СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока по биологии по теме «Пищеварение в ротовой полости»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока по биологии  по теме «Пищеварение в ротовой полости»

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока по биологии по теме «Пищеварение в ротовой полости»»

План-конспект открытого урока по биологии.

Урок биологии в 8 классе по теме «Пищеварение в ротовой полости»

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: учебник «Биология. Человек и его здоровье» 8 класс, плакаты «пищеварительная система», «зубы», продукты питания - морковь, яблоки, хлеб, вода, раздаточные материалы по теме лабораторной работы «Действие ферментов слюны на крахмал», компьютер, проектор.

Цель: изучить особенности процесса пищеварения в полости рта

Задачи урока:

Развивающие:

Продолжать усердно работать над формированием у учащихся:

- Знание о практических занятиях и дополнительных материалах;

- Умение применять полученные знания в собственной жизни;

- Развитие навыков подбора и систематизации материалов по заданной теме;

- Развитие познавательного интереса учащихся и создание успешной ситуации на уроке;

- Умение систематизировать материал;

Образовательные:

- Создание условий для изучения учебного материала;

- Обеспечение связей между предметами;

- Раскрыть роль органов ротовой полости в пищеварении;

- Обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищевых продуктов в полости рта;

- Изучить строение и тип зубов

Воспитательные:

- Развивать умение вступать в диалог, дискуссию и слушать друг друга;

- Формирование уважительного, бережного отношения к своему здоровью;

- Обучите правилам личной гигиены.

Планируемые результаты

Предметные

- раскрывают особенности пищеварительной функции в ротовой полости

- гигиенические меры профилактики нарушения работы пищеварительной системы.

Метапредметные

Ученики должны уметь:

- Работать в соответствии с заданием, планом;

- Определять основные и базовые характеристики концепции;

- Поиск и выбор информации из других источников;

- Определение причинно-следственных связей;

- Оценивать свою работу и деятельность своих одноклассников.

Личностные

- Формировать ответственное отношение к учебе и работе;

- Формирование целостного взгляда на мир;

- Формировать осознанность и уважение к одноклассникам и окружающим;

- Формирование коммуникативной способности к общению с одноклассниками;

- Формирование эколого - культурного фундамента.

Этапы

Время

Содержание этапа

Форма работы

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

1

мин


  • взаимное приветствие;

-самопроверка своего рабочего места;

  • организация внимания

Ф

Формирование ответственного

отношения к учению;

2

Проверка Д/З

5

мин

  1. 1. Определение термина питание (взаимная валидация)

  2. 2. Заполните таблицу питательных веществ и продуктов с рекомендуемыми примерами (белки, жиры, углеводы, органические кислоты, вода, минеральная соль, яблочный сок, уксусная кислота, яичный белок, масло, витамин аскорбиновая кислота)

  3. 3. Используя плакаты, расскажите, что входит в состав пищеварительного тракта?

  4. 4. Что является не частью пищеварительного тракта, а частью пищеварительной системы

Выполняют задания, поставленные учителем для проверки знаний по прошлой теме.

Ф, И

Умение обобщать и систематизировать материал




систему? Какую функцию эти органы выполняют?

5. С какого отдела пищеварительного канала

начинается пищеварение?




3

Постанов

ка темы,

целей и

задач

урока

2

мин

В Древней Индии использовали рисовые тесты: в суде, чтобы определить, виновен подсудимый или невиновен, предлагали съесть сухой рис. Если он ест его, то он невиновен, а если нет, то он виновен. Можете ли вы быть на 100% уверены, что человек виновен. Определите предмет урока. Чему мы должны научиться сегодня?

В ходе беседы, учащиеся самостоятельно выходят на новую тему и определяют цель урока.


Ученики в рабочих тетрадях записывают число и тему урока

Ф

Умение

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

4

Актуализ


Рот-это часть пищеварительной системы. Какие органы его составляют?


Какую работу выполняют зубы? Почему они такие разные? Мы проведем небольшое исследование. Старайтесь кусать и жевать разные продукты.


Зубы - это открытая часть наших костей, и каждый зуб-это живой орган. рассмотрим строение зубов. (Используя рисунок из учебника стр. 215)

Но, к сожалению,зубы могут болеть, а зубная боль приносит много неприятностей. Мы пошли к зубному врачу.

