Педагогический совет.
Тема: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».
Цель педсовета:
Способствовать осознанию учителями педагогической проблемы формирования мотивации учения как важнейшей из определяющих результативность образовательной деятельности
Формировать у педагогов установку на использование методов и приемов повышения учебной мотивации школьников
Задачи педсовета:
Выявление проблем снижения успеваемости в среднем звене лицея.
Анализ результатов исследования уровня мотивации учащихся лицея.
Обсуждение методов и форм обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся в подростковом возрасте.
Разработка дополнительных мер, направленных на повышение мотивации учащихся.
Функции педсовета:
Форма проведения: конференция
Повестка дня:
1. Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся
(Лепесбаева С.К., Ахметова Д.Б., Джуматаева Г.К.)
2. Информация об успеваемости и посещаемости за 3-ю четверть. (Алимбекова С.К.)
3. Отчет о работе МО «Поиск» и «Омега». Итоги предметных декад. (руководители МО)
4. Итоги внутришкольного контроля. (Алимбекова С.К.)
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить
К. Д. Ушинский
Уважаемые коллеги!
Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того, чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.
Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?
Учитель должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если мы не можем этого сделать, то «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».
Что же такое мотивация?
Мотив (от лат.) – приводить в движение, толкать. Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
Мотивация - это общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями.
Мотивов великое множество, но нас, прежде всего, интересует учебная мотивация.
Учебная мотивация – это включение в учебную деятельность.
Значение мотивации:
Мотивация является особо важным компонентом учебной деятельности;
Через мотивацию педагогические цели быстрее превращаются в психические цели обучаемых;
Через мотивацию формируется определённое отношение учащихся к учебному предмету;
Через формирование положительной мотивации можно значительно улучшить качественные показатели познавательных процессов.
Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:
Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:
Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.
Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.
Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.
Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Мотив и смысл учения включают в себя:
Учёт возрастных особенностей школьников.
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
Создание ситуации успеха.
Вера учителя в возможности ученика.
Формирование адекватной самооценки у учащихся.
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Постановка целей учения:
Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей учебной деятельности и постановке учебных задач.
Совместный с учащимися выбор средств, адекватных цели.
Выбор действия в соответствии с возможностями ученика.
Создание ситуации успеха.
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
Эмоции учения:
Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке.
Использование коллективных и групповых форм организации учебной деятельности.
Эмоциональная речь учителя.
Применение поощрения или порицания.
Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий.
Использование игровых технологий.
Интерес учения:
Использование нестандартных ситуаций.
Нестандартная форма проведения уроков.
Использование познавательных и дидактических технологий.
Эмоциональная речь учителя.
Применение поощрения или порицания.
Типы отношения к учению
положительное
безразличное
отрицательное
Признаки положительного отношения к учению:
Активность учеников в учебном процессе;
Умение ставить перспективные цели;
Умение ставить перспективные цели;
Умение предвидеть последствия своей учебной деятельности;
Умение преодолевать трудности на пути достижения цели;
Поиск нестандартных способов решения учебных задач.
Признаки отрицательного отношения к учению:
1. Бедность и узость мотивов;
2. Слабая нацеленность на оценку;
3. Неумение ставить цели, преодолевать трудности;
4. Слабая заинтересованность в успехах;
5. Отрицательное отношение к школе, учителям.
Признаки безразличного отношения к учению:
Имеет те же характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов.
При подготовке к педсовету было проведено анкетирование учащихся с целью выяснить их мнение о причинах снижения качества успеваемости и возможных путях повышения учебной мотивации.
Учащиеся на первое место среди причин снижения успеваемости ставят – лень. Причины снижения успеваемости они в основном ищут в себе, в своем отношении к учебе. Хочется отметить, что ответы ребят достаточно содержательны и интересны. Они критически относятся к своим успехам и своему развитию. Обращает внимание, что на втором месте – усталость, перегрузка. Вызывают тревогу отношения в семье.
Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован…
Формирование мотивации учения - это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро.
Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения.
Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей.
Механизмы регулирования уровня мотивации
Причины снижения мотивации, зависящие от учителя:
Неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку учащихся.
Неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом.
Неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом.
Особенности личности учителя ( не всегда уделяет должное внимание мотивации учащихся).
Причины снижения мотивации, зависящие от ученика:
Несформированность учебной деятельности и, прежде всего, приёмов самостоятельного приобретения знаний.
Низкий уровень знаний.
Реже – не сложившиеся отношения с классом.
В единичных случаях -задержки развития, аномальное развитие.
Влияние родителей на мотивацию:
Чаще хвалить детей за их успехи, тем самим давать стимул двигаться дальше;
Интересоваться делами, учёбой ребёнка;
Объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то не доучил, не доработал;
Помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность.
Пути повышения мотивации:
создание комфортной атмосферы на уроке за счет вовлечения в деятельность всех учащихся класса;
создание нестандартных ситуаций на уроке;
демонстрация достижений учащегося;
умение создать на уроке ситуацию успеха;
включение ребенка в активные виды деятельности (общественную, учебную, общественно-политическую).
ПРОЕКТ РЕШЕНИЯ
В практике педагогической деятельности использовать разнообразные методы и приемы повышения учебной мотивации школьников с целью повышения эффективности познавательного процесса.
С целью ознакомления с положительным опытом работы по заявленной теме руководителям школьных методических объединений в следующем учебном году спланировать и организовать проведение открытых уроков.
Включить в рабочую программу по предметам уроки-экскурсии, уроки на природе.