СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Письменная речь: основные жанры письменной речи. Презентация.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Письменная речь: основные жанры письменной речи. Презентация.»

Восьмое октября. Классная Работа. Письменная речь: основные жанры письменной речи.

Восьмое октября.

Классная Работа.

Письменная речь: основные жанры письменной речи.

Устная речь предполагает отношения «говорящий- слушающий», что создаёт коммуникативную ситуацию. Письменная речь не зависит от непосредственного контакта автора и адресата, поэтому иные цели и построение речи.
  • Устная речь предполагает отношения «говорящий- слушающий», что создаёт коммуникативную ситуацию.
  • Письменная речь не зависит от непосредственного контакта автора и адресата, поэтому иные цели и построение речи.
Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная. Интонация автора передаётся с помощью знаков препинания.  Казнить нельзя помиловать
  • Письменная речь – это речь зафиксированная, графически оформленная, написанная или напечатанная.
  • Интонация автора передаётся с помощью знаков препинания.

Казнить нельзя помиловать

Таким образом, письменная речь - речь, графически закрепленная. Она предварительно обдумывается, ее фрагменты можно неоднократно копировать (тиражирование, чтение). Смысл письменной речи формируется в определенной последовательности вокруг тех или иных тематических центров высказывания. Интонация на письме передается знаками препинания.
  • Таким образом, письменная речь - речь, графически закрепленная. Она предварительно обдумывается, ее фрагменты можно неоднократно копировать (тиражирование, чтение). Смысл письменной речи формируется в определенной последовательности вокруг тех или иных тематических центров высказывания. Интонация на письме передается знаками препинания.
Автор не знает конкретного адресата, но обобщённый образ читателя непременно учитывается. Автор имеет возможность совершенствовать текст, возвращаться к написанному, изменять композицию. Он может спрогнозировать зрительное восприятие.
  • Автор не знает конкретного адресата, но обобщённый образ читателя непременно учитывается.
  • Автор имеет возможность совершенствовать текст, возвращаться к написанному, изменять композицию.
  • Он может спрогнозировать зрительное восприятие.
Текст воспринимается первоначально зрительно. Письменный текст для читателя – это возможность стать непосредственным собеседником с людьми других эпох. Письменный текст дает возможность возвращаться к написанному (ретроспекция). Такой текст даёт нам возможность перечитывать его по отдельным фрагментам, чтобы подобрать цитаты или ради удовольствия.
  • Текст воспринимается первоначально зрительно.
  • Письменный текст для читателя – это возможность стать непосредственным собеседником с людьми других эпох.
  • Письменный текст дает возможность возвращаться к написанному (ретроспекция).
  • Такой текст даёт нам возможность перечитывать его по отдельным фрагментам, чтобы подобрать цитаты или ради удовольствия.
Для письменной речи характерно преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов и др. Синтаксические конструкции усложнены, порядок слов строго подчинен логике
  • Для письменной речи характерно преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов и др. Синтаксические конструкции усложнены, порядок слов строго подчинен логике
Аннотация - краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов: аннотация статьи, монографии. Выписка - выдержка из текста, цитата, то, что выписано из произведения, документа: делать выписки из статей. Заметка - 1. Краткая запись о чем-либо: заметка в блокноте, делать заметки для памяти; 2. Краткое сообщение в печати: газетная заметка. Изложение - пересказ чего-либо (обычно письменно) своими словами: изложение своими словами. Комментарий - толкование, объяснения к тексту: комментарий к статье.
  • Аннотация - краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов: аннотация статьи, монографии.
  • Выписка - выдержка из текста, цитата, то, что выписано из произведения, документа: делать выписки из статей.
  • Заметка - 1. Краткая запись о чем-либо: заметка в блокноте, делать заметки для памяти; 2. Краткое сообщение в печати: газетная заметка.
  • Изложение - пересказ чего-либо (обычно письменно) своими словами: изложение своими словами.
  • Комментарий - толкование, объяснения к тексту: комментарий к статье.
Конспект - краткое, письменное изложение содержания чего-либо: конспект лекции, конспект статьи. Обобщение - общий вывод, сделанный в результате изучения частных явлений: перейти к обобщениям. Описание - сочинение, изложение, в котором описывается что-либо: описание эксперимента.
  • Конспект - краткое, письменное изложение содержания чего-либо: конспект лекции, конспект статьи.
  • Обобщение - общий вывод, сделанный в результате изучения частных явлений: перейти к обобщениям.
