ИНТОНАЦИОННАЯ СИВОЛИКА
В ходе нашей работы мы поставили перед собой цели и задачи:
1. исследовать музыкальный язык, как знаковую систему особого рода.
2. Рассмотреть превращение музыкального образа в символ.
Научная новизна исследования:
1.Осуществлено доказательство, что музыка вся пронизана символами, что она является символическим искусством. Что символ является всеобщим признаком для музыки, а не просто содержит отдельные символы.
2. Показано. Что отражение действительности, многообразия жизни в музыкальном творчестве не может быть понятно без анализа языка музыки, роли знаков и символов в искусстве вообще, и в музыке в частности.
Сущность интонации.
- определение
- её роль- максим. выразительность + концентрирование смысла
- явление интонационной символики
Виды интонационной символики:
Символика – основные типы
Символика текста (св. Писания – у Баха);
Символика числа: 3, 7, 14, 41, 12, 21, 33.
Музыкально-реторические фигуры
Холопов:
символические проекции в музыке – пестрый ряд явлений:
Фигуры-символы:
- геометрические - креста, кольца (тетралогия), круги, треугольники
- метафорические – судьбы (Бетховен) , забвения
Голоса и образы братьев наших меньших
- птиц (кукушка, соловей, петух, курица, птичий гомон)
- животных (кошка – Кошачья фуга Д.Скарлатти, медведь – 4к. Петрушки Стравинского, волк – «Петя и волк» Прокофьева, конь, конская скачка…)
Отображение звуков окружающей жизни
- звуки природы (волны моря, журчание ручья, шелест леса)
- звуки города (станки на предприятии, телефонный звонок…)
- конкретные явления – падение отрубл.головы в Фант. Симфонии Берлиоза, булькание наливаемой горилки в «Ночи перед Рождеством» Р.-К., скрежет металла (меч) – Кощей бессмертный Р.-К., гудок катера – Ноктюрны Дебюсси),
тиканье часов
Отзвуки музыкальных инструментов
- духовые: пастушья свирель, рог, валторна (золотой ход), труба (апокалиптич., свадеб., вражеская – крестоносцы Прок.);
- струнные – лира Орфея
- орган – Затонувший собор Дебюсси
- гармошка – 4 карт. Петрушки
- колокол
- музыкальная табакерка
Отражение внешних музыкально-типологических явлений
- иноладовые структуры (древнегреч. лады – Стравинский Орфей, гвидонов гексахорд, хрома – восточяный лад, пентатоника – символ Китая, натуральный звукоряд
Буквенные, слоговые мотивы
- метод эквивокализма
- тема BACH bи ее традиция (Шуман Карнавал, Вар. на тему «Abegg», «Беляев» - в коллективном квартете в честь Беляева, «Берегись Лядова, ах» - в квартете Мясковского), DSCH-
Словесные («говорящие») мотивы
Числовые мотивы
- тема фуги C из 1 тома ХТК – зашифрованное имя BACH (4 3 2 1 4 = 14)
das Alphabet
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
a | b | c | d | e | f | g | h | i | j | k | l | m |
и т.д.
- троичность: библ. - Святая Троица, элемент народного эпоса - строение муз. тем, Три карты – в теме Графини (трижды троичность)
Музыкально-реторические фигуры