СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Питание с точки зрения биологии и химии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди глобальных  проблем, которые  Организация Объединённых Наций назвала самыми важными для человечества есть и проблема питания. Роль белков, углеводов, жиров в питании.

Просмотр содержимого документа
«Питание с точки зрения биологии и химии»

«…человек рождается здоровым,

а все болезни приходят к нему

через рот с продуктами питания».

Гиппократ

Технологическая карта урока

Учитель: Печёрина Ираида Викторовна МКОУ ООШ с. Колково, Орловского р-на, Кировской обл.

Предмет: биология, химия

Класс: 9

Рациональное распределение по времени: обычно берётся спаренный урок – на 1,5 часа без перерыва.

Место урока в теме: № 11 урок в биологии: в II теме «Закономерности жизни на клеточном уровне».

№ 7, 8 урок в химии: в VIII теме « Первоначальные представления об органических веществах».

Учебное занятие по химии: Углеводы. Аминокислоты. Белки.


Учебное занятие по биологии: Органические вещества в клетке. Обмен веществ – основа существования

Название методической разработки урока: «Питание с точки зрения химика и биолога».


Цель: систематизировать и расширить знания учащихся о белках, жирах и углеводах и их роли в обмене веществ.

Задачи:

*образовательные – способствовать более глубокому пониманию обмена веществ;

*развивающие – продолжить формирование умения работать с таблицами, построение графиков;

*воспитательные – воспитывать чувство ответственности, способствовать расширению кругозора учащихся, вызвать интерес к учёбе и к предмету;

УУД:

  1. Личностные: осознавать необходимость изучения темы.

  2. Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников.

  3. Познавательные: извлекать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

  4. Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: проблемный, эвристический (беседа), экспериментальный.

Прогнозируемые результаты

личностные:

  • Научаться проверять себя;

  • давать оценку своим действиям;

  • работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу.

метапредметные:

  • умение анализировать и выделять общее;

  • находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

  • развивать речь.

предметные:

  • вспомнить понятие;

  • дать уточненное определение термина;

  • подбирать разные термины;

  • создавать проблемную ситуацию и решать её.

Оборудование урока:

  1. На центральной части доски слова Гиппократа.

  2. На левой части доски биохимические термины - новые термины: гомеостаз, гипогликемия, гипергликемия, гиподинамия.

  3. Транспарант: «Хочешь быть здоровым – бегай!

Хочешь быть красивым – бегай!

Хочешь быть умным – бегай!»

  1. Раздаточный материал:

На партах учащихся набор таблиц № 1-10 и  Игра «Логикон» или «Найди пару»

  1. На демонстрационном столе реактивы и оборудование: кристаллы сахара, пепел, спиртовка, спички, держатель, асбестированная сетка, демонстрационный столик

  2. Видеозапись песни Р. Паулюса «Гиподинамия» в исполнении В. Леонтьева

  3. Таблицы: «Пищеварительная система», «Энергетический обмен углеводов»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Ресурсы

Этап 1. Организационный (3 мин.)

Приветствует ребят: «Здравствуйте ребята! Рада вас видеть!

Каждый из вас получает лист оценивания в течение урока вы проставляете в него оценки за свою работу.

Среди глобальных проблем, которые Организация Объединённых Наций назвала самыми важными для человечества есть и проблема питания. Сегодня на проблему питания мы посмотрим с точки зрения химии и биологии. Но так как при этом нам придётся столкнуться с целым рядом биохимических терминов, необходимо убедиться, что вы их помните и понимаете смысл.

Готовятся к уроку. Приветствуют учителя.

Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции.

Регулятивные:

оценка, саморегуляция.

Лист оценивания

Этап 2. Проверка знаний. Этап подготовки учащихся к активной познавательной деятельности (7 мин.)

Разминка

У каждого на парте есть

игра «Логикон» или «Найди пару»

Выполните задание





Каждый ученик выполняет в течение 5 минуты и оценивает себя.

Регулятивные:

оценка - осознание усвоенного материала.

