Харыбина Елена Ивановна
Учитель математики
МБОУ «СОШ №1 им.Героя Советского Союза А.И.Выборнова» г.о.Кашира
План-конспект
урока математики в 5 классе
Тема: Натуральные числа
Тип урока: Урок формирования и применения знаний, умений, навыков
Цель урока: Продолжить учить читать, записывать и сравнивать натуральные числа, решать комбинированные задачи.
Задачи:
Формировать навык составления схем для решения простейших комбинаторных задач;
Воспитывать умение оценивать объективно труд своих товарищей;
Проверить знания и умения учащихся по изученному материалу.
Оборудование:
Техническое оснащение урока – компьютер, проектор для демонстрации презентации, экран. Компьютерная презентация в Microsoft PowerPoint
Виды деятельности: фронтальная работа с классом, работа с текстом учебника, работа в парах, текущий тестовый контроль, работа у доски.
Ход урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Добрый день!
2.Математическая разминка. Определение темы урока.
На доске:
1)Замените числа суммой разрядных слагаемых.
73 098 =
900 320 =
320 501 =
2)Запишите сумму:
300 000+ 100 + 7 =
70 000+ 8000 + 40=
6000+600+9=
3)Поставьте знаки сравнения:
556 656 * 565 656
805 306 * 850 036
615 210 * 621 510
Исходя из выполненных заданий, сформулируйте тему урока.
Итак, тема сегодняшнего урока Натуральные числа.
Сегодня мы с вами продолжим работу по данной теме, вспомним и обобщим все те знания, которые вы получили на предыдущих уроках. Итак, откройте тетради и запишите тему урока: «Натуральные числа».
А теперь определим цели нашей с вами работы. (Учащиеся формулируют цели, которые хотели бы достичь).
3.Актуализация знаний учащихся.
1. Работа в тетради
Решите задачи:
1)Я задумала трёхзначное число. Оно состоит из разных цифр, записанных в порядке возрастания. Все слова в его названии начинаются с одной буквы. Какое число я задумала? (147)
а) продолжите ряд, записав трёхзначные числа с использованием тех же цифр. (147, 174, 714, 417, 471)
б) вычислите сумму наибольшего и наименьшего из чисел. (147 + 741= 888)
2) Придумайте три примера так, чтобы ответы получились 3158, 435, 70 100.
а) на сколько 70 100 больше, чем 3158 ?
б)сравните 3158 и 435.
3) Запишите и прочитайте число в котором единица и девять нулей. (миллиард) Как вы думаете, если 30 лет разделить на секунды, полученное число будет меньше или больше миллиарда? (послушать ответы ребят). Чтобы узнать , кто из вас прав, обратимся к учебнику.
2. Работа с учебником.
Стр.10 № 7.
Запишите в тетрадь только четырёхзначные, пятизначные и шестизначные числа, встречающиеся в тексте. (Коллективная проверка)
Стр.10 № 8-10 работа в паре с последующей самопроверкой.
Проверка: 66 666, 8 080 808 080, 674 674, 674 674 674, 674 674 674 674.
4. Работа над комбинаторными задачами.
Сегодня мы познакомимся с новыми задачами – комбинаторными. Эти задачи находятся в особом разделе математики, который называется комбинаторикой. Комбинаторика – раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчинённых тем или иным условиям, можно составить.
№ 11.
Сколько же чисел можно записать? (8)
Как называется такая схема?(дерево возможных вариантов)
Как называется само рассуждение? (перебором вариантов)
№ 12. Один ученик у доски. Остальные в тетради. (Коллективная проверка)
(700, 707, 770, 777), (14)
Запишите все трёхзначные числа с использованием цифр 3 и 5, используя полученные знания. Составьте схему и решите задачу самостоятельно.
Проверка: 333, 335, 353, 355, 533, 535, 553, 555.
5. Рефлексия.
Понравился ли вам урок? Что было для вас особенно интересно?
Домашнее задание.
Стр. 12 № 26, 27, 30(в,г)
Творческое задание: Придумать аналогичную комбинаторную задачу и решить её.