СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект классного часа "Дневник Тани Савичевой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект классного часа для 1 класса на тему "Дневник Тани Савичевой"

Просмотр содержимого документа
«План-конспект классного часа "Дневник Тани Савичевой"»

Разрешаю________________


Допускаю________________


Оценка за классный час: _____________











План - конспект

классного часа

в 1 «А» классе, проведенного

9 февраля 2017 г.

дата


















Консультация методиста ________________

Консультация учителя__________________



План-конспект классного часа

Школа: МАОУ «Гимназия №2»г. Черняховск, Калининградской области.

Студентка-практикантка: СПО-13.шк.

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 09.02.2017

Время: 8.00 – 8.40

Место: МАОУ «Гимназия №2»

Класс: 1 «А» класс.

Целевой компонент классного часа:

Тема: «Дневник Тани Савичевой»

Цель: создание благоприятных условий для формирования у обучающихся уважительного отношения к героическому прошлому нашей страны, любви к своей Родине, чувства сопереживания к страданиям детей военного времени через знакомство с блокадным дневником Тани Савичевой.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с новыми страницами трагических дней в истории Великой отечественной войны 1941-1945гг., рассказать о блокаде Ленинграда и блокадном дневнике Тани Савичевой; расширить представление обучающихся о Великой Отечественной войне


Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гражданственности; благодарное отношение к подвигу защитников Ленинграда, уважение к людям старшего поколения и сопереживание к страданиям детей военного времени

Развивающие: развивать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление; умение выделять главное, существенное, способствовать развитию самосознания,

Планируемые результаты:

Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; формирование положительной оценки духовного подвига советского народа; уважения и сочувствия к людям, перенесшим трагедию блокады

Метапредметные:

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, извлекать информацию, представленную в разных формах, уметь осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; осознание ценности знания о военной истории нашей страны;

Регулятивные: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение выполнять действия в речевой и умственной форме.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для эффективного воспитания у обучающихся уважительного отношения к героическому прошлому нашей страны, любви к своей Родине.

Форма проведения:

Оформление и оборудование: мультимедийная установка, презентация «Дневник Тани Савичевой», 125 граммов хлеба, видеоролик «Ленинградский метроном», видеоклип Эдиты Пьехи «Баллада о Тане Савичевой».

Ход классного часа


Учитель. Ребята, сегодня наш классный час посвящён памяти защитникам Отечества, которые завоевали свободу для русского народа, выгнали фашистов из нашей земли. 76 лет назад фашисты захотели иметь больше земли, поэтому решили завоевать огромную Россию. И поднялись наши бойцы-защитники и прогнали врагов с родной земли.

-Ребята, скажите, что такое война? А что такое мир? (ответы детей)

-Ребята, я хочу у вас спросить: война – это хорошо или плохо? Ответьте, пожалуйста, карточками. Если хорошо, то покажите зеленую сторону, если плохо – красную.

-Вы показали, что война – это плохо.

У вас на партах лежат картинки. Пожалуйста, прикрепите их или к «войне» или к «миру» на магнитной доске, так как вы считаете правильным.

Итог: вы верно нашли место своим картинкам.

Учитель. Великая Отечественная война началась в 22 июня 1941года, закончилась 9 мая 1945 года полной победой русских войск.

-Скажите, почему говорят, что война – это страшно? (ответы детей)

Учитель. Путь к великой победе был трудным, но героическим. Навсегда останутся в памяти людей даты 22 июня 1941г. и 9 мая 1945г. Пожалуй, в каждой семье нашей страны есть родственники - мужчины и женщины, которые воевали. Непобедимой силой всех людей была огромная любовь к Родине. Героически сражались и защищали свою любимую страну все народы нашей Родины и на фронте, и в тылу. Много погибло бойцов в боях за города, сёла. Люди чтят память о погибших. В городах и сёлах сооружают памятники, у их подножия всегда горит вечный огонь как память о пролитой крови наших солдат. У нас в городе тоже есть такой памятник.

