Орг. момент | -Здравствуйте, дети! Садитесь. Меня зовут Дарья Сергеевна и урок письма сегодня проведу у вас я. -На парте у вас должна быть чудо-пропись и пенал. -Очень тихо садятся девочки, затем мальчики. -Ноги поставьте ровно, руки перед собой, спина прямая. - Ребята, скажите, чему вы учитесь на уроках письма? - Зачем нам надо уметь правильно и красиво писать? - Поднимите руки те, кто готов быть внимательным? Кто готов быть старательным? Кто готов быть аккуратным? - Молодцы! Вперед к цели! | Приветствуют учителя Проверяют готовность к уроку Красиво и правильно писать Чтобы в жизни было легче | Фронтальная, речь учителя |
Актуализация знаний | - Сегодня мы будем учиться писать заглавную букву Ч, слова и предложения с этой буквой. Поможет нам в этом сказочный герой, внимательно слушайте загадку: Он был когда-то «странной Игрушкой безымянной», Пока зелёный крокодил Его к себе не пригласил. - О ком идёт речь? - Из какой сказки этот герой? - Кто написал этот рассказ? - Почему именно Чебурашка пришёл к нам на урок? - Давайте вспомним, с какой необычной буквой мы работали на уроке чтения? - Какой звук обозначает буква ч? -Какой он? | Слушают загадку О Чебурашке Крокодил Гена и его друзья Эдуард Успенский Его имя начинается на букву Ч Буква ч Звук [ч’] Согласный, глухой, всегда мягкий | Фронтальная, речь учителя |
Постановка учебной задачи | -Однажды Чебурашка пошёл в гости к крокодилу Гене. По дороге встретилась ему, угадайте кто? У меня четыре ножки, Хвостик маленький совсем, Я шагаю по дорожке, Тороплюсь скорей к воде. Постою и отдохну, В клеточку рубаха И в прохладную волну, Сходу – … -Так как Чебурашка очень добрый, то он помог старой черепахе дойти к воде. Она за это ему дала заглавную букву Ч. -Ребята, зачем Чебурашке нужна заглавная буква Ч? -Чтобы написать имя Чебурашка, надо научиться писать заглавную букву Ч. | Отгадывают загадку Черепаха Нужна, чтобы написать своё имя. Имена пишутся с заглавной буквы | Фронтальная, речь учителя |
Изучение нового | -Цель нашего урока - научиться писать заглавную букву Ч. - Откройте прописи на странице 7. -На какую букву она похожа? -Из каких элементов состоит заглавная буква Ч? -Вспомним правила посадки за партой: спина ровная, ноги под столом стоят на полной стопе, тетрадь лежит под наклоном. Пальчиковая гимнастика Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать. А потом они в тетради будут элемент писать. (Дети вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, а затем их разжимают. Так повторяется несколько раз.) Пальчик вышел погулять, ключ забыл с собою взять. Что он делает теперь? Просто он стучится в дверь. (Ребята растопыривают пальцы, а затем начинают одновременно сгибать каждые пальцы на обеих руках одновременно, касаясь подушечками соответствующей ладони.) - Ребята, посмотрите, чем отличается печатная от прописной заглавная буква Ч? -Я буду показывать вам на доске, как пишется прописная заглавная буква Ч, а вы слушайте и смотрите внимательно. В средней третьей части дополнительной строки выписываем петельку, после поворота ручки опускаемся по наклонной линии до верхней линеечки рабочей строки, выполняем поворот на месте и поднимаемся по крючку до середины верхней части буквы, пишем “секрет”, по “секрету” прямая наклонная линия вниз, поворот на месте, крючок до середины. -Теперь все вместе в воздухе напишем букву Ч. Физкультминутка Чебурашка потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел – Гену видно не нашел. Чтобы Гену нам достать, На носочки нужно встать. | У Состоит из крючка с поворотом, наклонной линии, качалочки, секрета, длинной наклонной и крючковой линии до середины строки Садятся правильно за партой Выполняют перед письмом пальчиковую гимнастику Более круглая, плавная Смотрят как учитель прописывает букву на доске Слушают объяснение буквы Пишут в воздухе букву Ч | Фронтальная, речь учителя |