Приложение № 2

Этап 3. Этап изучения нового материала (65 мин.)

1.Один из учащихся приготовил сообщение о функциях питания и о роли белка в них. После сообщения он готов ответить на вопросы по этой теме. Ребята будьте внимательны и фиксируйте в тетрадях ту информацию, которая в цифрах.

2.Белки, в свою очередь, должны быть сбалансированы по аминокислотному составу. Такой идеально сбалансированной пищей является женское молоко. Давайте построим графики: красной линией отметим содержание незаменимых аминокислот в % в молоке, синей - в мясе, жёлтой – в яйце, зелёной – в бобах сои, оранжевой линией - это гипотетический белок – идеальная комбинация аминокислот.

Этот продукт фигурирует в первой строке таблице №1,его никто не пробовал, и никогда не попробует: такого продукта просто не существует. Наилучшим образом приспособленный к потребностям человека. Такой «рецепт» составили специалисты продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и всемирной организации здравоохранения и постоянно его корректируют с учётом последних достижений науки.

3.Перед вами таблицы №10, 3, 6, 7

Найдите информацию, касающуюся каждого из вас, и выпишите в тетрадь, сколько животного белка надо для детей, подростков и пожилых людей.

































Объяснение учителя к данному вопросу.

Эта теория принадлежит американскому учёному Шелтону. Она имеет своих приверженцев и противников. Сторонники раздельного питания считают, что нельзя есть рыбу и картофель, мясо и макароны, молоко и хлеб вместе. Если говорить проще – нельзя есть белки вместе с углеводами, так как расщепление белков под действием пищеварительных ферментов происходит в кислой среде, а углеводов в щелочной. Прав ли американский учёный? Здесь ещё нет однозначного ответа. Те же кто следуют этой теории на практике, чувствуют себя очень хорошо, не имеют избыточного веса.













4. Переходим к обсуждению следующего компонента пищи – углеводов.

Докажем, что сахар действительно источник энергии.









Добавка учителя к ответу ученика.

В организме сахар «сгорает», разумеется, не в результате воспламенения, а под влиянием органических катализаторов – ферментов при более низкой температуре.

Послушаем ответы учеников у доски по таблице «Энергетический обмен углеводов».

5. Кроме глюкозы в организме есть другой источник энергии – жиры. Беседа

Вопросы:

  1. Их роли в энергетике разных органов различны, какие?

  2. Где запасается глюкоза?

  3. В каком виде запасается глюкоза?

  4. Когда в организме наступает гипергликемия, гипогликемия, гомеостаз.

  5. Как называется заболевание, при котором низкий уровень глюкозы в крови?

  6. Какие 3 жидкости текут в организме?

  7. Основной белок межклеточного вещества?

  8. Какую функцию выполняют тромбоциты?


6. Объяснение нового материала при помощи схемы уравнения и

характеристики уравнения:

Вот так и получается, что вещество, необходимейшее для жизнедеятельности, в то же время неизбежно приводит к её расстройству.

Как же быть?

Давно существует и надёжный способ ослабления пагубных последствий зависимости обмена веществ от глюкозы, он был известен ещё древним грекам. Древним грекам ещё ничего не было известно об обмене веществ, но уже две тысячи лет назад они не поленились выбить на камне.

Выступление ученика с сообщением по белкам.













Вывод: все ломанные близки к совпадению.

























Вывод: в силу того, что многие слои населения не имеют возможности питаться правильно из материальных соображений, другие от безграмотности в этом вопросе, третьи просто не придающие этому значения. И как следствие этого избыточный вес, болезни, связанные с обменом веществ, и это становится уже социальной проблемой в первую очередь у нас в стране.

Вопросы учащихся:

1.В сообщении была названа среднесуточная потребность в белках - 80г, а в таблице норм питания 100г почему?

Ответ ученика, который делал сообщение: если внимательно проанализировать все таблицы, то очевидно, что для детей и подростков предусмотрена повышенная доля животного белка, для пожилых напротив, пониженная. И вы можете сами объяснить почему.