Поэтому вам нужно позаботиться о своих зубах. Как это сделать


Работают с рисунком учебника стр. 215 и текстом, подписывают строение ротовой полости в задании.

Выполняют действия, делают вывод о том, какую функцию выполняют зубы.


Сообщение учащегося «Зубы»


Работают с рисунком учебника, выполняют задание.


Сообщение учащегося

«Заболевания зубов»


Высказывают свое мнение. Сообщение учащегося

«Правила ухода за зубами».


Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с

основными и дополнительные средства; Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных

связей; Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их


ация

4

И


знаний

мин





4

мин


И




4




мин

И




3




мин





Ф




1

мин









5

мин









7

мин

Зубы-это неподвижные органы рта. Что помогает в процессе жевания?

Язык-это мышцы рта, двигательные органы. Он выполняет функцию переворачивания пищи во рту. А что еще?

Почему врач просит вас показать язык при осмотре пациента? По внешнему виду языка можно выявить некоторые заболевания:например, при стенокардии

На языке образуется белый налет; при скарлатине язык становится темно-красным. Давайте проведем еще одно небольшое исследование: возьмем кусок хлеба и пожуем его. Что с ним случилось?




Какие слюнные железы у вас во рту?




Помните вкус, когда жуете кусок хлеба. Каков хлеб на вкус?




Почему хлеб такой сладкий? Что еще содержит слюна и что делают эти ферменты?

Отвечают на вопрос: Язык Является органом вкуса.









Отвечают на вопрос: Он увлажнился, превратился в скользкую, легко-глотаемую массу. Это происходит под действием слюны


Работают с дополнительным текстом. Называют известные слюнные железы. Подписывают их в задании.


Слегка сладковатого. Выполняют лабораторную работу. Оформляют отчет и заполняют таблицу «Состав слюны»


Отвечают на вопрос: амилаза и мальтоза расщепляют углеводы до глюкозы, лизоцим обладает













Ф






И




И




Ф

фактами;

В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль





Зачем я поставил стакан воды на твой стол?

Слюна имеет слабощелочную среду. Помните правила ухода за зубами. Чтобы удалить кислотность изо рта после еды (которая разрушает зубную эмаль), можно прополоскать рот обычной водой.

бактерицидным действием.



5

Первичн

ое

4

мин

  • Что происходит с пищей во рту?

  • Теперь давайте вернемся к вопросу, обсуждавшемуся в начале урока. Тогда почему грешник не может есть сухой рис? можем ли мы быть на 100% уверены, что этот человек виновен?

  • В состав пиццы входят тесто,майонез, помидоры, сосиски. Какой из этих компонентов начнет разрушаться во рту?

  • Почему собаки и другие животные зализывают свои раны?

  • Почему зубы мудрости называются так, и кто дал им такое название?

  • Чтобы доказать народную мудрость с физиологической точки зрения: «кто долго жевал, тот и жевал».

Долгая жизнь»

Отвечают на поставленные вопросы.

Ф

Умение обобщать и систематизироват ь материал; Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами


усвоение





новых





знаний




7

Рефлекси я

2

мин

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Интересна ли вам тема?

Имеет ли она для вас практическое значение? Оценивает работу учащихся, дает домашнее задание:

Отвечают на поставленные вопросы.

Ф

оценивать свою работу и деятельность одноклассников; формирование коммуникативной компетенции в

общении

8

Задание

1

мин

  1. параграф 53.

  2. Опережающее задание: тема для дискуссии





на дом


«Искусственная пища – зло или благо для

человечества» (благо)







Приложение №1

Первая пищеварительная жидкость. Пища увлажняется во рту слюной. Это не только способствует его механическому измельчению, но и подвергает его химическому разложению. Еда, смоченная слюной, быстрее будет расщеплен желудочным соком.

На всем протяжении слизистой оболочки полости рта, от губ до горла, имеется множество слюнных желез и слизистых оболочек различных размеров. На внутренней стороне губ они с просяное зерно, но много среди них микроскопически малых. Крупные железы, похожие на виноградные, насчитывают 3 пары: подъязычные, подчелюстные, околоушные железы.

Околоушные железы можно обнаружить, сжимая пальцами щеку перед ухом. Вы можете почувствовать, как слюна заполняет ваш рот. Околоушные железы выделяют наиболее жидкую слюну.