-Вы были у этого памятника? Возлагали цветы к его подножию?

Учитель. Великая Отечественна война унесла тысячи жизней не только взрослых, но и детей. И я хочу познакомить вас с историей одной девочки, которая испытала всю жестокость войны на себе.

Ад для жителей начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда Ленинград стал полем боя. Кольцо блокады быстро сжималось, по плану Гитлера Ленинград следовало «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Невозможно передать словами трагизм тех, кто жил без света, тепла и пищи. 900-дней длился этот ад.

Ссылка на клип «Ленинградский метроном»

Учитель. Дети… Им особенно трудно было пережить всё это. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей. Надвигался голод! Смотреть на голодающих детей было тяжело. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что имели, только бы обменять свои вещи на хлеб. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки. Хлеб – это совсем маленький кусочек… тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую гадость и лишь немного муки. Почти все ленинградцы стали дистрофиками. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.

Зимой не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали. Чтобы не заморозить детей, женщины топили печки мебелью.


Учитель. В тот год, когда гитлеровские войска вторглись в пределы нашей страны, и началась Великая Отечественная война, самому младшему ребёнку в семье Савичевых - Тане - было одиннадцать с половиной лет, она должна была в сентябре пойти в четвёртый класс. Она была дочерью пекаря и белошвейки. В семье Савичевых было восемь детей. Еще до войны умер глава семейства, отец.

Лето 41-го Савичевы планировали провести в деревне. Но утро 22 июня перемешало все планы, эвакуиро­ваться из Ленинграда они не захотели. Решили до конца держаться все вместе. Оставшись в городе, каждый из Савичевых, как мог, помогал фронту.


Учитель. Жене - самой старшей сестре - 32 года. Она работала вместе с сестрой Ниной на машиностроительном заводе. На работу ходила пешком. Каждый день. Правда, иногда Женя оставалась на заводе, чтобы сохранить силы, отработать две смены. Но здоровья уже не хватало. В конце декабря Женя на завод не пришла. Обеспокоенная её отсутствием, Нина помчалась к ней домой навестить сестру, но помочь ей уже ничем не смогла.


Учитель. В утешение о сестре мама подарила Тане маленький блокнотик сестры Нины, в котором Таня сделала первую трагическую запись в алфавитном порядке на букву "Ж": "Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г". Этот блокнотик стал знаменитым блокадным дневником.

На саночках родные отвезли Женю на Смоленское кладбище и похоронили на участке, расположенном на острове Декабристов.

Соседи сварили кота. И мама сказала строго: «Мы нашего Барсика резать не будем». Через неделю кот пропал: его съел кто-то другой…

Суп из обоев, компот из засушенных от моли апельсиновых корок, студень из кожаных колодок. Блокадное меню. Таня, спрятав в варежку хлебные карточки, стояла в бесконечной очереди в булочную. Ей полагалось 125 грамм.


Учитель. Бабушке Тани - Евдокии Григорьевне Фёдоровой в день начала войны, исполнилось 74 года. Блокадная голодная смерть одолела её в самые студёные, морозные январские дни. Бабушка ослабела в январе и попросила не хоронить её сразу, а оставить в холодной комнате и получать хлеб по её карточке. «Вы не бойтесь, я тихонечко полежу».


Учитель. Бабушка от больницы отказалась, и смерть не заставила себя долго ждать. В блокнотике на странице с буквой "Б" Таня пишет: "Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г", хотя в Свидетельстве о смерти стоит другое число - 1 февраля. Так было нужно, ведь бабушкину карточку можно было использовать до конца месяца. Так делали многие. Это продлевало им жизнь.


Учитель. Брату Леониду (Лёке) было 24 года. Он работал на Судомеханическом заводе. В первые же дни войны с друзьями помчался в военкомат, но в армию не взяли из-за зрения - был очень близорук. Его оставили на заводе - нужно выполнять срочные военные заказы, необходимы специалисты. Неделями жил там, работая днём и ночью. Родных навещал он редко, хотя завод недалеко от дома. Здесь же, в заводском стационаре, он и умер от дистрофии.

