СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический совет. Тема: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет.

Тема: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».

Цель педсовета:

  • Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности
  • Формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет. Тема: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся»»

Педагогический совет.

Тема: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».

Цель педсовета:

  • Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности

  • Формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников

Задачи педсовета:

  • Выявление проблем снижения успеваемости в среднем звене лицея.

  • Анализ результатов исследования уровня мотивации учащихся лицея.

  • Обсуждение методов и форм обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся в подростковом возрасте.

  • Разработка дополнительных мер, направленных на повышение мотивации учащихся.

Функции педсовета:

  • обобщающе-аналитическая, развивающая, обучающая, мотивационно-целевая



Форма проведения: конференция

Повестка дня:

1. Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся

(Лепесбаева С.К., Ахметова Д.Б., Джуматаева Г.К.)

2. Информация об успеваемости и посещаемости за 3-ю четверть. (Алимбекова С.К.)

3. Отчет о работе МО «Поиск» и «Омега». Итоги предметных декад. (руководители МО)

4. Итоги внутришкольного контроля. (Алимбекова С.К.)



Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить

К. Д. Ушинский

Уважаемые коллеги!

Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.

Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?

Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».


Что же такое мотивация?

Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями.

Мотивов великое множество, но нас, прежде всего, интересует учебная мотивация.

Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.

Значение мотивации:

  • Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности;

  • Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;

  • Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету;

  • Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

  • осознание ребенком объективной значимости учения;

  • понимание ребенком субъективной значимости учения.

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Мотив и смысл учения включают в себя:

  • Учёт возрастных особенностей школьников.

  • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.

  • Создание ситуации успеха.

  • Вера учителя в возможности ученика.

  • Формирование адекватной самооценки у учащихся.

  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

Постановка целей учения:

  • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.

  • Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.

  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.

  • Создание ситуации успеха.

  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

Эмоции учения:

  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.

  • Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности.

  • Эмоциональная речь учителя.

  • Применение поощрения или порицания.

  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.

  • Использование игровых технологий.

Интерес учения:

  • Использование нестандартных ситуаций.

  • Нестандартная форма проведения уроков.

  • Использование познавательных и дидактических технологий.

  • Эмоциональная речь учителя.

  • Применение поощрения или порицания.

Типы отношения к учению

  • положительное

  • безразличное

  • отрицательное

Признаки положительного отношения к учению:

  1. Активность учеников в учебном процессе;

  2. Умение ставить перспективные цели;

  3. Умение ставить перспективные цели;

  4. Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности;

  5. Умение преодолевать трудности на пути достижения цели;

  6. Поиск нестандартных способов решения учебных задач.

Признаки отрицательного отношения к учению:

1. Бедность и узость мотивов;

2. Слабая нацеленность на оценку;

3. Неумение ставить цели, преодолевать трудности;

4. Слабая заинтересованность в успехах;

5. Отрицательное отношение к школе, учителям.

Признаки безразличного отношения к учению:

Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.

При подготовке к педсовету было проведено анкетирование учащихся с целью выяснить их мнение о причинах снижения качества успеваемости и возможных путях повышения учебной мотивации.

Учащиеся на первое место среди причин снижения успеваемости ставят – лень. Причины снижения успеваемости они в основном ищут в себе, в своем отношении к учебе. Хочется отметить, что ответы ребят достаточно содержательны и интересны. Они критически относятся к своим успехам и своему развитию. Обращает внимание, что на втором месте – усталость, перегрузка. Вызывают тревогу отношения в семье.

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…

Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.

Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.

Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.



















Механизмы регулирования уровня мотивации



Причины снижения мотивации, зависящие от учителя:

  1. Неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся.

  2. Неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом.

  3. Неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом.

  4. Особенности личности учителя ( не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).

Причины снижения мотивации, зависящие от ученика:

  1. Несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний.

  2. Низкий уровень знаний.

  3. Реже – не сложившиеся отношения с классом.

  4. В единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие.

Влияние родителей на мотивацию:

  1. Чаще хвалить детей за их успехи, тем самим давать стимул двигаться дальше;

  2. Интересоваться делами, учёбой ребёнка;

  3. Объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то не доучил, не доработал;

  4. Помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность.

Пути повышения мотивации:

  • создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса;

  • создание нестандартных ситуаций на уроке;

  • демонстрация достижений учащегося;

  • умение создать на уроке ситуацию успеха;

  • включение ребенка в активные виды деятельности (общественную, учебную, общественно-политическую).

ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ

  • В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения эффективности познавательного процесса.

  • С целью ознакомления с положительным опытом работы по заявленной теме руководителям школьных методических объединений в следующем учебном году спланировать и организовать проведение открытых уроков.

  • Включить в рабочую программу по предметам уроки-экскурсии, уроки на природе.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!