Если слегка сдавить кожу под челюстью, слюна тоже начнет стекать в рот. Это подчелюстная слюнная железа. Ее нельзя почувствовать под языком, потому что он расположен глубоко под языком, но его работу можно наблюдать. Слюна обычно представляет собой смесь всех выделений слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутную жидкость. В среднем за сутки выделяется 1 литр слюны. При сухой пище выделяется большое количество слюны. Слюна состоит на 99,4% из воды. У здорового человека слюна имеет щелочную реакцию, так как содержит соли щелочных металлов. Они нейтрализуют кислоты, которые образуются при распаде остатков пищи во рту под воздействием микроорганизмов.

Слюна содержит особое вещество-лизоцим, который растворяет микроорганизмы, вызывая гибель микробов, муцин - участвует в образовании пищевых блоков.

Кроме того, слюна содержит ферменты, например. Мальтоза: если вы жуете немного хлеба, не глотая, вы можете почувствовать сладость. Крахмал превращается в сахар под действием слюнных ферментов. Аналогичное действие оказывает фермент амилаза.

Приложение№2

Лабораторная работа

«Роль слюнных ферментов на крахмал»

Оборудование: на каждом столе: свежесрезанный картофель, хлопчатобумажные салфетки, чашки Петри со слабым раствором йода, ватные тампоны.

Цель работы

1. Убедитесь, что слюна содержит ферменты, расщепляющие крахмал.

Эксплуатационные процедуры

1. Аккуратно протрите нарезанный картофель на салфетке и положите в чашку Петри

2. Смочите ватный тампон с одной стороны слюной и напишите букву в середине салфетки.

3. Вылейте раствор с йодом в чашку Петри.

4. Посмотрите, как этот кусок марли окрашен. Объясните результаты эксперимента.

Задачи работы:

Запишите результаты выполнения плана:

1. Цель опыта.

2. Результат опыта.

3. Вывод из опыта.



Анализ открытого урока

Перед изучением этой темы, дети познакомились с темой ПС.

Изучение темы урока основывается на знаниях ученика:

- О строении пищеварительной системы

- О функции ПС;

Урок проводится в 8 классе.

Тип урока: урок изучения нового материла, комбинированный.

Были решены следующие задачи:

- Повтор пройденного материла;

- Изучение и закрепление новых знаний.

Цели:

Деятельностно - ориентированный: через текст с учебниками, иллюстрации, знакомство с учебниками и их методическим оборудованием, через сотрудничество с одноклассниками, поиск решений проблем, создание условий для способности учащихся открывать новые знания.

Содержание: формирование понятийной системы: рот, зубы, слюнные железы, ферменты

Образование: изучение строения полости рта и пищеварительной функции, значение печени, формирование концепции биологии как науки, тесно связанной с медициной, роль биологической науки в обществе и поддержании здоровья.

Задачи:

Развивающие:

Продолжать усердно работать над обучением

Узнать о практических занятиях и дополнительных материалах;

Умение применять полученные знания в собственной жизни;

Развитие навыков подбора и систематизации материалов по заданной теме;

Развивайть познавательный интерес учащихся и создавайте успешную ситуацию на уроке;

Умение продвигать и систематизировать материалы;

Образовательные:

Создание условий для изучения учебных материалов;

Обеспечение связей между проектами;

Открыть роль органов ротовой полости в пищеварении;

Обеспечить усвоение знаний о механической и химической обработке пищевых продуктов в полости рта;

Усвоение знаний о строении и типе зубов:

Воспитательные:

Развивать умение вступать в диалог, дискуссию и слушать друг друга;

Формирование уважительного, бережного отношения к своему здоровью;

Обучение правилам личной гигиены.

Запланированные результаты

Предметные

Раскрыть особенности пищеварительной функции

Лечебно-профилактические мероприятия при заболеваниях органов пищеварения.

Метапредметные

Ученики должны уметь:

Работать в соответствии с заданием, планом;

Определять основные и базовых характеристик концепции;

Поиск и выбор информации из других источников;

Определение причинно-следственных связей;

Оценить свою работу и деятельность своих одноклассников.

Личностные

Формировать ответственное отношение к учебе и работе;

Формирование целостного взгляда на мир;

Формировать осознанность и уважение к одноклассникам и окружающим; Формирование коммуникативной способности; Сформировать основы экологической культуры.