Учитель. Как страшно, как не хочется делать скорбные записи, но приходится вновь доставать блокнот и продолжать блокадную хронику. На букву "Л" Таня записывает: "Лека умер 17 марта в 5 часутр в 1942 г", соединив два слова в одно.


Казалось - наступила весна, станет легче. Её ждали с надеждой и тревогой. С декабря несколько раз уже прибавлялась норма выдачи хлеба, город очищен от грязи и накопившегося зимой мусора, заработали бани, по улицам загрохотали трамваи, разрешено создавать огороды и выращивать овощи.


Учитель. Но голод продолжает своё подлое дело: дистрофия, цинга, туберкулёз уносят жизни тысяч ленинградцев. К Савичевым вновь врывается горе. В записной книжке на букву "В" появляются сбивчивые строчки: "Дядя Вася умер в 13 апр 2ч ночь 1942 г" Учитель. А почти через месяц: "Дядя Леша 10 мая в 4 ч дня 1942 г". На букву "Л" страничка в блокноте уже занята, и приходится писать слева на развороте. Но, то ли сил не хватило, то ли горе переполнило душу исстрадавшегося ребёнка - на этой странице слово "умер" Таня пропустила.


Учитель. Маме - Марии Игнатьевне Савичевой в 1941 году исполнилось 52 года. Всё хозяйство, большая семья - на её плечах. Она работала мастером-надомником в швейной Артели, была одной из лучших вышивальщиц, обладала прекрасным голосом и музыкальным слухом. Для своих детей и их друзей часто устраивала домашние концерты, струнные и фортепьянные. У Савичевых были пианино, гитара, банджо, мандолина и многие из домочадцев играли на этих инструментах. А теперь Мария Игнатьевна шьёт для "окопников" рукавицы, обмундирование для фронтовиков. Об эвакуации же и думать не хочется - нужно быть всем вместе. Так легче и спокойнее.

Поздней весной, когда остались только Таня и мама, девочка выменяла на рынке лук, чтобы накормить маму, погибающую от цинги. Но та не могла уже есть…, Мама наказала Тане, чтобы, как останется одна, шла сначала к дворнику, потом — к дальней родственнице тёте Дусе.


Учитель. Мама - весёлый, добрый и гостеприимный человек. Сильный и выносливый. Всё всегда у неё ладится, всё получается. И вот теперь её нет. Как трудно, как страшно писать слово "умерла" - "Мама в 13 мая в 7.30 час утра 1942 г".


Учитель. Когда мама была рядом, казалось, что всё можно преодолеть, даже голод. С мамой верилось в победу, в скорое возвращение сестры Нины и брата Миши. Но мамы не стало, всё рухнуло. Горе сковало тело, не хотелось шевелиться, двигаться. "Савичевы умерли", "Умерли все", "Осталась одна Таня". Карандаш царапает - уже весь исписан. Пальцы не слушаются, будто деревянные, но чётко подводят итог


Учитель. Брату Михаилу накануне войны было уже 20 лет. Миша ушёл к партизанам в лес. В январе 1944 года в одном из боёв был тяжело ранен и отправлен на лечение в Ленинград, освобождённый уже от гитлеровской блокады. А через полгода он вышел из госпиталя инвалидом, на костылях. Но Таня так и не узнает об этом.


Нине Савичевой летом 1941 года - 22 с половиной. Вместе с заводскими сослуживцами Нина рыла окопы. В начале марта 1942 года по льду Ладожского озера с заводом её эвакуировали на Большую землю. И только в 1945 году она смогла вернуться в Ленинград. Насовсем.


Учитель. Но вернёмся к Тане. Оставшись одна, еле передвигая ноги, она отправилась к тёте Дусе. Путь предстоял совсем неблизкий, в другой район.