2.Мне понятен смысл нашего смешанного питания, но я читала о раздельном питании. Что это такое?















3.Как относиться в таком случае к вегетарианству?

Ответ ученика, который делал сообщение: длительное употребление исключительно растительной пищи, неизбежно приводит к дисбалансу аминокислот. Это плохо сказывается на многих функциях организма, в том числе на умственной деятельности. Особенно чувствительны к недостатку животного белка дети, и если длительное вегетарианство нежелательно вообще, то для детей оно недопустимо.

Выступление ученика с сообщением по углеводам.

Ученик. Опыт с сахаром.

Если поднести к куску сахара зажжённую спичку, то сахар сам по себе не горит, но если его посыпать пеплом и поджечь, он загорится. Сахар горит с потрескиванием сине-жёлтым пламенем. В процессе горения сахар плавится и обугливается. Как и всегда при горении выделяется тепло, пепел в реакции катализатор.







Ответ ученика на тему: «Энергетический обмен углеводов»

Ответы:

1.Сердце, мышцы – питаются энергией распада жиров. А вот нервные клетки – работают на глюкозе.

2.В печени, в мышцах, в жёлтом костном мозге.

3.Упакованная в полимерные цепи гликогена.

4. Питание, занятие спортом, отдых.

5. Сахарный диабет.

6. Кровь, лимфа и межклеточное вещество.

7. Коллаген.

8. Клетки крови, участвующие в её свёртывании.





Ребята фиксируют схему уравнения в тетрадь









Хочешь быть здоровым – бегай!

Хочешь быть красивым – бегай!

Хочешь быть умным– бегай!

Личностные: самоопределение, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

Предметные:

устная монологическая речь.

учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы.





Коммуникативные: определение способов взаимодействия



Познавательные : общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия.













Познавательные:общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия.







Предметные:

коррекция знаний.



Личностные :

смыслообразование, определяют уровень своих знаний, формируется стремление к познанию.

.











Познавательные: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия.







Предметные:

устная монологическая речь.





Познавательные общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия.



Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

осваивать культуру общения, слушать товарища.

Предметные:

запоминают новые термины



Познавательные: общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия.

Метапредметные: настраиваться на новую познавательную деятельность

Приложение № 3





Используем таблицу №1































Используем таблицу №10,3,6,7

















Лист оценивания





















































Приложение № 4





Демонстрация опыта с сахаром.













Таблицы: «Пищеварительная система»

«Энергетический обмен углеводов»



























Уравнения на доске

Приложение № 5








Этап 4. Первичное закрепление (6 мин.)

Сейчас прошу всех встать, я включу видео песни «Гиподенамия» и мы с вами ослабим пагубное влияние глюкозы - физической нагрузкой (немножко потанцуем).

В заключении урока краткие сообщения.

Приглашаются две ученицы, заранее дома подготовившие сообщения из рубрики

«Знаете – ли вы что…»

Здоровьесбережение - немножко потанцуем.







Выступление двух учениц




Личностные :

смыслообразование.


Видео песни «Гиподенамия



Приложение № 6


Этап 5. Домашнеее задание (2мин.)

Обращает внимание учеников на домашнее задание.

Учитель предлагает на выбор:

  1. стихотворение, оценочный лист, загадка - сказка «Обман глюкозы»

2)Провести хронометраж или оценочный лист в течение дня получения с пищей белков, углеводов, жиров пользуясь таблицей 10.

Записывают домашнее задание в дневник.


Личностные :

смыслообразование.










таблица 10




Этап 6. Подведение итогов (2 мин.)

Вы можете получить не менее 5-8 отметок за урок:

Приготовьте лист оценивания

Работают по листу оценивания.

Регулятивные:

умение оценивать учебные действия

подводить итоги своей учебной деятельности.



Приложение № 7

Этап 7. Рефлексия (5 мин.)

Вопрос классу: ваши личные достижения за урок? «Кубик»

Спасибо за работу!

Урок окончен, до новых встреч.