Технология: диалог по вопросам здравоохранения, информационно - коммуникационных технологий. Оборудование и учебно-методическое обеспечение:мучебник « биология.»Плакат о человеке и его здоровье» 8 класс, «пищеварительная система», «зубы», продукты питания - морковь, яблоки, хлеб, вода, раздаточные материалы на тему «Влияние слюнных ферментов на крахмал», компьютер, проектор, демонстрационные лабораторные работы Ход выполнения: (см. блок-схему). Организационная структура. Далее следуют этапы.

Организационные моменты: подготовка учеников к успешной работе на занятиях с помощью быстрых, психологических и мотивационных действий - этот этап предполагает осознанное вхождение учеников в пространство учебной деятельности.

Обновленные справочные знания

Постановка цели: в начале этого этапа голос преподавателя с вызовом: беседа с учеником о древнем индийском рисе.

Этап изучения новых материалов: преподаватель ведет ободряющий диалог с учениками. Ученикам задаются некоторые проблемные вопросы, на которые следует ответить.

Вопрос: «что происходит с пищей во рту». Фиксированный этап-решение проблем, поднятых в начале. Стадия рефлексии – (самоанализ)

Основная миссия - развивать познавательную активность учеников.

Структура этого урока также объясняется возрастными особенностями учащихся 7-8 классов. Это позволяет разнообразить и объединить различные виды деятельности в одном уроке. Все этапы логически связаны между собой. Время выполнения каждого этапа задания определяется разумно.

Основным направлением является практическая деятельность (самостоятельная работа). В процессе реализации формируются основные понятия и представления (характеристика строения кишечника и его функции, взаимосвязь строения органа и его функции). Выделение твердых ассимиляционных объектов осуществляется в виде кратких выводов и фиксации изученного материала при подведении итогов изучения новой темы. Это дает возможность не теряться на уроках в достаточно большом объеме информации. Для выявления основных материалов используются три основных набора методов:

Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности:

Устные методы обучения - интерпретация и толкование преподавателем, словесный акцент на наиболее важных положениях, атрибутах. Это позволяет ученикам слушать, запоминать, понимать, позитивно воспринимать и усваивать учебные материалы.

Наглядные методы обучения (таблицы, рисунки учебника, собственное тело), обеспечивающие визуальное восприятие действительности. Всегда предлагаются визуальные методы обучения, так или иначе сочетающиеся с устными методами. Практические методы обучения. В процессе практического обучения используются методы, применяемые технологии: постановка задачи, планирование ее выполнения, оперативное стимулирование, наблюдение и контроль, практические методы используются в тесной связи с устными и наглядными методами обучения. Устные пояснения и иллюстрации сопровождают саму работу.

Методы мотивации и мотивации учебной деятельности:

Обеспечить появление положительных эмоций в учебной деятельности;

Создавать на занятиях ситуации важности усвоения нового материала (научного, связанного с жизнью, систематического и последовательного, комплексного воспитательного, воспитательно-развивающего воздействия);

Методы мониторинга и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности;

Метод вербального контроля, который осуществляется через личные и позитивные вопросы на занятиях.

Эти методы разумно применимы, потому что:

Материал носит теоретический и информационный характер;

Содержание учебных материалов может быть представлено в наглядной форме;

Содержание темы включает в себя практические упражнения, исследования на собственном теле. Благодаря своему составу урок не требует дифференцированного обучения. Управление учебной деятельностью осуществляется путем стимулирования познавательной деятельности, организации самостоятельной работы, контроля за выполнением вышеуказанной работы и оценки деятельности обучающихся. Контроль усвоения знаний осуществляется путем обобщения результатов изучения нового материала (формулирование выводов). Благодаря благоприятной психологической атмосфере на уроке создается комфортный микроклимат, а благодаря рациональности применяемых методов и приемов обеспечивается высокая успеваемость учеников. Диалог между учеником и учителем проходит успешно. Этому способствует атмосфера сотрудничества. Ученики видят, что учителя заинтересованы в их самостоятельном опыте.

Учебно-познавательная активность учеников в ходе урока высока, что позволяет ученикам получать и усваивать большое количество учебной информации на основе конкретных реалистичных примеров, смоделированных в ходе урока.

Рефлексия - размышление, закрепление материала.

Данный урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Различные виды заданий легко используются для диагностики и формирования универсальных учебных действий.