Первичное закрепление | -Пишем на 1 и 2 строчке букву Ч. Подчеркните букву, которая получилась у вас лучше всего. - На строчке ниже у нас две буквы ч, заглавная и строчная. Они соединены крючковой линией. - Обводим по линиям (пунктирам), потом самостоятельно до конца. (Соединение показываю на доске) - Дети, посмотрите ниже у нас написаны слова с заглавной буквы. Почему именно так? Чукотка – Чукотский Автономный округ. Расположен на крайнем северо-востоке России. Климат здесь суровый. Чукотка – земля, где рождается новый день. Это прекрасный и суровый край, край уникальной культуры и вековых традиций, край завораживающей природы. Здесь можно наблюдать северное сияние. -Ребята, после буквы Ч мы должны написать букву у. Хотя, звук Ч мягкий и по правилам нужно писать букву Ю, но буква Ч и буква Щ являются исключением. Сочетание чу-щу нужно писать с буквой У. -Наш язык развивается, меняется и давным - давно звуки Ч и Щ были твердыми, поэтому после них писали буквы, которые обозначают твердость, предшествующего согласного звука - букву У и букву А. Но людям стало со временем неудобно произносить эти звуки твердо, их стали произносить мягко, а правило написания осталось. Звук т является парным по глухости звуку д. И в слове чукотка мы можем ошибиться и написать букву д. Проверить букву т нельзя. Ее написание нужно запомнить. -Ребята, смотрим внимательно - я показываю, как списывать слово. Заглавная буква, пишу Чу, гласная у, ко, гласная о, т, ка, гласная а. Проверяю - Чу-кот-ка. Спишите слово, проговаривая. -Написали, переходим к следующей строчке. Слово ученик пишем до конца строки. -Ребята, разделим на слоги - у-че-ник. Сколько слогов? Какой ударный? Какие звуки слышим? Ребята, слышим звук и, а написать должны букву е. Почему так? -Ребята, мы говорим - учЕние или учИние? Верно. УчЕние, поэтому пишу букву е в слове ученик. Это ошибкоопасное место. Я пишу на доске и проговариваю, Вы смотрите. Теперь Вы пишите в прописи -В слове чтение есть ошибкоопасные места? Верно. Я пишу слово на доске и проговариваю. Теперь Вы пишите в прописи и проговариваете. -Ребята, ниже Чебурашка написал предложение неверно. Чему учат на уроке чтения. Какую ошибку допустил Чебурашка? Верно, нет вопросительного знака. Ведь это предложение мы произносим с вопросительной интонацией. Поставьте нужный знак. Сколько слов в предложении? Слова пишутся слитно или раздельно? Почему в начале заглавная буква? -Обведите предложение по пунктирной линии. -Давайте составим предложение ответ. -Сколько слов в предложении? Как напишем первое слово? Все слова пишем слитно или раздельно? Верно, раздельно. Какой знак ставим в конце. Верно, точку. В этом предложении сообщается факт. -Давайте запишем ответ на строчке ниже. Кто может сам записать ответ? Записывайте. Остальные со мной. Я пишу на доске, вы смотрите, потом пишите в тетради. Пишу На. Заглавная буква На, гласная а. Пишу слово уроке - у-ро-гласная о, ке- гласная е, отступаю. Пишу слово чтения. чте-гласная е- ни-гласная и-шалашик-я. Отступаю учат - у-ча-ча-ща пиши с буквой а - гласная а, т. Отступаю. Читать. чи-гласная и, та -гласная а - ть - мягкий знак. (кручок с закруглением) -Ставлю точку. Проверяю, что написала. Верно написала? -Ребята, читаем слова на следующей строчке. В каких словах есть буква ч? Давайте их спишем. Час. Ребята, какое ошибкоопасное место? Верно. Ча-ща пишу с буквой а. -Пишу ниже слово час, проговариваю - ча-гласная а-с. Проверяю то, что написала - час. Читаю следующее слово.... Прочитайте пословицу, которая написана ниже? Что она означает? Потренируйтесь дома в письме - пропишите по пунктиру эту пословицу | Работают в чудо – прописях Смотрят как писать слово 3 слога, НИК, у-ч-э-н-и-к Учение Да Не поставил знак вопроса 5, раздельно, начало предложения На уроке чтения учат читать. 5, с заглавной буквы, раздельно, точку да | Фронтальная, речь учителя |