Фронтально отвечают на поставленный вопрос.

Регулятивные: оценка.



Приложение № 8







Приложение № 1

Игра «Логикон»



А) пепсин фолиевая кислота инсулин

ф в г

Б) глюкоза лактоза гликоген

м д п

В) глицин валин лизин

а н. а. с.д.а.





Ответы:

А) ф – фермент, в –витамин, г –гормон

Б) м – моносахарид, д – дисахарид, п – полисахарид

В) а – аминокислота, н.а. – незаменимая аминокислота, с.д.а. – самая дефицитная аминокислота



Приложение № 2

Игра «Найди пару»





Какие вещества

относят к

биологически активным?










Какую роль выполняют

в организме ферменты?







Какие вещества могут выступать в качестве коферментов?







Питание только растительной пищей?












Специально установленный режим питания?








Вещества, вырабатываемые железами внутренней секреции?











Витамины


коферменты






катализаторы


ингибиторы





протеин


протеид











вегетарианство










диета






ферменты


гормоны











Приложение № 3

Выступление ученика с сообщением по белкам.

Повторю известное: питание – это, во-первых, снабжение организма энергией и, во-вторых, обеспечение пластическими веществами. Есть у питания и третья функция – дать организму БАВ, регулирующие процессы жизнедеятельности. Если к примеру, ферменты организм человека синтезирует сам, то коферменты мы получаем с питанием, это всем известные витамины. Известны также гормоны, которые синтезируются только из особых компонентов пищи. Существует, наконец, и четвёртая функция питания, от качества питания зависит величина иммунного ответа, в частности на инфекцию. Ключевым элементом, определяющим здоровье человека, считают белок. Он основа структурных элементов всех клеток и тканей организма, с белком связаны все главные физиологические процессы: обмен веществ, способность к росту и размножению, мышление, память, сократимость мышц. Кстати, ив нашей стране, и за рубежом проводили экспериментальную проверку чисто белковой, чисто углеводной и чисто жировой диет: отбирали группы одинаково тренированных спортсменов и на велоэргометре определяли несколько раз в течение каждых суток их работоспособность. Результаты экспериментов таковы: первыми на третий – четвёртый день теряли работоспособность «жировики». Хотя жировая диета самая калорийная. Спустя несколько дней выходили из строя «углеводники». И только те, кто питался исключительно белками, продолжали неутомимо крутить педали – не хуже, чем контрольная группа, получавшая обычное питание. Человеку в сутки в среднем нужно 80г. белка или смеси аминокислот, в том числе 30г. незаменимых. Идеально сбалансированная пища такая, в которую входило бы нужное соотношение углеводов и жиров (это энергетическая часть пищи) и белков (это её структурная часть).

Приложение № 4

Выступление ученика с сообщением по углеводам.

Углеводы известны нам как главный компонент пищи. Сегодня мы поговорим о так называемых усвояемых углеводах, к которым относятся моносахариды, дисахариды и некоторые полисахариды: крахмал, гликоген. Кроме них, есть такие углеводы, которые организмом не усваиваются, их называют пищевыми волокнами. Воспользуемся таблицей № 2. Некоторые растения (мука ржаная, фасоль, зелёный горошек, пшено, морковь, свекла) содержат много – неперевариваемых полисахаридов. Потребность взрослого человека в усвояемых углеводах составляет 400г. в день, из которых 50г. приходится на долю простых сахаров.





















Приложение № 5

Схема гликозилирования.


СН2 ОН


С6Н12О6 СН2 ОН – (СНОН)3 –О- СН О Н + Н НN – R(CН )4– СООН


ОН ОН


ОН ОН




Н2О + СН2ОН - СНОН - СНОН - СНОН- СНОН – СН=NН – R(СН )4 - СООН















Характеристика схемы:

А всё потому, что есть у глюкозы вместе с положительными и отрицательное свойство. Её карбонильная группа может сама по себе без всякого участия ферментов, вступать в реакцию с белками – это гликозилирование. Так гликозилированный белок коллаген, основной белок межклеточной среды активирует тромбоциты – клетки крови, участвующие в её свёртывании, что ведёт к тромбозам.