Фаза рефлексии - показывает, достиг ли урок своей цели и были ли реализованы все задачи, поставленные в начале урока. Участие детей в учебной деятельности находится на должном уровне, общий уровень ее формирования на занятиях хороший.

Внеклассное мероприятие по биологии

«Знатоки биологии»

Цель: стимулировать интерес учеников к биологии и создать условия для творческого развития личности

Задачи:

Образовательные: углублять и расширять знания учащихся по биологии.

Развивающие: развивать память, внимание и умение работать в команде.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук, презентация, конверт с заданием, сигнальный знак, форма оценки жюри.

Методический обзор: данная внеклассная работа способствует углублению, расширению и закреплению знаний по биологии. Она является факультативной для учащихся и полностью основана на предмете, изучаемом с учетом интересов ребенка.

Ученики заранее разделятся на 2 команды и готовят свою командную визитку(название ,девиз, логотип)

Ход событий:

Во-первых, знакомство с учителем.

Добрый день! Я рад приветствовать вас на нашем мероприятии. Сегодня две команды поборются за звание «специалиста по биологии». Для того чтобы начать наш конкурс, вам необходимо представить отчет жюри.

Во-вторых, план соревнований

Конкурс визитной карточки «

Каждая команда представляет себя: название, девиз и логотип. Учитывайте оригинальность и соответствие биологической тематике. Максимальное количество баллов-5.

После первой игры каждая команда сидит за своим столом.

Конкурс «четвертый лишний»

Слайд с 4 изображениями, каждое из которых появляется на экране. Вам нужно угадать, какие изображения являются лишними, и объяснить, почему. Команда сначала берет сигнальную карту и отвечает. Если ответ неверен, то право на ответ предоставляется другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 1 очко.

Первый слайд: плаун, мох, папоротники, розы. Ответ: розы, потому что плаун, мох и папоротники - это споровые растения, а розы - нет.

Второй слайд: мышь, лягушка, лиса, лев. Ответ: лягушки, потому что мыши, лисы и львы принадлежат к классу млекопитающих, а лягушки - к классу амфибий.

Третий слайд: Пингвин, страус, птица киви, ворона. Ответ: ворона, потому что пингвины, страусы и киви - нелетающие птицы.

Четвертый: огурцы, баклажаны, картофель, помидоры. Ответ: огурцы. Баклажаны, картофель и помидоры относятся к роду Паслен, а огурцы - к роду огурцов.

Пятый слайд: язык, уши, глаза, легкие. Легкое. Поскольку язык, глаза и уши являются органами чувств, легкие являются органами дыхательной системы.

Основа игры «Систематика»

Ребята, мы знаем, что все организмы можно разделить на две группы: прокариоты и эукариоты. Прокариоты включают в себя бактериальное царство. Эукариоты включают в себя царство растений, животных и грибов. Теперь каждая команда получит конверт для выполнения задания.

Задание: учитывая список из 16 организмов, ваша задача состоит в том, чтобы распределить их за 1 минуту по столбцам таблицы. За каждый правильный ответ-0,5 балла.

Эукариоты

Царство Растения

Царство Животные

Царство грибы




Проверьте это с помощью слайда № 7.

Конкурс «о чем мы говорим?

Вашему вниманию будет представлен слайд, на котором дается 3-4 картинки, и ваша задача состоит в том, чтобы с помощью слова сказать, какое именно явление или процесс зашифрован за этими картинками. Угаданная команда сначала берет сигнальную карту и отвечает. Если ответ неверен, то право на ответ предоставляется другой команде. За каждый правильный ответ команда получает 2 очка.

Конкурс на «песенную анатомию»

Назовите и спойте как можно больше песен, содержащих органы человеческого тела: сердце, ноги, уши и т. д. Например:

Он сказал тебе много хорошего. у него жестокое сердце. он никому не причиняет вреда.

Он слова тебе красиво говорит. Только каменное сердце не болит

(Божья коровка - Гранитный камушек)

За каждую песню-1 балл.

Конкурс Сиквейн

Ты хорошо поешь! Теперь задача каждой команды - написать синквейн для слова биология за 1 минуту. Оригинальность оценивается. Самый высокий балл-3.

I. Резюме.

Вам нравится это мероприятие? Если да, поднимите правую руку; если нет, поднимите левую руку.

Расскажите, что вам запомнилось больше всего?

Жюри оглашает итоги.

До новых встреч!

23


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!