Конспект урока математики
" Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями"
4 класс
Урок 84
Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями
Цели: способствовать развитию умений применять алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, когда в частном есть нули, решать задачи на движение, развитию вычислительных навыков.
Планируемые результаты:
Предметные: закрепят алгоритм письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями, умение решать задачи на движение.
Метапредметные: регулятивные:
- в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу, принимать и сохранять её;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять контроль по результату; оценивать правильность выполнения заданий;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.
познавательные:
- осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных и поисково-творческих заданий;
коммуникативные:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные:
- способствовать пониманию значения математических знаний в собственной жизни;
- способствовать формированию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу;
- способствовать формированию ориентации на понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителя, товарищей;
- формировать способность к оценке своей учебной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация Power Point к уроку,карточки.
Литература: 1. Математика, учебник для 4 класса начальной школы. Часть 2. Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. Москва, «Просвещение», 2014 год.
2. Поурочные разработки по математике. 4 класс. Автор: О.И.Дмитриева. Москва, «Вако», 2014 год.
Ход урока.
Организационный момент
Известный русский математик и педагог Алексей Иванович Маркушевич сказал:
«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели»
-Эти слова будут эпиграфом нашего сегодняшнего урока.
-Как вы их понимаете?
-Какова же цель нашего урока?
А для этого нам сегодня понадобятся:
-внимательные глаза, чуткие уши, ловкие руки, сообразительные головы. И, конечно же, хорошее настроение!
2. Минутка чистописания
- Откройте, пожалуйста тетради и запишите:09 февраля. Классная работа.
На доске ряд чисел: 50025, 60136, 70247, 80358, 90469, 100580
- Прочитайте числа. По какому принципу построен данный ряд?
- Найдите «лишнее» число. (100580).
- Докажите.
- Сколько в нем всего тысяч? Сотен? Десятков?
- Пропишите всю строку данное число, правильно записывая в клетке каждую цифру.
II. Актуализация знаний
1. Устный счет. Игра "Эстафета".
Соревнование по рядам. Каждый ряд получает карточку с выражениями на умножение и деление. Ученик находит значение одного выражения и передает карточку следующему. Выигрывает ряд, быстрее других выполнивший задание и допустивший наименьшее количество ошибок.
900 : 3
300 * 2
600 : 100
150 * 6
900 : 9
100 * 81
8100 : 100
1500 : 3
2. Работа над задачами
Учитель читает задачи, учащиеся записывают только ответы.
Собранные в саду яблоки разложили в ведра по 10 кг в каждое, при этом понадобилось 20 ведер. Сколько килограммов яблок собрали? (200 кг)
Автомат упаковывает 60 пачек эскимо за минуту, в каждую минуту поровну. Сколько пачек эскимо автомат упакует за 9 минут? (540 пачек)
В булочной до обеда продали 350 батонов, а после обеда - 560 батонов. Сколько всего батонов продали за день? (910 б.)
На товарной станции разгрузили 72 вагона с овощами, а с фруктами в 3 раза меньше. Сколько вагонов с фруктами разгрузили? (24 в.)
В математической олимпиаде участвовали 320 школьников. Они сидели в 8 комнатах, причем во всех комнатах было одинаковое количество человек. Сколько школьников было в одной комнате? (40 ш.)
В магазин привезли 240 букетов роз и 120 букетов гвоздик. На сколько больше привезли букетов роз, чем букетов гвоздик? (На 120 б.)
ЕСЛИ СПРАВИЛСЯ ПРАВИЛЬНО СТАВИМ +
III. Пробное учебное действие и локализация индивидуальных затруднений
- Выполните деление. (Слайд 3.)
47360 : 80
23070 : 40
425400 : 600
43600 : 40
- Проверьте себя. (Слайд 4)
- Кто выполнил правильно?
- В каких примерах допустили ошибки?
- Что вызвало затруднения?
IV. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений
- Сформулируйте задачи урока.
- Давайте вспомним алгоритм письменного деления. (Слайд 5)
Алгоритм.
Определяем первое неполное делимое.
Определяем количество цифр в частном.
Выполняем деление. Записываем первую цифру в частное.
Проверяем умножением.
Вычитаем.
Сравниваем остаток с делителем.
Определяем второе неполное делимое.
Выполняем те же действия, что и в пунктах с 3 по 6, пока не разделим все единицы.
Читаем ответ.
- Как вы думаете, когда при выполнении деления в частном могут появиться нули?
- Какой шаг алгоритма деления обязателен для предупреждения ошибок?
V. Реализация построенного проекта, обобщение затруднений во внешней речи
с. 30 № 110.
Первый и второй столбик - коллективно, с комментированием у доски.
с. 30 № 111.
Первые три примера - коллективно, с комментированием.
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда, все дружно встали!
Ногами потопали,
Руками похлопали.
Вправо ниже наклоняйся. (4 наклона)
Влево тоже наклоняйся. (4 наклона)
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глаза крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем. Поморгаем.
И решать мы продолжаем.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
с. 30 № 110.
Третий столбик - самостоятельно.
с. 30 № 111.
Четвертый пример - самостоятельно.
Самопроверка. Самооценка. (Слайд 7)
- У кого возникли трудности? В чем причина?
VII. Практическая деятельность.
с. 30 № 113.
- Прочитайте задачу.
- Выполните краткое условие к задаче. Что известно?
- Что нужно узнать?
Скорость | Время | Расстояние |
? | 8 мин | 96км |
? на 2 больше | 40 мин | ? км |
- Как узнать скорость?
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
- Как мы можем узнать расстояние?
- Запишите решение самостоятельно.
1) 96: 8 =12 (км/ мин) - скорость;
2) 12+ 2= 14 (км /мин)
3)14* 40= 560 (КМ)
Ответ: 560 КМ метров
Работа в парах.
Проверка. Несколько учеников выполняют чертежи на доске, комментируют решение. Самооценка.
VIII. Рефлексия деятельности.
- Какие задачи ставили в начале урока?
- Когда при выполнении деления в частном могут появиться нули?
- Какой шаг алгоритма деления обязателен для предупреждения ошибок?
1. На уроке я работал | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я | не устал / устал |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
Домашнее задание
(Слайд 9)
С. 30 №112 ,114 (ПОД ЧЕРТОЙ).