СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект интегрированного урока алгебры и биологии в 9 классе по теме: "Геометрическая прогрессия и численность популяций"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок на закрепление знаний формулы п-го члена геометрической прогрессии. Показана связь алгебры и биологии.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект интегрированного урока алгебры и биологии в 9 классе по теме: "Геометрическая прогрессия и численность популяций"»

Тема: «Геометрическая прогрессия и численность популяций».

ФИО

Корнилова Елена Владимировна

Место работы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Московская средняя общеобразовательная школа Тюменского муниципального района

Должность

Тип урока

Учитель математики

Интегрированный

Интегрируемые предметы


Алгебра, биология

Класс

9

Тема урока

«Геометрическая прогрессия и численность популяций»

Базовый учебник

Алгебра 9. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И.Нешков, С.В.Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение, 2017.

Цели урока:

  • Исследовать царства бактерий, растений и животных с помощью арифметической прогрессии


  • Осознать, что все дисциплины, изучаемые в школе, взаимосвязаны и в целом создают нам целостную картину мира (на примере алгебры и биологии).


  • Учить использовать математические модели при решении задач с практическим содержанием.


  • Повторить формулы геометрической прогрессии и продолжить отработку их применения на практике.


Задачи:

  • обучающие: повторить формулы геометрической прогрессии, уметь применять их при решении задач;

  • развивающие: формировать умение решать практические задачи построением математической модели;

  • воспитательные: воспитывать нестандартность мышления, способность воспринимать окружающий мир целостным, прививать интерес к предмету.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.

Структура и ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Постановка темы и целеполагание.

Учителем прочитывается легенда о шахматах, и задаются наводящие вопросы о том, к какому математическому процессу относится эта легенда.

Мы привыкли воспринимать математику – как абстрактную науку, оторванную от жизни. Но это не так. Математика тесно связана со всеми сферами жизни. И сегодня на уроке одну такую связь мы попробуем отследить. Эпиграф: математика – это язык, на котором написана книга природы. (Г.Галилей).

Учителем задаются наводящие вопросы, ученики предлагают тему урока и цели урока.

III. Актуализация знаний

Историческая справка. Слова «прогрессия», «геометрическая прогрессия».

Продолжить устно геометрическую прогрессию, назвать первый член и знаменатель прогрессии.

IV. Применение знаний в новой ситуации.

1)Разминка: (фронтальное решение задачи) Летом инфузории размножаются бесполым способом: делением пополам. Сколько будет инфузорий после 7-го размножения?

Составляем прогрессию: 1,2,4,… . b1=1, q=2, b7=b1·q n-1, b7=1·2 6=64

Ответ: 64.


2)Работа в группах: (3 дифференцированных группы, распределяем, учитывая нарастание сложности задач) решить по задаче, обсудить и записать решение на доске (приложение 1)

1 группа: Пусть у нас есть одно зерно пшеницы. Посадим его в землю. Из него вырастет растение, в колосе которого будет 2 зерна. Высадим их вновь и получим 4 зерна и т. д. Сколько растений у нас будет через 64 поколения?

2 группа: Известно, что бактерия, попав в живой организм, к концу 20 минуты делится на 2 бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д.;

Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии через трое суток.

3 группа: Одно растение одуванчика занимает на земле площадь 10 кв. см  и даёт в год около 100 летучих семян.

а) Сколько км2 площади покроет всё потомство одной особи одуванчика  через 10 лет при условии, если оно размножается  беспрепятственно?

б) Хватит ли этим растениям на  11-й год места  на поверхности  суши земного шара, считая площадь суши 148 млн км2?


Проверить решения на доске:

1. Прогрессия: 1,2,4,8… b1=1, q=2,

b64=b1·q 63, b64 = 263= 9 223 372 036 854 775 808 (учащимся не нужно возводить в степень, показать им для примера). Тогда если площадь каждого растения 1 кв. см , общая площадь пшеничного поля через 64 поколения почти вдвое превысит площадь Земного шара.

2. Прогрессия: 1,2,4,8… b1=1, q=2,

3 суток=3·24=72 часа=72·3=216 раз

b216=b1·q 215=2215. Через трое суток общая масса потомства одной только бактерии могла бы составить 7500 тонн. Таким громадным количеством бактерий можно было бы заполнить около 375 железнодорожных вагонов.

3. Прогрессия: 1, 100, 10000… b1=1, q=100, n=10.

b10=b1·q 9=1·1009=1 000 000 000 000 000 000 особей =100 000 000 000 000 000 см2 = 1017=(т.к.1км2=10 000 000 000см2=1010 см2) = 10 000 000 км2=107 км2=10 млн.км2

b11=b1·q 10=1·10010=1020ос.=1019см2=109км2=1 млрд.км2

Ответ: а)10 млн. км2 б)нет, т.к. будет занято 1 млрд.км2, а площадь суши 148 млн км2?


3)Работа в группах: в каждой группе по своей задаче вычислить количество особей за шесть поколений и построить графики роста численности популяций. (приложения 2). Выйти перед классом и показать все графики и сделать вывод.


4)Добавим информацию к размышлению: три ученика выходят к доске по очереди и сообщают информацию о потомстве различных насекомых и птиц. (приложение 3)


5) Сделать вывод. Учащиеся, если нужно, с помощью наводящих вопросов учителя, делают вывод, что все живые организмы на Земле размножаются по закону геометрической прогрессии


6) Тогда напрашивается вопрос? Какой? Учащиеся задают вопрос: почему количество живых организмов не переполняет Землю.

Рост численности популяций любого вида в природе никогда не бывает бесконечным. Рано или поздно популяция сталкивается с ограничениями, не позволяющими ей наращивать далее свое обилие.


7)Работа в группах. Посоветоваться и записать причины сокращения численности популяций. (приложение 4). Каждая группа называет свои причины. Сравниваем их со слайдом.


8)Вывод урока. Учащиеся делают выводы.


9) Рефлексия.





3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!