  • Описание - сочинение, изложение, в котором описывается что-либо: описание эксперимента.
Письмо - 1. Средство общения с помощью графических знаков, позволяющее фиксировать речь при передаче ее на расстоянии; 2. Написанный текст, посылаемый кому-либо для сообщения чего-либо. План - определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо: план статьи. Резюме — краткое изложение речи, статьи, краткий вывод.
  • Письмо - 1. Средство общения с помощью графических знаков, позволяющее фиксировать речь при передаче ее на расстоянии; 2. Написанный текст, посылаемый кому-либо для сообщения чего-либо.
  • План - определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо: план статьи.
  • Резюме — краткое изложение речи, статьи, краткий вывод.
Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи (статей), а также доклад с таким изложением: написать реферат статьи. Рецензия - критическая оценка научного, художественного и др. сочинения, спектакля, фильма: рецензия на спектакль.
  • Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи (статей), а также доклад с таким изложением: написать реферат статьи.
  • Рецензия - критическая оценка научного, художественного и др. сочинения, спектакля, фильма: рецензия на спектакль.
Статья - научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете: статья на тему... Тезис - 1. Основная мысль, положение, доказываемое в каком-либо сочинении, в речи: выдвинуть тезис; 2. Тезисы (мн.ч.) – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции: тезисы доклада.
  • Статья - научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете: статья на тему...
  • Тезис - 1. Основная мысль, положение, доказываемое в каком-либо сочинении, в речи: выдвинуть тезис; 2. Тезисы (мн.ч.) – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции: тезисы доклада.
План - самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы, освещенные в выступлении, в сочинении, в параграфе, статье. При составлении плана необходимо разделить текст на части и уловить связь между этими частями. К каждой части ставится вопрос (вопросительный план) или дается заглавие в виде короткого назывного предложения (назывной план). Если предложения взяты из текста, план называется цитатным. Формулируя заголовки, надо обдумать содержание каждой составной части, найти ее основную мысль. При составлении сложного плана текст делится на крупные части, а каждая часть - на более мелкие.
  • План - самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы, освещенные в выступлении, в сочинении, в параграфе, статье.
  • При составлении плана необходимо разделить текст на части и уловить связь между этими частями. К каждой части ставится вопрос (вопросительный план) или дается заглавие в виде короткого назывного предложения (назывной план). Если предложения взяты из текста, план называется цитатным. Формулируя заголовки, надо обдумать содержание каждой составной части, найти ее основную мысль. При составлении сложного плана текст делится на крупные части, а каждая часть - на более мелкие.
Тезисы — кратко сформулированные основные положения текста. Они передают основные положения текста в той логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли, но может не совпадать с последовательностью изложения материала в тексте. Для составления тезисов необходимо, прежде всего, внимательно прочитать текст, продумать его содержание, найти проследить главные положения. Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуется).
  • Тезисы — кратко сформулированные основные положения текста. Они передают основные положения текста в той логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли, но может не совпадать с последовательностью изложения материала в тексте. Для составления тезисов необходимо, прежде всего, внимательно прочитать текст, продумать его содержание, найти проследить главные положения.
  • Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуется).
Конспект - самая развернутая форма записи. Конспект должен соответствовать плану текста. Поэтому сначала составляется план, а потом пишется конспект. Из каждой части текста записываются те мысли, факты, которые раскрывают смысл теста, его заголовок. Детали при котором опускаются.
  • Конспект - самая развернутая форма записи. Конспект должен соответствовать плану текста. Поэтому сначала составляется план, а потом пишется конспект. Из каждой части текста записываются те мысли, факты, которые раскрывают смысл теста, его заголовок. Детали при котором опускаются.
  Форма есть внешнее отражение внутреннего содержания. Поэтому не следует превращать форму в божество. Не нужно больше бороться за форму, когда она способна служить средством выражения внутреннего голоса. Бесполезно видеть в какой-то одной форме спасение.   Эту мысль следует правильно понять. Для каждого художника, для самостоятельно творящего художника то средство выражения является лучшим, которое наилучшим образом воплощает то, что он обязан нам передать. (В.Кандинский).

