СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект открытого урока на тему "Интонационная символика"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной азработке рассмотрены проблемы рассшифровки интонационной символики в качестве пособия для преподавателей музыкальных школ.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект открытого урока на тему "Интонационная символика"»

ИНТОНАЦИОННАЯ СИВОЛИКА

В ходе нашей работы мы поставили перед собой цели и задачи:

1. исследовать музыкальный язык, как знаковую систему особого рода.

2. Рассмотреть превращение музыкального образа в символ.


Научная новизна исследования:

1.Осуществлено доказательство, что музыка вся пронизана символами, что она является символическим искусством. Что символ является всеобщим признаком для музыки, а не просто содержит отдельные символы.

2. Показано. Что отражение действительности, многообразия жизни в музыкальном творчестве не может быть понятно без анализа языка музыки, роли знаков и символов в искусстве вообще, и в музыке в частности.



  1. Сущность интонации.

- определение

- её роль- максим. выразительность + концентрирование смысла

- явление интонационной символики



  1. Виды интонационной символики:

Символика – основные типы

  1. Символика текста (св. Писания – у Баха);

  2. Символика числа: 3, 7, 14, 41, 12, 21, 33.

  3. Музыкально-реторические фигуры



Холопов:

символические проекции в музыке – пестрый ряд явлений:



  1. Фигуры-символы:

- геометрические - креста, кольца (тетралогия), круги, треугольники

- метафорические – судьбы (Бетховен) , забвения



  1. Голоса и образы братьев наших меньших

- птиц (кукушка, соловей, петух, курица, птичий гомон)

- животных (кошка – Кошачья фуга Д.Скарлатти, медведь – 4к. Петрушки Стравинского, волк – «Петя и волк» Прокофьева, конь, конская скачка…)



  1. Отображение звуков окружающей жизни

- звуки природы (волны моря, журчание ручья, шелест леса)

- звуки города (станки на предприятии, телефонный звонок…)

- конкретные явления – падение отрубл.головы в Фант. Симфонии Берлиоза, булькание наливаемой горилки в «Ночи перед Рождеством» Р.-К., скрежет металла (меч) – Кощей бессмертный Р.-К., гудок катера – Ноктюрны Дебюсси),

тиканье часов



  1. Отзвуки музыкальных инструментов

- духовые: пастушья свирель, рог, валторна (золотой ход), труба (апокалиптич., свадеб., вражеская – крестоносцы Прок.);

- струнные – лира Орфея

- орган – Затонувший собор Дебюсси

- гармошка – 4 карт. Петрушки

- колокол

- музыкальная табакерка



  1. Отражение внешних музыкально-типологических явлений

- иноладовые структуры (древнегреч. лады – Стравинский Орфей, гвидонов гексахорд, хрома – восточяный лад, пентатоника – символ Китая, натуральный звукоряд



  1. Буквенные, слоговые мотивы

- метод эквивокализма

- тема BACH bи ее традиция (Шуман Карнавал, Вар. на тему «Abegg», «Беляев» - в коллективном квартете в честь Беляева, «Берегись Лядова, ах» - в квартете Мясковского), DSCH-



  1. Словесные («говорящие») мотивы

  • Dies irae, Свете тихий



  1. Числовые мотивы

- тема фуги C из 1 тома ХТК – зашифрованное имя BACH (4 3 2 1 4 = 14)



das Alphabet

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

a


b

c

d

e

f

g

h

i

j

k

l

m

и т.д.

- троичность: библ. - Святая Троица, элемент народного эпоса - строение муз. тем, Три карты – в теме Графини (трижды троичность)

  1. Музыкально-реторические фигуры




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!