа(III) ( Fe2O3 ) (содержится в красном железняке) 2.Водная оболочка Земли-гидросфера-это оксид водорода, т.е. вода. 3.В воздухе есть оксид углерода (IV)-углекислый газ. 4. В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II) - CO оксид серы (IV)- SO2 оксид азота (II)-NO оксид азота (IV)-NO2 Применение оксидов.( Слайды 29-33) Оксид кремния- применяют в производстве стекла, керамики. Оксид кальция- известь , в строительстве. Оксид углерода(II)-для обработки мяса и рыбы. Оксид хрома (III)- для изготовления зеленого стекла. Оксид цинка-для изготовления белой краски. | слушают учителя, анализируют предложения, предлагают свой вариант замены предложения с грамматической ошибкой, записывают в тетрадь один из вариантов, выполняют тестовые задания, обмениваются тетрадями, проверяют работу товарища слушают учителя, размышляют, отвечают на вопросы, аргументируют ответы, делают предположения – это самый распространённый на земле оксид, организм человека на 65% состоит из этого вещества; – оно может находиться в 3-х агрегатных состояниях: пар, жидкость, твёрдое. – это жидкость, бесцветная не имеет запаха, цвета, вкуса (это Н2О). слушают одноклассников, записывают в тетрадь краткую информацию услышанного, размышляют, задают вопросы, аргументируют ответы. Из солей , кислот , оснований ,путем взаимодействия простых и сложных веществ с кислородом и др. нагревал на пламени медную проволоку на проволоке появился черный налёт..– 2 Cu + O2 = 2CuO Оксиды можно получить нагреванием на воздухе или в кислороде простых веществ. Работа в группах. (Метод проверки - взаимоконтроль) | Познавательные: анализировать представленный материал, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение организовать работу в паре. Формируемые УУД: Познавательные: умение находить нужную информацию, необходимую для решения учебной задачи; умение устанавливать причинно-следственные связи, умение представлять информацию в виде сложного плана. Коммуникативные: умение излагать свое мнение, владение монологической контекстной речью. Регулятивные: умение работать по плану, умение осуществлять контроль своей деятельности. Познавательные: умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи,, передавая содержание текста в соответствии с целью и соблюдая нормы построения текста. Коммуникативные: умение излагать свое мнение, аргументируя его; владение монологической речью. Личностные: умение осознавать свои эмоции, выражать их, понимать эмоциональное состояние других Познавательные: анализировать представленный материал, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: осуществлять контроль своей деятельности. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, умение организовать работу в паре . Познавательные: умение находить нужную информацию, необходимую для решения учебной задачи; умение устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: умение излагать и отстаивать свое мнение . Регулятивные: умение работать по плану, осуществлять контроль своей деятельности и одноклассника ,работающего в паре. Познавательные: умение записывать уравнения химических реакций ,используя полученные знания на уроке и используя знания полученные на предыдущих уроках, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устном и письменном виде, передавая содержание выполненной работы в соответствии с поставленной задачей. Личностные: умение осознавать свои эмоции, выражать их, понимать эмоциональное состояние других. Коммуникативные: умение излагать и отстаивать свое мнение |