Евдокия Петровна, тётя Дуся, взяла опекунство над Таней. Дистрофия у Тани прогрессировала, необходимо было срочно помещать Таню в стационар. Но Таня была настолько слаба, что её пришлось направить в Понетаевский дом инвалидов, хотя и там ей не стало лучше. По состоянию здоровья она была самым тяжёлым больным. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки.


Учитель. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградки, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась в возрасте 14 с половиной лет. Из всех детей, эвакуированных из Ленинграда в Горьковскую область, не удалось спасти только Таню Савичеву.


Летом 1944 года Нине удалось попасть в Ленинград. Её командировали в родной город. Поехала к тёте Дусе и от неё узнала, что Таня эвакуирована с детским домом, а куда - она не знает. Совершенно случайно Нина увидела у тёти Дуси знакомую шкатулку, а в ней записную книжку. Забрала её, не подозревая, что в этом блокноте - скорбная летопись, блокадная хроника смерти самых близких, самых дорогих ей людей. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.

Вместе с братом Михаилом, Нина пыталась отыскать её след. Много лет спустя, в 70-х годах разыскали пионеры Анну Михайловну Журкину. Анна Михайловна Журкина, бывшая санитарка Шатковской районной больницы, на чьих руках умерла ленинградская девочка. Она и думать не думала, что хранит важную тайну.


Учитель. В мае 1972 года в Шатках рядом с могилой Тани был сооружён памятник, запечатлевший в металле страницы её блокадного дневника на красной кирпичной стене, символически изображающей разрушенное здание. А через десять лет (в 1982 году) на самой могиле был сооружён гранитный памятник с бронзовым барельефом Тани. Позже рядом с кладбищем оформили площадь. А неподалёку одну из улиц назвали именем Тани Савичевой.


Учитель. В 2010 году установили мемориал «Тане Савичевой и детям войны посвящается…»


Учитель. Но что же сталось с блокадным дневником девочки? Именно этому дневнику суждено было стать всемирно известным. Маленькая записная книжка - блокнотик, ставший блокадным дневником Тани - это крик души о помощи, о том, что ничего нет на свете страшнее войны. По силе эмоционального воздействия этот документ не оставляет равнодушным никого.


Учитель. Подлинный документ, блокадный дневник, до сегодняшнего дня хранится в Государственном Музее истории Санкт-Петербурга.


Учитель. Этот дневник известен ныне всему миру. Девять трагических страничек фигурировали среди множества других обвинительных документов против фашизма на Нюрнбергском процессе. Другого такого дневника в мире нет, потому что ничто не может сравниться с тем, что пережили ленинградцы в блокадную зиму 1941/42 года.


Учитель. Память о блокаде Ленинграда увековечили памятниками:

На Ладожском озере, через которое проходила «дорога жизни» - «Разорванное кольцо».


Учитель. В 1968 году дневник Тани Савичевой увековечен в камне на третьем километре Дороги Жизни, является составной частью мемориального комплекса "Цветок Жизни» на Поклонной горе, посвящён всем детям, погибшим в блокадном кольце.


Учитель. Мемориальная доска на доме, где жила Таня.


Учитель. Сейчас сестре Тани Савичевой Нине Николаевне 90 лет. Несмотря на преклонный возраст, она прекрасно помнит братьев, навсегда оставшихся в блокадном городе, младшую сестру Таню и... свою записную книжку. Ведь именно на ее листках вела свой дневник Таня Савичева! Оставшиеся  в живых Савичевы, их дети и внуки, обязательно собираются в день рождения Тани за общим столом и поют «Балладу о Тане Савичевой», которая впервые прозвучала на концерте народной артистки Эдиты Пьехи: «Таня, Таня… твое имя - как набат на всех наречьях…»

Видеоклип Эдиты Пьехи: «Таня, Таня… твое имя - как набат на всех наречьях…»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!