_________________________________________________________________________________
Тема: Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями
Цели: развивать умение выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать уравнения, задачи с величинами «скорость», «время», «расстояние».
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями; выполнять преобразования единиц измерения, используя соотношения между ними; устанавливать аналогии; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
Необычный день у нас,
и гостями полон класс.
Что гостям сказать нам надо?
-Видеть вас мы очень рады!
II. Актуализация знаний
1. Устный счет Игра «Молчанка»
(Учитель показывает пропуск, учащиеся поднимают карточку с ответом.)
Множитель | 25 | 8 | | 56 | | | 50 | | 13 |
Множитель | | 36 | 24 | 4 | 3 | 12 | 24 | 60 | 70 |
Произведение | 125 | | 72 | | 111 | 96 | | 120 | |
2. Задание на смекалку
- Найдите в каждом ряду лишнее число и объясните, чем оно отличается от остальных.
• 2, 3, 6, 7, 11, 8. (11 — двузначное число.)
• 18, 12, 3, 29, 45, 28. (3 — однозначное число.)
- 10, 200, 3000, 36, 40, 500. (36 - не круглое число.)
• 172, 162, 152, 132, 145, 182. (145 — число единиц выражено цифрой 5, а у остальных чисел — цифрой 2.)
• 3, 6, 9, 11, 15, 18. (11 — число не кратно 3.)
3. Игра «Переправься через болото»
- Вам предстоит переправиться через болото по кочкам. Выбирать нужно ту точку, где первое число является ответом предыдущего примера.
4. Блицтурнир
Лыжник пробежал 50 км за 5 ч. с какой скоростью он двигался?
Расстояние между городами 120 км. Поезд едет со средней скоростью 60км/ч. За какое время он преодолеет это расстояние?
III. Самоопределение к деятельности
- Рассмотрите примеры.
207-80 236-400 8031-2000
- Чем похожи примеры?
- Как выполнить умножение?
- О чем нужно помнить при записи примеров столбиком?
- Решите примеры.
(Три ученика работают у доски.)
- Сформулируйте задачи урока. (Поупражняться в письменном умножении на числа, оканчивающиеся нулями.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Решите примеры на с. 14.
(Два ученика с места комментируют решение.)
№47 (с. 14).(Самостоятельное выполнение. Шесть учеников работают у доски. Взаимопроверка.)
№48 (с. 14).
- Прочитайте задачу.
- Что значит «с каждого квадратного метра»? (С 1м2 в первой теплице собирали по 32 кг овощей, а во второй - по 28 кг овощей.)
- Как узнать общее количество овощей, собранных в первой теплице?
- Как узнать общее количество овощей, собранных во второй теплице?
- Запишите решение задачи выражением. (32 • 400 + 28 • 300 = 21200 (кг).) (Тем, кто испытывает затруднения, учитель предлагает заполнить таблицу.)
| Количество овощей с 1 м2 | Площадь теплицы | Общее количество овощей |
Первая теплица | 32 кг | 400 м2 | 9 | } |
Вторая теплица | 28 кг | 300 м2 | ? | |
(Тем, кто справится с задачей быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 14 -ребус).)
№ 51 (с. 14).(Устное выполнение.)
- Прочитайте задачу 1. Рассмотрите чертеж.
- Что сказано о времени движения? (Они выехали в 9ч и встретились в 11 ч.)
- Значит, они выехали одновременно. Как узнать, сколько часов они были в пути? (11 — 9 = 2 (ч).)
- Прочитайте задачу 2. Что значит «встретились через 40 мин»? (Значит, оба были в пути по 40мин.)
— Чем похожи эти задачи?
- А как вы думаете, почему флажок, т. е. место встречи, на первом чертеже находится на середине отрезка, а на втором - ближе к велосипедисту? (В первой задаче говорится о велосипедистах, их скорость одинаковая. А во второй задаче речь идет о мотоциклисте и велосипедисте. Скорость мотоциклиста больше, значит, за один и тот же промежуток времени он проедет больше, чем велосипедист.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№50 (с. 14).
- Прочитайте задание.
— Какие единицы измерения можно сравнивать? (Одинаковые.)
— Как поступить, если даны разные мерки? (Надо перевести единицы длины, массы, времени, площади в другие: мелкие — в более крупные или крупные — в более мелкие, используя соотношения между ними.)
— Выполните необходимые преобразования и сравните величины.
(Проверка. Один ученик читает ответы. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 52 (с. 14).)
VII. Рефлексия
(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учебник, с. 14). Взаимопроверка.) Ответ: 16 400.
Вырази в указанных единицах измерения.
6ц5кг = □ кг 6 дм2 5 см2 = □ см2
7 т 45 кг = □ кг 7 м2 45 см2 = □ см2
6м5см = □ см 6ч5 мин = □ мин
7 км 45 м = □ м 7 мин 45 с = □ с
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие умения мы совершенствовали сегодня на уроке?
— Что надо помнить, выполняя умножение чисел, оканчивающихся нулями, столбиком?
— Какое задание было самым интересным?
— Какие затруднения вы испытывали?
— С каким чувством вы уходите с урока?
Домашнее задание
Учебник: № 49 (с. 14)