Есть, правда, ещё один случай – уксусный альдегид, который образует в организме из С2Н5ОН во время приёма алкоголя. Вот так и получается, что вещество, необходимейшее для жизнедеятельности, в то же время неизбежно приводит к её расстройству.



















Приложение № 6

«Знаете ли вы, что …»

  1. Есть такая наследственная болезнь галактоземия. Больные ею новорождённые детишки не усваивают молоко. Точнее дело обстоит так: в молоке содержится молочный сахар – лактоза (промежуточный продукт организма). У здоровых детей лактоза превращается в галактозу, которая расщепляется дальше, а у больных галактоза накапливается в крови и в тканях. Это ведёт к замедленному психическому развитию ребёнка и помутнению хрусталика глаза (катаракта). Врачи знают, что при определенных симптомах необходимо срочно проверить кровь новорождённого на содержание галактозы. Если её концентрация в крови высока, то из питания ребёнка надо исключить молоко и другие источники галактозы.

  2. Знаете ли Вы, что ярым приверженцем вегетарианства был Лев Николаевич Толстой. Он считал, что даже есть пшеничные зёрна грех, так как при этом нужно прибегать к срезанию стеблей. Фрей утверждал, что человек это плодоядное, а не травоядное животное. И из всех плодов лучше всего яблоки. Вспомните, например, обезьян в лесах, они питаются плодами деревьев, а какие гибкие, ловкие, сильные. Ударом кисти горилла дробит череп льва, зубами сплющивает дуло ружья. Недаром Библия начинает своё сказание о людях, живших в садах и евших яблоки.

  3. Знаете ли Вы, что длительное эпидемиологическое исследование показало, что люди, которые едят по многу овощей из семейства крестоцветных (а это капуста – обычная, цветная, брюссельская) много меньше подвержены раку толстого кишечника. Этого достаточно, чтобы рекомендовать людям (особенно из групп риска) побольше капустных блюд.

  4. Знаете ли Вы, что иногда требуется обманчивая сладость. Нужна она больным диабетом. Их организму сахар вреден, а рот по привычке требует сладкого. Стало быть нужен сладкий несахар. К числу таких обманчиво сладких веществ относятся: ксилит, сорбит, сахарин.



Приложение № 7

Лист оценивания.

Виды деятельности

Оценивает сам ученик

Оценивает учитель

Оценивает одноклассник

Оценивает гость

за игру «Найди пару»





за игру «Логикон»





постройка графиков





за сообщение





за ответ на тему: «Энергетический обмен углеводов»





за лабораторный опыт





за ответы на вопросы





выводы





Общая оценка

















Приложение № 8

Обратная связь - «Кубик» учащиеся выбрасывают кубик, на гранях которого содержатся вопросы:



Что было трудно?

Что не удалось на уроке?

Почему я ошибся?

Что было непонятно?

Что было интересного?

Что было полезного и нужного?

Что получилось лучше всего?



Сегодня я понял… …

Теперь я могу… …

Я приобрёл… …

Меня удивило… …

Я попробую… …

Мне захотелось… …











При создании разработки использовались материалы:



1) И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова. Биология: 9 класс (учебник) М.: издательств «Вентана-Графа», 2019. - 272 с.

2) Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия: 9 класс (учебник). М. издательство «Просвещение», 2019. - 208стр.

3) А.В. Кулев. Общая биология, 11класс. С-П.: издательство «Паритет», 20001. - 192 с. (Серия «Поурочное планирование».)

4) М.М. Гуменюк. Биология по учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, 9 кл. Волгоград: издательство «Учитель», 2006. 331с. (Серия «Поурочное планирование».)

5) В.И. Сивоглазов, Т.С. Сухова, Т.А.Козлова. Биология: общие закономерности, книга для учителя. М.: издательство «Школа – Пресс», 1996. – 184с.

6) Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор. Биология. М.: издательство «Мир», 1993. 374с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!