Форма есть внешнее отражение внутреннего содержания. Поэтому не следует превращать форму в божество. Не нужно больше бороться за форму, когда она способна служить средством выражения внутреннего голоса. Бесполезно видеть в какой-то одной форме спасение.

Эту мысль следует правильно понять. Для каждого художника, для самостоятельно творящего художника то средство выражения является лучшим, которое наилучшим образом воплощает то, что он обязан нам передать. (В.Кандинский).

Задание 2. Выпишите в один столбик слова, в которых произносится [шн], в другой – слова, в которых произносится [чн], укажите варианты. Смазочный, яблочный, конечно, копеечный, месячный, конечный, прачечная, булочная, заочный, добавочный, сердечный, поточный, яичница, командировочный, беспорядочный, полуночник, подсвечник, друг сердечный, аптечный.
  • Задание 2. Выпишите в один столбик слова, в которых произносится [шн], в другой – слова, в которых произносится [чн], укажите варианты.
  • Смазочный, яблочный, конечно, копеечный, месячный, конечный, прачечная, булочная, заочный, добавочный, сердечный, поточный, яичница, командировочный, беспорядочный, полуночник, подсвечник, друг сердечный, аптечный.
Шн –конечно, булочная, яичница. Чн-смазочный, яблочный, копеечный, месячный, конечный, прачечная, заочный, добавочный, сердечный, поточный, командировочный, беспорядочный, полуночник, подсвечник, друг сердечный, аптечный.
  • Шн –конечно, булочная, яичница.
  • Чн-смазочный, яблочный, копеечный, месячный, конечный, прачечная, заочный, добавочный, сердечный, поточный, командировочный, беспорядочный, полуночник, подсвечник, друг сердечный, аптечный.
Задание 3. Произнесите слова правильно. Запишите слова с ударным [ё] в один столбик, слова с ударным [е] – в другой в алфавитном порядке. Дайте толкование лексического значения выделенных слов. Афера, белесый, перышко, береста, одновременно, всплескивать, шофер, забытье, бытие, гренадер, ксендз, планер, околесица, опека, бесхребетный, гравер, острие, жернов, современный, атлет, пересек, поблекнуть, блеф, жердочка, наем, желчь, приведший, зев, поименный, ярем, расседлывать, небытие, оседлость, сметка, желчный, гаер, скабрезный, ременный, двухведерный, расчесывать, ерничать, сек, челн, щелка, заем, свекла, блеклый, житие, тапер, молодежь, никчемный, маневры, новорожденный, обыденный.
  • Задание 3. Произнесите слова правильно. Запишите слова с ударным [ё] в один столбик, слова с ударным [е] – в другой в алфавитном порядке. Дайте толкование лексического значения выделенных слов.
  • Афера, белесый, перышко, береста, одновременно, всплескивать, шофер, забытье, бытие, гренадер, ксендз, планер, околесица, опека, бесхребетный, гравер, острие, жернов, современный, атлет, пересек, поблекнуть, блеф, жердочка, наем, желчь, приведший, зев, поименный, ярем, расседлывать, небытие, оседлость, сметка, желчный, гаер, скабрезный, ременный, двухведерный, расчесывать, ерничать, сек, челн, щелка, заем, свекла, блеклый, житие, тапер, молодежь, никчемный, маневры, новорожденный, обыденный.
[ё]- белёсый, берёста, блёклый, выплёскивать, гравёр, гренадёр, двухведёрный ёрничать, жёлчный, жёрдочка, жёрнов, забытьё, заём, манёвры, молодёжь, наём, никчёмный, остриё, пересёк, пёрышко, поблёкнуть, поимённый, рассёдлывать, расчёсывать, ремённый, свёкла, сёк, скабрёзный, тапёр, чёлн, шофёр, щёлка.
  • [ё]- белёсый, берёста, блёклый, выплёскивать, гравёр, гренадёр, двухведёрный ёрничать, жёлчный, жёрдочка, жёрнов, забытьё, заём, манёвры, молодёжь, наём, никчёмный, остриё, пересёк, пёрышко, поблёкнуть, поимённый, рассёдлывать, расчёсывать, ремённый, свёкла, сёк, скабрёзный, тапёр, чёлн, шофёр, щёлка.
[е]- АтлЕт, афЕра, бесхребЕтный, блеф, бытиЕ, гАер, желчь, зев, ксЕндз, небытиЕ, новорождЕнный, опЕка, обЫденный, одноврЕменно, околЕсица, осЕдлость, плАнер, привЕдший, смЕткажитиЕ, совремЕнный, ярЕм,
  • [е]- АтлЕт, афЕра, бесхребЕтный, блеф, бытиЕ, гАер, желчь, зев, ксЕндз, небытиЕ, новорождЕнный, опЕка, обЫденный, одноврЕменно, околЕсица, осЕдлость, плАнер, привЕдший, смЕткажитиЕ, совремЕнный, ярЕм,
Задание 4. Укажите типичные акцентологические ошибки, допускаемые при произношении следующих слов в просторечной среде.  Алфави́т, бомбардирова́ть, бряца́ть, ве́черя, взгляну́ть, вложи́ть, го́лодно, гренки́, за́гнутый, запле́сневелый, запломбиро́ванный, зубча́тый, и́вовый, кишки́, кичи́ться, клешни́, коклю́ш, кра́шение, креме́нь, ломо́та, наве́рх, попе́рчить, на́чатый, пи́хтовый, ки́рзовый, подбодри́ть, полчаса́, прида́ное, рыхли́ть, сверли́ть, обеспе́чение, хода́тайствово, удо́бнее, краси́вее, я́годица, хозя́ева, сре́дства, флюорогра́фия, свё́кла, щаве́ль, то́рты.
  • Задание 4. Укажите типичные акцентологические ошибки, допускаемые при произношении следующих слов в просторечной среде.
  • Алфави́т, бомбардирова́ть, бряца́ть, ве́черя, взгляну́ть, вложи́ть, го́лодно, гренки́, за́гнутый, запле́сневелый, запломбиро́ванный, зубча́тый, и́вовый, кишки́, кичи́ться, клешни́, коклю́ш, кра́шение, креме́нь, ломо́та, наве́рх, попе́рчить, на́чатый, пи́хтовый, ки́рзовый, подбодри́ть, полчаса́, прида́ное, рыхли́ть, сверли́ть, обеспе́чение, хода́тайствово, удо́бнее, краси́вее, я́годица, хозя́ева, сре́дства, флюорогра́фия, свё́кла, щаве́ль, то́рты.
Спасибо за урок!
  • Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!