Дата:
Класс: 7 «Б»
Урок №2: Периоды исследования материков и океанов
Цели: -называть основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученых;
-показывать маршруты важнейших путешествий;
-объяснять результаты путешествий и научных открытий;
-систематизировать материал по пополнению знаний людей о планете Земля;
-способствовать развитию умений учащихся оценить результат путешествий и исторических открытий.
Оборудование: карта «Великие географические открытия», рисунок 5, с. 12-13 учебника, портреты путешественников и ученых.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Устный опрос по § 1.
III. Объяснение нового материала.
Согласно распространенной ныне теории, первые люди появились миллионы лет назад в Африке и оттуда стали расселяться по всей Земле. Природе человека присуще неодолимое любопытство: ему очень хочется знать, что находится за ближайшим поворотом, что скрывают горы, закрывающие горизонт. Многих мореплавателей и путешественников звали в путь романтика и очарование неведомого, манил в дорогу напев детской песенки: «За горы и долы мы в даль полетим».
Сегодня на уроке мы узнаем имена великих ученых и путешественников, их открытия и исследования. Узнаем, как накапливались географические знания о Земле.
2. Работа с текстом учебника.
Задание. Используя текст учебника, заполните таблицу.
Основные этапы накопления знаний о Земле.
Этапы | Время | Имена известных путешественников | Результаты открытия |
| | | |
Комментарии по ходу работы с таблицей.
-Марко Поло родился в Венеции в 1254 г. 17 лет провел на Востоке в качестве дипломата и специального представителя Хубилай-хана. В 1292 г. морем отправился обратный путь в Венецию. Во время войны с Генуей в 1298 г. был посажен в генуэзскую тюрьму как военнопленный. В 1324 г. умер в своем доме в Венеции.
- Христофор Колумб родился в 1451/2 г. в Генуе, в Италии. С 1476-1485 г. жил в Португалии и на острове Мадейра. В 1485 г. переехал в Испанию, в город Палос-де-ла-Фронтера.
Из доклада Колумба об «Индиях» королю Фердинанду и королеве Изабелле Испанским, 1493 г.: «...они простодушны и настолько свободно относятся ко всему, чем владеют, что в это трудно поверить, пока не увидишь собственными глазами... Я запретил давать им такие бросовые вещи, как осколки стекла, черепки от разбитой посуды и обрывки материи, хотя когда они их получали, впечатление было такое, будто они обрели самое большое в мире сокровище...»
В сентябре 1552 г. корабль под названием «Виктория» бросил якорь в порту Севильи, став первым судном, совершившим кругосветное плавание. Тремя годами раньше он покинул Испанию в составе флота из пяти кораблей, на борту которых находилось 237 человек. На родину вернулось всего 18 мореплавателей, среди них не было инициатора замысла этого плавания - Фернана Магеллана. Он погиб в апреле 1521 г. на Мактане, одном из Филиппинских островов.
Во время своих путешествий, для профилактики цинги, Кук давал матросам кислую капусту. Из дневника капитана Кука: «Сначала матросы отказались есть кислую капусту. Чтобы их к этому приучить, я использовал метод, никогда не подводивший меня в отношении моряков. К каждой трапезе капусту подавали на стол, и я разрешил всем без исключения и офицерам, и морякам брать ее столько, сколько им хотелось».
Анализ рисунка 5 на с. 12-13 учебника.
IV. Домашнее задание: учить записи таблицы; используя рисунок 5 и карту атласа, нанести в контурной карте пути следований великих мореплавателей.